1. О защите прав потребителей: закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1, в ред. от 18.07.2011 // СПС «Гарант» / НПП «Гарант-Сервис». – Последнее обновление 01.05.2012.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации. часть первая: от 30.11.1994 № 51-ФЗ // СЗ РФ. – 1994. – № 32. – Ст. 3301.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая. от 26.01.1996 № 14-ФЗ // СЗ РФ. – 1996. – № 5. – Ст. 410.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гущин, В. В. Сервисное право: учебник для вузов / В. В. Гущин - М: Издательско – торговая корпорация «Дашков и К» - 2003 – 396 с.
2. Гуляева, И. Н. Защита прав потребителей в вопросах и ответах: типовые ситуации и примеры / И. Н. Гуляева – М.: Омега-Л, 2007.
3. Гусятникова, Д. Е. Покупатель не всегда прав! Типовые ситуации по защите прав всех участников процесса купли-продажи товаров и услуг / Д. Е. Гусятникова – М.: Омега-Л, 2008.
4. Валеев, Д. Х., Васькевич, В. П., Челышев, М. Ю. Комментарий к Закону РФ «О защите прав потребителей» / под общ. ред. М.Ю. Челышева. М.: Юрайт М, 2003. - 255 с.
5. Кузнецова, О. В. Возмещение морального вреда / О. В. Кузнецов – 2010 - [Электронный ресурс] // СПС «Гарант» / НПП «Гарант-Сервис». – Последнее обновление 01.05.2012.
6. Правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (согласно Постановлению Правительства РФ от 27.09.2007 № 612) [Электронный ресурс] // Справочная информация, приготовленная СПС «КонсультатПлюс».
7. Пономарева, Н. Г. Комментарий к закону Российской Федерации «О защите прав потребителей» / Н. Г. Пономарева. - 4-е изд., перераб.. - М.: Кнорус, 2011. - 231 с.
8. Свит, Ю. П. Прекращение договора вследствие невозможности исполнения / Ю. П. Свит // Законы России: опыт, анализ, практика - 2008 - № 2 - [Электронный ресурс] // СПС «Гарант» / НПП «Гарант-Сервис». – Последнее обновление 01.05.2012.
Тема 8. Договор купли – продажи и договор оказания возмездных услуг
Вопросы:
1. Понятие договора купли-продажи (стороны, предмет, цена, сроки, форма).
2. Содержание договора купли продажи (права и обязанности продавца, оплата товара).
3. Понятие и способы передачи товара. Момент возникновения права собственности на товар у покупателя.
4. Качество и количество товара:
- недостатки товара (существенные и обычные)
- срок службы, срок годности, гарантийный срок.
5. Права и обязанности покупателя. Особенности ответственности по договору розничной купли – продажи.
6. Понятие услуги.
7. Отличие договора оказания услуг от смежных отношений.
8. Договор возмездного оказания услуг. Элементы договора оказания возмездных услуг.
9. Применение Закона о защите прав потребителей к отношениям по оказанию услуг.
10. Анализ иных договоров применяемых в сервисное деятельности (договор агентирования, договор перевозки, договор коммерческой концессии (франчайзинг), договор таймшера).
Тесты
1. В соответствии с договором о выполнении работ (оказании услуг) может быть составлена смета следующих видов:
А) приблизительная; | Г) договорная; |
Б) твердая; | Д) без поправок. |
В) условная; |
2. Потребитель при обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной услуги) вправе по своему выбору потребовать:
А) безвозмездного изготовления другой вещи из однородного материала такого же качества или повторного выполнения работы;
Б) соответствующего уменьшения цены выполненной работы (оказанной услуги);
В) безвозмездного устранения недостатков выполненной работы (оказанной услуги);
Г) возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами.
3. К какому из перечисленных ниже требований вправе прибегнуть потребитель, если исполнитель нарушил сроки оказания услуг:
А) назначить исполнителю новый срок;
Б) отказаться от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги);
В) поручить выполнение работы (оказание услуги) третьим лицам за разумную цену или выполнить ее своими силами и потребовать от исполнителя возмещения понесенных расходов;
Г) потребовать уменьшения цены за выполнение работы (оказание услуги).
4. Если в договоре агентирования не определен размер вознаграждения:
А) он считается не заключенным; Б) он считается безвозмездным;
В) вознаграждение уплачивается в порядке, предусмотренном общими положениями об обязательствах (ст. 423 ГК РФ).
5. Правила о возмездном оказании услуг применяются к договорам:
А) оказания услуг связи, медицинских, ветеринарных, информационных услуг, услуг по обучению, туристического обслуживания;
Б) о подряде, выполнении НИР, технологических работ;
В) о перевозке, транспортной экспедиции, банковском вкладе, банковском счете, расчетах;
Г) о хранении, поручении, комиссии, доверительном управлении имуществом.
6. Как заказчик оплачивает услугу исполнителя по договору возмездного оказания услуг в случае невозможности ее исполнения по обстоятельствам, за которые ни одна из сторон не отвечает?
А) в полном объеме;
Б) лишь 50% фактически понесенных расходов;
В) лишь 50% фактически понесенные расходы;
Г) в этом случае услуги не оплачиваются.
7. Вправе ли исполнитель отказаться от исполнения обязательств по договору возмездного оказания услуг:
А) вправе лишь при условии полного возмещения заказчику убытков и морального вреда;
Б) вправе лишь при условии возврата заказчику денежных средств, полученных им от него при заключении договора;
В) вправе лишь при условии полного возмещения заказчику убытков;
Г) вообще не вправе.
8. В зависимости от вида транспорта видами перевозки являются:
А) перевозка внутренним водным транспортом;
Б) воздушный чартер; В) фрахт;
Г) все названные варианты правильны.
9. Перевозчик не может быть привлечен к гражданско-правовой ответственности за задержку отправления пассажира в случае:
А) форс-мажорных обстоятельств; Б) невиновности его поведения;
В) устранения неисправности транспортных средств;
Г) угрозы террористического акта.
11. В случае невозможности предоставить пассажиру место в вагоне согласно проездному документу железная дорога:
А) обязана предоставить пассажиру место в другом вагоне;
Б) вправе предоставить пассажиру место в вагоне более низкой категории, вернув ему разницу в стоимости проезда;
В) вправе предоставить пассажиру место в вагоне более высокой категории при условии оплаты им разницы в стоимости проезда;
Г) обязана предоставить пассажиру место в другом вагоне, в том числе более высокой категории без взимания доплаты.
12. Перевозчик в договоре морской перевозки пассажира отвечает за смерть, причинение вреда здоровью пассажира:
А) если они произошли в результате действия непреодолимой силы;
Б) только при наличии вины;
В) только при наличии вины, при этом вина перевозчика презюмируется только в случаях, строго определенных КТМ;
Г) все названные варианты неправильны.
13. Как самостоятельные виды договора воздушной перевозки следует рассматривать:
А) договор воздушной перевозки пассажира; Б) воздушный чартер;
В) договор воздушной перевозки почты; Г) все названные виды перевозки.
14. Обычно срок договора франчайзинга колеблеться:
А) от 1 до 10 лет; | В) от 5 до 20 лет; |
Б) от 3 до 5 лет; | Г) собственный ответ. |
14. Товарный знак может быть зарегистрирован:
А) только на юридическое лицо; Б) только на промышленную группу;
В) верно «а» и «б».
15. Дополнить формулировку:
___________________имеет французские корни и означает в современном понимании систему договорных отношений между крупными и мелкими самостоятельными предприятиями, при которой последние получают право на производство и реализацию от имени и под торговой маркой крупной фирмы определенного вида товаров и услуг.
16. Если в договоре агентирования не определен размер вознаграждения:
А) он считается не заключенным;
Б) он считается безвозмездным;
В) вознаграждение уплачивается в порядке, предусмотренном общими положениями об обязательствах (ст. 423 ГК РФ).
17. Практика взаимоотношений сторон договора называется:
А) заведенный порядок; Б) обычай делового оборота; В) деловое обыкновение.
18. При замене товара ненадлежащего качества гарантийный срок исчисляется заново:
А) со дня передачи товара потребителю;
Б) с 1 числа текущего месяца;
В) с числа начала использования товара.
19. При замене товара ненадлежащего качества на такой же товар другой марки (модели, артикула) в случае, если цена товара, подлежащего замене, ниже цены товара, предоставленного взамен:
А) перерасчет цены товара не производится;
Б) потребитель должен доплатить разницу в ценах;
В) разница в ценах выплачивается потребителю.
20. В случае возврата товара ненадлежащего качества, проданного в кредит потребителю:
А) возвращается уплаченная за товар денежная сумма в размере погашенного ко дню возврата указанного товара кредита;
Б) возмещается плата за предоставление кредита.
21. Обмен непродовольственного товара надлежащего качества проводится, если:
А) товар не был в употреблении;
Б) сохранены пломбы, товарные ярлыки;
В) имеется товарный или кассовый чек;
Г) имеются свидетельские показания, подтверждающие оплату товара.
22. При отсутствии гарантийного срока выполненной работы (оказанной услуги) потребитель вправе предъявлять требования, связанные с недостатками выполненной работы (оказанной услуги):
А) в пределах двух лет; | В) в пределах четырех лет; |
Б) в пределах трех лет; | Г) в пределах пяти лет. |
23. Какие виды оплаты номера могут устанавливаться в гостиницах:
А) почасовая; | В) понедельная; |
Б) посуточная; | Г) помесячная. |
24. В какие сроки, с момента предъявления потребителем требования, гостиница должна устранить недостатки оказанной услуги:
А) в течение часа;
Б) в течение трех часов;
В) в течение дня.
25. Если гостиница нарушила сроки начала оказания услуг по договору на бронирование мест в гостинице, потребитель по своему выбору вправе:
А) назначить новый срок;
Б) потребовать возмещения морального вреда;
В) потребовать уменьшения цены за оказанные услуги;
Г) расторгнуть договор.
Задачи
№ 1. Петрова купила на рынке у ИП Милосердова вечернее платье и показала его подруге Ирине. Ирина сообщила ей, что в соседнем магазине такое же платье стоит значительно дешевле. Петрова отправилась на рынок, нашла Милосердова и потребовала возвратить ей часть покупной цены или взять платье обратно, а ей возвратить деньги. Предприниматель отказался, и Петрова обратилась с жалобой в юридический отдел администрации рынка.
Какие разъяснения она должна получить? Каким будет разъяснение, если Петрова, придя домой, обнаружила плохо обработанные швы, а продавец отказался принять платье обратно, сославшись на то, что качество обработки швов является обычным для подобных вещей турецкого производства?
№ 2. Между учреждением культуры (заказчиком) и предпринимателем Елкиным (подрядчиком) подписан договор, согласно которому подрядчик принял на себя обязанность по разработке и производству аттракциона «Паровозик». В соответствии с договором названный аттракцион должен состоять из паровоза, изготовленного на базе трактора, и трех прицепных вагонов. Сумма договора определена сторонами 300 тыс. руб.
Во исполнения договора заказчик перечислил исполнителю денежные средства в сумме 100 тыс. руб., а также передал трактор. К предусмотренному договором сроку подрядчик передал заказчику изготовленную им часть предусмотренного договора результата работ, а именно паровоз и дин вагон в целях проведения технического осмотра м пробных испытаний. Заказчик фактически принял исполненное подрядчиком (двухсторонний акт приема-передачи сторонами не составлялся), оформил право оперативного управления имуществом как муниципальной собственностью. Отказавшись от оплаты оставшейся части суммы, заказчик начал эксплуатацию аттракциона.
Елкин обратился в суд с требованием об изъятии имущества из чужого незаконного владения.