И художественное произведение

Основные понятия: творчество, художественное творчество, открытие, создание, художественное произведение, художественный образ, гениальность, талант, способность

Сущность и природа художественного творчества

Творчество является одной из разнообразных форм человеческой деятельности, направленной на создание чего-то нового, ранее не существовавшего. Творчество - это сложное разнообразие процессов: открытие,


создание и изобретение. Хотя на первый взгляд это схожие процессы, но, по сути, они отражают разные формы творческого акта.

Открытие - это осознание мира, этап его познания и покорения его при помощи науки, саморазвития. Новое в открытии - это новое для человека, но не новое вообще.

Изобретение — это совершенствование мира, добавление к нему того, что «забыла создать природа», того, что важно и необходимо для человека. Изобретая, человек пользуется тем, что у него уже есть, и преобразует это в новую форму. Изобретение принадлежит сфере техники.

Создание - акт, окутанный в истории мистикой, волшебством, таинством, а поэтому требующий поклонения. Создание-юто достраивание мира путем привнесения в него того, чего в нем ранее никогда не было. Создание ближе всего стоит к художественной деятельности, а искусство рассматривается в нем как результат сугубо человеческой деятельности, возвышающей его до божественного уровня. Создание принадлежит как научной, технически-прикладной, так и художественной сферам в равной степени.

Художественное творчество - процесс создания произведения ис- й кусства, в основе которого лежит эстетическое переживание вос- || принимаемой действительности в художественном образе.

Художественное творчество в классической эстетике осуществляется по законам совершенства, основано на соотношении и взаимодействии содержания и формы произведения искусства по средствам воплощения в нем художественного образа. В основе этого процесса лежит воображение. Воображение раскрывает закономерность действительности, так как всегда обусловлено предшествующим эстетическим опытом, но переработанным художественным сознанием человека.

Художественное творчество обладает определенной целостностью, обеспеченной закономерностями этого процесса:

• единство индивидуального и социального, единичного и общего;

• направленность самовыражения автора для восприятия другими;

• интеграция самопознания и познания окружающего (внешнего для человека) мира;

• повторение воспринимаемого в новом варианте;

• устремленность к сохранению и продлению однажды пережитого в чувственно-материальной форме;

• концентрация в себе как исторического наследия, так и сиюминутно свершившегося;

• обусловленность психофизиологическими, культурными, социальными детерминантами;

• расчет на многократность восприятия и разнообразие позиций воспринимающих.

—-

Художественное творчество - это еще и особый духовный акт. По-угому его структуру можно представить как последовательность накопления духовно-чувственного напряжения, момента озарения, создания произведения, воплощения задуманного в конкретной форме и стадии осознания и наслаждения или удовлетворенности результатами своего труда.

Если о первом и третьем этапах можно почти с уверенностью сказать, что они достаточно четко контролируются и направляются человеком, то момент озарения остается самой большой загадкой в этом процессе. Часто он наступает тогда, когда его почти не ждет сам творец. Поэтому это явление чаще всего рассматривается как проявление божественного откровения или чуда.

Основные характеристики художественного творчества:

деятельность, осуществляемая человеком в рамках конкретного пространства и времени; как правило, имеющая конкретный результат в виде произведения искусства и осуществляемая автором или автор-скшм коллективом;

следствие других видов деятельности; творчеству, как правило, предшествуют восприятие и переживание, которые накапливаются в душе художника, осознаются, систематизируются и т. д.;

активный и сознательный процесс, но при этом еще и относительно самоорганизующийся, т. е. художник не всегда знает, как у него возникает художественный образ (озарение) и когда именно это произойдет. Кроме того, автор может не совсем ясно представлять себе то произведение, в котором он воплощает свою идею, поэтому созданное может не удовлетворять автора, заставляя его творить снова и снова. Художественное творчество отличается от других видов творческого

процесса тем, что имеет игровую природу (Шиллер, Хейзинга). Оно представлено совокупностью физических, эмоциональных и интеллектуальных сил художника и особой заданностью ситуации, где на основе некоторого опыта выстраивается, особым образом задается художественный замысел. Все это напоминает условность игры, особых правил, задаваемых вначале. Разворачивание самого творческого акта, как и любой игры, не предполагает конкретного, продуманного сценария событий, а наполнено вариативностью и свободой. Сам автор произведения не всегда четко представляет себе исход творческого процесса.

Любое художественное творчество представляет собой аекоторое откровение. Художник в произведении искусства высказывает свое отношение к тому, что составляет содержательное ядро его творения. Это отношение носит личностный характер и предполагает со-участие зрителя. Любое произведение искусства, даже если оно предполагает массовость восприятия (театральный спектакль или художественный фильм), всегда рассчитано на индивидуальный отклик в душе каждого отдельного зрите-


ля. Все это доказывает, что художественное творчество является формой откровения и индивидуального общения между людьми.

Автор является субъектом художественного творчества. Именно он. создает художественный образ произведения искусства и воплощает его в конкретном произведении. Отличительной чертой истинного художника, является его способность целостно и глубоко воспринимать и отражать мир и процессы, происходящие в обществе, в художественных формах.. Поэтому автор - это индивидуальность, яркая личность, отличающаяся особыми способностями. С другой стороны, автор - это представитель конкретной культурной среды, воплощающий в своем творчестве черты всеобщего.

Предпосылки художественного творчества

Творчество связано с такими понятиями, как «способность», «талант» и «гениальность». Все они являются предпосылками художественного творчества, определяющими возможности автора к данной деятельности.

II Способность - проявление особых качеств, возможностей для ус-

I четного занятия какой-либо деятельностью.

Как правило, говорят о комплексе способностей, которые подразделяют на специальные (подвижность пальцев, растяжка, гибкость, координация и др.) и общие (способность к длительным занятиям, терпение, усидчивость, артистизм, эмоциональность и т. д.).

(Талант (дословно — вес денежной единицы) — мера способностей человека, оценка его возможностей, отличающаяся высоким критерием.

В древности это слово означало «удачу», «богатство», «посильность к чему-то», «телесную или духовную скорбь», «стойкость», «труд позна-. ния», «гармоничность», «справедливость». В русском языке однокорен-ным словом является «талан», что означает «счастье». В современном значении оно означает «природное дарование», «дар Бога» («талант неволен» - А. Пушкин), «особенность, выделенность, особое предназначение» («безумие без безумца» - Б. Пастернак).

Талант рассматривается как возможность гениальности. Гениальность - высшая форма талантливости, особая значимость результатов творения. Кант писал, что «гений - это талант (природное дарование), который задает искусству правило».

[Гениальность — это фокус схождения огромного количества возможностей, потенциалов, условий в одном конкретном человеке. Это особая способность создавать не по правилам, ставшим традиционными, потому что гений сам создает собственные правила и задает правила искусству. Результатом творчества гения становится истинный ше-

девр искусства, наполненный всечеловеческой значимостью и достоянием человеческой культуры.

Истинная гениальность часто становится бременем, от которого нельзя уклониться и человек становится ее заложником. Гений — это творец, который, принимая неординарные решения, превосходит все ожидания. Поэтому признаком гениальности становится способность ломать стереотипы. В связи с этим гениальные личности часто находятся в конфликте с обществом или даже с самим собой, сложны для понимания современников, а их гениальные открытия и творения долго приживаются и только после смерти создателей получают положительную оценку.

Истинный гений обладает способностью глубоко проникать в глобальные проблемы человеческого существования, предвидеть события. Поэтому гений - выдающаяся личность.

Большую роль в процессах художественного творчества кроме природных задатков и способностей играют такия факторы, как архетипы и культурогены. И гений, и талант реализуют свой творческий потенциал не только как яркие индивидуальности, но и как субъекты определенного класса, нации, культуры. В процессе своей жизни они накапливают определенный духовный материал, специфика которого обусловлена той средой, которая их формирует, реализуя его в дальнейшем творчестве.

Историческая динамика понимания творчества и гениальности

Интерес к проблемам художественного творчества существует давно. Этой теме посвящено великое множество трудов. Мы же ограничимся перечислением лишь некоторых идей (которые, возможно, являются не самыми значительными в данной сфере), чтобы показать, насколько «мозаичны» они были в представлениях людей разных эпох.

Уже философы античности пытались разгадать загадки творчества. Так, Платон говорил, что работой художника руководит божественная сила, называемая эросом. Аристотель считал, что в основе художественного творчества лежит мимезис как процесс подражания природе в своей деятельности. Теофаст оказался одним из тех, кто первым заметил психологические основания творчества.

В средние века этот процесс рассматривался как проявление божественности и стремление к материальному воплощению через человека.

Особым интересом художественное творчество пользовалось у деятелей Возрождения, рассматривающих его как особый врожденный дар, возложенный на определенного человека Богом.

Просвещение принесло понимание социальной значимости художественной деятельности и рассмотрения ее как средства воздействия и эстетического воспитания человека.

_


Немецкая классическая философия рассматривала проблемы художественного творчества в контексте общих проблем бытия и законов ми-рообразования.

XIX век принес новое видение - идею патологичности творчества. Че-заре Ломбазо высказал мысль о родственности гениальности и помешательства. Эту идею развивает в XX веке 3. Фрейд, который рассматривал творчество как болезненные проявления ущемленного бессознательного.

А". Г. Юнг ввел два типа личности, связав их с разными способностями к творчеству: невротический и шизофренический.

В России существовало в основном две тенденции: связь творчества с фольклором и в контексте социально-воспитательных функций искусства. В. Соловьев развивал религиозно-мистическую концепцию ориентации художественного творчества.

В современной науке вопросами художественного творчества занимается психология искусства, искусствоведение, эстетика. Приход в гуманитарные науки синергетических подходов выдвинул новое понимание творчества, о котором речь пойдет далее. Эти подходы уже принадлежат неклассической эстетике.

Эстетический аспект художественного творчества заключается в выяснении сущности и наиболее общих законов, этапов, процессов, связей и значений этого процесса в эстетическом освоении мира человеком.

Синергетика в гуманитарном знании

В конце XX века, когда особенно активизировались процессы интеграции в научной сфере, вопросы о творчестве вылились в новые концепции художественного творчества и путей его изучения. Примером такого синтеза наук, породившем новые подходы и методы в теории художественного творчества, стала синергетика.

Синергетика (от греч. «совместное действие») - одно из ведущих направлений современной науки, развивающее теорию нелинейных динамик в различных сферах. Это название предложено было профессором Штутгартского университета Германом Хакеном в 1978 году. Особое место в развитии синергетики принадлежит И. Пригожину. Формирование синергетического мировоззрения рассматривается многими учеными как рождение парадигмальных сдвигов современной естественнонаучной традиции. По мнению А. Тоффлера синергетику можно считать научной революцией современности.

Появилась синергетика на основе такого научного направления, как кибернетика. Если кибернетика сделала первый шаг в деле сближения точных, общественных и гуманитарных наук, то вторым этапом этого процесса стала синергетика.

Кибернетика - наука об управлении в области техники. Отцом кибернетики стал американский профессор математики Н. Винер, хотя сам термин «кибернетика» употреблялся еще во времена Древней Греции: например, Платон писал о кибернетике как искусстве вождения кораблей и управления государством.

Позднее (и этот процесс связан в основном с развитием русской науки) кибернетика все больше распространяет свои принципы на общественные сферы. Ее ключевым понятием становится управление, в основе которого лежат процессы духовной деятельности общества, связанные с материальным производством. Сегодня говорят уже о классификации кибернетических дисциплин, выделяя биологическую, социальную и техническую кибернетику.

Сегодня говорят о достаточно сформировавшихся школах синергетики, представленных моделью Г. Хакина (американская синергетическая школа, связанная с деятельностью Пригожина) и моделью российской школы во главе с С. Курдюмовым.

Синергетика первоначально рассматривалась как теоретическая возможность математического моделирования процессов самоорганизации сложных систем. В отличие от кибернетики, владение математическим аппаратом для нее является необходимым условием. В рамках синергетики развивается теория динамического хаоса, что позволяет называть ее теорией развивающихся систем или фундаментом динамической теории информации. Поэтому понятие «информация» является в ней одним из самых ключевых. Определений информации сегодня существует огромное множество.

I «Информация — это обозначение содержания, полученного из внешнего мира в процессе нашего приспособления к нему и приспособления к нему наших чувств» (М. Винер).

1 «Информация есть запомненный выбор одного варианта из нескольких возможных и равноправных» (Д. С. Чернавский).

Информация характеризуется разными критериями, но главным среди них является ценность. Ценность информации зависит от той цели, которую преследует человек, ищущий ее. Чем в большей мере информация помогает достижению поставленной цели, тем более ценной она считается.

Не менее важной характеристикой информации является ее количество. Понятие количества информации было введено в 1948 году Клодом Шенноном. Сегодня количество информации определяется в битах - единицах, связанных с пропускной системой, воспринимающей информацию.

Если количество информации объективно, то ее ценность — субъек-i ивная характеристика.


Важной особенностью ценности информации является то, что она динамична и изменчива: ценная информация может устаревать, становясь неценной, а неценная информация может приобретать новую значимость.

Информация может существовать в зафиксированном виде, когда ее приобретает носитель. Когда информация усваивается, она может становиться условной, и тогда говорят о наличии некоторого кода, необходимого для ее передачи другому носителю. Примерами условной информации можно считать алфавит или искусство.

Безусловной является та информация, которая сообщает о реальна происходящих событиях и не является зафиксированной. К ней относят информацию, которая рецептируется непосредственно из окружающей среды. Например, петух кукарекает утром, получая информацию о восходе солнца.

Не менее важное место в синергетике принадлежит понятию система. Оно имеет свою историю. Систематизация уже в древности стала одним из главных научных принципов. Термин «система» использовался Демокритом, Планоном, Аристотелем и др., которые под системой понимали целый ряд явлений: организм, общественный строй, руководящий орган, результаты человеческой деятельности и др. Демокрит в качестве системы рассматривал различные формы атомарных соединений, образующих стихии (воду, огонь, воздух и землю). Платон под системой понимал единство образа мыслей или союз нескольких государств. По Аристотелю система - это особый род объектов, части которых связаны между собой по принципу иерархии.

В дальнейшем понятие «система» приобретает гносеологическую окраску и достигает своего расцвета в трудах классиков немецкой философии.

Сегодня существует трудность конкретизации данного понятия и достаточная расплывчатость его определения. Современная неклассическая философия распространила системность на область языковых форм действительности, что наиболее ярко проявилось в трудах Ф. Соссюра.

Целостность и устойчивость системы обеспечивает ее структура. Структура - это системообразующий фактор, определяющий целостность системы и отличающий ее от простой суммы образований. Структура обеспечивает не только устойчивость системного объекта, но и взаимосвязь со средой, внешним окружением.

Для того чтобы система могла воспринимать какую-либо информацию, она должна быть способной ее запоминать. Простейшую запоминающую систему можно представить как систему с двумя устойчивыми состояниями. Эти состояния могут переключаться, то есть иметь переходное состояние. Такие системы изучаются диалектическим методом. Пере-—

ходное состояние в них называют триггером (переключением). Самым простым примером такой системы можно считать молекулу.

Если система является более сложной (клетка, популяция, мозг, организм), то ее процесс запоминания может характеризоваться несколькими устойчивыми состояниями. Чем сложнее система, тем больше в ней устойчивых состояний, обеспечивающих запоминание информации. Собственно запоминание - это и есть признак устойчивости, а ее поиск - условие ее неустойчивости.

«Неустойчивость является непременным условием генерации новой ценной информации. Воспринимать, хранить и передавать информацию можно и в устойчивых процессах. Более того, неустойчивость в этих процессах является только помехой. Однако создавать ценную информацию можно только в условиях неустойчивости» (Чернавский Д. С. Синергетика и информация: Динамическая теория информации. — М, 2001. С. 204).

Главным теоретическим результатом создания и использования общей теории систем явилость то, что разрешился вопрос о том, почему высшее в системе не сводится к низшему, а свойства целостного образования не сводятся к сумме свойств составляющих систему частей. Согласно синергетике, причиной этому является способность сложных систем к самоорганизации.

«Самоорганизация - процесс, в котором происходит нечто тривиальное, причем происходит само собой, без видимых причин и внешнего вмешательства» (Чернавский Д. С).

Синергетика изучает особенности нелинейной динамики открытых неравновесных систем и имеет дело с неожиданными явлениями, скачкообразными изменениями, связанными с переходом систем от устойчивого к неустойчивому (и наоборот) изменению.

Чтобы описать процесс самоорганизации, синергетика имеет ряд понятий, среди которых можно назвать такое, как «возмущение».

Возмущение - результат какого-либо воздействия, следствие причины. Возмущение определяет направление дальнейшей самоорганизации системы.

Для характеристики неустойчивых состояний систем используется понятие «вероятность». Вероятность сопровождает особое состояние системы, определяемое как «динамический хаос».

Соотнесенность хаотического режима и динамического проявляется в состоянии «перемешивающего слоя». Хаотический режим содержит в себе и предоставляет выбор вариантов дальнейшего развития, а динамический осуществляет этот выбор и закрепляет его через запоминание. Перемешивающийся слой - это процесс творчества, в результате которого происходит выбор одного из возможных вариантов решения и его запоминание (закрепление).


Синергетика позволяет выработать единые методы изучения как процессов неживой природы, так и живой, основываясь на математических методах. Поэтому она применима как в гуманитарных, общественных, так и в естественных и точных науках.

Синергетические подходы начали активно применять и культурологи. В 1992 году Ю. Лотман в своей последней книге «Культура и взрыв» использовал модель случайности для описания культурной динамики, соединив семиотический и синергетический методы. Одной из фундаментальных пар семиотической оппозиции в его работе стали понятия культуры и энтропии. Культура рассматривалась как организованная информация, а энтропия как дезорганизованная, хаотичная. Расширение культуры - это проявление необходимости в хаосе, а хаос - важное условие культурной динамики.

Согласно синергетическому подходу процесс развития системы можно представить как последовательность нескольких этапов:

• образование кластеров - особых объединений однородных элементов системы, между которыми продолжают существовать области неорганизованных, самостоятельных и свободных элементов. Эту стадию еще называют «мозаичной»;

• расширение кластеров до того предела, когда все пространство между ними оказывается занятым. Эту стадию называют «стадией паркета», так как границы между кластерами выпрямляются и становятся практически плоскими;

• выдвижение одного из кластеров и «захват» им максимально возможного пространства. На данной стадии достигается устойчивое состояние системы.

Если первые две стадии носят хаотический характер и практически непредсказуемы, то последняя является динамической и результативно предстказуемой.

Синергетические подходы к изучению и пониманию художественного творчества

Синергетика рассматривает творчество с позиций самоорганизации и открытости как процесса. Условием и возможностью любого новообразования является сложность.

Синергетическое понимание сложности позволяет связать сложность системы с ее активностью: сложная система способна воспринимать незначительные внешние или внутренние вариации, на которые не реагирует «простая» система. Сложная система существенно усиливает и изменяет воспринятые флуктуации, изменяя тем самым собственное состояние и состояние окружающих систем.

Сложность системы творчества обеспечивает возможность новообразования как непредсказуемого процесса. Диалектические подходы рассмотрения творчества нельзя считать устаревшими. Но в конце XX века все отчетливее обнаруживается тупик, в который заводит признание единственности такого метода, как поиск «субстанционалистской» основы творчества. Творчество можно изучать только как данность, которая не обязательно должна была случиться.

Художественное творчество можно рассматривать как процесс самоорганизации, в котором произведение искусства становится не просто результатом, а признаком установления уравновешенности. Большое значение в саморазвивающейся системе имеет явление синхронизации. Эти процессы связаны с совпадением нескольких процессов или действий в пространстве и времени. Примерами этого могут служить хлопанье в ладоши, притопы в танцах, движение в ногу.

Синхронизация в искусстве проявляется не только как метрическое совпадение движений, но и как сопереживание зрителя, автора и исполнителя.

Синхронизация существует и в таком художественном явлении, как стиль. Синхронизация в искусстве - признак устойчивости. Традиция -это устойчивость, а новация —неустойчивость.

Искусство не может развиваться без новации. Творчество необходимо для выработки в искусстве новаций. Новация как результат творчества накапливается постепенно в форме проявления принципа опережающего отражения. Этот принцип связан с накоплением возможных вариантов развития, которые могут стать актуальными для дальнейшей динамики. Авангард в искусстве XX века - это пример наиболее яркого в истории художественной культуры накопления потенциальной новации, проявление принципа опережающего отражения.

Этот принцип свойственен искусству вообще. Когда говорят, что искусство выполняет в обществе функцию предвосхищения событий, то имеется в виду именно принцип предвосхищения. Часто художник создает такое произведение, которое сначала шокирует, а потом удивляет тем, что, оказывается, художник предсказал события.

Системы могут накапливать или концентрировать потенциал дальнейшего развития (успех порождает успех). Тогда мастер творит в выработанном им стиле. Искусствоведы говорят в таком случае о периоде творчества.

И. А. Евин пишет, что «мы можем длительное время наблюдать только устойчивые состояния, неустойчивые же быстро распадаются и исчезают. Поэтому, если вдруг мы увидим долгоживущее состояние, явно неустойчивое по своей природе, это будет необычное, парадоксальное зрелище. Но именно такого типа состояния очень часто можно встретить в

искусстве» {Евин И. А. Синергетика искусства. С. 37).


В искусстве часто присутствуют неустойчивые ситуации (диссонанс, неустойчивая поза, вопрос, конфликт, игра и т. д.), которые чаще всего связаны с потребностью внесения в произведение динамичности. Если в природе все части системы реализуются на противостояние необычному состоянию, вызванному неустойчивостью, то в искусстве все происходит наоборот: все средства направлены на поддержание состояния неустойчивости. Варианты поддержания неустойчивости созданы в каждом виде искусства и достаточно своеобразны.

Неустойчивость в литературе может проявляться в конфликте, тайне, приключении. Иногда это может быть связано со сменой настроения. Интересен в этом отношении опыт американского писателя Дж. Сэлинджера, создавшего цикл из девяти рассказов, каждый из которых должен вызывать определенные чувства. Ярким примером соотношения устойчивости и неустойчивости в литературе является басня.

В музыке позицию неустойчивости занимает доминанта, тяготеющая к устойчивой тонике. Неустойчивость может быть вызвана темповым изменением, скачком громкости, «обрывом» в развитии мелодии, диссонансом т. д. Симфоническая форма - это пример колебания в рамках порядка (экспозиции) - катастрофы, неустойчивости, хаоса (разработка) - установления нового порядка (реприза).

В хореографии массового танца устойчивость принадлежит к синхронизации движений танцующих. В сольном танце неустойчивость-устойчивость - это динамика удобных и естественных поз с неудобными.

В живописи неустойчивость можно проследить на эффекте карикатуры. Карикатура основана на усилении того, что воспринимается как отклонение от нормы.

В театре часто используется прием неожиданности, который усиливает неустойчивое состояние при восприятии.

Соотношение устойчивости и неустойчивости проявляется через эстетические категории: прекрасное - равновесие, безобразное - хаос.

Динамика стиля (особенно ярко это видно на примере развития стилей архитектуры) тоже имеет закономерность самоорганизации: сначала активный рост, накопление могущества, потом пышный расцвет, закрепление положения, потом угасание, плодоношение, четкость проявления.

Гениальное произведение искусства - это ответ на бифуркационное возмущение, рождающее новую информацию, требующую запоминания в обществе.

Гениальные, но не признаваемые обществом люди, рождающие чаще всего непривычные, неординарные для своих современников идеи, являются двигателями истории. Когда эпоха дает много гениев, не похожих друг на друга, это значит, что продвижение истории связано с большим количеством вариантов выбора путей развития. С другой стороны, «наи-

более приспособленные» к данным условиям организмы окажутся менее приспособлены к переживанию возможных экологических катастроф» (ЧернавскийД. С. Синергетика и информация: Динамическая теория информации. - М., 2001. С. 150).

Творческий акт наполнен случайностью и непредсказуемостью, что приводит к новым формам и технологиям творчества. XX век породил новые формы творчества. Например, конец XX века связан с появлением такого направления творчества как биотехнология. В узкопрофессиональном смысле под биотехнологиями сегодня понимают использование в промышленности биологических систем. Хотя человечество веками использовало биологические микроорганизмы в своей деятельности (например, дрожжевые виды теста, производство сыра, уксуса, лекарств и т. д.) об этом никто не говорил как о виде творчества. Сегодня биотехнологии становятся творчеством не только из-за значительного усложнения технологий, но прежде всего благодаря качественному скачку, осуществленному в настоящее время в данной области. Сюда относят генетическую и клеточную инженерию. Биотехнологии все больше начинают вытеснять другие виды производства (в медицине все большую популярность получают именно препараты, полученные путем биологического синтеза). Кроме того, все чаще говорят о том, что многие глобальные проблемы разрешимы только при развитии биотехнологий (энергетические, сырьевые и продовольственные проблемы).

Особое место в современной науке занимает генная инженерия, которая стала новой областью приложения креативности человека. Современные биологи не только изучают, наблюдают эволюционные формы жизни, но и активно вмешиваются в их процессы, создавая новые виды жизнеспособных организмов.

Наконец, можно вспомнить о появлении таких сфер приложения творческих способностей человека, как создание искусственного интеллекта, биороботов.

Синергетические подходы к определению творчества можно сформулировать так:

• творчество является разновидностью сложной самоорганизующейся системы;

• момент творчества невыводим и непредсказуем;

• творчество не является звеном в цепи детерминирующих причин и следствий;

• творчество связано с необратимостью и уникальностью случайности;

• в творчестве вместо изучения повторяемости необходимо изучение единственности.


Новые виды художественного творчества и коммуникационные технологии современности

Синергетические подходы особенно ярко даказали свою актуальность в связи с развитием коммуникационных технологий в искусстве. Радио стало первым средством массовой коммуникации, открывшим новые пути творчества в художественной деятельности человека. Именно благодаря развитию радио появились искусство звука и тишины, искусство шума, искусство освобожденных слов.

Телефон стал еще одним неисчерпаемым источником креативного экспериментирования. В 1922 году был осуществлен первый опыт дистанционной живописи, когда художник, выполняя рисунок, одновременно передавал его по телефону путем пикселизации (обозначения положения и цвета определенной точки изображения). Этот опыт положил начало многочисленным экспериментам по совместному созданию произведений с помощью коммуникационных технологий. Интерактивное экспериментирование с телефоном, факсом и устройствами, сканирующими и передающими по телефонным проводам графическую информацию, в конце концов вылилось в так называемое телефонное искусство.

G появлением и развитием глобальных коммуникационных сетей телефонное искусство трансформировалось в прошлом десятилетии в телекоммуникационное. Главная задача нового искусства видится его теоретикам в создании телекоммуникационных событий, основанных не на результативности, а на процессуальности творчества. Вариантов телекоммуникационных событий может быть сколько угодно: визуальный диалог, интерактивное сочинительство, совместное написание или составление литературного произведения на основе самых разных мотивов и сюжетов.

В последнее время исследователи обратили внимание на интересную особенность: с развитием коммуникативной техники креативный процесс все в большей степени приобретает открытость для продолжения; художник создает полуфабрикат, с одной стороны, законченный, но, с другой стороны, требующий продолжения (например, озвучивания).

Искусство новых технологий претендует на разрушение связи автора и зрителя: скорее правомерно в таком случае говорить о со-творчестве, со-авторстве. Современные коммуникационные технологии способствуют развитию иной парадигмы, представляющей художника в качестве инициатора (а не создателя) открытого коммуникативного поля, в котором осуществляется креативное взаимодействие. В классическом понимании произведение искусства имеет физическую, знаковую и семантическую целостность и открыто лишь для интерпретаций (картина, нотная запись музыки, архитектурное сооружение и т. д.). В неклассическом понимании

произведения как такового не существует, система смыслов и значений не репрезентируется, а непосредственно присутствует, демонстрируя ход существующего и длящегося креативного процесса. Оно создается художником совместно с бывшим зрителем, ставшим со-автором (произведение net-art существует в виртуальной форме, постоянно изменяясь, дополняясь, выстраиваясь и разрушаясь).

В интерактивном творчестве нет произведения, но есть система создания и производства культуры в реальном времени, где пересекаются креативные потоки и нет постороннего зрителя, так как он тут же оказывается вовлеченным в креативное сообщество. Искусство новых технологий порывает с идеей репрезентации. Оно перестает быть обусловленным реальностью.

Синергетический подход позволяет хотя бы отчасти восполнить разрыв между человеком и природой, между естественнонаучными и гуманитарными исследованиями творчества, наметить пути его понимания, а не только объяснения. Новая парадигма, отчетливо выражающаяся в телекоммуникационном искусстве, отчасти демистифицирует роль художника, сводя ее к функции инициатора коммуникативно-креативных контекстов.

Произведение искусства

как результат художественного

творчества автора

I Произведение искусства -результат и цель художественного творчества, воплощение конкретного содержания в конкретной форме и заключающее в себе общечеловеческие ценности духовной культуры.

Произведение искусства несет в себе как индивидуальность автора, так и всеобщность культуры. Автор выступает носителем всеобщих идей, которые назрели в обществе.

Произведение искусства представляет собой не ставшее бытие, а становление, так как скорее является не материально воплощенным объектом, а динамически воспринимаемым явлением. Становление произведения искусства есть процесс динамический, так как предполагает бесконечное количество интерпретаций в момент восприятия (здесь особенно велика роль исполнителя, интерпретатора произведения и зрителя). Каждый раз, воспринимаясь и интерпретируясь по-новому, произведение искусства переходит в «другое», продолжая себя в нем. Поэтому произведение искусства скорее носит процессуальный, чем материальный характер.

Произведение искусства есть артефакт (искусственно сделанный). Но не всякий артефакт есть произведение искусства (например, ваза или кресло - это культурные артефакты, но не обязательно произведения ис-


кусства). Артефакт художественно ценен. В отличие от других артефактов культуры в произведении искусства особо значимыми и практически равноправными являются процессы создания и восприятия.

Кроме того, в художественном артефакте немаловажным оказывается и местр автора. Знание автора и его субъективность могут повлиять на создание и восприятие произведения, а значит и на существование произведения искусства.

Автор является субъектом художественного творчества. Среди наиболее важных особенностей автора как художника можно назвать преобладание в нем эмоционально-эстетических реакций на окружающую действительность и способность к художественно-образному ее осмыслению. Освоение художником действительности связано, в первую очередь, с созданием им художественного образа, специфика и ценность которого заключается в эмоционально-эстетической достоверности. Большую роль в этих процессах играет рациональное осмысление воспринимаемого мира. Рациональность творческих актов обусловлена мировоззренческими установками автора. Поскольку мировоззренческое основание творчества автора определяется и формируется в рамках определенной культурной среды, художественное творчество может рассматриваться как проявление культурного своеобразия, а произведение художественного творчества при таком рассмотрении становится культурным артефактом.

Но автор как субъект художественного творчества - это проявленность индивидуально-личностного начала. Этот факт делает произведение искусства неповторимым.

Произведение искусства есть процесс, остановившийся на некоторое мгновение для того, чтобы стать явлением, фактом. Большую роль в этом процессе играет культурная среда, повлиявшая на автора произведения искусства, интерпретацию исполнения и особенности восприятия данного произведения зрителем, наиболее ярко проявляющаяся в акте исполнения, преподнесения, демонстрации его зрителю. Правильно продемонстрировать произведение искусства - значит правильно выделить проблемное поле, которое, в свою очередь, читается в разных культурных условиях совершенно по-разному. Поэтому в теории художественного творчества существует проблема интерпретации и исполнения. Каждое исполнение дает новый импульс существования произведению искусства. Особенно ярко эта проблема проявляется в таких видах искусства, как музыка, театр, хореография, поэзия. Плохое исполнение может перевести прекрасное произведение в категорию безобразного. В других искусствах это тоже может сыграть определенную роль: например, картину можно неудачно продемонстрировать, нарушив освещение или композицию по отношению к другим картинам. Однако, несмотря на множественность и плюрализм интерпретации любого произведения искусства, оно обладает целостностью и единством, постоянством значений и смыслов.

Постоянство произведения искусства, скорее, обусловлено связью с реальным отображаемым, воплощенном в художественном образе. Опора на воплощенную действительность является фундаментом единства и постоянства произведения искусства. Важным условием его постоянства и целостности является воплощение содержания в конкретной материальной форме.

Содержание и форма

в произведении искусства

Произведение искусства можно проанализировать, описать, охарактеризовать по некоторым характеристикам: жанровая принадлежность, специфика средств выразительности, тема, идея, сюжет. Все эти характеристики обусловлены содержащимся в произведении художественным образом. Содержание и форма - две диалектически противопоставленные единицы, которые по законам классической эстетики не могут существовать одна без другой. Как нет содержания вне формы, так и форма пуста без содержания.

Содержание - идейно-эмоциональная, чувственно образная сфера значения и смысла, обладающая эстетической и социальной значимостью, основная идея художественного произведения, воплощенная художественными средствами. Содержание - основная мысль художника, заложенная в данном произведении искусства, и особое отношение к ней. Содержание идеально по способу существования. Содержание может иметь легкий характер или быть глубоким по смыслу, иметь общественную или интимно-личностную направленность и т. д. Его сложно описать вербально, скорее оно сопереживаемо. Содержание предполагает проявление индивидуального начала. Оно может восприниматься каждым человеком по-разному. Именно содержание в большей мере принадлежит области эстетического исследования. Содержание - это эстетическое, ставшее художественным.

Главным ядром содержания произведения искусства является идея произведения. Это то, о чем художник не может молчать. Идея направлена для восприятия Другим человеком. Идея предполагает эстетическую окрашенность. Она может быть построена в форме вопроса или утверждения, может констатировать какой-то факт или наводить на размышление. Содержание не может передаваться вне формы произведения искусства. Оно должно воплотиться, оформиться.

Форма - совокупность средств и методов воплощения основного содержания произведения искусства.


В отличие от содержания форма конкретна и реальна. Она раскрывает содержание через конкретный способ воплощения, материал, соотношение и использование определенного набора средств выразительности. Форма отвечает на вопрос: при помощи чего автор раскрывает содержание своего произведения? Поэтому понятие формы включает в себя средства выразительности, организованные определенным образом.

Содержание и форма в произведении искусства - соотносимые и взаимозависимые сущности. Каждое содержание требует особой формы, а каждая форма проявляет особое содержание. Единство содержания и формы в классической эстетике обеспечивается принципом соответствия. Соответствие содержание и формы раскрывается через ряд понятий: «тема», «мотив», «сюжет», «фабула», «композиция», «жанр». Эти понятия характеризуют процесс перехода содержания в форму, структуру объединения средств выразительности в систему.

Тема часто прямо или косвенно присутствует в названии произведения.

Сюжет — это комплекс чередующихся положений-мотивов, объединенных по определенному принципу. Это динамический аспект произведения искусства: развертывание конкретных действий, характеров, переживаний в рамках художественного пространства. Сюжетом обладает всякое произведение искусства: музыкальное, литературное, хореографическое, драматическое и т. д. Определяющим звеном сюжета является фабула.

Каждый сюжет строится по некоторому принципу, образуя определенную модель своего построения. Таких моделей может быть несколько. В таком случае говорят о композиции в произведении искусства. Композиция - принцип соединения всех частей в единое целое.

Принцип соотношения содержания и формы проявляет себя в жанре произведения. Жанр - исторически сложившееся внутреннее подразделение во всех видах искусства, тип художественного произведения в единстве специфических свойств его формы и содержания.

Именно жанровые характеристики подчеркивают значение выбора данной формы для данного содержания. Жанр раскрывает и смысл, и предназначение данного произведения искусства, определяя и ограничивая тем самым круг возможных подходов к интерпретации. Несоблюдение законов жанра, как правило, приводит к разрушению смыслов произведения искусства, а значит и к прекращению его существования в данном значении. Такие процессы оказались особенно востребованными в искусстве второй половины XX века и продолжают развиваться в современных условиях. Данная проблема касается такой области в эстетике, как соотношение текста и контекста, так как в моменте изменения жанра произведения искусства большую роль начинает играть уже не текст и его значение, а именно контекст.

Художественный образ

Содержание и форма в своем единстве воплощают художественный образ. Художественный образ идеален, как и содержание, но при этом он обусловлен материальностью формы.

Художественный образ — это сложный и органичный идеально-духовный комплекс, возникающий в сознании художника или зрителя в процессе художественной деятельности, являющийся репрезентацией некой реальности в модусе подобия формы и проявляющийся в процессе восприятия или создания конкретного произведения искусства.

В. В. Бычков определяет художественный образ как «некую субъективную духовно-психическую реальность, возникающую во внутреннем мире человека в акте восприятия им любой реальности, в процессе контакта с внешним миром - в первую очередь, хотя существуют, естественно, и образы фантазии, воображения, сновидений, галлюцинаций и т. п., отображающие некие субъективные (внутренние) реальности» {Бычков В. В. Эстетика: Учебник. -М., 2002. С. 266). Художественный образ обусловлен произведением искусства, создаваемым или созданным художником или воспринимаемым зрителем.

Художественный образ, возникающий у художника, содержит предпосылки воплощения содержания будущего произведение искусства в конкретной форме.

Художественный образ, возникающий у зрителя, связан с восприятием конкретной художественной формы. Эти образы (первичный у автора и вторичный у зрителя) не тождественны, но близки. Их близость и родственность обусловлена единичностью и конкретностью формы данного произведения искусства. Именно материальное воплощение образа делает первичный и вторичный образы схожими. Но говорить об абсолютном единстве первичного и вторичного образов нельзя. Поэтому существует разница мнений и оценок одного и того же произведения искусства. В данном случае речь идет о принципиальной многозначности и плюрали-стичности художественного образа.

Художественный образ как категория в эстетике имеет многоуровневую природу. В рамках одного и того же литературного или театрального произведения искусства можно говорить об общем художественном образе произведения, об образах отдельных персонажей или героев, об образе ситуации, об образе конкретного описания природы и т. д. В музыкальном произведении сонатно-симфонической формы можно говорить об образах частей, образах главной или побочной партий и т. д.

Каждый художественный образ несет в себе как черты типизации, так и проявление индивидуализации, стремясь одновременно к раскрытию всеобщего через обобщение воспринимаемого и к проявлению единичного, своеобразного и специфического.


Исторически понимание художественного образа как особого явления художественного творчества менялось. Например, в античной эстетике под образом понималось внешнее проявление того, что видится внутренним взором, что именуется идеей и находит наиболее полное отражение в пластике человеческого тела. Акцент делался на чувственной стороне образности. В средневековье образ рассматривался как отблеск божественного прототипа - идеи Бога. Акцент смещается на духовность образа.

Большинство современных философов (И. Роднянская, В. Шестаков, Е. Яковлев, М. Дмитриева) трактуют эту категорию как форму отражения действительности и выражения мысли, чувства художника, специфичную для художественной деятельности.

Другие философы (Ю. Борев, А. Зись) трактуют художественный образ как форму мышления в искусстве. Данная концепция идет от предложенного А. Потебней определения искусства как способа мышления в образах.

Художественный образ идеален, а значит, существует только в сознании человека. Он условно состоит из двух компонентов: первый является результатом отражений объективного мира в сознании, второй - часть субъективного мира. Первая часть художественного образа содержит в себе черты того предмета или явления, которое мы воспринимаем, но не тождественна ей, так как является всего лишь часть этих признаков. Вторая часть больше связана с особенностями воспринимающего человека, его вкусами и предпочтениями и скорее характеризует состояние этого человека, а не то, что он воспринимает. Данная специфика проявляет символичность образа и многосмысловую направленность в семантическом направлении.

Человек отличается от животного способностью к воображению. Воображение создало искусство. Оно раздвинуло границы мира и сознания и сообщило жизни то свойство, что мы называем поэзией.

Константин Паустовский

fjf/yerj, re

Цель творчества - самоотдача*' а не шумиха и успех.

Борис Пастернак

Красота - это плод постоянного вдохновения, порожденного упорным трудом. Она появляется на свет с болью, как и все, что должно жить... Ничтожные усилия ожидает ничтожная награда!

<р$экен Делакруа

Великое произведение искусства - это мучительная победа гени- „ ального ума над гениальным воображением.

Бернард Шоу


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: