Гражданственность, так же как и патриотизм, воспитывает в человек не просто любовь к Родине, но и ответственность перед ней

«Гражданственность»,«гражданственный» - понятие, означающее присущий, свойственный гражданину. Термин «гражданин» в Толковом словаре русского языка С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой трактуется следующим образом:

Гражданин - лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделённое совокупностью прав и обязанностей. Заметим, гражданин принадлежит к государству, пользуется его защитой, поэтому у него есть как права, так и обязанности перед государством, т.е. понятие гражданственность - это процесс взаимодействия двух сторон, каждая из которых выступает как объект, так и субъект процесса, т.е. процесс обоюдный.

Взаимоотношение свободы и духовности как ценностей культуры

Человек является уникальным и трудно необъяснимым существом. Он способен был подчинять себе окружающий мир, других людей, изменять природу. Но сегодня мы видим, что с каждым днем увеличивается материальное производство, возрастают человеческие потребности вызывающие глобальные проблемы. Люди ставят перед собой все новые и новые цели, средства для достижения которых они используют традиционные, базирующиеся на классическом гуманизме. В современном обществе постоянно возрастает число преступлений, а насилие и вражда стали привычными для нас? Как нам кажется, все эти явления - результат объективации духовного мира человека, то есть опредмечивания его внутреннего бытия вызывающие процессы отчуждения. Тогда, насилие, преступность, ненависть- это выражение души? Скорее всего да. Что сегодня творится в душах современных людей? Чем наполнен их внутренний мир? У большинства людей- это злоба, ненависть, страх. Но тогда возникает другой вопрос: где источник всего отрицательного? Как нам кажется, источник находится внутри самого объективированного общества. Это ценности, которые существуют в западном обществе.

Что такое западные или восточные ценности? Какую роль они играют в жизни человека? Какие ценности являются истинными и необходимыми, первоочередными? Именно на эти вопросы мы и попытаемся ответить на примере России, как государства уникального и непохожего ни на одно другое государство мира. Россия имеет свою специфику- у нее особое геополитическое положение, она и не Европа, и не Азия, она- Россия, страна не промежуточного положения между Западом и Востоком, а страна, имеющая свое положение, независимое ни от Запада, ни от Востока. Мы вовсе не говорим в данном случае об изолированности государства, мы лишь хотим сказать, что у России свой путь развития, с учетом всех ее специфических черт.

На протяжении многих веков Россия является православным государством. Но в разное время она развивалась в зависимости от того, с какой стороны чувствовалось культурное, политическое давление: с запада или востока. И каждый раз Россия перенимала у них не только какие-то достижения, но прежде всего-ценности, либо желания, но прежде всего-ценности, либо азиатские, либо европейские, включая свои православные ценности в рамках чужих. Россия искала лучшее у чужих сторон, не осознавая, что лучшее уже есть у нее самой. Это лучшее есть духовные ценности православия: вера, надежда, любовь, мудрость, мужество, справедливость, воздержание. Проследим какова ситуация сегодняшняя в России. Многие российские люди сегодня остаются неверующими: они не верят ни в Бога, ни в добро, ни другим людям. Многие утрачивают любовь и надежду, становясь озлобленными и жестокими, впуская в свои сердца и души ненависть. Сегодня в российском обществе первенство принадлежит западным материальным ценностям: материальные блага, власть, деньги, люди “идут по головам”, достигая своих целей, наши души черствеют, мы забываем о духовности. Сегодня Россия подвержена влиянию и западному стилю, и в то же время в российском обществе укоренились многие восточные традиции и ценности (восточные гороскопы, кухня, искусство, ценности конфуцианства). Возникает вопрос- неужели необходимы западные или восточные ценности России? Мы считаем, что духовные православные ценности могут и должны стать основой устойчивого развития России. Именно на духовной основе должна строится вся материальная сфера жизни общества. Когда каждый из нас осознает, что человеческая жизнь- это также есть ценность, когда добродетель станет нормой поведения каждого человека, когда мы наконец преодолеем ту разобщенность, которая присутствует в обществе, именно тогда мы сможем жить в гармонии с окружающим миром, природой, людьми. Для российского общества сегодня необходимо осознать важность переоценки ценностей своего развития, выработке новых ценностей.

Кибернетическое понимание общества заключается в представлении его как принадлежащего "к особому классу универсальных адаптивно-адаптирующих систем".

В известном ракурсе культура может рассматриваться как многомерная программа адаптивного управления, задающая основные параметры самоорганизации сообществ и координирующая совместную активность достаточно автономных индивидуумов. При этом культура может пониматься и как своего рода генератор структурности, присущей всякой высокоорганизованной системе: "Упорядоченность достигается ограничением разнообразия возможных состояний элементов системы за счет установления зависимости одних элементов от других. В этом отношении культура подобна биологическим и техническим программирующим устройствам".

Сама культура определяется аксиологически как совокупность материальных и духовных ценностей и способов их созидания и трансляции. Ценности как таковые неразрывно связаны с социокультурным контекстом и могут рассматриваться в качестве неких квантов общего культурного поля. Именно в этом смысле можно рассматривать ценности как структурные инварианты различных культур, определяющие не только содержательную специфику конкретной культуры как арсенала эффективных адаптивных стратегий, но и особенности ее динамики и развития. Чавчавадзе Н.З. так и определяет культуру как "мир воплощенных ценностей", различая ценности-средства и ценности-цели.

"Ценность относится к числу таких общенаучных понятий, методологическое значение которых особенно велико для педагогики. Будучи одним из ключевых понятий современной общественной мысли, оно используется в философии, социологии, психологии и педагогике для обозначения объектов и явлений, их свойств, а также абстрактных идей, воплощающих в себе нравственные идеалы и выступающих в качестве эталонов должного".

"По существу, все многообразие предметов человеческой деятельности, общественных отношений и включенных в их круг природных явлений может выступать в качестве ценностей как объектов ценностных отношений, может оцениваться в дихотомии добра и зла, истины и заблуждения, красоты и безобразия, допустимого или запретного, справедливого и несправедливого" Духовные ценности человека / Под ред. Л.С. Семенова. М.: ПРИОР, 2002. С. 191..

Ценность как понятие определяет "…значимость чего-либо в отличие от существования объекта или его качественных характеристик".

"В философии проблема ценностей рассматривается в неразрывной связи с определением сущности человека, его творческой природы, его способности созидать мир и самого себя в соответствии с мерой своих ценностей. Человек формирует свои ценности, постоянно разрушает противоречия между сложившимся миром ценностей и антиценностей, использует ценности как инструмент поддержания своего жизненного мира, защиту от разрушающего воздействия энтропийных процессов, угрожающих рождаемой им реальности. Ценностный подход к миру требует рассмотрения объективной реальности как результата человеческого самоутверждения; мир при таком подходе -- прежде всего реальность, освоенная человеком, превращенная в содержание его деятельности, сознания, личностной культуры".

М.А. Недосекина в работе "К вопросу о ценностях и их классификации" (Интернет-ресурс) определяет ценностные представления, понимаемые как основания оценок и призмы целеориентированного видения реальности, как потребности и интересы, переведенные на язык мыслей и чувств, понятий и образов, представлений и суждений. Действительно, для оценки необходимо иметь развитые представления о ценностях, выступающих в качестве ориентационных критериев адаптивной и деятельностной активности индивидуума.

"На основании своих ценностных представлений люди не только оценивают сущее, но и выбирают свои поступки, требуют и добиваются справедливости, осуществляют то, что является для них благом".

Е.В. Золотухина-Аболина определяет ценности как внерациональный регулятив. Действительно регулируемое обращением к ценностным критериям поведение в конечном счете ориентировано на достижение максимального эмоционального комфорта, являющегося психофизическим знаком достижения конкретной цели, связанной с утверждением той или иной ценности.

Н.С. Розов выделяет несколько эволюционных типов развития мировоззрения сообществ: мифологическое сознание, религиозное сознание и идеологическое сознание. Такого рода классификация более чем очевидна. Однако мало кто отваживается отказаться от окончательности последней формы общественного сознания и хотя бы предположить возможность рождения новой, совершенно не похожей на предшествующие. Н.С. Розов это сделал: "На роль ведущей формы мировоззрения в наступающей исторической эпохе с наибольшей вероятностью претендует ценностное сознание". "Ценности в рамках ценностного сознания как новой формы мировоззрения, во-первых, выходят из подчиненного положения, во-вторых, вбирают в себя и переосмысливают все разнообразие имеющихся мировоззрений, поскольку становятся уже насущно необходимы коммуникация и поиск продуктивных компромиссов между представителями этих разных мировоззрений… Понятие ценностного сознания не сводится к сочетанию значений двух слов, составляющих это название. Это понятие строится, прежде всего, нормативно: ценностное сознание -- основанная на ценностях форма мировоззрения, которая удовлетворяет установленным выше требованиям".

"Мир ценностей, телеологически детерминирующих свой объект, на который он изначально направлен, не висит в воздухе. Он укоренен в аффективной жизни психики не в меньшей степени, чем витальные потребности. Первое соприкосновение с ценностями происходит благодаря общению со значимыми лицами -- родителями. С начальных ступеней онтогенеза они вмешиваются в спонтанное функционирование витальных потребностей, внося в них порядок, необходимый для всего социума. И если становящееся сознание черпает свою силу в основном из аффективных образов значимых лиц, то в дальнейшем оно освобождается от необходимости в такой поддержке и в стремлении к цели-ценности само организует и продуцирует свои структуру и содержание, двигаясь в русле объективных закономерностей. Существующая иерархия ценностей, телеологически определяя свой предмет -- человеческое сознание, может породить такие ценности, которые выводят из сферы непосредственных жизненных потребностей данного социума. Такова аксиологическая основа прогресса".

"Структура ценностей человека -- характер и ранговый порядок его верований, влечений, стремлений -- отражает конституцию самой натуры (природы) человека, качество "человеческого материала", т.е. то, каков человек есть, а не то, каким он себя осознает или желал бы видеть. Ценностное мироотношение -- это не феномен или структура сознания, а жизненно-бытийное, т.е. онтологическое отношение, связывающее человека с реальным миром, в котором он живет".

"Прямая дорога к главным нравственным и ценностным решениям, к верному самоопределению, к "правильности" идет через самого человека, через познание им своей природы, своих особенностей, через открытие им правды о самом себе. Чем глубже он познает свою природу, желания своего внутреннего "Я", свой темперамент, свою конституцию, свои потребности и устремления, чем отчетливее он осознает, что на самом деле доставляет ему радость, тем легче, естественнее, автоматичнее, эпифеноменальнее будет решена им проблема нравственного выбора" Захарченко С.Я. Ценности личности. М.: ИНФРА-М, 2005. С. 177-178..

 

17)стоцизм: определение,основная суть.

Стоици́зм — философская школа, возникшая во времена раннего эллинизма и сохранившая влияние вплоть до конца античного мира. Своё имя школа получила по названию портика Стоа Пойкиле (греч. στοά ποικίλη, букв. «расписной портик»), где основатель стоицизма, Зенон Китийский, впервые самостоятельно выступил в качестве учителя. До того стоиками в Афинах называли сообщество поэтов, собиравшихся в Стоа Пойкиле за сто лет до появления там Зенона и его учеников и единомышленников [1]. В истории стоицизма различают три главные составляющие: Древняя (Старшая) Стоя (конец IV века до н.э. - середина II века до н.э.), Средняя (II-I века до н.э.), Новая (I-III века н.э.).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: