Глава 2 Правовые экономические спектры

 

Под объектами придорожного сервиса понимаются капитальные строения (здания, сооружения), расположенные на придорожной полосе (в контролируемой зоне) республиканских автомобильных дорог, а также расположенные на земельном участке, часть которого находится на придорожной полосе (в контролируемой зоне), а другая часть непосредственно прилегает к придорожной полосе (контролируемой зоне) республиканских автомобильных дорог, и предназначенные для обслуживания участников дорожного движения в пути следования (мотели, хостелы, гостиницы, кемпинги, станции технического обслуживания, объекты торговли и общественного питания, мойки, охраняемые стоянки, стоянки для автофургонов и автоприцепов для жилья), за исключением объектов, расположенных на земельных участках, предоставленных для строительства и (или) обслуживания автозаправочных станций [18, с.14].

В СССР придорожная инфраструктура практически не развивалась. Партийные власти по этому поводу не переживали. Во-первых, количество автомобилей было значительно меньшим по сравнению с сегодняшним днем, во-вторых, ремонтные мастерские даже в городах считались огромным дефицитом, ну а качественный мотель на дороге для советской власти и вовсе считался нонсенсом.

Конечно, существовали государственные АЗС, но без каких-либо пунктов торговли. Имелись и немногочисленные муниципальные кемпинги, автостоянки, редкие объекты общественного питания да стихийные точки торговли в мелких населенных пунктах.

Первые упоминания о придорожном сервисе в летописи белорусского законодательства датированы далеким уже 1994 годом: Закон Республики Беларусь от 2-го декабря «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности». Документ выступил своеобразной «библией» придорожного сервиса в нашей стране, так как, помимо прочего, повествовал о том, что есть объект сервиса, его хозяин, а также механизмы, с помощью которых все они взаимодействуют с государством [20, с.464].

Страна, которая расположена на перекрестке европейских дорог, не может иметь плохой придорожный сервис. Это – аксиома. И сегодня в Беларуси вопросу развития этой сферы уделяется огромное внимание. Более того, улучшение качества сервисного обслуживания пользователей автодорог является объективной необходимостью в условиях развития туризма, масштабной автомобилизации страны, роста транспортных перевозок грузов в транзитном сообщении по территории республики. Поэтому к объектам придорожного сервиса сегодня предъявляются повышенные требования как по безопасности, так и по качеству обслуживания, комфортности отдыха.

Национальная программа развития придорожного сервиса предусматривает, что к открытию чемпионата мира по хоккею 2014 года придорожная инфраструктура Беларуси должна соответствовать лучшим континентальным стандартам. К началу 2014 года придорожный сервис Беларуси будет соответствовать европейским стандартам по насыщенности инфраструктуры и спектру предоставляемых услуг.

Европейские стандарты предполагают, что на каждые 40 км автотрассы приходится не менее одного объекта придорожного сервиса с ожидаемым комплексом услуг (АЗС, автосервис, стоянка, розничная торговля, кафе, санитарные комнаты или мотель). Типичный белорусский объект придорожного сервиса чаще всего представляет собой АЗС с небольшим магазинчиком, констатировал первый замминистра. Он отметил, что по такому критерию, как комплексность предлагаемых услуг, мы отстаем не только от Европы, но и от своих соседей - Украины и России.

Сегодня в Беларуси насчитывается 400 объектов придорожного сервиса, в течение 2012 года в строй войдет еще 50 объектов. Среднестатистическая насыщенность автотрасс республики выглядит удовлетворительно, но это лукавая цифра средней температуры по больнице, как выразился первый замминистра. К примеру, на участке Кобрин-Барановичи протяженностью 70 км нет ни одного объекта (табл.1) [36, с.109].

Таблица 1 - Нормативы размещения объектов придорожного сервиса [3, с.111]

 

 

Магистральные автодороги

Республиканские автодороги

Местные автодороги

Придорожный объект Норматив размещения по ТЕМ и СМЛ (км) Норматив размещения по социальным стандартам (км) Норматив размещения по ТЕМ и СМА (кМ1 Норматив размещения по социальным стандартам (км) Норматив размещения по ТЕМ и СМА (км) Норматив размещения по социальным стандартам (км)
пункт постоя 100-200 52 100-200 100 - Не нормируется
АЗС 20-50 12 20-50 36 - 1 -2 на район
СТО 50-100 36 50-100 52 - 1-2 на район
Пункт питания 30-50 10 30-50 20 - Не нормируется
Охраняемая 15-50 35 15-50 70 - Не нормируется
стоянка            
Площадка 15-50 10 15-50 20 - 20
отдыха            
Общественные 15-50 1 на тыс. чел 15-50 1 на тыс а/м - 1 на конечный
уборные           пункт пригородно-го маршрута

 

 

Нормативными  актами установлен ряд преференций для физических и юридических лиц, инвестирующих в объекты придорожного сервиса: оперативное выделение земельных участков, упрощенная процедура оформления проектно-сметной документации, льготное кредитование.

Основными операторами придорожного сервиса в Беларуси являются "Белнефтехим", Белкоопсоюз, предприятия коммунальной собственности, находящиеся в ведении облисполкомов. Всем им предложено искать инвестиции для развития придорожной инфраструктуры. Оптимальным решением считается привлечение в республику крупного сетевого оператора из Европы.

Улучшение придорожного сервиса является фактором, необходимым для развития туризма в нашей стране. Однако эта проблема может быть решена только координированными действиями сразу нескольких ведомств.

В настоящее время ведется строительство и реконструкция еще почти 70 объектов, а по итогам нынешнего года перед ответственными исполнителями в лице «Белнефтехима», облисполкомов, Минторга и Белкоопсоюза поставлена задача ввести 48 объектов – АЗС, моек, СТО, гостиниц, охраняемых стоянок и пунктов питания. Но главная проблема, которую необходимо решить, это привлечение инвесторов, заинтересованных во вложении средств в придорожный сервис.

Уменьшен и срок действия согласований и технических условий – отныне он составит не более 1 года.

К основным документам, регулирующим вопросы организации придорожного сервиса, можно отнести [8, с.119]:

1. Закон Республики Беларусь от 2 декабря 1994 г. № 3434-XII «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности».

2. Положение о порядке размещения, архитектурного оформления и оборудования объектов придорожного сервиса на автомобильных дорогах общего пользования, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10.09.2008 г. № 1326.

3. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 16 марта 2011 г. № 321 «О внесении изменений и дополнений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 10 сентября 2008 г. № 1326».

4. Указ президента Республики Беларусь от 15 мая 2008 г. № 270 «О мерах по развитию придорожного сервиса».

5. Генеральная схема развития придорожного сервиса на республиканских автомобильных дорогах до 2015 года, являющаяся приложением к постановлению Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь 31.12.2010 № 106 (в редакции постановления Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь 25.10.2011 № 66).

В целях создания благоприятных условий для развития придорожного сервиса на республи­канских автомобильных дорогах, обеспечения эффективного использования транзитных воз­можностей Республики Беларусь принят Указ Президента Республики Беларусь от 15 мая 2008 г. № 270 «О мерах по развитию придорож­ного сервиса» (с изменениями и дополнения­ми; далее - Указ). Согласно Указу к объектам придорожного сервиса относятся капитальные строения (здания, сооружения), расположен­ные на придорожной полосе (в контролируемой зоне) республиканских автомобильных дорог, а также расположенные на земельном участке, часть которого находится на придорожной по­лосе (в контролируемой зоне), а другая часть непосредственно прилегает к придорожной по­лосе (контролируемой зоне) республиканских автомобильных дорог, и предназначенные для обслуживания участников дорожного движения в пути следования (мотели, хостелы, гостини­цы, кемпинги, станции технического обслужи­вания, объекты торговли и общественного пи­тания, мойки, охраняемые стоянки, стоянки для автофургонов и автоприцепов для жилья), за исключением объектов, расположенных на зе­мельных участках, предоставленных для строи­тельства и (или) обслуживания автозаправоч­ных станций [8, с.120].

Указом, в частности, установлено, что [8, с.121-122]:

- освобождаются от земельного налога земельные участки, предоставляемые для строительства объектов придорожного сер­виса и инженерной инфраструктуры к ним, в течение периода проведения проектных работ и осуществляемых в пределах норма­тивных сроков, определенных в проектной документации, строительных работ, а также земельные участки, занятые объектами при­дорожного сервиса, в течение двух лет по­сле ввода таких объектов в эксплуатацию;

- строительство объектов придорожно­го сервиса и инженерной инфраструктуры к ним осуществляется без возмещения потерь сельскохозяйственного и (или) лесохозяйственного производства, вызванных изъяти­ем сельскохозяйственных земель и земель лесного фонда для целей, не связанных с ве­дением сельского и лесного хозяйства. Владельцы объектов придорожного сервиса могут воспользоваться как общими льготами, адресованными большинству плательщиков в соответствии с Налоговым кодексом Республи­ки Беларусь (далее - Кодекс), так и льготами, непосредственно связанными с наличием этих объектов.

Так, в соответствии с подпунктом 1.1 пунк­та 1 статьи 140 Кодекса у организаций от на­логообложения налогом на прибыль освобож­дается валовая прибыль в порядке и на усло­виях, установленных пунктами 2-4 статьи 140 Кодекса, в размере финансирования капиталь­ных вложений производственного назначения и (или) погашения полученных и использован­ных на эти цели кредитов банков, займов нере­зидентов Республики Беларусь, оформленных в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, но не более 50 % вало­вой прибыли.

Следовательно, организации, по­строившие, купившие объекты придорожного сервиса, осуществившие их реконструкцию, модернизацию, в том числе за счет банковских кредитов, вправе воспользоваться указанной льготой (при соблюдении всех необходимых условий).

Налоговым законодательством также преду­смотрен и ряд льгот только для плательщиков, имеющих объекты придорожного сервиса. В частности, в соответствии с подпунктом 1.12 пункта 1 статьи 140 Кодекса у организаций от налогообложения налогом на прибыль осво­бождается прибыль, полученная от реализа­ции товаров (работ, услуг) на объектах при­дорожного сервиса в течение пяти лет с даты ввода в эксплуатацию таких объектов. Ана­логичное право на освобождение от налого­обложения подоходным налогом с физических лиц доходов индивидуальных предпринимате­лей, полученных от реализации товаров (ра­бот, услуг) в объектах придорожного сервиса в течение пяти лет с даты ввода в эксплуатацию таких объектов, установлено подпунктом 1.47 пункта 1 статьи 163 Кодекса. Причем подпунк­том 1.4 пункта 1 статьи 21 Кодекса определе­но, что для подтверждения права на использо­вание налоговых льгот плательщик может ве­сти раздельный учет объектов налогообложе­ния, по которым имеются основания для применения налоговых льгот.

Кроме того, подпунктом 1.16 пункта 1 ста­тьи 186 Кодекса установлено освобождение от налога на недвижимость объектов придорож­ного сервиса в течение двух лет с даты ввода их в эксплуатацию. Однако следует учитывать, что при сдаче объектов придорожного серви­са в аренду арендодатель не сможет восполь­зоваться льготами, установленными Кодексом для объектов придорожного сервиса, поскольку пунктом 2 статьи 186 Кодекса установлено, что при сдаче организациями и индивидуальными предпринимателями в аренду, иное возмездное пользование либо безвозмездное пользование зданий и сооружений (их частей), освобожден­ных от налога на недвижимость такие здания и сооружения (их части) подлежат налогообложе­нию налогом на недвижимость в общеустанов­ленном порядке.

Приятным нововведением для субъектов предпринимательской деятельности – вла­дельцев объектов придорожного сервиса ста­ло и внесение Указом Президента Республики Беларусь от 13 июня 2011 г. № 245 дополнений в Указ Президента Республики Беларусь от 1 марта 2010 г. №101 «О взимании арендной платы на земельные участки, находящиеся в государственной собственности», в соответствии с которыми освобождаются от взимания арендной платы за земельные участки. Предоставленные для строительства объектов придорожного сервиса и инженерной инфраструктуры к ним, в течение периода проведения проектных работ и осуществляемых в пределах нормативных сроков, определенных в проектной документации, строительных работ, а также земельные участки, занятые объектами придорожного сервиса, в течение двух лет после ввода таких объектов в эксплуатацию.

В соответствии с Постановлением «О внесении изменений и дополнений в Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 10 сентября 2008 года №1326» устанавливается три уровня объектов сервиса в зависимости от видов и количества оказываемых услуг. К первому уровню относятся площадки для отдыха со стоянкой для машин и благоустроенной территорией (пешеходные дорожки, беседки, отапливаемые санитарно-бытовые помещения, столики со скамьями и малые архитектурные формы). На втором уровне ко всему вышеперечисленному добавляется пункт общественного питания. Третий уровень подразумевает плюс ко всему автозаправочную станцию. На объектах второго и третьего уровней возможно дополнительное размещение гостиниц, туристических бюро, станций технического обслуживания, охраняемых стоянок, моек и иных сооружений [8, с.124].

При этом в случае размещения объекта третьего уровня строительство переходно-скоростных полос и площадок отдыха со стоянками для транспорта обеспечивается за счет республиканского бюджета. Согласно принятому постановлению, строительство новых объектов на магистральных дорогах (с индексом «М» или «М/Е») будет осуществляться только в местах, предусмотренных генеральной схемой развития объектов придорожного сервиса (рис.1) [36, с.108-109].

 

Рисунок 1 – Элементы организационно-экономической системы придорожного сервиса [36, с.108]

 

 

 


Кроме того, документом расширяются и четко определяются границы, в пределах которых комплекс будет отнесен к объектам придорожного сервиса, – для беспрепятственного получения льгот инвесторам таких проектов. А вот понятие «временный объект придорожного сервиса» будет исключено как не отвечающее эстетическим, санитарным и другим современным требованиям.

Следует также отметить, что документом впервые нормативно закреплены обязательства инвесторов по созданию благоприятных условий для людей с ограниченными физическими возможностями: специально обозначенные парковочные места, возможность беспрепятственного передвижения по территории объекта и в его зданиях и сооружениях, устройство вызова оператора на АЗС, соответствующее обустройство санитарно-бытовых помещений.

В дополнение к Указу Президента №270 от 15.05.2008 года, предоставившего определенные льготы для инвесторов в данной сфере, разработан проект нового Указа, призванного еще более сократить финансовую нагрузку на инвесторов. В частности, проект предусматривает, что строительные организации, осуществляющие возведение или реконструкцию объектов придорожного сервиса, будут освобождены от отчислений в инновационные фонды. Проект Указа также расширяет территорию, при размещении на которой объекты придорожного сервиса подпадают под все предусмотренные Указом льготы. В ограниченный перечень видов объектов, на которые в настоящее время эти льготы распространяются, предлагается включить охраняемые стоянки, стоянки для автофургонов и фургонов для жилья (автокемперов).

В целях создания благоприятных условий для развития придорожного сервиса на республиканских автомобильных дорогах Указом Президента №270 от 15 мая 2008 года, а также особенной частью Налогового кодекса установлен ряд льгот [18, с.42]:

· прибыль, полученная от реализации товаров (работ, услуг) на объектах придорожного сервиса, - в течение пяти лет с даты ввода в эксплуатацию таких объектов освобождается от налогообложения налогом на прибыль;

· земельные участки, предоставляемые для строительства объектов придорожного сервиса и инженерной инфраструктуры к ним, в течение периода проведения проектных работ и осуществляемых в пределах нормативных сроков, определенных в проектной документации, строительных работ, а также земельные участки, занятые объектами придорожного сервиса, в течение двух лет после ввода таких объектов в эксплуатацию освобождаются от земельного налога;

· организации, осуществляющие строительные работы по строительству объектов придорожного сервиса и инженерной инфраструктуры к ним, в части себестоимости указанных строительных работ, освобождаются от обязательных отчислений в инновационные фонды, образуемые в соответствии с законодательством;

· строительство объектов придорожного сервиса и инженерной инфраструктуры к ним осуществляется без возмещения потерь сельскохозяйственного и (или) лесохозяйственного производства, вызванных изъятием сельскохозяйственных земель и земель лесного фонда для целей, не связанных с ведением сельского и лесного хозяйства.

Кроме того, банкам, уполномоченным обслуживать государственные программы, предложено предоставлять кредиты организациям и индивидуальным предпринимателям для строительства и (или) реконструкции объектов придорожного сервиса и инженерной инфраструктуры к ним на срок до пяти лет по следующим ставкам: по кредитам в белорусских рублях - в размере 2/3 ставки рефинансирования Национального банка; по кредитам в иностранной валюте - в размере 8 процентов годовых. Компенсация банкам потерь от предоставления таких кредитов производится путем уменьшения суммы подлежащего уплате банками налога на прибыль [8, с.48].

Безусловно, данные льготы и преференции позволят привлечь в данный вид деятельности как предпринимателей так и зарубежных инвесторов.

В ближайшее время планируется решить один из самых наболевших вопросов – санитарный. В первую очередь будет проведена инспекция магистральных автодорог, входящих в международные транспортные коридоры. По ее результатам будут определены места установки и строительства малых благоустроенных туалетов и больших туалетов для обслуживания туристических групп, их необходимое количество и график строительства. Решение проблемы «девочки – направо, мальчики – налево» не только благоприятно отразится на имидже нашей страны, но и банально сделает леса чище.

Кроме того, коллегия Департамента «Белавтодор» Минтранса постановила: при строительстве новых объектов придорожного сервиса на дорогах с разделительной полосой барьерное ограждение на разделительной полосе в пределах переходно-скоростных полос будет построено за счет республиканского бюджета. Ранее это должен был обеспечить владелец объекта сервиса.

Несмотря на увеличения числа точек придорожного сервиса, все равно в стране до сих пор так и не созданы необходимые условия для привлечения не только иностранных, но и отечественных инвесторов в этот сектор экономики. Сеть придорожной инфраструктуры по-прежнему формируется в основном за счет объектов государственной формы собственности и потребкооперации. Предприятия, подчиняющиеся концерну "Белнефтехим" и Белкоопсоюзу, занимают 20% и 30% рынка придорожного сервиса соответственно. Между тем в Минтрансе уверены, что предпосылки для мощного рывка в создании по настоящему современной сети на республиканских дорогах в ближайшие 3-4 года уже созданы [8, с.121-122].

В Минтрансе признают, что нежелание предпринимателей идти в "придорожный" бизнес не в последнюю очередь связано с бюрократическими проволочками. В различных инстанциях необходимо согласовывать документацию, касающуюся места размещения объекта сервиса, его архитектурно-дизайнерского оформления. На выдачу технических условий на разработку проектно-сметной документации иногда уходят месяцы, а то и годы. Такое выдерживают не все. После многочисленных хождений в согласующие органы потенциальные организаторы придорожного сервиса отказываются заниматься этим бизнесом. Необходимо отметить, что сегодня решение о выделении земельного участка для этих целей выносится районным исполнительным комитетом. Основные опасения Минтранса с учетом многолетней работы со службами райисполкомов связаны с невысоким уровнем квалификации и юридической подготовки специалистов. Нужно обратить внимание в этом случае на то, что на магистральных республиканских автомобильных дорогах с индексом "М" и "М/Е" допускается строительство дополнительных видов объектов в местах размещения существующих комплексов, даже если генеральной схемой эти объекты для размещения в этих местах не предлагаются. То есть если объект существует и есть обустроенный съезд к нему, то развивать этот объект путем строительства новых зданий и сооружений можно без ограничений.

В Минтрансе заметили: в условиях вступления Беларуси в Единое экономическое пространство отмечается рост заинтересованности от инвесторов по строительству в республике новых объектов сервиса. В первую очередь речь идет о приходе российских нефтеперерабатывающих компаний "ТНК-ВР", "Татнефть", "Газпромнефть" и белорусской "А-100". В результате ожидается создание так необходимой конкуренции в сфере услуг придорожного сервиса. И конкуренция здесь будет нарастать в связи с тем, что по уровню цены на топливо компании конкурировать не могут. Поставщикам услуг придорожного сервиса остается привлекать потребителей дополнительными услугами и качеством обслуживания. В свою очередь в Минторге отмечают, что к концу 2015 года на автодорогах Беларуси будет введено в эксплуатацию более 100 новых объектов питания [8, с.125].

На основании выше изложенного можно сделать вывод, что придорожный сервис может стать одним из самых приоритетных и привлекательных направлений предпринимательства и позволит субъектам хозяйствования поступательно расширять и развивать свой бизнес.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: