Знаменитые правоведы в сфере гражданского права.
Константин Петрович Победоносцев.
Сыграл большую роль в судебной реформе 1864 года.
С ним ассоциируются три вещи - Самодержавие. Православие. Народность.
Родился 1827 году в Москве. В Хлебном переулке в семье не самых богатых дворян. Родился в семье 11 детей.
Многие называли его шовинистом, идеи его были для кого-то слишком консервативны. Его критиковали за слишком однобокий взгляд на современные проблемы.
Говорили, что он – принципиальный враг всего, что связано со свободой и демократией.
Первоначальное образование он получил дома. Это было распространено среду дворянства.
Затем поступил в Императорское Училище Правоведения в 1841 году.
Сразу же он был вовлечен в чиновничью деятельность, и всю жизнь на это жаловался.
Начинал свою практику при сенате. На этой работе он всегда сталкивался с правом. Через него проходили многие законопроекты.
С 1859 года он начинает преподавать в Московском Университете. Одновременно он представляет к защите магистерскую диссертацию. Которая называлась «К реформе гражданского судопроизводства».
|
|
В 1861 году он получает предложение от императорского двора стать воспитателем цесаревича. Естественно, он дал согласие. Он преподавал ему государственно-правовые науки.
Одновременно он действует в комиссии по созданию проекта к судебной реформе. Он в шоке. Он пишет: «Боже мой! Судебную реформу намечают люди, которые не отличают апелляцию от кассации!». «Какой кошмар! Бедная Россия! И вот кто тебя преобразует!» 1863 год, «Безумные мальчишки правят нами!».
В 1863 году он читает лекции. Вставвал вопрос, что преподавать – старые отжившие нормы или грядущие реформы?
В 1865 году он уволился из Моск. Универ., так как сложно было всё это совмещать, но получает почётное звание Почётного Члена Московского Университета.
В 1872 году Победоносцев был назначен членом Государственного Совета. Там сидели бездельники и педерасты. «Одна только у них проблема – как бы угодить Европе». «Закрыть ГосСовет на ключ и выбросить ключ в Неву».
В 1880 году он был назначен оберпрокурором Святейшего Синода. С 1883 года его повысили до Действительного Тайного Советника.
В 1905 году он подал в отставку, и умер за три месяца до самого пика революции.
Труды Победоносцнева:
1. Курс гражданского права в трёх томах. 2003 год.
2. Исторические исследования и статьи. 1887
3. Сочинения. 1996
Наука уголовного права XIX в.
Первые европейские университеты средневековья: программа и метод обучения.
(лекция 1.10.2010)
Средневековое европейское образование имеет три этапа развития:
С V по XI век – формирование варварского государства
|
|
С XI по XV век – период развития гуманизма
C XV по XVII век – развитие общественной мысли
Образование – для должностей.
Что способствовало развитию образования: Развитие торговли, городов, ремесла, международных отношений
Города, открывавшие университеты, быстро богатели.
Причины открытия университетов. Открыли Дигесты Юстиниана, Появился новый метод образования – схоластический метод.
Почти всё средневековое образование базировалось на преподавании римского права.
Университеты появлялись как корпорации – изначально studium generale – студии по общему образованию.
Болонский Университет.
Юридическая школа Болонского Университета.
Болонский университет — старейший непрерывно существующий университет в Европе (??, X и XI века). Находится в итальянском городе Болонья.
Преподавал Ирнерий – специалист по римскому праву. Его пригласили читать лекции.
Болонский университет знаменит студенческим самоуправлением. Студенты выбирают ректора из числа самих студентов. Ему должно быть не менее 24 лет, и он должен был пройти все стадии обучения.
Студенты также сами выбирали лектора, выбирали, платить ему или нет. Вплоть до утверждения учебных программ.
Фридрих Барбаросса дал Болони хартию, в которой глава касалась студенчества (цен на литературу, а также учебный план).
Юридическое образование получалось после изучения семи свободных искусств: Грамматике, Арифметике, Риторике, Логике, Музыке, Геометрии, Диалектике.
Юридические школы были платными. Студенты лично платили лекторам по окончании лекции.
Чтобы стать профессором, нужно проучиться в юридической школе, иметь степень доктора и сдать экзамен. С 1219 года комиссию по экзамену возглавляет епископ или архиепископ.
Руководил университетом Генеральный Совет. Ректор входил в него. ГС также принимал статуты (уставы).
Система юридического образования из Болони перешла в Пизу, Падую, в иностранные университеты – Мон-Пелье.
Что изучали в университете:
- Corpus Juris Civilis. Состоял из 4-ех частей – кодексов. Туда входили декреты и ордонансы римских царей.
- Новеллы – акты изменения в действующем законодательстве
- Дигесты – мнения юристов (38 самых известных)
- Институции – учебники
- Преподавалось каноническое право.
Занятия проходили в форме лекций и диспутов.
Содержание преподавания со временем превратилось в то, что преподаватель комментировал тексты, которые у всех были.
Глоссы – разъяснения на полях книги. Постглоссаторы разъясняют тексты глоссаторов.
Эта методика дала систему юридических понятий: Юридическое лицо, Представительство и т.п.
Средневековые европейские университеты создали западную традицию права.
Они установили транснациональный характер права.
Право было обособлено от других дисциплин; создаётся юриспруденция как наука о праве.