К.П. Победоносцев (1827-1907)

Знаменитые правоведы в сфере гражданского права.

Константин Петрович Победоносцев.

Сыграл большую роль в судебной реформе 1864 года.

С ним ассоциируются три вещи - Самодержавие. Православие. Народность.

Родился 1827 году в Москве. В Хлебном переулке в семье не самых богатых дворян. Родился в семье 11 детей.

Многие называли его шовинистом, идеи его были для кого-то слишком консервативны. Его критиковали за слишком однобокий взгляд на современные проблемы.

Говорили, что он – принципиальный враг всего, что связано со свободой и демократией.

Первоначальное образование он получил дома. Это было распространено среду дворянства.

Затем поступил в Императорское Училище Правоведения в 1841 году.

Сразу же он был вовлечен в чиновничью деятельность, и всю жизнь на это жаловался.

Начинал свою практику при сенате. На этой работе он всегда сталкивался с правом. Через него проходили многие законопроекты.

С 1859 года он начинает преподавать в Московском Университете. Одновременно он представляет к защите магистерскую диссертацию. Которая называлась «К реформе гражданского судопроизводства».

В 1861 году он получает предложение от императорского двора стать воспитателем цесаревича. Естественно, он дал согласие. Он преподавал ему государственно-правовые науки.

Одновременно он действует в комиссии по созданию проекта к судебной реформе. Он в шоке. Он пишет: «Боже мой! Судебную реформу намечают люди, которые не отличают апелляцию от кассации!». «Какой кошмар! Бедная Россия! И вот кто тебя преобразует!» 1863 год, «Безумные мальчишки правят нами!».

В 1863 году он читает лекции. Вставвал вопрос, что преподавать – старые отжившие нормы или грядущие реформы?

В 1865 году он уволился из Моск. Универ., так как сложно было всё это совмещать, но получает почётное звание Почётного Члена Московского Университета.

В 1872 году Победоносцев был назначен членом Государственного Совета. Там сидели бездельники и педерасты. «Одна только у них проблема – как бы угодить Европе». «Закрыть ГосСовет на ключ и выбросить ключ в Неву».

В 1880 году он был назначен оберпрокурором Святейшего Синода. С 1883 года его повысили до Действительного Тайного Советника.

В 1905 году он подал в отставку, и умер за три месяца до самого пика революции.

Труды Победоносцнева:

1. Курс гражданского права в трёх томах. 2003 год.

2. Исторические исследования и статьи. 1887

3. Сочинения. 1996

 

Наука уголовного права XIX в.

Первые европейские университеты средневековья: программа и метод обучения.

(лекция 1.10.2010)

Средневековое европейское образование имеет три этапа развития:

С V по XI век – формирование варварского государства

С XI по XV век – период развития гуманизма

C XV по XVII век – развитие общественной мысли

Образование – для должностей.

Что способствовало развитию образования: Развитие торговли, городов, ремесла, международных отношений

Города, открывавшие университеты, быстро богатели.

Причины открытия университетов. Открыли Дигесты Юстиниана, Появился новый метод образования – схоластический метод.

Почти всё средневековое образование базировалось на преподавании римского права.

Университеты появлялись как корпорации – изначально studium generale – студии по общему образованию.

Болонский Университет.

Юридическая школа Болонского Университета.

Болонский университет — старейший непрерывно существующий университет в Европе (??, X и XI века). Находится в итальянском городе Болонья.

Преподавал Ирнерий – специалист по римскому праву. Его пригласили читать лекции.

Болонский университет знаменит студенческим самоуправлением. Студенты выбирают ректора из числа самих студентов. Ему должно быть не менее 24 лет, и он должен был пройти все стадии обучения.

Студенты также сами выбирали лектора, выбирали, платить ему или нет. Вплоть до утверждения учебных программ.

Фридрих Барбаросса дал Болони хартию, в которой глава касалась студенчества (цен на литературу, а также учебный план).

Юридическое образование получалось после изучения семи свободных искусств: Грамматике, Арифметике, Риторике, Логике, Музыке, Геометрии, Диалектике.

Юридические школы были платными. Студенты лично платили лекторам по окончании лекции.

Чтобы стать профессором, нужно проучиться в юридической школе, иметь степень доктора и сдать экзамен. С 1219 года комиссию по экзамену возглавляет епископ или архиепископ.

Руководил университетом Генеральный Совет. Ректор входил в него. ГС также принимал статуты (уставы).

Система юридического образования из Болони перешла в Пизу, Падую, в иностранные университеты – Мон-Пелье.

Что изучали в университете:

- Corpus Juris Civilis. Состоял из 4-ех частей – кодексов. Туда входили декреты и ордонансы римских царей.

- Новеллы – акты изменения в действующем законодательстве

- Дигесты – мнения юристов (38 самых известных)

- Институции – учебники

- Преподавалось каноническое право.

Занятия проходили в форме лекций и диспутов.

Содержание преподавания со временем превратилось в то, что преподаватель комментировал тексты, которые у всех были.

Глоссы – разъяснения на полях книги. Постглоссаторы разъясняют тексты глоссаторов.

Эта методика дала систему юридических понятий: Юридическое лицо, Представительство и т.п.

Средневековые европейские университеты создали западную традицию права.

Они установили транснациональный характер права.

Право было обособлено от других дисциплин; создаётся юриспруденция как наука о праве.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: