3.1. Понятие информационного ресурса
Информационный ресурс — информация, зафиксированная на материальном носителе и хранящаяся в информационной системе. К ним относятся печатные, рукописные, и электронные издания, содержащие распорядительную, нормативную и другую информацию по различным направлениям общественной деятельности (социальная сфера, политика, законодательство, и т.д.). Информационные ресурсы, которые перенесены на электронные носители посредством связи и вычислительной техники становятся доступными для оперативного воспроизводства необходимой информации, приобретают качественно новое состояние, и превращаются в важнейший фактор социально-экономического развития общества.
Информационный ресурс — основной компонент информационного менеджмента.
Во все большей степени формирование и системное использование информационных ресурсов становится объектом политических и экономических интересов на международном и национальном уровнях.Такими интересами объясняется глобальная конкуренция за господство на информационном рынке, которая привела к стремительным темпам роста информационных технологий и телекоммуникационных систем.
|
|
При этом ежегодно выделяются огромные средства на разработку технологий работы с информационными ресурсами. По данным «FinancialTimes», за 1998 г. в числе 500 крупнейших компаний мира более 20% составляют компании, которые специализируются в области использования и создания информационных ресурсов.
На основе грамотного системного использования информационных ресурсов всех сфер жизнедеятельности государство обеспечивает:
• высокий уровень жизни граждан и поступательное развитие производительных сил общества;
• защиту прав и свобод личности;
• национальную безопасность.
3.1.Проблемы обеспечения информационными ресурсами
Наиболее значимыми являются проблемы обеспечения информационными ресурсами управления экономическими процессами, социальной и общественно-политической сферами и национальной безопасностью.
Информационные ресурсы в управлении экономическими процессами охватывают следующие уровни:
• общегосударственный;
• отраслевой;
• территориальный;
• экономических агентов.
Объем и состав необходимых информационных ресурсов и способы их использования, определяются задачами и целями управления на каждом из уровней.
Задачи,решаемые на общегосударственном уровне управления:
• прогнозирования, анализа и макроэкономического мониторинга;
• обеспечения экономической безопасности;
• контроля за деятельностью местного, отраслевого и государственного органов управлений;
|
|
Факторами, обеспечивающими экономическую безопасность государства, являются защита экономических интересов, предотвращение острых кризисных явлений в экономике, борьба с экономическими преступлениями.
Это реализуется оперативным мониторингом:
• сферы индивидуального потребления и хозяйственной деятельности экономических агентов;
• уровня доходов и потребления граждан;
• движения денежных средств в валюте;
• Государственного таможенного комитета, информационных ресурсов банковской сети, Национального банка, железной дороги и других транспортных организаций.
Эффективная борьба с экономическими преступлениями обеспечивается за счет более детальной оперативной информации о хозяйственной и финансовой деятельности предприятия, которая позволяет выявить аномалии в экономическом поведении. Мониторинг за хозяйственной деятельностью предприятий требует оперативного доступа к соответствующим информационным ресурсам.
Система контроля за деятельностью органов государственного, местного и отраслевого управления обеспечивает анализ качества исполнения возложенных на них функций, расходования выделяемых на их нужды бюджетных средств, выявления и пресечения нарушений законодательства.
Задачи повышения производительности труда, обеспечения научно-технического прогресса, роста объема производства, качества продукции, решаются на отраслевом уровне управления. Решение этих задач обеспечивается следующими типами информационных ресурсов: нормативно-справочным, маркетинговым и научно-техническим. На территориальном уровне требования к информационным ресурсам и задачи сходны с задачами общегосударственного уровня.
Информационные ресурсы, касающиеся национальной безопасности должны обеспечить предотвращение стратегических и оперативных угроз национальной безопасности:
• внезапных кризисов в жизненно важных отраслях (банковская система, энергетика, транспорт и др.), которые вызваны в том числе забастовками;
• социальных взрывов, которые обусловлены падением уровня жизни и ростом безработицы;
• прихода к власти экстремистских или криминальных группировок;
• перехода под контроль иностранного капитала жизненно важной части национальных ресурсов;
• разрушения национальной культуры и науки, снижения культурного и образовательного уровня населения, распространения идеологии насилия, различных сектантских религиозных течений;
• утечка информационных, финансовых и интеллектуальных ресурсов;
• банкротства на государственном уровне, которое вызвано резким ростом внешнего и внутреннего долга;
• потери в международном сообществе стратегических интересов.
Информационные ресурсы в управлении общественно-политической и социальной сферами обеспечивают решение ниже приведенных задач:
• регулирование, уменьшение и социальное измерение напряженности и социальной расслоенности в обществе;
• социальная защита населения (социальное страхование, пенсионное страхование, страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, страхование на случай безработицы, и т.д.);
• анализ и управление общественным мнением;
• защита информационного национального и культурного пространства;
• повышение культурно-образовательного уровня населения.
Человеческий ресурс является основным элементом общественной системы, состояние которого обеспечивается информационным ресурсом в социально- политической сфере. Основное назначение информационного ресурса в данной сфере — обеспечить социальную защиту, а также необходимый для развития общества образовательный, культурный и политический уровень населения.
|
|
Основными источниками информации о состоянии человеческих ресурсов являются дынные переписи населения и индивидуального учета в системе государственного страхования, опросы общественного мнения, социальные измерения, а также выборочное обследование домашних хозяйств.
Таким образом, использование и формирование информационных ресурсов является главной проблемой создания единого информационного пространства в любом государстве.