Информационный менеджмент — технология организации управленческой деятельности

Менеджмент (управление) — это процесс, направленный на достижение целей организации посредством упорядочения пре­образований исходных субстанций или ресурсов (труда, матери­алов, денег, информации и т.п.) в требуемые результаты (изде­лия, услуги). Как известно, менеджеры воздействуют прежде всего на главный элемент организации — людей, координируя их дея­тельность. Эффективность менеджмента определяется как соот­ношение результатов работы и использованных для их получе­ния ресурсов.

Менеджеры, осуществляющие управление, не имея научных знаний, вынуждены полагаться лишь на опыт, интуицию и везе­ние. Однако опыта многим из них не хватает. Менеджеры лучше руководят и достигают более высоких результатов, если владеют те­орией менеджмента и умело применяют свои знания на практике.

Теорию (научную дисциплину) менеджмента можно охаракте­ризовать как аккумулированные и по определенным правилам логически упорядоченные знания, представляющие собой систе­му принципов, методов и технологий управления, разработанных на основе информации, полученной как эмпирическим путем, так и в результате исследований в различных областях науки.

Теория менеджмента отличается следующими особенностями:

• ориентирована на решение практических задач;

• имеет междисциплинарный характер;

• разрабатывается в международном масштабе.

Менеджмент предназначен для решения практических задач.

Он нацелен на исследование и разработку правил эффективного управления с целью достижения высоких результатов, являющих­ся критерием его качества. Отсюда вытекают следующие требова­ния к теории менеджмента:

1) она должна предоставлять работникам, занятым практичес­кой деятельностью, знания, помогающие им повысить уровень управления;

2) способствовать повышению квалификации менеджеров и особенно подготовке претендентов на эти должности;

3) определять области и проблемы, требующие дальнейшего изучения и разработки в целях содействия развитию познаватель­ной базы.

Технология — это формализованное описание деятельности, включающее набор ресурсов, инструментов, приемов их исполь­зования, и способов организации производства, необходимое и достаточное для воспроизводства процесса получения определен­ных продуктов, предметов, услуг, изменений или любых иных значимых результатов с заранее заданными параметрами.

На основе данного определения можно выделить по меньшей мере три дополняющих друг друга группы технологий:

1) ресурсные (отличающиеся друг от друга тем, какие ресурсы используются для производства конкретного продукта);

2) инструментальные (отличающиеся набором используемых орудий труда);

3) управленческие (отличающиеся способами организации про­изводственного процесса).

В существующей литературе понятие «информационный ме­неджмент», как правило, связывается с двумя первыми группами (типом ресурсов или типом инструментов). Куда более плодотвор­ным представляется разговор об информационном менеджменте как о технологии управленческой.

Надо исходить из предположения, что на современном этапе развития модернизационные процессы во всех сферах жизнедея­тельности связаны скорее с организацией работы, чем с измене­нием характера используемых ресурсов или обновлением инстру­ментов. Компьютер, пришедший на смену картотечному ящику и пишущей машинке, — удобство и не более того. Он не поменял природы гуманитарных занятий, так же как заменивший счеты калькулятор не произвел революции в экономике. Происходящие у нас на глазах глобальные перемены связаны не с появлением баз данных и персональных компьютеров, а с появлением новой среды коммуникации. Эта среда властно диктует особые формы взаимо­отношений, которые называются сетевыми. Сети как системы че­ловеческого взаимодействия были известны задолго до компью­терной эры, но благодаря новым техническим средствам они ста­ли явлением. Описывать сетевые отношения и рефлексировать по их поводу мы начали только с появлением Internet.

Сегодня есть все основания рассматривать информационные технологии как неотъемлемый компонент технологий управлен­ческих. Практически все вновь формирующиеся структуры коор­динации человеческой деятельности, например офисные систе­мы, строятся на основе новейших телекоммуникационных систем и оснащенных современными компьютерами ресурсных центров. Да и вполне традиционный управленец не мыслит сегодня своей работы без компьютера на столе. Можно дать длинный перечень элементов новых управленческих технологий, проникающих и в куль­турную сферу благодаря сети Internet. Среди этих элементов:

• средства оперативной коммуникации (электронная почта, списки рассылки, новостные разделы музейных сайтов);

• распределенные ресурсы и средства доступа к ним (базы дан­ных, порталы, терминалы компьютерных сетей);

• средства координации деятельности (электронные доски объяв­лений, форумы, электронные опросы);

• формы обратной связи и организации сотрудничества (госте­вые книги, телеконференции);

• наконец, средства производства (инструментарий поиска ре­сурсов и партнеров, стандартные и специализированные про­граммные средства).

Но дело не только и не столько в этом. Техническая модерни­зация сама по себе не приводит к сдвигам в сознании. Требуется еще некий фактор, который можно обозначить как переход от социального к медиа-пространству. Именно сюда, в виртуальную среду, все более перемещаются места делового общения, обмена идеями и взаимного консультирования (Web-клубы, Internet-кафе), средства совместного проектирования и продвижения проектов (Web-лаборатории, обмен баннерами). Возникают целые вирту­альные «поселения» с проблемно-ориентированной социальной структурой и специализированными вспомогательными служба­ми (Geocities, Fortunecity и др.). Информационные технологии ста­новятся неотъемлемой частью культуры.

Информационный менеджмент — совокупность методов и средств управления информацией и управление с помощью ин­формации деятельностью предприятия или организации.

Выделяют три вида информационного менеджмента: управле­ние предприятием (организацией), внутренней документацией и пуб­ликациями. Первый из видов включает вопросы организации ис­точников информации, средств передачи, создания баз данных, технологий обработки данных, обеспечение безопасности данных.

В круг задач менеджмента входят также разработка, внедрение, эксплуатация и развитие автоматизированных информационных систем и сетей, обеспечивающих деятельность предприятия (орга­низации), В этих сетях должно быть обеспечено управление ин­формационными ресурсами. Важное значение имеют организация и обеспечение взаимодействия с внешним информационным ми­ром: сетями, базами данных, издательствами, типографиями и т.д.

Все возрастающая важность информационного менеджмента привела к появлению специалистов (информационныхменеджеров), занимающихся его задачами. Эти специалисты должны преобра­зовывать пассивную корпоративную информацию в источники правдивых, так называемых рафинированных, сведений, опреде­ляющих успехи фирмы.

Информационный менеджмент превращается в базовую тех­нологию организации управленческой деятельности во всех сфе­рах информационного общества,

 

 

Заключение

Таким образом, создание информационного общества базиру­ется на следующих утверждениях.

1. Переход к информационному обществу в рамках конкрет­ного государства возможен при условии создания единого инфор­мационного пространства на его территории.

2. Базовой составляющей единого информационного простран­ства являются информационные ресурсы, которые создаются в процессе функционирования автоматизированных информацион­ных систем всех сфер жизнедеятельности государства (органов власти и управления, органов местного самоуправления, юриди­ческих и физических лиц),

Единое информационное пространство — это:

• интеграция информационных ресурсов различных сфер жиз­недеятельности общества;

• обеспечение полноты, точности, достоверности и своевре­менности предоставления информации органам власти и уп­равления всех уровней, юридическим и физическим лицам;

• создание необходимых условий по информационному обще­нию субъектов управления, хозяйствования и граждан;

• предоставление возможности взаимодействия с информаци­онными ресурсами других государств и международных орга­низаций.

3. Технологии открытых систем решают проблему создания единого информационного пространства как в рамках одной стра­ны, так и во всем мире.

4. Для перехода на технологии создания открытых информа­ционных систем любое государство должно иметь правительствен­ные профили (профили государственного значения) для создания открытых информационных систем.

5. Открытые автоматизированные информационные системы являются сегодня базой для продуктивной работы менеджера лю­бого уровня и во всех предметных областях.

 

 

Список литературы

1. Хасанов В.Х. Информационные системы в экономике: учеб.пособие / В.Х. Хасанов, И.Х. Бикмухаметов, Е.А.Колганов. —Уфа: Уфимск. гос. акад. экон. и сервиса, 2008. —284 с.

2. Васюхин О. В., Варзунов А. В. Информационный менеджмент: краткий курс. Учебное пособие. – СПб.: СПбГУ ИТМО, 2010.

3. Гринберг А.С., Король И.А. Информационный менеджмент: Учеб.пособие для вузов. - М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2003. -415 с.

4. Костров А.В., Александров Д.В. Уроки информационного менеджмента. Практикум: Учебное пособие.-М.:Финансы и статистика, 2005. -304с.

5. Информационный менеджмент: Учебник/Под ред. проф. Н.М. Абдикеева – М.: ИНФРА-М, 2010. – 400 с.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: