Русская культура середины и второй половины XVIII в

В конце 18 в. формируется национальная культура, формируется наука, складывается литературный русский язык, появляется национальная литература, увеличивается количество печатных изданий, строятся шедевры зодчества, развивается живопись и скульптура.

С 80-х гг. правительство начинает создание общеобразовательных учебных заведений. В 1786 г. согласно «Уставу народных училищ» учреждались главные народные Увеличилось число сословных школ для образования дворян. Создавались училища при Академии художеств, Коммерческое училище, медсестринское отделение при Смольном институте благородных девиц.

Главным центром научной деятельности была Академия наук. 12 января 1755 г. был открыт Московский университет с двумя гимназиями, образование в нем было бесплатным для всех сословий (кроме крепостных крестьян). В 1773 г. открылось Горное училище в Петербурге. Выдающуюся роль в развитии отечественной науки сыграл М.В. Ломоносов Особое развитие в 18 в. получили естественные науки. В 20-50 гг. 18-го в. Академия наук организовала Великую северную экспедицию для исследования северо-востока Азии, Северного Ледовитого океана и северо-запада Америки.

В 60-80 гг. важнейшие географические открытия были сделаны С.И. Челюскиным, С.Г. Мапыгиным, братьями Лаптевыми. В. Беринг и А.И. Чириков прошли между Чукоткой и Аляской, открыв пролив между Америкой и Азией.

Во второй половине 18-го в. наблюдается взлет технической мысли. И.И. Ползунов впервые разработал проект универсального парового двигателя. И.П. Кулибин создал проект одноарочного моста через Неву, изобрел прожектор, лифт, протезы для инвалидов.

Литература этого периода представлена тремя направлениями. Классицизм представляет творчество А.П. Сумарокова (трагедия «Дмитрий Самозванец», комедия «Опекун»). В романтическом стиле пишет Н.М. Карамзин («Бедная Лиза»). Художественно-реалистическое направление представлено Д.И. Фонвизиным (комедии «Бригадир» и «Недоросль»).

В 1790 г. была издана книга А.Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву», содержавшая протест против крепостного права.

В архитектуре господствовал стиль русский барокко, отличавшийся особой роскошью. Это был сплав европейского классицизма и отечественных архитектурных традиций.

Крупнейшими зодчими этого направления были В.В. Растрелли в Петербурге и Д.В. Ухтомский в Москве. Стиль классицизма в Петербурге представляли Д. Кваренги, Н.А. Львов и Ч. Камерон. В Москве в стиле классицизма работали В.И. Баженов и М.Ф. Казаков.

Русская живопись совершенствуется в традиционном портретизме (работы Ф.С. Рокотова, Д.Г. Левицкого, В.Л. Боровиковского). М. Шибанов положил начало жанровой живописи. Родоначальники пейзажной живописи - С.Ф. Щедрин и Ф.Я. Алексеев. Первые картины в историческом жанре были созданы А.П. Лосенко.

Замечательные творения создают скульпторы Ф.И. Шубин - мастер скульптурного портрета и М.И. Козловский, который стал родоначальником русского классицизма в скульптуре.

Реформаторская деятельность императорской власти в первой четверти

XIX в.

Александр I Павлович (1801–1825). Екатерина II воспитывала своего внука в духе идей Просвещения, отчего Александр I вступил на престол почти что убежденным республиканцем. Но со временем, осознавая российскую действительность, взрослея, набираясь опыта, Александр стал осторожнее и консервативнее.

До 1812 г. реформаторская направленность деятельности Александра I была более четкой. С 1801 по 1803 гг. он опирался на рекомендации членов Негласного комитета (А.А. Чарторыйский, В.П. Кочубей, П.А. Строганов, Н.Н. Новосильцев).

С 1806 по 1812 гг. ближайшим советником императора становится М.М. Сперанский. После войны Александр I начал отходить от политической деятельности, заинтересовался мистицизмом, впал в глубокую депрессию. Значительную роль при дворе в это время играл А.А. Аракчеев. Хотя и в этот период прослеживаются некоторые реформаторские мероприятия.

Основными чертами внутренней политики Александра I были:

1) модернизация государственного аппарата (экзамены для чиновников, замена отраслевых коллегий с 1802 г. министерствами современного типа, учреждение с 1810 г. нового совещательного органа при императоре – Государственного совета, с сохранением за Сенатом функций высшего судебного органа);

2) дальнейшая (после Екатерины) гуманизация общественной жизни (отмена пыток, прекращение раздачи помещикам государственных земель);

3) нереализованные из-за сопротивления дворянства проекты либеральных реформ (Негласного комитета, затем М.М. Сперанского и др.), предполагавшие ограничение самодержавия, введение гражданских свобод и разделение властей;

4) во второй половине царствования (с 1815 г.) – консервативная реакция, связанная с именем генерала графа А.А. Аракчеева и военными поселениями (попытка соединить труд крепостных с одновременной военной службой, еще ухудшившей их положение)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: