Структура управления предприятиями индустрии гостеприимства

 

Организационная струк­ту­ра и фор­ма уп­рав­ле­ния пред­п­ри­яти­ем име­ют боль­шое зна­че­ние в ме­нед­ж­мен­те. Бла­го­да­ря дан­ной струк­ту­ре осу­щес­т­в­ля­ет­ся уп­рав­лен­чес­кий про­цесс, при­ни­ма­ют­ся уп­рав­лен­чес­кие ре­ше­ния, про­ис­хо­дит об­мен ин­фор­ма­ци­ей меж­ду ру­ко­вод­с­т­вом, обес­пе­чи­ва­ет­ся вза­имо­дей­с­т­вие сот­руд­ни­ков.

В каж­дом го­су­дар­с­т­ве соз­да­ют­ся спе­ци­аль­ные ор­га­ны по уп­рав­ле­нию ту­риз­мом - на­ци­ональ­ные ту­рис­т­с­кие ад­ми­нис­т­ра­ции (НТА). Эти ор­га­ны фун­к­ци­они­ру­ют для обес­пе­че­ния ре­али­за­ции ту­рис­т­с­кой по­ли­ти­ки го­су­дар­с­т­ва.

Данные ор­га­ны на­хо­дят­ся в пос­то­ян­ной и тес­ной вза­имос­вя­зи с ис­пол­ни­тель­ны­ми и за­ко­но­да­тель­ны­ми ор­га­на­ми го­су­дар­с­т­вен­ной влас­ти всех уров­ней. Они так­же вза­имо­дей­с­т­ву­ют с на­уч­ны­ми и ис­сле­до­ва­тель­с­ки­ми ор­га­ни­за­ци­ями, ту­рис­т­с­ки­ми цен­т­ра­ми, со­юза­ми и ины­ми об­щес­т­вен­ны­ми ор­га­ни­за­ци­ями.

Однако ос­нов­ным зве­ном фор­ми­ро­ва­ния и ре­али­за­ции ту­рис­т­с­кой по­ли­ти­ки яв­ля­ет­ся имен­но НТА, от уси­лий ко­то­рой (сте­пе­ни воз­дей­с­т­вия на дру­гие ор­га­ны го­су­дар­с­т­вен­но­го уп­рав­ле­ния, ини­ци­атив в об­лас­ти за­ко­но­да­тель­с­т­ва, на­ло­го­вой, фи­нан­со­вой, эко­но­ми­чес­кой и со­ци­аль­ной сфер) за­ви­сят ус­пех или не­уда­ча ту­рис­т­с­кой по­ли­ти­ки го­су­дар­с­т­ва.

В си­лу ря­да фак­то­ров по­ли­ти­чес­ко­го и эко­но­ми­чес­ко­го ха­рак­те­ра в ми­ро­вой прак­ти­ке су­щес­т­ву­ют раз­лич­ные на­ци­ональ­ные сис­те­мы ор­га­ни­за­ции, уп­рав­ле­ния и ре­гу­ли­ро­ва­ния ту­риз­ма. С оп­ре­де­лен­ной до­лей ус­лов­нос­ти мож­но го­во­рить о трех мо­де­лях го­су­дар­с­т­вен­но­го уп­рав­ле­ния ту­риз­мом.

Все ос­но­во­по­ла­га­ющие про­цес­сы ор­га­ни­за­ции за­ви­сят от фор­мы уп­рав­ле­ния ор­га­ни­за­ци­ей и ее ор­га­ни­за­ци­он­ной струк­ту­ры. Для нор­маль­но­го фун­к­ци­они­ро­ва­ния ор­га­ни­за­ции не­об­хо­ди­мо обес­пе­чить сво­ев­ре­мен­ность, ка­чес­т­вен­ность и эф­фек­тив­ность уп­рав­ле­ния. Имен­но по этим при­чи­нам ру­ко­во­ди­те­ли и ме­нед­же­ры ту­рис­ти­чес­ких ор­га­ни­за­ций очень вы­со­ко оце­ни­ва­ют важ­ность дан­ных воп­ро­сов.

В нас­то­ящее вре­мя в рос­сий­с­кой ин­дус­т­рии гос­теп­ри­им­с­т­ва гос­ти­нич­ным пред­п­ри­яти­ям не­об­хо­ди­мо це­ле­нап­рав­лен­но про­во­дить ор­га­ни­за­ци­он­ные из­ме­не­ния, вы­би­рать оп­ти­маль­но выс­т­ро­ен­ную ор­га­ни­за­ци­он­ную струк­ту­ру и фор­му уп­рав­ле­ния гос­ти­ни­цей. По­доб­ная не­об­хо­ди­мость выз­ва­на вы­со­кой кон­ку­рен­ци­ей в дан­ном сек­то­ре, а так­же пос­то­ян­но из­ме­ня­ющи­ми­ся ус­ло­ви­ями эко­но­ми­ки и пот­реб­нос­тя­ми пот­ре­би­те­лей.

Организационная струк­ту­ра - это сос­тав, вза­имос­вязь и со­под­чи­нен­ность уп­рав­лен­чес­ких под­раз­де­ле­ний и дол­ж­нос­тей ор­га­ни­за­ции. Ее сущ­ность, как уже бы­ло ска­за­но, про­яв­ля­ет­ся в пра­виль­ном рас­п­ре­де­ле­нии прав и обя­зан­нос­тей меж­ду ра­бот­ни­ка­ми гос­ти­нич­но­го пред­п­ри­ятия.

Среди ос­нов­ных нап­рав­ле­ний ор­га­ни­за­ци­он­ной струк­ту­ры мож­но вы­де­лить:

1) раз­де­ле­ние тру­да;

2) оп­ре­де­ле­ние за­дач и обя­зан­нос­тей ра­бот­ни­ка;

3) оп­ре­де­ле­ние ро­лей и вза­имо­от­но­ше­ний.

Главной за­да­чей лю­бо­го гос­ти­нич­но­го пред­п­ри­ятия яв­ля­ет­ся ус­та­нов­ле­ние вза­имо­от­но­ше­ний, пол­но­мо­чий, ко­то­рые пред­с­тав­ля­ют со­бой свя­зу­ющее зве­но меж­ду ру­ко­вод­с­т­вом и низ­ши­ми уров­ня­ми ра­бот­ни­ков. Эти от­но­ше­ния ус­та­нав­ли­ва­ют­ся пос­ред­с­т­вом де­ле­ги­ро­ва­ния, оз­на­ча­юще­го пе­ре­да­чу пол­но­мо­чий и обя­зан­нос­тей ли­цу, ко­то­рое при­ни­ма­ет их на се­бя и не­сет от­вет­с­т­вен­ность за их вы­пол­не­ние. Для дос­ти­же­ний це­лей и эф­фек­тив­ной ра­бо­ты ру­ко­вод­с­т­во дол­ж­но рас­п­ре­де­лить обя­зан­нос­ти так, что­бы впос­лед­с­т­вии по­лу­чен­ный ре­зуль­тат был про­дук­тив­ным. Но ес­ли за­да­чи не бу­дут де­ле­ги­ро­ва­ны, то это оз­на­ча­ет, что ру­ко­во­ди­тель дол­жен бу­дет вы­пол­нить их сам, при­чем в пол­ном объ­еме.

Основные тре­бо­ва­ния к ор­га­ни­за­ци­он­ной куль­ту­ре про­яв­ля­ют­ся в сле­ду­ющем:

1) в спо­соб­нос­ти пе­ре­да­вать са­мо со­дер­жа­ние де­ятель­нос­ти пред­п­ри­ятия и обес­пе­чи­вать фун­к­ци­ональ­ную ра­ци­ональ­ность звень­ев уп­рав­ле­ния;

2) в гиб­кос­ти и уме­нии адап­ти­ро­вать­ся к раз­лич­ным неп­ред­ви­ден­ным си­ту­аци­ям, в том чис­ле и стрес­со­вым;

3) в ми­ни­ми­за­ции чис­ла звень­ев и ко­ли­чес­т­ва пер­со­на­ла;

4) в вы­со­ком уров­не про­фес­си­она­лиз­ма пер­со­на­ла.

Организационная струк­ту­ра под­вер­га­ет­ся про­ек­ти­ро­ва­нию, ко­то­рое осу­щес­т­в­ля­ет­ся свер­ху вниз:

1) раз­де­ле­ние всей ор­га­ни­за­ции на фун­к­ци­ональ­ные бло­ки, ко­то­рые дол­ж­ны со­от­вет­с­т­во­вать нап­рав­ле­ни­ям де­ятель­нос­ти ор­га­ни­за­ции;

2) ус­та­нов­ле­ние вза­имо­от­но­ше­ний меж­ду раз­лич­ны­ми дол­ж­нос­тя­ми;

3) ус­та­нов­ле­ние со­во­куп­нос­ти ко­манд (под­раз­де­ле­ния дро­бят­ся на бо­лее мел­кие бло­ки для их эф­фек­тив­но­го фун­к­ци­они­ро­ва­ния);

4) оп­ре­де­ле­ние ос­нов­ных дол­ж­нос­т­ных обя­зан­нос­тей и по­ру­че­ние их вы­пол­не­ния оп­ре­де­лен­но­му кру­гу лиц.

При раз­ра­бот­ке ор­га­ни­за­ци­он­ной струк­ту­ры лю­бая ком­па­ния гос­ти­нич­ной ин­дус­т­рии ис­поль­зу­ет:

1) спе­ци­али­за­цию ра­бот;

2) де­пар­та­мен­ти­за­цию;

3) оп­ре­де­ле­ние пол­но­мо­чий;

4) раз­мер кон­т­роль­ных фун­к­ций;

5) ме­то­ды ко­ор­ди­на­ции.

При по­мо­щи спе­ци­али­за­ции ре­ша­ет­ся воп­рос о це­ле­рас­п­ре­де­ле­нии за­дач меж­ду ра­бот­ни­ка­ми. При сла­бой спе­ци­али­за­ции все ра­бот­ни­ки не­сут от­вет­с­т­вен­ность за все или поч­ти все воп­ро­сы. Ор­га­ни­за­ци­он­ная струк­ту­ра раз­ра­ба­ты­ва­ет­ся на ос­но­ва­нии це­ле­вых за­дач и фун­к­ци­ональ­ных обя­зан­нос­тей ра­бот­ни­ков пред­п­ри­ятия.

К це­ле­вым фун­к­ци­ям мож­но от­нес­ти:

1) при­ем и раз­ме­ще­ние гос­тей;

2) про­из­вод­с­т­во пи­та­ния;

3) про­да­жу и бро­ни­ро­ва­ние но­ме­ров;

4) мар­ке­тинг;

5) ор­га­ни­за­цию де­ло­вых встреч и кон­фе­рен­ций.

К фун­к­ци­ональ­ным мож­но от­нес­ти сле­ду­ющие фун­к­ции:

1) обес­пе­че­ние бе­зо­пас­нос­ти;

2) ин­же­нер­ное обес­пе­че­ние;

3) бух­гал­тер­с­кий учет;

4) ад­ми­нис­т­ра­тив­ную де­ятель­ность.

В оте­лях или гос­ти­ни­цах есть ли­ней­ные ме­нед­же­ры, за­ни­ма­ющи­еся тру­до­вой де­ятель­нос­тью в служ­бе раз­ме­ще­ния, про­из­вод­с­т­ве пи­та­ния и на­пит­ков.

При раз­ра­бот­ке ор­га­ни­за­ци­он­ной струк­ту­ры боль­шое зна­че­ние име­ет ко­ли­чес­т­во уров­ней в иерар­хии уп­рав­ле­ния. При­мер пос­т­ро­ения «вер­ти­ка­ли влас­ти» при­ве­ден в схе­ме 1.

Схема 1

 

При струк­ту­ре, при­ве­ден­ной на схе­ме 1, каж­дый сот­руд­ник ор­га­ни­за­ции дол­жен знать, ка­кое мес­то он за­ни­ма­ет в ней. Для эф­фек­тив­но­го уп­рав­ле­ния по­доб­ной ор­га­ни­за­ци­ей тре­бу­ет­ся чет­кое рас­п­ре­де­ле­ние обя­зан­нос­тей меж­ду ра­бот­ни­ка­ми.

Не ме­нее важ­на и вер­ти­каль от­но­ше­ний меж­ду ру­ко­вод­с­т­вом и ины­ми струк­ту­ра­ми ор­га­ни­за­ции (см. схе­му 2).

Схема 2

 

В схе­ме 2 ру­ко­вод­ство - ру­ко­во­ди­тель (на­чаль­ник, ди­рек­тор).

Функциональная струк­ту­ра - это от­де­лы, обес­пе­чи­ва­ющие нор­маль­ное фун­к­ци­они­ро­ва­ние ру­ко­вод­с­т­ва (бух­гал­те­рия, от­дел кад­ров и т. д.).

Вспомогательная струк­ту­ра - это от­де­лы, обес­пе­чи­ва­ющие нор­маль­ную ра­бо­ту фун­к­ци­ональ­ных под­раз­де­ле­ний (ре­мон­т­ная служ­ба и т. д.).

В гос­ти­ни­цах су­щес­т­ву­ет чет­кое раз­де­ле­ние на от­де­лы:

1) служ­ба уп­рав­ле­ния но­мер­ным фон­дом;

2) служ­ба про­из­вод­с­т­ва пи­та­ния;

3) от­дел мар­ке­тин­га и про­даж;

4) бух­гал­тер­с­кий от­дел.

Менеджеры всех от­де­лов ор­га­ни­за­ции под­чи­ня­ют­ся ге­не­раль­но­му ди­рек­то­ру (ге­не­раль­но­му ме­нед­же­ру). Круп­ные от­де­лы ор­га­ни­за­ции мо­гут быть раз­де­ле­ны на бо­лее мел­кие по­дот­де­лы.

При рас­смот­ре­нии струк­ту­ры уп­рав­ле­ния пред­п­ри­яти­ями ин­дус­т­рии гос­теп­ри­им­с­т­ва нуж­но учи­ты­вать, что пра­виль­ное струк­тур­ное раз­де­ле­ние фун­к­ци­ональ­ных пол­но­мо­чий меж­ду раз­лич­ны­ми от­де­ла­ми ор­га­ни­за­ции иг­ра­ет край­не важ­ную роль в эф­фек­тив­ной ра­бо­те дан­но­го пред­п­ри­ятия. Это ве­дет к дос­ти­же­нию це­лей, раз­ра­бот­ке ин­ди­ви­ду­аль­но­го имид­жа, что вле­чет за со­бой по­вы­ше­ние уров­ня по­пу­ляр­нос­ти у кли­ен­тов.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: