Особенности семейного предпринимательства

Семейное предпринимательство является одной из разновидностей коллективного труда. Те его основы, которые мы только что рассмотрели, по существу, свойственны всем формам труда. Так что семейное и другие формы предпринимательства — ближайшие родственники, имеющие много общего. Но они, разумеется, не идентичны друг другу. Разные виды предпринимательства различаются между собой присущими им особенностями. Что касается семейного предпринимательства, то оно обладает, по крайней мере, двумя такими особенностями. Каждая из них является основой своей группы преимуществ семейного предпринимательства как формы хозяйствования.

Первая особенность — это своеобразие межличностных отношений в коллективе. Вытекает она из персонального состава работников. Семейное предпринимательство, как • мы знаем, образуется из близких родственников. Иногда в него входят также люди, не имеющие родственных отношений с другими членами коллектива. Но и в этом случае погоду делают родственники: семейный коллектив пригласит в свой состав только того «чужака», который и по образу мышления, и по характеру поведения не отличается или почти не отличается от других членов коллектива. Именно с межличностными отношениями и связана первая группа преимуществ семейного предпринимательства.

Многие трудности, переживаемые обычными (несемейными) коллективами, связаны именно со сложностями межличностных отношений. В наибольшей мере это касается громоздких управленческих структур. Люди, входящие в них, далеко не во всем одинаково понимают интересы коллектива и их связь со своими личными интересами, свое место и свою роль в коллективном труде.

Это неизбежно вызывает расхождение личных и элективных интересов, противоречия между ними. И если расхождение значительное, то оно проявляется в открытом недовольстве отдельных работников теми или иными порядками в коллективе, некоторыми сторонами организации производства, поведением отдельных своих товарищей и т. д. Иногда дело доходит и до конфликтных ситуаций. Возникают центробежные силы, изнутри расшатывающие коллектив, что является одной из внутренних помех развития.

В семейном предпринимательстве положение существенно иное. Здесь отношения между людьми по поводу производства переплетаются с одним из наиболее действенных видов внепроизводственных отношений — с родственными. Причем это переплетение облагораживающе влияет как на те, так и на другие. Как было замечено В.Т. Пискуновым, например, совместная семейная работа делает семью крепче, люди здесь становятся еще ближе друг другу. Это и понятно: у них появляются новые общие и очень важные интересы.

В коллективе, работающем на единый семейный бюджет, нет проблемы измерения индивидуального вклада каждого в общий результат. А там. где объединены близкие родственники, имеющие свои семьи, а следовательно и свои бюджеты, эта проблема решается много проще, чем в несемейных коллективах. Легко и свободно здесь распределяется между членами коллектива и работа. Каждый делает то, что умеет и как умеет, трудится столько, сколько надо и сколько он может, не рискуя вызвать косые взгляды других членов коллектива. Конечно, и в распределении работ и обязанностей в семейном коллективе тоже есть свой порядок, обеспечивающий определенную ' экономическую целесообразность, а вместе с ней и эффективность совокупных затрат труда. Но сейчас речь не об этом, а о благоприятной психологической и моральной атмосфере в семейном коллективе. Именно она позволяет совершенно естественно подчинить промежуточные операции достижению наилучшего конечного результата. В семейном коллективе никто не станет делать то, что заведомо не нужно для получения продукции. Точно так же здесь не отмахнутся от работы, которая требуется для конечного результата, выполнят ее полностью, с должным качеством и в нужные сроки. Если не сможет ее сделать один член коллектива, то на помощь ему без понуканий придет другой. Или возьмет его ношу целиком на свои плечи. Как это обычно и бывает в нормальной семье.

Как видим, в семейном предпринимательстве личные интересы каждого работника практически сливаются с интересами всего коллектива. Сделать то, что нужно для обшего дела, каждый считает своей естественной обязанностью. И выполняет ее без принуждения, без команды и тем более без окрика. Здесь почти исключены производственные конфликты между работниками. Если же они и возникают, то не приобретают большой остроты, а гасятся быстро и безболезненно.

Тождество личных и коллективных интересов в семейном предпринимательстве дополняется большим доверием друг к другу, чему также способствуют их родственные отношения. В дружном семейном коллективе никому и в голову не придет заподозрить кого-то в стремлении переложить на других бремя своих забот, побездельничать за их счет, пополнить в ущерб общему делу. Такого в нормальной семье обычно не бывает. Эта черта семейного предпринимательства имеет не только моральное и психологическое значение. Она и важный экономический фактор.

Как известно, одним из источников экономической эффективности являются широко применяемые взаимопомощь и взаимозаменяемость работников. Использование этого источника требует помимо других условий и психологической совместимости членов коллектива. Вот почему она в центре внимания как при подборе людей в семейный коллектив, так и после его создания. В противном случае дружной работы не получится. В семье психологическая совместимость людей существует еще до их объединения в производственный коллектив. Поэтому в психологическом плане здесь нет проблем ни с взаимопомощью, ни с взаимозаменяемостью работников: они осуществляются просто, свободно и беспрепятственно.

Как правило, семейный коллектив состоит из людей разных поколений. Уже само присутствие на работе старших членов семьи (отца, матери) благотворно влияет на поведение младших (детей), если даже они сами уже обзавелись семьями, заставляет их сделать работу лучше, заслужить одобрение близких и уважаемых людей. В свою очередь и старшие в присутствии младших стремятся работать на совесть, чтобы не уронить в их глазах свой авторитет.

Еще важнее то, что сама обстановка в семейном коллективе, характер отношений между людьми превращают здесь передачу знаний и опыта от старших к младшим и от более квалифицированных к менее квалифицированным работникам в дело самое естественное, не встречающее никаких препятствий: ни экономических, ни организационных, ни психологических.

Конечно, и в тех коллективах, в которых работники не связаны родственными узами, передача опыта осуществляется значительно проше, чем в подразделениях с индивидуальной сдельщиной. Но здесь еще существуют некоторые препятствия: одним неудобно учить, а другим не хочется принимать поучения, одни стесняются спросить, а другие не догадаются помочь. В семье такого обычно не бывает.

Подсказать, научить,  проверить — все эти услуги оказываются и принимаются здесь без нажима, бесхитростно и непритязательно, а часто и незаметно между делом. Но экономический и социальный эффект они имеют большой.

   Поскольку и в семейном коллективе существует определенное разделение труда, постольку и тут есть проблема взаимозаменяемости работников. Но решается она здесь столь же легко и естественно, как и проблема передачи опыта и знаний. Этот фактор играет важную роль во всяком коллективе. Так, принципы подряда не терпят деления работ на выгодные и невыгодные: оно несовместимо с задачей добиваться высшего конечного результата. А коллективный характер оплаты вообще стирает экономическую разновыгодность работ. Однако разница между работами все же остается: кто-то любит и знает лучше одни работы, а кто- то — другие, одни работы тяжелее, другие легче. В семейном коллективе в силу особенностей межличностных отношений эти вопросы регулируются значительно легче. А в результате устраняются простои, все работы выполняются в срок и с высоким качеством даже при меньшей (по сравнению с нормативом) численности работников, но с большим прибытком для конечного результата.

Одно из преимуществ семейного предпринимательства, вытекающее из особенностей межличностных отношений заключается в том, что оно мобилизует часть неиспользуемых трудовых ресурсов. Речь идет, прежде всего, о липах с ограниченной трудоспособностью — подростках и стариках а в известной мере и инвалидах. Качество их рабочей силы таково, что они далеко не всегда могут найти себе место в трудовой кооперации полноценных работников. У них или уже или еще не хватает сил, чтобы трудиться. Интенсивный труд, как иравило, им не по плечу, а многие работы требуют именно интенсивных затрат энергии. Пожилой человек не только в единицу времени тратит труда меньше, чем полноценный работник, но и нуждается в более частом и продолжительном отдыхе во время рабочего дня. Старики не могут трудиться полный рабочий день, который в напряженные периоды на многих работах занимает все светлое время суток. То же самое можно сказать и о подростках. Но они, кроме того, имеют еще один ограничитель — занятость в школе.

Несмотря на свои ограниченные возможности, и пенсионеры, и подростки вместе с тем не прочь потрудиться в общественном производстве. Одни ради многолетней привычки к труду, ради удовлетворения своей естественной потребности в труде, а заодно и для пополнения своего бюджета, что позволяет им сохранить привычный уклад жизни, другие — подростки, чтобы помочь взрослым, познать нечто новое в жизни, в какой-то мере утвердить себя, проявить свою индивидуальность. Однако удовлетворить своё желание трудиться в общественном производстве они не могут лишь при определенных условиях, учитывающих специфику их рабочей силы.

Прежде всего, должен быть льготный режим работы, предопределяемый их личными силами и возможностями, но в то же время не нарушающий требований технологии и трудовой процесс других работников. Сегодня пенсионер, скажем, может работать и пять часов, но завтра только два, а послезавтра, если плохо себя чувствует, и совсем не выйдет на работу. Ему нужны такие условия на производстве, чтобы он мог «разорвать» свой рабочий день на несколько отрезков и трудиться в то время суток, какое для него удобнее. Нужна ему и определенная свобода в выборе чередования операций. Что касается подростков, то, кроме ограничений, накладываемых по линии интенсивности и квалификации труда, они должны еще свой труд сочетать с занятиями в школе и после школы. Практически они могут какое-то небольшое время отдавать производству сразу после школы, а затем после подготовки уроков. И конечно, во время каникул.

    Но все же отметим, что и в тех семейных коллективах, которые состоят из лиц с полноценной рабочей силой, могут использоваться также и пенсионеры, и подростки. Именно здесь, под опекой сильных штатных работников они находят наиболее благоприятные условия для работы, выступая лишь в роли помощников. Вместе с тем они снимают часть нагрузки с постоянных членов коллектива, дают возможность несколько расширить объем производства (увеличить, например, объем производства) и поднять тем самым продуктивность семейного коллектива.

Кроме лиц с ограниченной трудоспособностью, особенно в некоторых регионах, имеется довольно многочисленная группа молодых полноценных работников, для которых тоже затруднительно участвовать в общей производственной кооперации. Это люди, ведущие домашнее хозяйство. Если семья многочисленная, то домашнее хозяйство требует значительных затрат труда и времени. Надо поддерживать чистоту в доме, отапливать его, готовить пищу. Немало труда требуют уход за одеждой и обувью, другие бытовые хлопоты. На руках тех, кто ведет домашнее хозяйство, находятся также дети, больные и престарелые, требующие ухода, а малыши — и воспитания.

Конечно, сегодня многое делается для того, чтобы облегчить труд по ведению домашнего хозяйства. Строятся дома с удобствами, выпускаются бытовые машины и приспособления, развивается общественная служба быта, предоставляются населению все больший объем и ассортимент услуг.

Однако часть своего времени женщины могут и хотят отдавать общественному производству. Хорошую возможность для этого им предоставляет семейное предпринимательство. Оно дает возможность так распределить работы между членами коллектива, чтобы хозяйка семьи могла и с домашними делами управиться, и в общественном производстве участвовать.

Лица, которые могут быть вовлечены в общественное производство из домашнего хозяйства, представляют большой дополнительный резерв труда. Особенно значителен он в республиках Средней Азии, Закавказья и в Казахстане, где обычны многодетные семьи. И немало домохозяек хотели бы включиться а общественное производство. Например, по данным В.Т. Пискунова, в Туркмении, по данным выборочного обследования, из 70% сельских жителей, изъявивших желание принять участие в общественном производстве, около половины сообщили, что поступят на работу, если она будет предоставлена вблизи от места жительства, 12% — хотели бы работать на дому. Значит, надо создавать эти условия. Семейное предпринимательство открывает тут большие возможности. Надо лишь умело их использовать.

Семейное предпринимательство могут использовать и те лица, которые имеют небольшой доход (врачи, учителя, рабочие и служащие предприятий и организаций).

Кроме мобилизации дополнительных трудовых ресурсов семейное предпринимательство выполняет еще одну важную общественную функцию; способствует трудовому и гражданскому воспитанию детей и подростков. Его благотворное влияние на подрастающее поколение отмечают едва ли не все участники семейного предпринимательства, у которых есть дети.

Работа на семейной фирме или на земельном участке способствует воспитанию также моральных качеств у детей. Они учатся ценить и уважать труд и его результат, жить интересами коллектива, считаться с мнением других.Темсамым дети формируют в себе такие черты, как коллективизм, взаимопомощь, заботу об общем деле, личную ответственность за него. Все это помогаетимвырасти трудолюбивыми, целеустремленными, воспитать высокие моральные качества. Н. Пелых, Р.Савельева отметили, что многие семьи отлично осознают эту важную задачу семейного предпринимательства и воздают ему за это должное.

Замечено и другое: семейное общественное производство оказывает на детей и подростков даже более сильное воспитательное влияние, чем домашнее личное подсобное хозяйство. Ребенок знает, что участвует в настоящем труде, в общественном деле, которое нельзя выполнять плохо. Это вызывает в нем гордость за работу и ответственность за нее, пробуждает общественный интерес.

Мелкогрупповой характер производства — это вторая особенность семейного производства. Связана она с малочисленностью семейных коллективов. В них редко бывает более трех-пяти членов штатного состава. Конечно, сами по себе родственные связи между работниками не являются препятствием для образования нескольких близких между собой семьях, есть много полноценных работников, желающих создать семейное подразделение, и если в хозяйстве имеется производственная возможность эффективно его использовать, то преграды для образования такого коллектива нет. Единственный критерий численности — экономическая целесообразность (при наличии работников). Однако, с одной стороны, многочисленных семейных коллективов мало и вряд ли когда их будет много, а с другой — есть формы семейного производства, которые по самой своей сути связаны с использованием малочисленных коллективов. Поэтому семейное производство вполне можно считать одной из форм мелкогрупповой организации производства. Ее не следует отождествлять с мелким производством, базирующимся преимущественно на ручном труде. Мелкогрупповая организация может с успехом использоваться и в крупном производстве.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: