Внедрение института президентства и выборы Первого Президента Верховным Советом КазССР (1990 г.)

Институт президентства, учрежденный на заре независимости Казахстана, позволил сформировать основы новой структуры управления государством и обеспечил условия для преодоления переходного периода в экономике, реформирования политической системы республики. Вместе с тем становление института президентства происходило в чрезвычайно сложной обстановке. О тех преисполненных драматизма днях вспоминает Махмуд Касымбеков.

24 апреля 1990 года в Казахстане был учрежден институт президентства и на заседании Верховного Совета Казахской ССР Нурсултан Назарбаев избран Президентом республики. Дальнейший ход событий покажет, что учреждение поста Президента стало важнейшим событием, оказавшим решающее влияние на становление политической системы независимого Казахстана, обеспечило преемственность государственной власти после распада СССР.

Как известно, зарождение института президентства в Казахстане пришлось на период глубочайшего кризиса в СССР, затронувшего все сферы жизнедеятельности советского общества и государства. Особо остро он проявился в экономической сфере. Разрыв традиционных экономических связей, болезненный разлад плановой экономики, явные диспропорции советской экономической структуры привели к резкому снижению жизненного уровня населения, нарастанию социального напряжения.

30 мая 1991 года Нурсултан Назарбаев на собрании республиканского актива Казахстана с участием Генерального секретаря ЦК КПСС М. Горбачева, по сути, констатировал окончательный диагноз: «Мы видим, что сегодня ярые сторонники так называемого «чистого» социализма озабочены отнюдь не улучшением жизни народа. Вооружившись идеологическими догмами, они борются за личную власть, за сохранение собственных привилегий.

2)1 декабря 1991 года состоялись первые всенародные выборы президента Казахстана. Выборы были безальтернативными, единственный кандидат — Нурсултан Назарбаев — победил с 98,78 % голосов при явке избирателей 88,2 %.Президент Республики Казахстан, согласно конституции:

— символ и гарант единства народа и государственной власти, незыблемости Конституции, прав и свобод человека и гражданина.

— обеспечивает согласованное функционирование всех ветвей государственной власти и ответственность органов власти перед народом.

— имеет право выступать от имени народа и государства.

Президент Республики Казахстана, его честь и достоинство неприкосновенны. Посягательство на честь и достоинство Президента Республики преследуется по закону.

24 апреля 1990 года Верховный Совет Казахской ССР (высший орган власти в республике) учредил должность президента Казахской ССР, приняв Закон «Об учреждении поста Президента Казахской ССР и внесении изменений и дополнений в конституцию (основной закон) Казахской ССР»[4]. В этот же день, Верховный Совет избрал президентом Нурсултана Назарбаева[5]. На момент избрания, Назарбаев уже руководил Казахстаном с 22 июня 1989 года в должности Первого секретаря ЦК Коммунистической партии Казахской ССР.

1 декабря 1991 года состоялись первые всенародные выборы президента Казахстана. Выборы были безальтернативными, единственный кандидат — Нурсултан Назарбаев — победил с 98,78 % голосов при явке избирателей 88,2 %.Обеспечение, обслуживание и охрана Президента Республики и его семьи осуществляются за счёт государства.

Парад суверенитетов» (осень 1990 г.).  Декларация «О государственном суверенитете Казахской ССР» от 25 октября 1990 г.

«Пара́дсуверените́тов» (1990—1991) — условное наименование конфликта между союзным и республиканскимзаконодательством, вызванного провозглашением верховенства республиканских законов над союзными и ставшего одним из ключевых факторов, приведших к распаду СССР.В ходе «парада суверенитетов» все союзные (в том числе РСФСР) и многие из автономных республик приняли Декларации о суверенитете, в которых оспорили приоритет общесоюзного законодательства над республиканским (что начало «войну законов»), и предприняли действия по укреплению экономической самостоятельности, включая отказ выплачивать налоги в союзный и федеральный бюджеты. Это привело к прекращению экономических связей между республиками и регионами, что ещё больше ухудшило экономическое положение СССР.

25 октября 1990 г. - день принятия Верховным Советом Казахской ССРДекларации «О государственном суверенитете Казахской ССР», - безусловно, относится к неординарным страницам новейшей истории Казахстана. Нет сомнения в том, что именно с этого документа, оформившего новую веху в развитии казахстанской государственности, начинается собственно конституционная история независимого Казахстана. Бесспорно, этот исторический документ является актом конституционного значения, заложившим правовую основу для разработки новой Конституции и законодательства суверенного Казахстана. Декларация «О государственном суверенитете Казахской ССР» «была не просто «Декларацией намерений», как справедливо отмечает академик Г.С. Сапаргалиев, - а имела нормативный правовой характер».
В конституционном праве под понятием «декларация» (фр. declaration – заявление) обычно понимается название отдельных важнейших политико-юридических актов, имеющее целью придать им торжественный характер, подчеркнуть их особо важное значение для судеб соответствующего государства. При этом специфической «чертой Декларации как нормативно-правового акта является слишком общий, неконкретный характер содержащихся в них положений, требующий дополнительного законодательного регулирования» [2, с. 35]. Многие исследователи относят декларации к категории актов, не являющихся законами, не обладающих юридической силой и принимаемых парламентами по упрощенной по сравнению с законодательной процедуре.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: