ФГБОУ ВПО «КубГУ»
Юридический факультет
Кафедра теории и истории государства и права
Рабочая учебная программа
Дисциплины
Код дисциплины – М2.Б.3
«СРАВНИТЕЛЬНОЕ
ПРАВОВЕДЕНИЕ»
Для направления подготовки 030900 «Юриспруденция»
Квалификация (степень) выпускника – магистр
Для студентов отделения дневного и заочного обучения
Программа разработана кафедрой теории и истории государства и права
ФГБОУ ВПО «КубГУ»
Краснодар 2011
Рабочая учебная программа дисциплины
«Сравнительное правоведение» (код дисциплины М2.Б.3)
Для направления подготовки 030900.68 «Юриспруденция»
Квалификация (степень) выпускника – магистр
Для студентов отделения дневного и заочного обучения
Рецензенты
1. К.ю.н., магистр юриспруденции, доц. каф. доц. кафедры гр. права и процесса юрид. ф-та НОЧУ ВПО «ИНЭП» Е.В. Бутенко;
2.
Настоящая рабочая учебная программа дисциплины
«Сравнительное правоведение» (код дисциплины М2.Б.3) разработана на основе ФГОС ВПО по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) «магистр»),
|
|
Утверждённого Минобрнауки РФ от 14.12.2010 г. № 1763.
Настоящая рабочая учебная программа дисциплины
«Сравнительное правоведение» (код дисциплины М2.Б.3) рассмотрена и утверждена на заседании Методической комиссии юридического факультета
Составитель настоящей рабочей программы:
К.ю.н., доцент В.Д.Ярыш ________________________
Дата составления настоящей рабочей программы – 05.09.2011 г.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Жизнь мирового сообщества в XXI в. – это постепенное, но неуклонное стремление к интеграции во всех сферах жизнедеятельности, в том числе правовой. Сближение любых государственных и общественных областей трудно представить без его правового оформления. К более широкой интеграции сегодня стремятся экономики разных стран, но прочное и плодотворное объединение невозможно без знания различных типов правопонимания и способов правоприменения. В связи с этим особое значение приобретают сравнительно-правовые исследования, на основе которых возможно выявление общеправовых принципов, признаваемых всеми или большинством современных государств. Сравнительно-правовые исследования позволяют определять закономерности развития правовых систем.
Сравнительное правоведение имеет и практическое значение. Сегодня всё более возрастает интерес к изучению и взаимному использованию национального правового и, в частности, законодательного опыта, который позволит эффективнее, с меньшими затратами решать внутренние проблемы.
|
|
Введение спецкурса «Сравнительное правоведение» обусловлено многообразием правовых систем современности, их различиями, с одной стороны, и стремлением к унификации, с другой стороны. Преподавание нового курса необходимо для подготовки юристов с широким кругозором, имеющих представление не только о российской, но и о других правовых системах, существующих в мире.
Цель сравнительного правоведения как учебной дисциплины – обеспечить будущих юристов знаниями о социально-правовых явлениях не только в России, но и в других государствах.
Задачами данной дисциплины являются:
1) изучение студентами исторического процесса возникновения и развития ведущих правовых систем, их источников и особенностей;
2) формирование умения выделять рациональное и полезное из мирового правового опыта для практического применения в рамках новой российской государственности и её правовой системы.
МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Дисциплина «Сравнительное правоведение» относится к базовой части профессионального цикла ООП.
Дисциплина «Сравнительное правоведение» имеет непосредственную взаимосвязь с отраслевыми курсами по зарубежному праву (гражданское, уголовное, торговое, конституционное право иностранных государств и т.д.), оказывая на них методологическое воздействие. Также следует отметить, что данная учебная дисциплина имеет прямые и обратные связи с различными специальными курсами по международному частному и публичному праву.
Приступая к изучению данной дисциплины, студент должен:
Владеть
· знаниями теории государства и права;
· знаниями основных отраслей права;
Уметь
· оперировать юридическим понятийным аппаратом, разбираться и понимать юридические определения и термины.
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ
СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
После освоения дисциплины «Сравнительное правоведение» у студента формируются научные представления о типах права, существующих в мире в России, развиваются способности самостоятельно используя мировой опыт развития, искать наиболее оптимальные пути недопущения социальных конфликтов и разрешения уже случившихся конфликтов.
При прохождении дисциплины комплексно решаются вопросы повышения общей правовой культуры студентов – будущих магистров. Взгляд на право как на средство регулирования общественных отношений наполняется дополнительным содержанием: право предстаёт как инструмент для гармонизации общественных отношений, в том числе между целыми народами.
Дисциплина «Сравнительное правоведение» полностью или частично формирует у обучающегося следующие компетенции:
1) общекультурные
· способность развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-3);
2) профессиональные:
· способность разрабатывать нормативные правовые акты (ПК-1);
· способность квалифицированно проводить научные исследования в области права (ПК-11).
В частности, в результате освоения дисциплины обучающийся должен:
1) ЗНАТЬ:
· историю становления сравнительного правоведения как науки и учебной дисциплины;
· методологический базис проведения компаративно-правовых исследований;
· основные нормативные и ценностные источники правовых систем мира;
· структуру юридической карты мира в прошлом и настоящем;
· категориальный аппарат юридической компаративистики.
2) УМЕТЬ:
· проводить самостоятельный мониторинг иностранных юридических актов, используя методологический базис, полученный в ходе обучения;
· находить ретроспективные и перспективные закономерности развития правовых систем разной групповой направленности;
|
|
· моделировать ход эволюционного роста правовых сообществ мира;
· выявлять точки конвергенции правовых семей в условиях глобализации;
· применять полученные теоретические знания при разрешении юридических казусов;
· развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень;
· разрабатывать нормативные правовые акты.
3) ВЛАДЕТЬ:
· методологической и категориальной базой для проведения компаративных исследований в рамках отраслевых юридических дисциплин;
· навыками сравнения и оценки нормативных основ правовых систем иностранных государств;
· доктринальными источниками по юридической компаративистике;
· опытом предыдущих поколений компаративистов для формирования целостного знания о месте российской правовой системы на юридической карте мира;
· способностью квалифицированно проводить научные исследования в области права.