Стратегия поведения предприятия, выпускающего один вид продукции, которую приобретают несколько потребителей

Задача выбора предприятием объёма и уровня качества продукции при заданной рыночной цене и затратах описывается следующей моделью [8,18]:

                                                                    (1.1)

где  прибыль, получаемая предприятием от реализации продукции; фактический объём продукции, выпускаемой предприятием;   уровень качества продукции; спрос на продукцию со стороны потребителей; цена продукции;  затраты предприятия на выпуск продукции;  максимально возможный объём выпуска продукции предприятием;

 нижняя и верхняя границы уровня качества продукции.

В результате решения модели (1.1) предприятие определяет такое количество и качество продукции, которое максимизирует значение его целевой функции. Если то оптимальный выпуск соответствует спросу на продукцию и равен

                                                                                                           (1.2)

а если  то оптимальный объём производства продукции равен

                                                                                                            (1.3)

Предположим, что функция затрат описывается следующей линейной функцией от объёма производства продукции и уровня её качества:

                                                              (1.4)

где  удельные затраты;  прирост уровня качества относительно нижней границы;   постоянные затраты.

Как следует из уравнения (1.4), с ростом уровня качества продукции и объёма её производства затраты растут пропорционально коэффициентам, характеризующим соответствующие удельные затраты . Предположим, что с повышением уровня качества продукции спрос на неё со стороны потребителей увеличится в соответствии с уравнением:

                                                              (1.5)

где  коэффициент, характеризующий прирост спроса на продукцию в связи с приростом уровня её качества на малую величину;  спрос на продукцию со стороны потребителей при нижней границе уровня качества.

Учитывая (1.2), (1.4), (1.5), задачу (1.1) представим в следующем виде:

          (1.6)

Дадим экономическую характеристику составляющих целевой функции в задаче (1.6). Первая составляющая уравнения  характеризует прибыль, получаемую предприятием при спросе на продукцию в объёме , соответствующем нижней границе уровня качества продукции.

Первая составляющая в квадратной скобке (1.6)  представляет собой прибыль от увеличения спроса на продукцию, связанную с повышением уровня качества на единицу.

Выражение в квадратной скобке   характеризует эффект, получаемый предприятием от повышения уровня качества продукции на единицу.

С учетом введенных обозначений задача (1.6) будет иметь следующий вид: 

                                                                 (1.7)

Оптимальное решение задачи (1.7) определяется из следующего уравнения:

                                                               (1.8)

Или с учетом введенных обозначений:

                                                                                           (1.9)

                                                                                      (1.10)

Из полученного решения задачи (1.7) следует, что, если прирост прибыли предприятия от увеличения спроса на продукцию меньше затрат, связанных с повышением уровня качества продукции (эффект А отрицательный), то предприятие стремится поддерживать уровень качества продукции на нижней границе. Если же прирост прибыли от увеличения спроса превышает затраты (эффект А положительный), то предприятие стремится поддерживать уровень качества продукции на верхней границе.

Стратегия предприятия, определяемая уравнением   

                                                    (1.11)

является согласованной со стратегией потребителя по уровню качества продукции и обеспечивает получение максимального эффекта предприятию - производителю и потребителю.

Будем считать механизм управления уровнем качества продукции согласованным, если производитель продукции экономически ориентирован на достижение показателей качества продукции, установленных потребителем.

Если стратегия производителя соответствует уравнению

                                                                                                           (1.12)

то взаимодействие между производителем и потребителем продукции является противоречивым, так как предприятие по производству продукции при реализации стратегии (1.12), невыгодной для потребителя, несет определенные потери [4,18].

Определим потери производителя при реализации им показателей качества продукции, соответствующих верхнему значению, т.е. значению уровня качества продукции, выгодного для потребителя.

Подставляя в задачу (1.6) целевой функции предприятия верхнее значение уровня качества , получим следующее её максимальное значение:

                                          (1.13)

Подставляя в задачу (1.6) целевой функции предприятия нижнее значение уровня качества , получим следующее её минимальное значение:

                                                                                   (1.14)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: