Философия культуры. Основные парадигмы философского анализа культуры в современной методологии

Еще в 1964 г. А. Кребер и К.Клакхон собрали 257 определений культуры и еще более 100 попыток определить понятие описательно. ярко свидетельствует о том, сколь сложен данный феномен. культура – упорядоченная совокупность программ деятельности и поведения, которая объективируется в знаковых системах и передается из поколения в поколение.

Элементы культуры 1. Понятия (концепты). Они содержатся главным образом в языке.Благодаря им становиться возможным упорядочить опыт людей (позволяет человеку ориентироваться в окружающем мире посредством отбора организации своего опыта). 2. Отношения. Культуры не только выделяют те или иные части мира с помощью понятий, но также выявляют, как эти составные части связаны между собой - в пространстве и времени, по значению (например, черное - белому), на основе причинной обусловленности («пожалеть розгу - испортить ребенка). Каждая культура формирует определенные представления о взаимосвязях между понятиями, относящимися к сфере реального мира и к сфере сверхъестественного. 3. Ценности. - общепринятые убеждения относительно целей, к которым человек должен стремиться. Они составляют основу нравственных принципов.Разные культуры могут отдавать предпочтение разным ценностям 4.Правила. Эти элементы (в том числе и нормы) регулируют поведение людей в соответствии с ценностями определенной культуры

философия культуры - философская дисциплина, изучающая культуру во всем объеме ее исторического становления и во всей глубине ее структурных спецификаций. Возникновение философии культуры можно датировать концом к XYIII - н XIX века, когда она стала автономным знанием в контексте немецкого просветительства и романтизма, Рождение философии культуры, а точнее выделение ее из общефилософского познания, означено возникновением ряда новых философских теоретических дисциплин, таких, как философия языка, философия мифа, философия религии, философия права, герменевтика, каждая из которых была посвящена по преимуществу одному из культурных доминантов.

Основные подходы к анализу культуры.

Аксиологический (60–70 гг XX в). К. — совокупность материальных и духовных ценностей человека (Францев). Ценность — любой фрагмент реальности, представляющий интерес для деятельности человека и влияющий на его присутствие в мире.

Социологический. К. — социальный институт, форма организации общественной жизни, структура, транслирующая некие нормы, которые обеспечивают поддержание социального организма.

Структурно-семиотический. в русле структуралистской методологии исследования феноменов культуры — языка, литературы, мифов, религии, науки, власти, сексуальности (Ф. де Соссюр, Р. О. Якобсон, Н. С. Трубецкой, В. Я. Пропп, Р. Барт). К. — универсальная знаковая система, основная функция которой заключается в накоплении, хранении, преобразовании и передаче социально-исторического опыта человечества. как семиосфера (Лотман), символическая реальность, выраженная в знаковой форме (социокод), так как всякие ценности объективируются в форме символов (язык, текст).

Системно-деятельностный (70-е, М. С. Каган, Ю. А. Жданов, В. Е. Давидович, Э. С. Маркарян) к. — специфический способ деятельности. Д-ть — преобразование окружающей среды. К. — всё, что создается человеком, совокупность надбиологических программ деятельности человека, поведения и общения, выступающих условием воспроизводства и изменения социальной жизни во всех ее основных проявлениях (Степин).

Философские постклассические подходы. В психоанализе (Фрейд) К. — символизация либидо, проявление сексуального влечения в трансформированной форме; система запретов; направлении сексуального влечения в нужное для общества русло. К. Юнг, Э. Фромм, Г. Маркузе, Т. Адорно, В. Райх, Г. Рохейм, К. Хорни, Г. Салливан: к. — внутренне противоречивый феномен, объективация конфликтов инстинктов жизни и смерти. К. репрессивна, так как это отчужденная от человека система принудительной индивидуации, целью которой является защита общества от природно-биологического начала в человеке посредством установления не только нормативных запретов (табу), но и символических проекций (идеалов), ритуально снимающих страх и чувство вины, возникающие в его сознании под влиянием этих запретов. Вместе с тем, культура продуктивна, т. к. является программой очеловечивания индивида, трансформирующей его инстинктивные влечения и агрессивность в разнообразные формы социокультурного бытия. В экзистенциализме (М. Хай-деггер, К. Ясперс, Ж. П. Сартр; еще и герменевтический подход П. Рикер и Г. Г. Гадамер) К. — это выражение экзистенции, х-ка подлинного существования человека, уникальный способ его существования. Подлинное существование выражается в духовном измерении человеческого бытия. Признаки к. — историчность, целостность, неповторимость, духовность, трансцендентность, укорененность в языке, межличностном общении, экзистенциальной коммуникации, неразрывную связь с человеческой свободой и творчеством.

В игровой (Й. Хейзинга, Г.-X. Гадамер, Г. Маркузе, Р. Барт) концепции К. — это совокупность игровых действий, ориентированных на выполнение социокодов и норм, направленность общества и индивида на утверждение и реализацию социально значимых идеалов. Игровая концепция акцентирует внимание на то, как нормы и коды внедряются в жизнь общества, как человек действует в рамках правил, какова свобода выбора. К. как творчество человека. Игра — основание и механизм развития культуры. Все формы и феномены культуры (язык, миф, религия, мораль, право, культ, порядок, общение, предпринимательство, ремесло, искусство, поэзия, философия, наука) обнаруживают в ней свои корни.

В современной философии перечисленные подходы все чаще рассматриваются как взаимно дополняющие и обогащающие друг друга, в результате чего возникают синтетические концепции культуры.

В XX веке широкое распространение получают технологическая и аксиологическая теории культуры. Если в 1 полагается, что прогресс науки и техники свидетельствует о несомненном прогрессе общества, опирающегося на технологические процессы производства, то во 2 предполагается невозможность естественно-научного и рационального познания феномена культуры, которая рассматривается как совокупность нравственных, художественных, религиозных и иных духовных ценностей. Именно эти ценности являются ядром культуры, отражают лучшие, подлинно человеческие характеристики общества и пому не постижимы логическими и эмпирическими средствами.

Сторонники технократической модели культуры /О. Тоффлер, М. Мак-Люэн и др. / полагают, что развитие культуры и цивилизации зависит от техники, индустрии, информационных систем, средств массовой информации и коммуникации, что знаменует собой в наши дни эру индустриального гуманизма, когда преимущества технического прогресса ведут к росту культурных достижений человечества. В 20 в. получают обоснование теории игры в культуре. И. Хейзенг полагал, что в обуздании и использовании природы культура прогрессирует, набирает мощь, но ей всё больше не хватает собственного стиля, гармонии и достоинства. Единственное средство спасения – игра. “ Игра есть свобода”, способ спасения культуры, средство гармонизации человеческих отношений, форма истинно творческой активности человека. Она выполняет культуросозидающую функцию, поскольку первоначально культура возникает в форме игры – ритуал, магия, празднества и олимпиады, сатурналии, музыка укрепляли и выражали дух народов.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: