Традиции и новации в культуре. Проблема преемственнкости в культурном развитии

Развитие любой кул-ры невозможно без механизмов преемств-ти и сохранения традиций. Преемств-ть к-ры- связь между истор-ми периодами развития к-ры, худож-ыми школами, стилями, индив-ыми творческими манерами. Сущность - в наследовании художественно-эстетич. идей, творч-их принц-ов и в сохранении формально-содержательных структур и эл-ов иск-ва, высших духовных достиж-й прошлого. Механизмы преемств-ти опыта поколений, времен и эпох обеспечив-т сохранение к-ых традиций.

К-ра, несомненно, явл-ся сист-ой, причем системой очень сложной, строящейся на принципах самоорганизации. Одних только дефиниций культуры насчитывается более 500. культура – упорядоченная совокупность программ деятельности и поведения, которая объективируется в знаковых системах и передается из поколения в поколение. культура - система исторически развивающихся надбиологических программ человеческой деятельности, поведения и общения, выступающих условием воспроизводства и изменения социальной жизни во всех ее основных проявлениях. Программы деятельности, поведения и общения, составляющие корпус К., представлены многообразием различных форм: знаний, навыков, норм и идеалов, образцов деятельности и поведения, идей и гипотез, верований, социальных целей и ценностных ориентации и т.д. В своей совокупности и динамике они образуют исторически накапливаемый социальный опыт. К. хранит, транслирует и генерирует программы деятельности, поведения и общения людей. В жизни общества они играют примерно ту же роль, что и наследственная информация (ДНК, РНК) в клетке или сложном организме; В основе всякой самоорганизованной системы лежит идея хаоса и порядка, а в культуре такими базовыми понятиями и основаниями, служащими фундаментом для ее самоорганизации, являются понятия традиций и новаций, которые в свою очередь служат движущими силами для динамического развития культуры.

Каждый тип культуры создает свой мир, в основании которого лежит система Трад. Эти Т-ии, как правило, основаны на религиозных учениях, каждое из которых имеет свою мировоззренческую систему, идеал человека, систему нравственных ценностей. Динамический процесс развития культуры - двумя путями. 1) нашим сознанием воспринимается как непрерывное движение, которое, в свою очередь, предсказуемо. 2) Противоположный путь - резкий всплеск новаций, который непредсказуем и реализуется в порядке взрыва. Причем к-ра и система Т-ий может развиваться только тогда, когда взрывные процессы идут параллельно с постепенными, хотя они и представляют собой антитезу друг другу. Если бы развитие шло лишь постепенно, то привело бы к стагнации, если бы исключительно путем резких всплесков и взрывов, грозило бы разрушению традиции. разрыву связи между поколениями и культурному хаосу. Т-ии и Нов-ии в культуре в исторической реальности существуют как враги, как антитезы друг другу, но в то же время, они не могут существовать друг без друга. Подобное бы означало гибель культуры, наступление "культурного" хаоса. Тр - ияхар-ет связь настоящего и прошлого, выступая посредником между современностью и прошлым, механизмом хранения и передачи образцов, приемов и навыков деят-ти. Противоречив-ть Т-ии проявл-ся в том, что с одной стор.- она выглядит как консервация прошлого, символ отставания, отсталости и неизменности, с др. стороны – необх-е условие сохранения, преемствен -ти и устойчивости чел-го бытия. Различают общечеловеческие и локальные, т.е. свойственные определенному историко - культурному сообществу, традиции. Под локальными -специфический жизненный опыт, фиксирующий индивидуальность исторической судьбы и условий существования определенных сообществ. Общечеловеческие традиции выражают уровень опыта, универсального для всего человечества или отдельных этапов его исторического развития. Дифференциация общечеловеческих и локальных традиций относительна и условна. Отдельные общечеловеческие элементы исторического опыта могут повторяться в локальных традициях и наоборот. Традиции как правило лишены канонизированных типов комментариев и интерпретаций. Традиции- все то, что наследуется новой культурой от предшествующей.

Культурная инновация – построение оригин-ых культ-х продуктов, обеспеч-их динамичное развитие конкретного типа к-ры. Основанием И-ий становятся внутр. и внешние факторы, связанные с постоянным воспроизв-ом соц-ой нестабильности и изменчивости в результате: взаимод-ия общ-ва и природы, развития специализ-ых сфер челов-ой деят-ти (наука, техника, философия, религия), взаимод-е разл. соц. слоев и ин-ов, разл. кул-р и языков культуры. Любая И-ция служит потенциальным источником образования к-ых эталонов, если она принята достаточно большим количеством людей. Т-ция в процессе саморазвития также может способствовать появлению инноваций. Культурная динамика была бы невозможна, если бы в ней отсутствовали новации. Динамика к-рыпроявл-ся в способности сложных соц-х сис-м адаптир-ся к меняющимся внешним и внутрен. условиям своего существ-ия. Осн. типы культ. дин-ки: культурогенез ( порождение новых культ-х форм, интеграция их в соц. прак-ку, формир-е новых культ-х сис-м ), трансляция культ-х традиций ( обеспечение преемств-ти соц-го опыта и стабильности конкр-ых типов соц-х сис-м ), диффузия к-ры( заимствование и освоение образцов иных ку-р ), трансформация форм к-ры (обновление, деградация, распад ), системная трансформация ( глобальные преобразования самих культ-х сис-м ). К новациям можно относить как то, что было привнесено в культуру нового, ранее не существовавшего, так и то, что образуется в ней в результате изменения, адаптации к новым условиям уже существовавшего ранее. Так как уже существовавшее ранее возможно для новой культуры только в измененном виде, происходит процесс перерождения старого в новое.

Традиции и новации в культуре -- процессы, которые нельзя рассматривать в полном отрыве друг от друга, так они представляют собой единство двух противоположностей, сутью одного и того же процесса, проявлением одних и тех же явлений. Всякая традиция когда-то была новацией, а всякая новация претендует на роль традиции в культуре.

инновация - явления культуры, которых не было на предшествующих стадиях ее развития, но которые появились на данной стадии и получили в ней признание ("социализировались"); закрепившиеся (зафиксированные) в знаковой форме и (или) в деятельности посредством изменения способов, механизмов, результатов, содержаний самой й деятельности.

Новация (новшество)– новый или обновленный продукт чьей-либо творческой деятельности (исследовательской, проектной, производственной или какой либо другой), предлагаемый потребителям для дальнейшего преобразования и использования. Новшество может представлять собой новый материал, новое изделие, новый метод, новую технологию, новую программу, новую организационную форму, новую услугу. Новация прежде всего характеризуется заложенными в ней новыми знаниями и признаком новизны.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: