Министерство образования и науки Российской Федерации
Сибирский государственный аэрокосмический университет
имени академика М. Ф. Решетнева
МАКРОЭКОНОМИКА
Сборник тестов
Красноярск 2010
УДК 330(0.75)
ББК 65.012.2я7
М15
Рецензенты:
кандидат экономических наук, профессор А. С. Пчелинцева;
(Сибирский государственный технологический университет);
кандидат экономических наук, доцент И. В. Молодан
(Сибирский государственный аэрокосмический университет
имени академика М. Ф. Решетнева)
Печатается по решению редакционно-издательского совета университета
Макроэкономика: сб. тестов / сост. Л. А. Иванченко; Сиб. гос.
М15 аэрокосмич. ун-т. – Красноярск, 2010. – 136 с.
В сборник включены тесты по макроэкономике различного уровня сложности. Полностью соответствует требованиям государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и может быть использован студентами на практических занятиях и для самостоятельной работы.
Предназначен для студентов экономических специальностей финансово-экономического факультета, гуманитарного факультета по специальности «Реклама», Международной высшей школы инновационного бизнеса и администрирования по специальности «Менеджмент» (бакалавриат) всех форм обучения, а также для слушателей системы дополнительного образования.
УДК 330(075.8)
ББК 5.012.2 я7
© Сибирский государственный аэрокосмический
Университет имени академика М. Ф. Решетнева, 2010
Оглавление
Предисловие............................................................................................... 4
Тема 1. Предмет и методологические принципы макроэкономики.......... 5
Тема 2. Основные макроэкономические показатели.
Система национальных счетов.................................................................... 8
Тема 3. Макроэкономическое равновесие................................................ 19
Тема 4. Циклическое развитие экономики, формы кризисов.................. 34
Тема 5. Безработица.................................................................................. 41
Тема 6. Инфляция. Антиинфляционная политика.................................... 52
Тема 7. Экономический рост..................................................................... 59
Тема 8. Роль государства в рыночной экономике................................... 67
Тема 9. Финансовая система и финансовая политика государства......... 73
Тема 10. Кредитно-денежная система
И кредитно-денежная политика государства........................................... 83
Тема 11. Социальная политика государства.......................................... 101
Тема 12. Международные аспекты экономической теории................... 108
Тема 13. Теоретические проблемы перехода к рыночной экономике.. 124
Библиографический список................................................................. 134
Предисловие
Сборник тестов по макроэкономике является неотъемлемой частью учебно-методического комплекса дисциплин «Макроэкономика» и «Экономическая теория» для студентов экономических специальностей финансово-экономического факультета, гуманитарного факультета по специальности «Реклама», Международной высшей школы инновационного бизнеса и администрирования по специальности «Менеджмент» (бакалавриат).
Сборник тестов предназначен для практического освоения курсов «Макроэкономика» и «Экономическая теория». В сборник включены тесты по макроэкономике различного уровня сложности по каждой теме курса, они включают теоретические вопросы, логические, расчетные задания, имеют открытый и закрытый характер. Тесты открытого типа представляют собой задания без вариантов ответа. Тесты закрытого типа предполагают от одного до нескольких вариантов ответа, последние отмечены в сборнике звездочкой (*). Решение тестов направлено на закрепление изучаемого студентами лекционного курса, развитие экономического мышления, получение практических навыков, а также на развитие навыка самостоятельной работы.
Сборник полностью соответствует требованиям государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и может быть использован студентами на практических занятиях и для самостоятельной работы.
Использование тестов по макроэкономике для проверки знаний студентов имеет следующие преимущества:
- позволяют как проверить знания по всей программе, так и осуществить выборочную проверку по отдельным традиционно трудным темам;
- регулярное самостоятельное решение студентами тестов дают возможность систематически контролировать свои знания.
Предложенные тестовые задания обладают свойствами информативности, позволяют повысить количество и качество знаний студентов, дают независимые от субъекта контроля точные сведения о состоянии знаний.
В результате тестового контроля студент и преподаватель получают информацию о наличии или отсутствии отклонений в усвоении знаний.
Контроль позволяет не только установить уровень успешности обучения, но и выявить недостатки в знаниях, умениях, оказывает воспитательное воздействие, стимулирует учебную деятельность.
При помощи тестов удается более точно определить уровень подготовки студентов, так как преподаватель опирается не на традиционную пятибалльную оценку, а на сумму баллов за каждое выполненное задание. Предлагаемый сборник тестов по макроэкономике может быть использован преподавателем для орга-низации активной работы студентов на практических занятиях, текущего и промежуточного контроля их знаний, а также студентами для выполнения самостоятельной работы, подготовки к практическим занятиям и к экзамену по курсу.
Замечания и предложения по содержанию и оформлению сборника будут приняты автором по адресу: 660014, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31, Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, кафедра экономики.
Тема 1
Предмет и методологические принципы
Макроэкономики
1. Модель кругооборота доходов и расходов в национальной экономике отражает:
а) мультипликативный эффект расширения денежной массы;
б) циркуляцию реальных благ и денежных потоков в экономике;
в) цикличность развития экономики;
г) взаимосвязь между инвестициями, государственными расходами и ВНП.
2.* В модели кругооборота бизнес является:
а) продавцом на рынке товаров;
б) покупателем на рынке ресурсов;
в) покупателем на рынке товаров;
г) кредитором на рынке доходов.
3. Из модели кругооборота благ и доходов следует, что фирмы покупают экономические ресурсы:
а) для производства товара и услуг;
б) расчета с государством;
в) выпуска акций;
г) максимального удовлетворения своих потребностей.
4. К основным макроэкономическим показателям не относится:
а) общий уровень цен;
б) тарифы на электроэнергию;
в) национальный объем производства;
г) процентная ставка.
5.* К потоку кругооборота относятся:
а) основной капитал на определенный момент времени;
б) налоги;
в) государственный долг на конец года;
г) платежи.
6. Модель кругооборота благ и доходов показывает, что государство:
а) осуществляет закупки товаров и услуг;
б) заботится о состоянии окружающей среды;
в) печатает новые деньги;
г) производит товары и услуги.
7. Наиболее общие взаимосвязи между экономическими субъектами рынка показывает:
а) закон спроса и предложения;
б) кривая производственных возможностей;
в) производственная функция;
г) модель кругооборота благ и доходов.
8. Установите соответствие между экономическими агентами, участвующими в кругообороте продуктов и доходов, и их ролью:
1) домашнее хозяйство;
2) фирмы;
3) государство;
4) иностранный сектор;
а) предъявляют спрос на товары и услуги;
б) производят для продажи товары и услуги;
в) взимает налоги с частного сектора;
г) импортируют товары.
9. Часть экономической теории, в которой изучаются характер и результаты функционирования национальной экономики в целом:
а) макроэкономика;
б) микроэкономика;
в) мезоэкономика;
г) миниэкономика.
10. Субъектами экономических отношений в классической рыночной экономике являются:
а) домохозяйства и фирмы;
б) домохозяйства и трудовые коллективы;
в) домохозяйства, фирмы и государство;
г) домохозяйства, фирмы, государство и внешний мир.
11. Общий уровень цен и безработицы изучается в курсе:
а) менеджмента;
б) микроэкономики;
в) международной экономики;
г) макроэкономики.
12. Все нижеперечисленное относится к проблемам макроэкономики, кроме:
а) инфляции;
б) дефицита государственного бюджета;
в) темпов экономического роста страны;
г) размеров средних издержек производства на предприятия, производящих бытовую электронику;
д) государственной налоговой политики.
13.* Разделы экономической теории, относящиеся к макроэкономике:
а) теория денег;
б) теория занятости;
в) теория потребительского выбора;
г) теория производства.
14.* Макроэкономика – это:
а) отрасль экономической науки, изучающая поведение экономики как единого целого;
б) составная часть современной экономической теории, которая исследует характер и результаты функционирования национальной экономики;
в) наука об обеспечении условий устойчивости экономического роста полной занятости ресурсов и минимизации уровня инфляции.
15. Цель анализа ex ante:
а) описание хода и итогов экономической деятельности участников национального хозяйства в прошедшем времени;
б) определение факторов и механизма их влияния на будущие значения макропараметров.
16.* Агрегированные субъекты хозяйственной системы:
а) государственный сектор;
б) заграница;
в) предпринимательский сектор;
г) сектор домохозяйств;
д) банковская система.
17.* Макроэкономика изучает агрегированные рынки:
а) рынок благ;
б) рынок денег;
в) рынок труда;
г) рынок ценных бумаг;
д) рынок земли.
18. Макроэкономический анализ ex post – это:
а) национальное счетоводство;
б) макроэкономический анализ в собственном смысле слова;
в) разработка теории функционирования в развитии национального хозяйства.
19. Использование макроэкономических моделей не позволяет:
а) находить единственно правильный вариант развития национальной экономики;
б) определять комплекс альтернативных способов управления динамикой внутренних (эндогенных) переменных;
в) оптимизировать сочетания инструментов различных видов государственной политики;
г) рассчитывать точные значения параметров развития национальной экономики.
20. Аксиома народнохозяйственного кругооборота заключается в следующем:
а) ресурсные и денежные потоки осуществляются беспрепятственно, если расходы государства равны налоговым сборам;
б) величина обращающихся в народном хозяйстве потоков экономических благ неизменна на всех этапах своего движения;
в) ресурсные и денежные потоки осуществляются беспрепятственно, если совокупные расходы равны денежной массе;
г) суммарная величина продаж фирм равна суммарной величине доходов домашних хозяйств.
Тема 2