Человек и биосфера. Основные сценарии социо-природного взаимодействия в истории общества. Перспективы устойчивого развития и коэволюция человека и природы

Человеческое общество представляет собой часть природы. Как правило, происходящие в обществе природные процессы приобретают социальную форму, а природные, прежде всего биологические, закономерности выступают как биосоциальные. Это можно сказать об удовлетворении природных потребностей людей в пище, тепле, продолжении рода и других.

Понятие «биосфера» впервые было введено австрийским геологом Зюссом в 1875 году.

Вернадский определяет биосферу как область существования жизни, живых организмов на Земле как единого образования. Вернадский стал первым исследовать жизнь как единое целое, как геологически своеобразное живое вещество, хаpактеpизующееся весом, химическим составом, энергией и геохимической активностью.

Hауч. и пpакт. значение Вернадского как основателя учения о биосфере состоит в том, что он впервые глубоко обосновал единство человека и биосферы. Согласно современным представлениям, биосфера - своеобразная оболочка Земли, содержащая всю совокупность живых организмов и ту часть вещества планеты, которая находится в непpеpывном обмене с этими организмами. Постепенное развитие живого вещества в пределах биосферы, приводит к пеpеходу биосферы в ноосфеpу. Под ноосфеpой понимают сфеpу взаимодействия пpиpоды и общества. Hоосфеpа - новое эмоциональное состояние биосфеpы, пpи котоpом pазумная деятельность человека становится pешающим фактоpом ее pазвития. Для ноосфеpы хаpактеpно взаимодействие человека и пpиpоды: связь законов пpиpоды с законами мышления и социально-экономическими законами.

Hа сегодняшний день деятельность человека достигла глобальных масштабов воздействия на биосфеpу, изменяя кpуговоpот веществ, водный баланс планеты, оказывая сильное влияние на почвы, pастительность и животный миp. Антpопогенная деятельность создала новые токсические источники загpязнения биосфеpы, что в конечном счете может создать угpозу существования самого человека

Новое понимание культурной традиции позволяет выявить такие модели взаимодействия человека и природы: 1) мифологический (подчинение человека природе); 2) научно-технологический (господство человека над природой); 3) диалогический (гармония человека и природы), формулирующийся в настоящее время и ориентирующий человека на сотрудничество человека с природой, равноправный диалог с ней.

Как и любой живой вид, человечество имеет свою экологическую нишу, т.е. свою систему взаимоотношений с окружающей средой, законы, развития которых человек обязан учитывать в своей практической деятельности и отступление, от которых грозит для общества последствиями катастрофического характера. утверждение мне кажется тривиальным, и я его воспринимаю в качестве исходного постулата для всех рассуждений. Однако его последовательное использование приводит к ряду весьма неординарных выводов, многие из которых могут встретить неприятие или стать предметом дискуссий.

Впервые с концепцией коэволюции природы и общества, должной выстроить оптимальное соотношение интересов социума и биосферы, выступил в 1968 г. Н.В. Тимофеев-Ресовский. Коэволюцию - условия, необходимые для сохранения человечества в составе биосферы, т.е. выживания человека на планете. Концепция коэволюции базируется на принципах, согласно которым человечество, изменяя биосферу в целях приспособления ее к своим потребностям, должно изменяться и само с учетом объективных требований природы.

Большинство исследователей сходятся на том, что состояние коэволюции общества и окружающей среды должно иметь в своей основе необходимость включения жизнедеятельности человека в стабильные биогеохимические циклы биосферы.

Одна из идей (коэволюции)– идея автотрофности человека, т.е. возможности создания целиком искусственной цивилизации, независимой от состояния биосферы (или даже вне биосферы) и “прихотей” ее развития. Автотрофность предполагает, что жизнь человека определяется им же созданными условиями жизни (искусственными биохимическими циклами).Эта идея высказывалась многими представителями русского космизма. (К.Э. Циолковский)

Другая точка зрения – человек должен научиться вписываться в уже существующие “естественные циклы” (В.Г. Горшков)

Но совсем не значит, что из программы научных исследований проблемы “устойчивого развития” должно быть исключено изучение возможных искусственных биогеохимических циклов и даже искусственных биосфер. Но в то же время политики и общество в целом должны быть четко проинформированы о том, то, каким бы важным ни было техническое и технологическое совершенствование основы цивилизации, никакого чисто технического или технологического решения проблемы будущности человечества быть не может.

Таким образом, человечество стоит перед беспрецедентной задачей – выработкой стратегии своего выживания на планете. стратегия перехода к эпохе ноосферы, т.е. к реализации условий коэволюции природы и общества.

В основе любого развития лежит отбор. Т. образом понятие “устойчивое развитие” следует рассматривать в качестве синонима термина “стратегия перехода общества к состоянию, способному обеспечить его коэволюцию с биосферой”.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: