double arrow

Второй период (1594—1600)

Около 1595 года Шекспир создаёт одну из самых известных своих трагедий — «Ромео и Джульетту». Шекспир, возможно, использовал переработку старого текста, оставленную „академиками“ (кругом драматургов, имевших университетские дипломы). Источником для Шекспира, вероятно, послужило произведение Артура Бпука. Он усилил лиризм и драматизм действия, переосмыслил и обогатил характеры персонажей, создал поэтические монологи, раскрывающие внутренние переживания главных героев, таким образом преобразив ординарное произведение в ренессансную поэму о любви. Это трагедия особого типа, лирическая, оптимистичная, несмотря на гибель главных героев в финале. Их имена стали нарицательным обозначением высшей поэзии страсти.

Приблизительно 1596 годом датируется ещё одно из знаменитейших произведений Шекспира — «Венецианский купец».. Знаменитый монолог Шейлока (с одной стороны это жадный, хитрый, даже жестокий ростовщик, с другой — оскорблённый человек, обида которого вызывает сочувствие) о тождестве еврея и любого другого человека признаётся некоторыми критиками лучшей речью в защиту равноправия евреев во всей литературе. В пьесе противопоставляются власть денег над человеком и культ дружбы — неотъемлемой составляющей жизненной гармонии.

Волшебная пьеса «Сон в летнюю ночь»была написана вероятно для торжеств по случаю свадьбы одного из елизаветинских вельмож. Впервые в литературе Шекспир наделяет фантастические существа людскими слабостями и противоречиями, создавая характеры.

В это же время Шекспир создаёт бессмертный и интереснейший тип, которому до сих пор не было аналогов в мировой литературе — сэра Джона Фальстафа (обе части«Генриха IV»). «Двенадцатая ночь» - это попытка снова вернуться к фальстафовскому типу в заключительной пьесе второго периода.

 Третий период (1600—1609)

обычно называют периодом «глубокого душевного мрака», считая признаком изменившегося мироощущения появление персонажа-меланхолика Жака в комедии «Как вам это понравится» и называя его чуть ли не предшественником Гамлета. Около 1600 года Шекспир создаёт «Гамлета» — самое глубокое своё произведение. Шекспир сохранил сюжет известной трагедии мести, но всё внимание перенёс на духовный разлад, внутреннюю драму главного героя. Герои «великих трагедий» Шекспира — люди выдающиеся, в которых перемешано добро и зло. Сталкиваясь с дисгармонией окружающего мира, они совершают нелёгкий выбор — как существовать в нём, они сами творят свою судьбу и несут всю полноту ответственности за это.В это же время Шекспир создаёт драму «Мера за меру». Это проблемное произведение не укладывается в определённый жанр, а существует на грани жанров: восходя к моралите оно устремлено к трагикомедии.

В пьесе Тимон Афинский» Шекспира постига неудача:характер самого Тимона не удался (иногда он производит впечатление карикатуры), другие персонажи просто бледны. Переходом к новой полосе шекспировского творчества можно считать «Антония и Клеопатру».

Четвёртый период (1609—1612)

Включает всего четыре пьесы — «романтические драмы» (трагикомедии). В пьесах последнего периода тяжёлые испытания подчёркивают радость избавления от бедствий. Клевета уличается, невинность оправдывает себя, верность получает награду, безумие ревности не имеет трагических последствий, любящие соединяются в счастливом браке. Оптимизм этих произведений критиками воспринимается как знак примирённости их автора. Наивность, граничащая с примитивностью, отсутствие сложных характеров и проблем, возврат к построению действия, характерному для ранней английской ренессансной драмы, — всё указывает на то, что Шекспир находился в поиске новой формы. Поэтические девушки, созданные теперь — Марина из «Перикла», Утрата из «Зимней сказки», Миранда из «Бури» — это образы прекрасных в своей добродетели дочерей. «Буря» самая удачная из последних пьес и, в некотором смысле, финал творчества Шекспира. Исследователи склонны видеть в заключительной сцене «Бури» (где Просперо отрекается от своего волшебства и уходит на покой) прощание Шекспира с миром театра.

           154 сонета. Разделены на несколько циклов: сонеты Другу (1-126); сонеты Смуглой Леди. Сонет - стихотворение из 14 строк. В сонетах Шекспира принята следующая рифмовка: ababcdcdefefgg, то есть три катрена на перекрестные рифмы, и одно двустишие. Уи́льямГе́нриА́йрленд (1775—1835) выдавал рукописи «Гамлета» и «Короля Лира» и др. за свои, известен своими подделками Шекспира (mr. W.H.).

           Шекспировский вопрос. Существует точка зрения, так называемое антистратфордианство, или нестратфордианство, сторонники которой отрицают авторство Шекспира (Шакспера) из Стратфорда и считают, что «Уильям Шекспир» — это псевдоним, под которым скрывалось иное лицо или группа лиц. Сомнения в верности традиционной точки зрения известны уже начиная как минимум с 1848 года (а некоторые антистратфордианцы видят намёки на это и в более ранней литературе). Вместе с тем среди нестратфордианцев нет единства относительно того, кто именно был настоящим автором шекспировских произведений. Число вероятных кандидатур, предложенных различными исследователями, к настоящему времени насчитывает несколько десятков (Фрэнсис Бэкон – бэконианская версия; Эдуарда де Вера – граф Оксфордский – оксфордианская; Роджера Меннерса – граф Рэтленд - рэтлендианская). «Антистратфордианская» точка зрения на авторство Шекспира подавляющим большинством учёных отвергается, однако она получила большую известность в культуре. В 2011 году на экраны вышел кинофильм «Аноним», настаивающий на том, что известные всему миру произведения написал не Уильям Шекспир, а Эдвард де Вер, граф Оксфордский.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: