Информационные ресурсы

3.1. Понятие информационного ресурса

Информационный ресурс — информация, зафиксированная на материальном носителе и хранящаяся в информационной системе. К ним относятся печатные, рукописные, и электрон­ные издания, содержащие распорядительную, нормативную и дру­гую информацию по различным направлениям общественной де­ятельности (социальная сфера, политика, законодательство, и т.д.). Информационные ресурсы, которые перенесены на электронные носители посредством связи и вычислительной техники становятся доступными для опе­ративного воспроизводства необходимой информации, приобрета­ют качественно новое состояние, и превра­щаются в важнейший фактор социально-экономического разви­тия общества.

Информационный ресурс — основной компонент информационного менеджмента.

Во все большей степени формирование и системное использование информационных ресурсов становится объектом политических и экономических интересов на международном и национальном уровнях.Такими интересами объяс­няется глобальная конкуренция за господство на информацион­ном рынке, которая привела к стремительным темпам роста информационных технологий и телеком­муникационных систем.

При этом ежегодно выделяются огромные средства на разработку технологий работы с информационными ресурсами. По данным «FinancialTimes», за 1998 г. в числе 500 крупнейших компаний мира более 20% состав­ляют компании, которые специализируются в области использования и создания информационных ресурсов.

 

На основе грамотного системного использования информационных ресурсов всех сфер жизнедеятельности государство обеспечивает:

• высокий уровень жизни граждан и поступательное развитие производительных сил общества;

• защиту прав и свобод личности;

• национальную безопасность.

3.1.Проблемы обеспечения информационными ресурсами

Наиболее значимыми являются проблемы обеспечения информационными ресурса­ми управления экономическими процессами, социальной и общественно-политической сферами и национальной бе­зопасностью.

Информационные ресурсы в управлении экономическими про­цессами охватывают следующие уровни:

• общегосударственный;

• отраслевой;

• территориальный;

• экономических агентов.

Объем и состав необходимых информационных ресурсов и спосо­бы их использования, определяются задачами и целями управления на каждом из уровней.

Задачи,решаемые на общегосударственном уровне управления:

• прогнозирования, анализа и макроэкономического мониторинга;

• обеспечения экономической безопасности;

• контроля за деятельностью местного, отраслевого и государственного органов управлений;

 

Факторами, обеспечивающими экономическую безопасность государства, являются защита экономических интересов, предотвращение острых кризисных явлений в эконо­мике, борьба с экономическими преступлениями.

Это реализуется оперативным мониторингом:

• сфе­ры индивидуального потребления и хозяйственной деятельности экономических агентов;

• уровня доходов и потребления граждан;

• движения денежных средств в валюте;

• Государствен­ного таможенного комитета, информационных ресурсов банковской сети, Национального банка, желез­ной дороги и других транспортных организаций.

Эффективная борьба с экономическими преступлениями обес­печивается за счет более детальной оперативной информации о хозяйственной и финансовой деятельности предприятия, которая позволяет выявить аномалии в экономическом поведении. Мониторинг за хозяйственной деятельностью предприятий требует оперативного доступа к соответствующим информационным ресурсам.

Система контроля за деятельностью органов государственно­го, местного и отраслевого управления обеспечивает анализ каче­ства исполнения возложенных на них функций, расходования выделяемых на их нужды бюджетных средств, выявления и пресе­чения нарушений законодательства.

Задачи повышения производительности труда, обеспечения научно-технического прогресса, роста объема производства, качества продукции, решаются на отраслевом уровне управления. Ре­шение этих задач обеспечивается следующими типами информа­ционных ресурсов: нор­мативно-справочным, маркетинговым и научно-техническим. На территориальном уровне требования к информационным ресурсам и задачи сходны с задачами общегосударствен­ного уровня.

Информационные ресурсы, касающиеся национальной безопаснос­ти должны обеспечить предотвращение стратеги­ческих и оперативных угроз национальной безопасности:

• внезапных кризисов в жизненно важных отраслях (банковская система, энергети­ка, транспорт и др.), которые вызваны в том числе забастовками;

• социальных взрывов, которые обусловлены падением уровня жизни и ростом безработицы;

• прихода к власти экстремистских или криминальных груп­пировок;

• перехода под контроль иностранного капитала жизненно важ­ной части национальных ресурсов;

• разрушения национальной культуры и науки, снижения культурного и об­разовательного уровня населения, распрост­ранения идеологии насилия, различных сектантских рели­гиозных течений;

• утечка информационных, финансовых и интеллектуальных ресурсов;

• банкротства на государственном уровне, которое вызвано резким ростом внешнего и внутреннего долга;

• потери в международном сообществе стратегических интересов.

Информационные ресурсы в управлении обществен­но-политической и социальной сферами обеспечивают решение ниже приведенных задач:

• регулирование, уменьшение и социальное измерение напряженности и соци­альной расслоенности в обществе;

• социальная защита населения (со­циальное страхование, пенсионное страхование, страхование от несчастных случаев на производстве и проф­заболеваний, страхование на случай безработицы, и т.д.);

• анализ и управление общественным мнением;

• защита информационного национального и культурного про­странства;

• повышение культурно-образовательного уровня населения.

Человеческий ресурс является основным элементом общественной системы, состояние которого обеспечивается информационным ресурсом в социально- политической сфере. Основное назна­чение информационного ресурса в данной сфере — обеспечить со­циальную защиту, а также необходимый для развития общества образовательный, культурный и политический уровень населения.

Основными источниками информации о состоянии человеческих ресурсов являются дынные переписи населения и индивидуального учета в системе государственного страхования, опросы общественного мнения, социальные измерения, а также выборочное обследование домашних хозяйств.

Таким образом, использование и формирование информационных ресурсов является главной проблемой создания единого информационного пространства в любом государстве.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: