От потребности к деятельности

Наконец, мы подошли вплотную к определению потребности, ее роли в мире человека, способов и механизма ее реализации.

В специальной литературе, посвященной потребностям, можно встретить глобальное определение потребности.

Так, в книге М. П. Ершова "Потребность человека" (1990 г.) без какой-либо аргументации утверждается, что потребность - первопричина жизни, свойство всего живого. "Потребностью я называю специфическое свойство живой материи, - пишет П. М. Ершов, - отличающее ее, живую материю, от материи неживой". Тут есть налет телеологизма. Можно подумать, что коровы пасутся на лугу, обуреваемые потребностью напоить молоком детей, а овес растет потому, что надо кормить лошадей.

В настоящем разделе речь пойдет исключительно о человеческих потребностях.

Оптимальное определение потребности дано в. "Философском энциклопедическом словаре" (М. 1983). "Потребности - нужда или недостаток в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом; внутренний побудитель активности" (стр.518).

В этом определении потребности стержневым моментом является указание на то, что потребности - сегмент внутреннего мира человека, неосознанный побудитель активности. Поэтому потребность не является структурным элементом акта деятельности, она не выходит за пределы соматического бытия человека, относится к характеристике душевного мира субъекта деятельности.

Потребности и желания - понятия однопорядковые, но не тождественные. Желания отличаются от потребности легковесностью своего статуса в душевном мире человека они не всегда совпадают в необходимости устойчивого функционирования к жизнестойкости организма и человеческой личности, и поэтому относятся к сфере иллюзорной мечты. Можно, к примеру, желать быть вечно молодым или быть абсолютно свободным. Но нельзя жить в обществе и быть свободным от общества.

Есть желание быть раскрепощенным от норм морали и права, но это желание противоречит потребности социальной сущности человека. Всякая потребность побуждает человека на действия по ее реализации. В этом смысле деятельность есть способ реализации побудительных жизненных сил человека в социально-значимых формах и опосредованиях.

Переход от потребности к деятельности есть процесс овнешнения потребности, овнешнения субъекта деятельности, такое состояние, когда субъект переходит из состояния бытия в себя-бытия в бытие для себя бытия. Механизм этого перехода включает несколько моментов. Первый: выбор и мотивация предмета потребности. Мотивация - обоснование предмета для удовлетворения потребности. Например, вам надо приобрести летнее платье. Во-первых, платье должно быть не настолько длинным, чтобы быть привлекательным и не настолько коротким, чтобы быть респектабельным: во-вторых, расцветка платья должна гармонировать с цветом ваших волос, глаз, с цветом вашего лица; в-третьих, платье должно выпячивать выигрышные места вашего тела и скрывать невыигрышные (сутуловатость, очень короткие или узловатые ноги); в-четвертых, наличие в кошельке денег и др. Только после этого вы покупаете платье. Не допускайте немотивированных действий. Второе. При переходе от потребности к деятельности потребность трансформируется в цель и интерес, которые можно кратко обозначить как осознанную потребность. "Интерес есть всесильный волшебник, изменяющий в глазах всех существ вид всякого предмета, - писал Гельвеций К.

Гегель подчеркивал несводимость интереса к грубой чувственности, к естественной природе человека. "Ближайшее рассмотрение истории убеждает нас в том, что действия людей вытекают из их потребностей, их страстей, их интересов... и лишь они играют главную роль". Интерес, по Гегелю, есть нечто большее, чем содержание намерений, целей, он у него связан с хитростью мирового разума. Интерес связан с потребностями опосредовано через цель.

Марксизм выделяет в интересе объективный и субъективный аспект, рассматривая их в единстве. Объективным в интересе является положение человека в обществе, его вхождение в класс или социальную группу, его имущественное состояние. У чистильщика сапог не возникает интереса стать президентом страны, у современного нувориша, киллера нет интереса выходить на демонстрации, митинги, голосовать за коммунистов на выборах. Нет такого интереса и у процветающего банкира или коммерсанта. У молодой девушки не может быть интереса выйти замуж за престарелого мужчину, а если и появится, то лишь с субъективным корыстным мотивом.

Субъективное в интересе - все то, что мотивировано личностным пристрастием - пылкая любовь, оригинальный вкус, индивидуальная склонность к предмету потребности. Интерес - явление общественное, он - тот стержень, который консолидирует людей в большие социальные группы, классы и побуждает людей к массовым действиям. Когда говорят о среднем классе как группе людей, объединенных одинаковыми доходами, то это блеф, потому что не может быть единства интересов бизнесмена и рабочего, получающих примерно одинаковый доход. Не может быть у них и единого действия, а именно этого хотят добиться те, кто разглагольствуют о среднем классе.

Классовый интерес лежит в основе любой идеологии. "Идея" неизменно посрамляла себя, как только она отделялась от "интереса".

В. И. Ленин писал, что "люди всегда были и всегда будут глупенькими жертвами обмана и самообмана в политике, пока они не научатся за любыми нравственными, религиозными, политическими, социальными фразами, заявлениями, обещаниями разыскивать интересы тех или иных классов". Интерес - движущая сила революции, гражданских и межнациональных войн и конфликтов, реальная причина социальных действий. Интерес настолько абстрагирован от акта деятельности, что он не входит в структуру акта деятельности, а является долговременным ориентиром деятельности. Таким же долговременным основанием спешной деятельности являются способности.

Способности - индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями спешного осуществления определенного рода деятельности. Как некоторая данность, присущая индивиду реально, а не как желание, способность в структуре деятельности представлено как средство, служащее достижению цели. Способности - не изначально данная индивиду по наследству привилегия. Они прижизненно формируются индивидом напряженным трудом над собой и, прежде всего, обучением, ориентированным на избранный вид деятельности. Способности - главная черта любого профессионализма.

Качественный уровень развития способностей выражается в понятиях таланта и гениальности.

Талант - такая совокупность способностей, которая позволяет получить результат деятельности, отличающийся новизной, высоким совершенством и общественной значимостью.

Гениальность - высшая ступень развития таланта, позволяющая осуществить принципиальные сдвиги в той или иной сфере деятельности. Хорошо сказал Энгельс о различии таланта и гения, сравнивая свой и Маркса вклад в формирование марксизма как теории.

"То, что внес я, Маркс мог легко сделать и без меня, за исключением, может быть, двух-трех специальных областей. А того, что сделал Маркс, я никогда не мог бы сделать. Маркс стоял выше, видел дальше, обозревал больше и быстрее всех нас. Маркс был гений, мы в лучшем случае - таланты. Без него наша теория далеко не была бы теперь тем, что она есть. Поэтому она по праву носит его имя".

Развитие способностей - неотъемлемое условие всестороннего развития личности. Но даже многостороннее развитие способностей не может быть гарантией гармоничного развития личности, если индивид не достиг совершенства в какой-либо одной, определяющей сфере деятельности.

Формирование способностей - главная задача, которую решает каждый студент в годы обучения в вузе. Но решение этой задачи напрямую зависит от успеха формирования студента как личности, как гражданина своей Родины.

Заключение

Потребности человека характеризуют его индивидуальное бытие, его эмпирическую сущность (существование). Не все индивидуальные потребности человека являются и потребностями общества, они многократно превосходят общественные потребности. У общества, к примеру, нет биологических потребностей, они есть только у индивидов, нет у общества сексуальных потребностей, это потребности индивидуальные.

Наблюдаемое в последние годы повышение роли биологических (сексуальных) потребностей в жизни атомизированных индивидов и совершенствование технических средств их удовлетворения отрицательно влияют на социальные потребности и, прежде всего, потребности объединяться для защиты общих интересов. Свидетельством тому является массовый отказ от участия в выборах различных органов власти, возрастание аполитичности в широких слоях населения и особенно молодежи. Односторонняя ориентация на удовлетворение биологических и материальных потребностей сужает поле деятельности общественных движений и политических партий, снижает возможность общественного контроля за распределением общественных благ и средств гуманного развития человека.

Следствием этих процессов является утрата общественных идеалов, глобальная деидеологизация, безмерное развитие индивидуализма. В сумрачном закрытом бытии отдельных индивидов формируются духовные экстракты о чудесном мистическом перевоплощении человека в некое бестелесное космическое существо, бытийствующее вне общества и общественных отношений.

Изучение потребностей человека убеждает нас в том, что совокупность сформировавшихся потребностей оказывает весьма существенное влияние на поведение человека, на его реакцию на изменение социально-политической обстановки в обществе, на выбор смысла жизни и путь индивидуального развития. Разумные потребности, которые в наибольшей степени формируют людей, способных на самопожертвование, на защиту своего достоинства и достоинства своей Родины, возникают не вдруг, их формирования требует больших воспитательных усилий, концентрации воли, характера.

Таким образом, богатство человека - это богатство его потребностей и умение управлять ими. В не меньшей степени характер потребностей, их совокупность и субординация зависят от типа личности. Каков человек, таковы и его потребности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: