Сюжет и фабула в драматургическом произведении

Фабула – главный, по мнению Аристотеля, структурный элемент драматургического произведения. Под фабулой Ари-стотель понимал «состав происшествий», «сочетание собы-тий», «воспроизведение действия», акцентируя внимание на том обстоятельстве, что «...если кто стройно соединит харак-терные изречения и прекрасные слова и мысли, тот не выпол-нит задачи трагедии, а гораздо более достигнет ее трагедия, хотя использовавшая все это в меньшей степени, но имеющая фабулу и надлежащий состав событий».

В искусствоведении наряду с понятием «фабула» применя-ется понятие «сюжет». Более того, именно сюжет, сюжетный ход – суть единого драматургического действия. Внимательно изучив «Поэтику» Аристотеля, приходим к выводу, что древнегреческий мыслитель, неразрывно связывая фабулу с характерами, выявлял не столько ее коммуникативное начало как средство организации внимания зрителей, сколько более широкое и глубокое, а именно познавательное начало, не про-сто состав событий, а его анализ, осмысление. Таким образом, применяя в сценарном мастерстве понятия «фабула» и «сюжет», мы определяем их следующим образом.

Фабула – простейшая форма организации материала, состав событий в драматургическом произведении, который харак-теризуется насыщенностью действиями и является ком-муникативным началом художественной структуры этого произведения. То, что фабулой реализуется коммуникативная цель, ясно обнаруживает и сам театр. Наиболее сценичные пьесы всегда избыточны в фабульном отношении, в искусстве нагнетания событий и торможения развязки до самого финала. Известное выражение «хорошо сделанная пьеса» относится к искусству подстегивать действие, держать интригу. Фабула – это скелет сюжета, стержень, на который нанизывается событийное развитие. Фабула передает только основной каркас событий, но не их суть. Это может сделать только сюжет.

Сюжет – форма и способ анализа событий в драматургичес-ком произведении, качественно более сложная составляющая этого произведения, познавательное начало его художе-ственной структуры. Суть взаимодействия фабулы и сюжета заключается в том, что их смысловые оттенки выражают себя на языке действий.

 

Характеристика основных форм культурно-досуговых программ.

Форма культурно-досуговой программы – это угол зрения сценариста на исследуемую проблему, структура, образуемая на основе организации сценарного материала и аудитории с использованием разнообразных выразительных средств. Вы-бранная форма культурно-досуговой программы активно влияет на отбор ее содержания, на способ организации драма-тургического материала, поскольку именно она должна наилучшим образом раскрыть сценарный замысел, эмоцио-нально подготовить зрителя для восприятия происходящего.

В настоящее время существует немало подходов к типоло-гии форм досуговых программ. Так, в основу авторской клас-сификацииЛ.И.Козловской заложены такие признаки, как со-держание и драматургическое построение культурно-досуго-вой программы, а также используемые средства выразительно-сти. Исходя из этих признаков, известный белорусский иссле-дователь выделяет следующие формы культурно-досуговых программ:

– сюжетно-игровые программы как комплекс разнообраз-ных игр (подвижных, интеллектуальных, игр-драматизаций, аттракционов и т.д.), объединенных сюжетом;

– конкурсно-развлекательные программы как комплекс раз-нообразных конкурсов, позволяющих выделить лидирующих участников или целые группы в какой-либо области знаний или общественно-полезной деятельности;

– фольклорные программы, включающие народные игры, песни, танцы, обряды, иные жанры устного народного твор-чества;

– шоу-программы как комплекс зрелища, пластики, танцев, клоунады;

– спортивно-развлекательные программы – комплекс под-вижных игр, шуточных поединков, комбинированных эстафет и спортивных конкурсов;

– информационно-дискуссионные программы, включающие новую и значимую для аудитории информацию, побуждаю-щую к спору, дискуссии, размышлению;

– профилактико-коррекционные программы, содержание которых имеет педагогическую и медицинскую направлен-ность и способствует регуляции психических состояний людей.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: