Под объектами придорожного сервиса понимаются капитальные строения (здания, сооружения), расположенные на придорожной полосе (в контролируемой зоне) республиканских автомобильных дорог, а также расположенные на земельном участке, часть которого находится на придорожной полосе (в контролируемой зоне), а другая часть непосредственно прилегает к придорожной полосе (контролируемой зоне) республиканских автомобильных дорог, и предназначенные для обслуживания участников дорожного движения в пути следования (мотели, хостелы, гостиницы, кемпинги, станции технического обслуживания, объекты торговли и общественного питания, мойки, охраняемые стоянки, стоянки для автофургонов и автоприцепов для жилья), за исключением объектов, расположенных на земельных участках, предоставленных для строительства и (или) обслуживания автозаправочных станций [18, с.14].
В СССР придорожная инфраструктура практически не развивалась. Партийные власти по этому поводу не переживали. Во-первых, количество автомобилей было значительно меньшим по сравнению с сегодняшним днем, во-вторых, ремонтные мастерские даже в городах считались огромным дефицитом, ну а качественный мотель на дороге для советской власти и вовсе считался нонсенсом.
|
|
Конечно, существовали государственные АЗС, но без каких-либо пунктов торговли. Имелись и немногочисленные муниципальные кемпинги, автостоянки, редкие объекты общественного питания да стихийные точки торговли в мелких населенных пунктах.
Первые упоминания о придорожном сервисе в летописи белорусского законодательства датированы далеким уже 1994 годом: Закон Республики Беларусь от 2-го декабря «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности». Документ выступил своеобразной «библией» придорожного сервиса в нашей стране, так как, помимо прочего, повествовал о том, что есть объект сервиса, его хозяин, а также механизмы, с помощью которых все они взаимодействуют с государством [20, с.464].
Страна, которая расположена на перекрестке европейских дорог, не может иметь плохой придорожный сервис. Это – аксиома. И сегодня в Беларуси вопросу развития этой сферы уделяется огромное внимание. Более того, улучшение качества сервисного обслуживания пользователей автодорог является объективной необходимостью в условиях развития туризма, масштабной автомобилизации страны, роста транспортных перевозок грузов в транзитном сообщении по территории республики. Поэтому к объектам придорожного сервиса сегодня предъявляются повышенные требования как по безопасности, так и по качеству обслуживания, комфортности отдыха.
|
|
Национальная программа развития придорожного сервиса предусматривает, что к открытию чемпионата мира по хоккею 2014 года придорожная инфраструктура Беларуси должна соответствовать лучшим континентальным стандартам. К началу 2014 года придорожный сервис Беларуси будет соответствовать европейским стандартам по насыщенности инфраструктуры и спектру предоставляемых услуг.
Европейские стандарты предполагают, что на каждые 40 км автотрассы приходится не менее одного объекта придорожного сервиса с ожидаемым комплексом услуг (АЗС, автосервис, стоянка, розничная торговля, кафе, санитарные комнаты или мотель). Типичный белорусский объект придорожного сервиса чаще всего представляет собой АЗС с небольшим магазинчиком, констатировал первый замминистра. Он отметил, что по такому критерию, как комплексность предлагаемых услуг, мы отстаем не только от Европы, но и от своих соседей - Украины и России.
Сегодня в Беларуси насчитывается 400 объектов придорожного сервиса, в течение 2012 года в строй войдет еще 50 объектов. Среднестатистическая насыщенность автотрасс республики выглядит удовлетворительно, но это лукавая цифра средней температуры по больнице, как выразился первый замминистра. К примеру, на участке Кобрин-Барановичи протяженностью 70 км нет ни одного объекта (табл.1) [36, с.109].
Таблица 1 - Нормативы размещения объектов придорожного сервиса [3, с.111]
Магистральные автодороги | Республиканские автодороги | Местные автодороги | ||||
Придорожный объект | Норматив размещения по ТЕМ и СМЛ (км) | Норматив размещения по социальным стандартам (км) | Норматив размещения по ТЕМ и СМА (кМ1 | Норматив размещения по социальным стандартам (км) | Норматив размещения по ТЕМ и СМА (км) | Норматив размещения по социальным стандартам (км) |
пункт постоя | 100-200 | 52 | 100-200 | 100 | - | Не нормируется |
АЗС | 20-50 | 12 | 20-50 | 36 | - | 1 -2 на район |
СТО | 50-100 | 36 | 50-100 | 52 | - | 1-2 на район |
Пункт питания | 30-50 | 10 | 30-50 | 20 | - | Не нормируется |
Охраняемая | 15-50 | 35 | 15-50 | 70 | - | Не нормируется |
стоянка | ||||||
Площадка | 15-50 | 10 | 15-50 | 20 | - | 20 |
отдыха | ||||||
Общественные | 15-50 | 1 на тыс. чел | 15-50 | 1 на тыс а/м | - | 1 на конечный |
уборные | пункт пригородно-го маршрута |
Нормативными актами установлен ряд преференций для физических и юридических лиц, инвестирующих в объекты придорожного сервиса: оперативное выделение земельных участков, упрощенная процедура оформления проектно-сметной документации, льготное кредитование.
Основными операторами придорожного сервиса в Беларуси являются "Белнефтехим", Белкоопсоюз, предприятия коммунальной собственности, находящиеся в ведении облисполкомов. Всем им предложено искать инвестиции для развития придорожной инфраструктуры. Оптимальным решением считается привлечение в республику крупного сетевого оператора из Европы.
Улучшение придорожного сервиса является фактором, необходимым для развития туризма в нашей стране. Однако эта проблема может быть решена только координированными действиями сразу нескольких ведомств.
В настоящее время ведется строительство и реконструкция еще почти 70 объектов, а по итогам нынешнего года перед ответственными исполнителями в лице «Белнефтехима», облисполкомов, Минторга и Белкоопсоюза поставлена задача ввести 48 объектов – АЗС, моек, СТО, гостиниц, охраняемых стоянок и пунктов питания. Но главная проблема, которую необходимо решить, это привлечение инвесторов, заинтересованных во вложении средств в придорожный сервис.
Уменьшен и срок действия согласований и технических условий – отныне он составит не более 1 года.
К основным документам, регулирующим вопросы организации придорожного сервиса, можно отнести [8, с.119]:
|
|
1. Закон Республики Беларусь от 2 декабря 1994 г. № 3434-XII «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности».
2. Положение о порядке размещения, архитектурного оформления и оборудования объектов придорожного сервиса на автомобильных дорогах общего пользования, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10.09.2008 г. № 1326.
3. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 16 марта 2011 г. № 321 «О внесении изменений и дополнений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 10 сентября 2008 г. № 1326».
4. Указ президента Республики Беларусь от 15 мая 2008 г. № 270 «О мерах по развитию придорожного сервиса».
5. Генеральная схема развития придорожного сервиса на республиканских автомобильных дорогах до 2015 года, являющаяся приложением к постановлению Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь 31.12.2010 № 106 (в редакции постановления Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь 25.10.2011 № 66).
В целях создания благоприятных условий для развития придорожного сервиса на республиканских автомобильных дорогах, обеспечения эффективного использования транзитных возможностей Республики Беларусь принят Указ Президента Республики Беларусь от 15 мая 2008 г. № 270 «О мерах по развитию придорожного сервиса» (с изменениями и дополнениями; далее - Указ). Согласно Указу к объектам придорожного сервиса относятся капитальные строения (здания, сооружения), расположенные на придорожной полосе (в контролируемой зоне) республиканских автомобильных дорог, а также расположенные на земельном участке, часть которого находится на придорожной полосе (в контролируемой зоне), а другая часть непосредственно прилегает к придорожной полосе (контролируемой зоне) республиканских автомобильных дорог, и предназначенные для обслуживания участников дорожного движения в пути следования (мотели, хостелы, гостиницы, кемпинги, станции технического обслуживания, объекты торговли и общественного питания, мойки, охраняемые стоянки, стоянки для автофургонов и автоприцепов для жилья), за исключением объектов, расположенных на земельных участках, предоставленных для строительства и (или) обслуживания автозаправочных станций [8, с.120].
|
|
Указом, в частности, установлено, что [8, с.121-122]:
- освобождаются от земельного налога земельные участки, предоставляемые для строительства объектов придорожного сервиса и инженерной инфраструктуры к ним, в течение периода проведения проектных работ и осуществляемых в пределах нормативных сроков, определенных в проектной документации, строительных работ, а также земельные участки, занятые объектами придорожного сервиса, в течение двух лет после ввода таких объектов в эксплуатацию;
- строительство объектов придорожного сервиса и инженерной инфраструктуры к ним осуществляется без возмещения потерь сельскохозяйственного и (или) лесохозяйственного производства, вызванных изъятием сельскохозяйственных земель и земель лесного фонда для целей, не связанных с ведением сельского и лесного хозяйства. Владельцы объектов придорожного сервиса могут воспользоваться как общими льготами, адресованными большинству плательщиков в соответствии с Налоговым кодексом Республики Беларусь (далее - Кодекс), так и льготами, непосредственно связанными с наличием этих объектов.
Так, в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 140 Кодекса у организаций от налогообложения налогом на прибыль освобождается валовая прибыль в порядке и на условиях, установленных пунктами 2-4 статьи 140 Кодекса, в размере финансирования капитальных вложений производственного назначения и (или) погашения полученных и использованных на эти цели кредитов банков, займов нерезидентов Республики Беларусь, оформленных в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, но не более 50 % валовой прибыли.
Следовательно, организации, построившие, купившие объекты придорожного сервиса, осуществившие их реконструкцию, модернизацию, в том числе за счет банковских кредитов, вправе воспользоваться указанной льготой (при соблюдении всех необходимых условий).
Налоговым законодательством также предусмотрен и ряд льгот только для плательщиков, имеющих объекты придорожного сервиса. В частности, в соответствии с подпунктом 1.12 пункта 1 статьи 140 Кодекса у организаций от налогообложения налогом на прибыль освобождается прибыль, полученная от реализации товаров (работ, услуг) на объектах придорожного сервиса в течение пяти лет с даты ввода в эксплуатацию таких объектов. Аналогичное право на освобождение от налогообложения подоходным налогом с физических лиц доходов индивидуальных предпринимателей, полученных от реализации товаров (работ, услуг) в объектах придорожного сервиса в течение пяти лет с даты ввода в эксплуатацию таких объектов, установлено подпунктом 1.47 пункта 1 статьи 163 Кодекса. Причем подпунктом 1.4 пункта 1 статьи 21 Кодекса определено, что для подтверждения права на использование налоговых льгот плательщик может вести раздельный учет объектов налогообложения, по которым имеются основания для применения налоговых льгот.
Кроме того, подпунктом 1.16 пункта 1 статьи 186 Кодекса установлено освобождение от налога на недвижимость объектов придорожного сервиса в течение двух лет с даты ввода их в эксплуатацию. Однако следует учитывать, что при сдаче объектов придорожного сервиса в аренду арендодатель не сможет воспользоваться льготами, установленными Кодексом для объектов придорожного сервиса, поскольку пунктом 2 статьи 186 Кодекса установлено, что при сдаче организациями и индивидуальными предпринимателями в аренду, иное возмездное пользование либо безвозмездное пользование зданий и сооружений (их частей), освобожденных от налога на недвижимость такие здания и сооружения (их части) подлежат налогообложению налогом на недвижимость в общеустановленном порядке.
Приятным нововведением для субъектов предпринимательской деятельности – владельцев объектов придорожного сервиса стало и внесение Указом Президента Республики Беларусь от 13 июня 2011 г. № 245 дополнений в Указ Президента Республики Беларусь от 1 марта 2010 г. №101 «О взимании арендной платы на земельные участки, находящиеся в государственной собственности», в соответствии с которыми освобождаются от взимания арендной платы за земельные участки. Предоставленные для строительства объектов придорожного сервиса и инженерной инфраструктуры к ним, в течение периода проведения проектных работ и осуществляемых в пределах нормативных сроков, определенных в проектной документации, строительных работ, а также земельные участки, занятые объектами придорожного сервиса, в течение двух лет после ввода таких объектов в эксплуатацию.
В соответствии с Постановлением «О внесении изменений и дополнений в Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 10 сентября 2008 года №1326» устанавливается три уровня объектов сервиса в зависимости от видов и количества оказываемых услуг. К первому уровню относятся площадки для отдыха со стоянкой для машин и благоустроенной территорией (пешеходные дорожки, беседки, отапливаемые санитарно-бытовые помещения, столики со скамьями и малые архитектурные формы). На втором уровне ко всему вышеперечисленному добавляется пункт общественного питания. Третий уровень подразумевает плюс ко всему автозаправочную станцию. На объектах второго и третьего уровней возможно дополнительное размещение гостиниц, туристических бюро, станций технического обслуживания, охраняемых стоянок, моек и иных сооружений [8, с.124].
При этом в случае размещения объекта третьего уровня строительство переходно-скоростных полос и площадок отдыха со стоянками для транспорта обеспечивается за счет республиканского бюджета. Согласно принятому постановлению, строительство новых объектов на магистральных дорогах (с индексом «М» или «М/Е») будет осуществляться только в местах, предусмотренных генеральной схемой развития объектов придорожного сервиса (рис.1) [36, с.108-109].
Рисунок 1 – Элементы организационно-экономической системы придорожного сервиса [36, с.108]
Кроме того, документом расширяются и четко определяются границы, в пределах которых комплекс будет отнесен к объектам придорожного сервиса, – для беспрепятственного получения льгот инвесторам таких проектов. А вот понятие «временный объект придорожного сервиса» будет исключено как не отвечающее эстетическим, санитарным и другим современным требованиям.
Следует также отметить, что документом впервые нормативно закреплены обязательства инвесторов по созданию благоприятных условий для людей с ограниченными физическими возможностями: специально обозначенные парковочные места, возможность беспрепятственного передвижения по территории объекта и в его зданиях и сооружениях, устройство вызова оператора на АЗС, соответствующее обустройство санитарно-бытовых помещений.
В дополнение к Указу Президента №270 от 15.05.2008 года, предоставившего определенные льготы для инвесторов в данной сфере, разработан проект нового Указа, призванного еще более сократить финансовую нагрузку на инвесторов. В частности, проект предусматривает, что строительные организации, осуществляющие возведение или реконструкцию объектов придорожного сервиса, будут освобождены от отчислений в инновационные фонды. Проект Указа также расширяет территорию, при размещении на которой объекты придорожного сервиса подпадают под все предусмотренные Указом льготы. В ограниченный перечень видов объектов, на которые в настоящее время эти льготы распространяются, предлагается включить охраняемые стоянки, стоянки для автофургонов и фургонов для жилья (автокемперов).
В целях создания благоприятных условий для развития придорожного сервиса на республиканских автомобильных дорогах Указом Президента №270 от 15 мая 2008 года, а также особенной частью Налогового кодекса установлен ряд льгот [18, с.42]:
· прибыль, полученная от реализации товаров (работ, услуг) на объектах придорожного сервиса, - в течение пяти лет с даты ввода в эксплуатацию таких объектов освобождается от налогообложения налогом на прибыль;
· земельные участки, предоставляемые для строительства объектов придорожного сервиса и инженерной инфраструктуры к ним, в течение периода проведения проектных работ и осуществляемых в пределах нормативных сроков, определенных в проектной документации, строительных работ, а также земельные участки, занятые объектами придорожного сервиса, в течение двух лет после ввода таких объектов в эксплуатацию освобождаются от земельного налога;
· организации, осуществляющие строительные работы по строительству объектов придорожного сервиса и инженерной инфраструктуры к ним, в части себестоимости указанных строительных работ, освобождаются от обязательных отчислений в инновационные фонды, образуемые в соответствии с законодательством;
· строительство объектов придорожного сервиса и инженерной инфраструктуры к ним осуществляется без возмещения потерь сельскохозяйственного и (или) лесохозяйственного производства, вызванных изъятием сельскохозяйственных земель и земель лесного фонда для целей, не связанных с ведением сельского и лесного хозяйства.
Кроме того, банкам, уполномоченным обслуживать государственные программы, предложено предоставлять кредиты организациям и индивидуальным предпринимателям для строительства и (или) реконструкции объектов придорожного сервиса и инженерной инфраструктуры к ним на срок до пяти лет по следующим ставкам: по кредитам в белорусских рублях - в размере 2/3 ставки рефинансирования Национального банка; по кредитам в иностранной валюте - в размере 8 процентов годовых. Компенсация банкам потерь от предоставления таких кредитов производится путем уменьшения суммы подлежащего уплате банками налога на прибыль [8, с.48].
Безусловно, данные льготы и преференции позволят привлечь в данный вид деятельности как предпринимателей так и зарубежных инвесторов.
В ближайшее время планируется решить один из самых наболевших вопросов – санитарный. В первую очередь будет проведена инспекция магистральных автодорог, входящих в международные транспортные коридоры. По ее результатам будут определены места установки и строительства малых благоустроенных туалетов и больших туалетов для обслуживания туристических групп, их необходимое количество и график строительства. Решение проблемы «девочки – направо, мальчики – налево» не только благоприятно отразится на имидже нашей страны, но и банально сделает леса чище.
Кроме того, коллегия Департамента «Белавтодор» Минтранса постановила: при строительстве новых объектов придорожного сервиса на дорогах с разделительной полосой барьерное ограждение на разделительной полосе в пределах переходно-скоростных полос будет построено за счет республиканского бюджета. Ранее это должен был обеспечить владелец объекта сервиса.
Несмотря на увеличения числа точек придорожного сервиса, все равно в стране до сих пор так и не созданы необходимые условия для привлечения не только иностранных, но и отечественных инвесторов в этот сектор экономики. Сеть придорожной инфраструктуры по-прежнему формируется в основном за счет объектов государственной формы собственности и потребкооперации. Предприятия, подчиняющиеся концерну "Белнефтехим" и Белкоопсоюзу, занимают 20% и 30% рынка придорожного сервиса соответственно. Между тем в Минтрансе уверены, что предпосылки для мощного рывка в создании по настоящему современной сети на республиканских дорогах в ближайшие 3-4 года уже созданы [8, с.121-122].
В Минтрансе признают, что нежелание предпринимателей идти в "придорожный" бизнес не в последнюю очередь связано с бюрократическими проволочками. В различных инстанциях необходимо согласовывать документацию, касающуюся места размещения объекта сервиса, его архитектурно-дизайнерского оформления. На выдачу технических условий на разработку проектно-сметной документации иногда уходят месяцы, а то и годы. Такое выдерживают не все. После многочисленных хождений в согласующие органы потенциальные организаторы придорожного сервиса отказываются заниматься этим бизнесом. Необходимо отметить, что сегодня решение о выделении земельного участка для этих целей выносится районным исполнительным комитетом. Основные опасения Минтранса с учетом многолетней работы со службами райисполкомов связаны с невысоким уровнем квалификации и юридической подготовки специалистов. Нужно обратить внимание в этом случае на то, что на магистральных республиканских автомобильных дорогах с индексом "М" и "М/Е" допускается строительство дополнительных видов объектов в местах размещения существующих комплексов, даже если генеральной схемой эти объекты для размещения в этих местах не предлагаются. То есть если объект существует и есть обустроенный съезд к нему, то развивать этот объект путем строительства новых зданий и сооружений можно без ограничений.
В Минтрансе заметили: в условиях вступления Беларуси в Единое экономическое пространство отмечается рост заинтересованности от инвесторов по строительству в республике новых объектов сервиса. В первую очередь речь идет о приходе российских нефтеперерабатывающих компаний "ТНК-ВР", "Татнефть", "Газпромнефть" и белорусской "А-100". В результате ожидается создание так необходимой конкуренции в сфере услуг придорожного сервиса. И конкуренция здесь будет нарастать в связи с тем, что по уровню цены на топливо компании конкурировать не могут. Поставщикам услуг придорожного сервиса остается привлекать потребителей дополнительными услугами и качеством обслуживания. В свою очередь в Минторге отмечают, что к концу 2015 года на автодорогах Беларуси будет введено в эксплуатацию более 100 новых объектов питания [8, с.125].
На основании выше изложенного можно сделать вывод, что придорожный сервис может стать одним из самых приоритетных и привлекательных направлений предпринимательства и позволит субъектам хозяйствования поступательно расширять и развивать свой бизнес.