Регистрация товарных знаков и знаков обслуживания

Законом Российской Федерации «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» (далее Закон) установлено, что правовая охрана товарного знака и/или знака обслуживания предоставляется в отношении тех товаров и/или услуг, для которых он зарегистрирован. Другими словами, согласно ст. 3 Закона перечень товаров и услуг вместе с товарным знаком определяют объем исключительных прав его владельца. Поэтому необходимо с особой тщательностью составлять перечень товаров и услуг еще на стадии подготовки заявочных материалов.

Работая над перечнем, следует руководствоваться следующими правилами.

Сначала следует определить круг товаров и услуг, для которых предполагается зарегистрировать товарный знак и/или знак обслуживания. Необязательно ограничивать его только теми товарами и услугами, которые производятся или оказываются заявителем на момент оформления и подачи заявки. Целесообразно включать в перечень товары и услуги, которые предполагается производить и оказывать в будущем. В противном случае весьма вероятно, что другое лицо может подать заявку на регистрацию в качестве товарного знака или знака обслуживания тождественного или сходного до степени смещения обозначения в отношении товаров и услуг, не указанных в перечне.

Очень часто у заявителей и владельцев товарных знаков возникает вопрос: следует ли испрашивать охрану товарного знака для рекламных услуг, услуг по транспортировке или хранению? Ведь если они являются производителями товаров, то им нужно их рекламировать, доставлять покупателю, какое-то время хранить на складе. Ответ на этот вопрос однозначен: такой необходимости нет. Услуги, направленные на удовлетворение потребностей самого изготовителя (например, упаковка собственных товаров, их хранение, перевозка, реклама), не следует включать в перечень товаров и услуг. Нельзя допускать того, чтобы термины, используемые для обозначения товаров и услуг, имели двойное толкование. Они должны поддаваться сравнительному анализу, быть понятны широкому кругу пользователей и позволять, в конечном счете, идентифицировать товар или услугу.

Как известно, ст. 8 Закона содержит требование, в соответствии с которым перечень товаров, для которых испрашивается регистрация товарного знака, должен быть сгруппирован по классам Международной классификации товаров и услуг (МКТУ) для регистрации знаков.

Приведенные в перечне наименования товаров и услуг должны в максимальной степени соответствовать наименованиям, включенным в МКТУ. Следует избегать отсутствующих в МКТУ терминов, даже если они являются общеупотребительными и используются заявителем в своей деятельности. Их необходимо заменять на аналогичные наименования, содержащиеся в МКТУ. Например, термин «сувениры» можно заменить на «художественные изделия» с указанием материала (дерево, пластмасса или металл), из которого они изготовлены, термин «лизинг» — на «сдачу недвижимого имущества в аренду», «аренду гаражей», «аренду складов», «аренду машинного времени для доступа в базу данных» и т.п., «консалтинг» — на «профессиональные консультации», «консультативные службы» с обязательным указанием области, к которой они относятся (например, профессиональные консультативные службы по организации и управлению делами) и т.д.

В последнее время в связи с развитием техники началось массовое использование новых или редко встречающихся терминов, которые отсутствуют в МКТУ. При включении таких терминов в перечень товаров и услуг необходимо давать им разъяснение.

При составлении перечня следует избегать крайностей и делать его или слишком обобщенным, или слишком подробным. Как показывает практика, слишком обобщенное наименование товара или услуги зачастую затрудняет их отнесение к тому или иному классу. Так, товары и услуги, охватываемые такими обобщенными наименованиями, как «товары широкого потребления», «спортивные товары», «швейные изделия», «прокат», «посредничество», могут относиться к разным классам МКТУ. Наименование «спортивные товары» может охватывать товары класса 25 — «спортивная обувь», «спортивные трикотажные изделия» и товары класса 28 — «боксерские перчатки», «гимнастические снаряды». Наименование «швейные изделия» включает товары класса 24 — «белье постельное» и товары класса 25 — «белье нижнее». Еще более разнообразны услуги, охватываемые понятием «прокат». Они могут относиться к классу 35 МКТУ — «прокат рекламных материалов», классу 37 — «прокат строительной техники», классу 39 — «прокат лошадей», классу 41 — «прокат звукозаписей», классу 42 — «прокат одежды».

В том случае, когда изготовитель, подающий заявку, производит большой ассортимент товаров, имеющих общую область применения, и/или оказывает разнообразные, но зачастую однородные услуги, целесообразно указывать обобщенные наименования товаров и услуг из перечня классов МКТУ (например, «одежда», «реклама» «воспитание», «образование», «строительство», «ремонт», «транспорт»). При этом, однако, необходимо помнить о недопустимости объединения под обобщенным наименованием разноплановых (по какому-либо критерию, например по назначению) товаров. Так, под обобщенным наименованием «одежда» не должны быть объединены «костюмы специальные защитные для летчиков», включенные в класс 9, и «костюмы», относящиеся к классу 25 МКТУ.

Возможна ситуация, когда заявителю необходимо зарегистрировать товарный знак в отношении всех товаров, содержащихся в каком-либо классе МКТУ. В этом случае заявителю не следует приводить в перечне товаров полную формулировку названия данного класса или указание «весь класс». Он может выбрать из перечня данного класса наиболее обобщенные наименования, охватывающие максимальное количество видов интересующих его товаров. Товары, не попадающие под такие обобщенные наименования, могут быть приведены дополнительно.

Не следует указывать наименование «услуги, которые не могут быть отнесены к другим классам» из перечня услуг класса 42 МКТУ. Такое неопределенное наименование не позволяет определить область информационного поиска при экспертизе заявленного обозначения и объем правовой охраны при регистрации товарного знака.

В последнее время наметилась тенденция к упорядочению формулировок перечней товаров, относящихся к товарным знакам или знакам обслуживания, в состав которых в качестве неохраняемых элементов ранее допускалось включать указание на вид (род) товара или услуги. Например, в перечне товаров и услуг для товарного знака приводилось обобщенное наименование «кондитерские изделия», хотя в качестве товарного знака была зарегистрирована этикетка, на которой а виде неохраняемого элемента указывались «конфеты» или «карамель».

Для таких товарных знаков правильным будет считаться перечень, если в нем указано только наименование конкретного товара или услуги, которое содержится в самом товарном знаке. Например, если в обозначение включено наименование «минеральная вода», то было бы ошибкой указывать в перечне «безалкогольные напитки», «газированные воды», «лимонады», «пиво» и т.п.

В последнее время на регистрацию в качестве товарных знаков заявляют большое количество объемных обозначений, которые в большинстве своем являются оригинальной формой упаковки товара (бутылки, флаконы, футляры и г.п.). При составлении перечня товаров для данного вида обозначений следует указывать класс и наименование товара, для которого предназначена упаковка (например, класс 3 МКТУ — «духи», класс 32 МКТУ — «безалкогольные напитки»). Если объемное обозначение является оригинальной формой самого товара (например, оригинальная форма мыла), то в перечне товаров необходимо привести класс и наименование этого товара (класс 3 МКТУ — «мыла»).

Нередко при составлении перечня товаров и услуг заявители ошибочно относят свою деятельность к производству товаров, а не к оказанию услуг, и наоборот. Например, предприятия, оказывающие услуги по снабжению электроэнергией, приводят в перечне не предусмотренный в МКТУ товар «электроэнергия». Род деятельности таких предприятий представляет собой услугу класса 39 МКТУ — «распределение электроэнергии».

Существуют предприятия, которые сами не производят продукцию, а лишь re расфасовывают или разливают (например, чаеразвесочные фабрики, предприятия по розливу минеральных вод, вин и т.п.). Если такие предприятия только оказывают услуги для других лиц по расфасовке, розливу продукции, т.е не предлагают расфасованный, разлитый товар к продаже, то в перечне следует указывать только соответствующие услуги. Если же предприятие расфасовывает или разливает продукцию, а затем само продает ее в упаковке, то в перечне следует привести класс и наименование товара (например, класс 30 МКТУ — класс 32 МКТУ — «минеральные воды (напитки)», класс 33 МКТУ — «вина»).

Выше уже отмечалось, что МКТУ представляет собой специальную классификацию, поэтому многие наименования товаров и услуг в ней представлены в редакции, удобной для пользования.

Например, в МКТУ приведена следующая формулировка наименования товара: «подметание (связующие составы для пыли)».

В подобных случаях в перечне необходимо приводить формулировки, соответствующие правилам русского языка. В частности, в данном случае следует указать: «связующие составы для пыли, используемые при подметании».

В силу специфики построения МКТУ во многих классах встречаются повторы наименований товаров, например «подкладочные ткани» и «ткани подкладочные». В перечне, содержащемся в заявке, этого следует избегать. Для обозначения товара заявитель выбирает только одно наименование по собственному усмотрению.

При использовании приведенных в классификации наименований товаров нет необходимости показывать габариты изделия, их артикулы, стандарты, специальные названия и другие подобные, сведения.

Другим важным аспектом при составлении перечня товаров и услуг является проверка их принадлежности к классу МКТУ с помощью алфавитного перечня товаров и услуг МКТУ. Если, например, необходимо установить, к какому классу МКТУ относится такой вид товара, как модемы, то в разделе алфавитного перечня на букву «м» осуществляется поиск этого наименования. В результате выясняется, что «модемы» содержатся в классе 9 МКТУ.

При обращении к алфавитному перечню необходимо проанализировать все пояснения и дополнения, касающиеся наименования товара или услуги. Весьма показателен пример с таким товаром, как «паровые котлы, являющиеся частью машины», которые согласно алфавитному перечню относятся к классу 11. Вместе с тем «паровые котлы машин» отнесены к классу 7. Приведенный пример показывает, что игнорирование дополнительных слов в алфавитном перечне может привести к ошибке при установлении класса товара. В случае, когда нужное наименование не удается обнаружить в алфавитном перечне, следует внимательно изучить перечень классов товаров и услуг МКТУ и пояснения к классам. Например, алфавитный перечень не содержит наименования «зефир». Однако с учетом того, что зефир относится к кондитерским изделиям, его следует отнести к классу 30, который включает «кондитерские изделия».

Когда классификацию товара не удается произвести с помощью алфавитного перечня или перечня классов с пояснениями, следует применять критерии, положенные в основу МКТУ.

Классификация товаров (как готовых изделий, так и полуфабрикатов) осуществляется в основном в соответствии с их функцией и назначением.

Например, необходимо установить класс товара «защитные коврики», которые отсутствуют в алфавитном перечне. В этом случае следует принять во внимание, что указанный товар по своему назначению (защита, например, от каких-то вредных воздействий) отличается от назначения «ковров», которые отнесены к классу 27 МКТУ. Следовательно, «защитные коврики» следует отнести к 9 классу.

Помимо названных основных критериев для классификации готовых изделий могут использоваться вспомогательные. Вспомогательным критерием, например, является вид материала, из которого они изготовлены и/или принцип их действия. Так, среди изделий, имеющих обобщенное наименование «салфетки», можно выделить «салфетки бумажные», «салфетки косметические бумажные», относящиеся к классу 16 МКТУ, а также «салфетки столовые текстильные» и «салфетки косметические текстильные», относящиеся к классу 24. Если же говорить о критерии «принцип действию», то, ориентируясь на него, бытовые «устройства для очистки картофеля ручные» как предмет домашней утвари, приводимой в действие вручную, следует отнести к классу 21, а электрические — к классу 7.

Зачастую готовые изделия имеют многоцелевое назначение. Они могут состоять из нескольких самостоятельных элементов, поэтому их можно отнести в зависимости от назначения (цели) к нескольким классам МКТУ. Например, часы, в корпусе которых размещен калькулятор, должны быть отнесены одновременно к классам 9 и 14. Вместе с тем необходимо иметь в виду, что изделие, являющееся составной частью другого изделия, не всегда используется самостоятельно. В таких случаях его относят к тому же классу, что и основное изделие.

Если изделие изготовлено из нескольких видов материалов, то в этом случае оно классифицируется с учетом преобладающего в его составе материала. 11апример, «трубы водопроводные из металлопластика» следует отнести к классу 6, если в их основе преобладает металл, а если пластик — к классу 19.

Определенные затруднения вызывает классификация емкостей для упаковки и хранения товаров, хотя в этих случаях может быть применено очень простое правило. Если емкость предназначена для упаковки конкретного товара, то она должна быть отнесена к тому же классу, что и сам товар. Если же она не имеет конкретного назначения и в ней могут храниться различные товары, то при классификации следует учитывать вид материала, из которого емкость изготовлена.

Что касается классификации услуг, то по общему правилу она осуществляется в соответствии с видами деятельности, перечисленными в названиях классов. Кроме того, во внимание должны приниматься и пояснения к классам.

Пользующиеся в последнее время большой популярностью услуги, связанные с арендной деятельностью, следует относить к тем классам, которые содержат услуги, оказываемые с помощью арендуемых предметов. Так «аренда телефонных станций» должна быть отнесена к классу 38, а «прокат стоматологического оборудования» — к классу 42. Если данные рекомендации нельзя использовать, то указанные услуги следует отнести к классу 42 МКТУ.

Следует иметь в виду, что определенные требования предъявляются и к оформлению перечня товаров и услуг, для которых регистрируется товарный знак или знак обслуживания: сначала указывается номер класса, затем перечисляются товары или услуги этого класса (без указания наименования класса). Номера классов располагаются в порядке возрастания. Так, для заявителя, занимающегося издательской деятельностью, перечень товаров и услуг может быть составлен следующим образом: класс 16 — печатная продукция, печатные издания; класс 41 — издание книг, публикация текстовых материалов, за исключением рекламных; класс 42 — печать, типографское дело.

Составляя перечень товаров и услуг и тем самым определяя испрашиваемый объем исключительного права на товарный знак, необходимо также исходить из того, что Закон (п.1 ст.7) не допускает регистрацию в качестве товарных знаков обозначений, тождественных или сходных до степени смешения с товарными знаками, ранее зарегистрированными или заявленными на регистрацию в Российской Федерации на имя другого лица в отношении однородных товаров.

На однородность товаров и услуг указано в Законе и при определении действий, которые нарушают исключительное право на товарный знак (п. 2 ст.4): «Нарушением прав владельца товарного знака признаётся несанкционированное изготовление, применение, ввоз, предложение к продаже, продажа, иное введение в хозяйственный оборот или хранение с этой целью товарного знака или товара, обозначенного этим знаком, или обозначения, сходного с ним до степени смещения, в отношении однородных товаров».

Приведённые выше положения Закона призваны защищать исключительное право владельца товарного знака и потребителя от введения в заблуждение и пресекать недобросовестную конкуренцию в отношении этого средства индивидуализации, не допуская возможности маркировки однородных товаров разных изготовителей тождественными или сходными до степени смешения товарными знаками.

Что же такое однородность товаров? Согласно определению, данному С.И.Ожеговым в словаре русского языка, однородный — относящийся к тому же роду, разряду, одинаковый.

Исходя из данного определения, под однородными товарами и услугами следует понимать товары и услуги, относящиеся к одному и тому же роду и виду и создающие у потребителя представление о принадлежности их к одному изготовителю.

При установлении однородности традиционно учитывается ряд признаков, в частности род (вид) товаров, их назначение, вид материала, из которого они изготовлены, условия реализации товаров, круг потребителей.

Условно эти признаки подразделяют на основные и вспомогательные. К первым, как правило, относят: род (вид) товаров, их назначение, вид материала, из которого изготовлены товары. Другие признаки, вспомогательные в зависимости от ситуации, могут быть отнесены к основным признакам однородности. Необходимо также принимать во внимание возможность учёта основных признаков как по отдельности, так и в сочетании с другими основными и/или вспомогательными признаками. Прежде всего, к однородным относят товары, принадлежащие к одной и той же родовой или видовой группе. Например, однородными товарами являются пальто, платья, блузки, юбки, жакеты пиджаки, так как все они относятся к одной родовой группе «одежда». Однако неоднородными товарами должны быть признаны соковыжималки бытовые электрические и неэлектрические. Хотя они относятся к одному виду товаров, но всё же имеют ряд существенных различий. Заключаются эти отличия, в частности, в том, что соковыжималка бытовая электрическая представляет собой сложный прибор, произведённый в результате довольно трудоёмкого процесса. Такая соковыжималка продаётся либо в специализированных магазинах электротоваров, либо в специализированных отделах электротоваров крупных универсальных магазинов. Что касается соковыжималки бытовой неэлектрической, то это более простое устройство. Она, как правило, продаётся в хозяйственных магазинах или в отделах мелкой кухонной утвари универсальных магазинов. Кроме того, должно быть принято во внимание, что названные товары имеют разную стоимость. Электрическая соковыжималка является более дорогостоящим товаром, чем неэлектрическая. К неоднородным товарам следует также отнести «матрацы бытового назначения», относящиеся к классу 20 МКТУ, и «матрацы медицинские» — к классу 10 МКТУ. Матрацы медицинские имеют особые качественные характеристики. Они выпускаются соответствующими специализированными предприятиями и не реализуются через обычную розничную сеть.

Библиографический список

1. Горленко С.А., Грешнева Н.П., Орлова В.В., Радченко Н.А. Методические рекомендации по составлению перечня товаров и услуг для заявок на регистрацию товарных знаков и знаков обслуживания. - М.: ИНИЦ Роспатента, 2000. - 20 с.,

2. Грешнева Н.П. Методические рекомендации по составлению перечня товаров и услуг для заявок на регистрацию товарных знаков и знаков обслуживания. - М.: Статистика, 1997. - 22 с.

3. Долинская М.Г., Соловьев Н.А. Маркетинг и конкурентоспособность промышленной продукции. - М.: Стандарт и качество, 1991. - 128 с.

4. А Завьялов П.С., Демидов В.Е., Формула успеха: маркетинг сто вопросов - сто ответов о том, как эффективно действовать на внешнем рынке. - М.: Международные отношения, 1991. - 416 с.

5. Ковалев А.И., Войленко В.В. Маркетинговый анализ. - М.: Центр экономики и маркетинга, 1996. -176 с.

6. Корнев Н.И. Менеджмент. - Челябинск: Челяб. гос. ун-т., 2000. - 58 с.

7. Крейг Р.Дж. ИСО 9000. Руководство по получению сертификата на регистрацию. - М.: Стандарт и качество, 2001. - 182 с.

8. Кузьмин С.А. Социальные системы: опыт структурного анализа. - М.: Наука, 1996.-190 с.

9. Ноздрева Р.Б., Цигичко Л.И. Маркетинг: как побеждать на рынке. - М.: Финансы и статистика, 1991. - 304 с.

10. Ю.Ожегов С.И. Словарь русского языка. - М.: Издательство «Азъ», 1996. - С. 438.

11. Проблемы патентования методов предпринимательства/ Сост. Л.Г.Кравец. - М: ИНИЦ, 2002. - 86 с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: