Нарастание кризисных явлений к середине 89-х гг

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС В Советском обществе

Проблемы совершенствования социалистической модели экономики, находившейся в СССР в предкризисном состоянии, придание ей динамизма и эффективности являлись ключевыми для пришедшего к власти в партии и государстве в середине 1980-х гг. нового руководства во главе с М. С. Горбачевым.

К этому времени мощный научно-технологический потенциал страны, созданный за послевоенный период, в значительной степени был исчерпан. Уже с начала 80-х гг. в экономику Советского Союза прекратился обильный приток «нефтедолларов» (в связи с падением цен на энергоносители на мировом рынке), а афганская «авантюра» и традиционный затратный механизм ведения хозяйства в сочетании с валовым принципом промышленной политики стремительно увеличивали бюджетный дефицит, отмечалось неуклонное падение промышленного производства. Широко разрекламированная «Продовольственная программа» (1982) к 1985 г. также оказалась фактически проваленной (валовой сбор зерновых в стране за 1978—1984 гг. упал с 237 до 173 млн. т). Низкая эффективность производства, отсутствие материальной заинтересованности в производительном труде, господствующая уравниловка, а также растущий голод на основные потребительские товары — вплоть до введения талонной системы распределения, способствовали созданию в СССР тех явлений, которые впоследствии будут названы застоем и механизмами торможения. В стране из-за падения рождаемости за 10 лет (с середины 70-х гг.) в 4 раза — с 12 до 4 млн. человек сократилась доля молодежи в общественном производстве, а женщины среди рабочих и служащих составляли более половины от всех занятых (тогда как даже в первые послевоенные годы этот показатель не превышал 47%). Острейшей социальной проблемой в «обществе реального социализма» являлось пьянство: в СССР только официально зарегистрированных алкоголиков насчитывалось более 21 млн. человек.

По мере вступления советской экономики в полосу стагнации все заметнее стала развиваться так называемая теневая экономика. Это явление, возникшее в условиях тотального огосударствления и плановой централизации хозяйства, давало некоторую возможность перераспределять продукцию и доходы населения в соответствии с нуждами потребления. Теневая экономика в СССР включала как различные виды индивидуальной трудовой деятельности и подпольные цеха по производству дефицита, так и изготовление неучтенных товаров на госпредприятиях и махинации в сфере финансовой отчетности. По приблизительным подсчетам, в Советском Союзе к середине 80-х гг. в теневом бизнесе было занято до 15 млн. человек, а объем выпускаемой неофициальной продукции народного потребления повышенного спроса уже составлял до 25 % от всего товарооборота. Происходило формирование новой социальной группы подпольных предпринимателей — «цеховиков», которые, как правило, были тесно связаны с наиболее прагматичной частью правящей в стране партийно-государственной номенклатуры. Фактически начался процесс их сращивания, что впоследствии создало особую прослойку класса «советских предпринимателей», получивших позднее на Западе название «новых русских».

 

2. Общественно-политические преобразования независимого Казахстана

Общественно-политическая ситуация к концу 80-х годов XX века была сложной как в СССР, Так и в Казахстане. Позиция Казахстана в этот период и даже в августовские события (1991 г.) была последовательной и твердой: Казахстан должен развиваться в едином политическом и экономическом пространстве — в составе СССР. Это было закреплено в важном акте, принятом Верховным Советом Казахской ССР 25 октября 1990 г.—«Декларации о государственном суверенитете Казахской Советской Социалистической Республики». Статья 1 гласила: «Казахская Советская Социалистическая Республика есть суверенное государство, которое добровольно объединяется с другими республиками в Союз Суверенных Республик и строит взаимоотношения с ними на договорной основе. Казахская ССР сохраняет за собой право свободного выхода из Союза».

 В апреле 1990 г. Верховный Совет Казахской ССР избрал Н. А. Назарбаева Президентом Казахской Советской Социалистической Республики. Президент свою политическую деятельность проводил в рамках единого Союза ССР. Но центробежные силы развивались стремительно, и августовские события 1991 г. поставили остро вопрос о сохранении суверенитета республики. В августе 1991 г. Президент издает ряд указов; «Об образовании Совета Безопасности», «О переходе государственных предприятий и организаций союзного подчинения в ведение правительства Казахской ССР», «Об обеспечении самостоятельности внешнеэкономической деятельности Казахской ССР». Указом Президента республики был закрыт Семипалатинский полигон. Эти указы положили конец диктату союзных ведомств, но до обретения политического реального суверенитета было еще далеко.

 В августе 1991 г. Н. А. Назарбаев объявил о своем выходе из состава Политбюро ЦК КПСС. Затем и Компартия Казахстана вышла из состава КПСС. 7 октября 1991 г. внеочередной и чрезвычайный XVII съезд Компартии Казахстана принял решение о роспуске Компартии Казахстана. Аналогичный процесс происходил и с другими общественными организациями Казахстана.

 Таким образом, в политической системе республики сложилась новая политическая атмосфера. Высвободившись из пут командно-административной системы, освободившись от идеологической окраски, от определения «советский» и «социалистический», перед Казахстаном открылась реальная перспектива строительства независимого как в политическом, так и в экономическом отношении государства и вхождения его в мировое сообщество. И таким шагом явилось укрепление политической системы.

 1 декабря 1991 г. в соответствии с постановлением Верховного Совета Казахской ССР от 16 октября 1991 г. состоялись всенародные выборы Президента Казахской ССР. В избирательный бюллетень для тайного голосования были включены: кандидат в Президенты Казахской ССР, Н. А. Назарбаев и кандидат в вице-президенты Казахской ССР Е. М. Асанбаев. В результате выборов за Н. А. Назарбаева проголосовало 8.681.276 избирателей, или 98,78 % от числа принявших участие в голосовании. Всенародные выборы Президента открыли путь к дальнейшему определению политического государственного устройства — президентской формы правления.

 10 декабря 1991 г. сессией Верховного Совета республики было принято решение о переименовании Казахской Советской Социалистической Республики в Республику Казахстан. В этот же день состоялось торжественное заседание Верховного Совета республики, посвященное вступлению в должность первого всенародно избранного Президента Республики Казахстан Н. А. Назарбаева. Верховный Совет Республики Казахстан принял постановление «О вступлении в должность Президента Республики Казахстан» — считать Назарбаева Нурсултана Абишевича вступившим в должность Президента Республики Казахстан с 10 декабря 1991 г. Выступая на торжественном заседании с инаугурационной речью, Н. А. Назарбаев подчеркнул, что на новом этапе исторического развития народы Казахстана решительно сделали свой выбор к цивилизованному демократическому обществу, В заключение Президент сказал о своей вере в то, что на территории Казахстана будет создана высокоразвитая политическая цивилизация, в которой возродится казахская нация, в которой будут свободно чувствовать себя все входящие в нее нации и народности.

 14 декабря 1991 г. Верховный Совет Республики Казахстан торжественно провозгласил государственную независимость Республики Казахстан. 16 декабря Президент подписал конституционный закон Республики Казахстан «О государственной независимости Республики Казахстан». Закон определил место и роль Казахстана как независимого, демократического и правового государства. Отныне этот день 16 декабря отмечается как национальный праздник — День независимости.

 Смена политической системы требовала и своих символов. 4 июля 1992 г. Верховным Советом были приняты новые государственные символы Республики Казахстан — Флаг, Герб и Гимн. В ноябре 1993 г. вводится национальная валюта — тенге.

 За этот короткий период было сделано многое. С политической карты республики исчезли, названия «Коммунистические», «Социалистические», «Октябрьские». Возвращались из небытия имена народных героев и батыров, сыгравших выдающуюся роль в истории народа; Абылая, Кабанбая, Толебия, Потанина и других. Была проведена политико-правовая работа но реабилитации незаконно репрессированных лиц. За небольшой отрезок времени было реабилитировано более 33 тысяч граждан, а в сентябре 1990 г. был издан Указ «О мерах по оказанию помощи реабилитированным гражданам, пострадавшим от незаконных репрессий в период 30—40-х годов и начала 50-х годов». Это был мужественный шаг покаяния молодого государства перед своими гражданами. Имена политических деятелей, поэтов, писателей, погибших в сталинских лагерях — А. Байтурсынова, М. Жумабаева, М. Дулатова, Шакарима, А. Букейханова были присвоены некоторым школам, аулам и СеЛам, улицам и площадям. 12 декабря 1991 г. Н. А. Назарбаев издал Указ «О реабилитации граждан, привлеченных к ответственности за участие в событиях 17—18 декабря 1986 г. в Казахстане». В результате принципиальной позиции руководства Казахстана Политбюро ЦК КПСС от 18 мая 1990 г. своим постановлением было вынуждено признать ошибочной оценку декабрьских событий 1986 г. Параграф второй данного постановления гласит: «Признать, что содержащаяся в постановлении оценка массовых нарушений общественного порядка в г. Алма-Ате в декабре 1986 г. как проявления казахского национализма является ошибочной...»

Демократические процессы, происходящие в Казахстане, коренные перемены в обществе внесли новые явления в политическую систему Казахстана. Это рождение и становление многопартийности. Одним из первых и наиболее массовых движений было экологическое движение «Невада—Семипалатинск», созданное по инициативе поэта О. Сулейменова. Создаются политические партии «Азат», «Желтоксан» и другие. Первые общественно-политические формирования появились как оппозиция Коммунистической партии. Как влиятельная сила,- общественно-политические движения Казахстана проявили себя в 90-е годы. С лета 1991 г. в республике начал действовать закон «Об общественных объединениях в Казахской ССР». Первые Партии прошли регистрацию 21 октября 1991 г. Это были: Народный Конгресс Казахстана и Социалистическая партия Казахстана. Осенью 1991 г, возникли новые партии демократического направления — Республиканская партия Казахстана и политизированное профсоюзное объединение — Независимый профцентр. На первых всенародных президентских выборах в октябре-ноябре 1991 г. партией «Желтоксан» была сделана попытка выдвинуть ее председателя ХасенаКожахметова кандидатом в Президенты Республики Казахстан. Однако национально-демократическая партия «Желтоксан» не сумела набрать 100.000 голосов и ее председатель X. Кожахметов не был зарегистрирован Как кандидат.

 Продолжал развиваться процесс становления и развития политических партий и движений в последующие годы. Справедливости ради следует отметить, что главное завоевание суверенного и независимого Казахстана и его молодой политической демократии — это плюрализм мнений. Основная масса населения Казахстана поддержала демократические лозунги о независимости республики и создании новой политической системы,

 Демократические преобразования, происходящие в Казахстане, определили его мягкое вхождение в мировое сообщество. 2 марта 1992 г. Республика Казахстан стала полноправным членом Организации Объединенных Наций, а вскоре — членом Международного валютного фонда (МВФ). Республику признали более ста государств. Установлены были дипломатические отношения со многими странами мира, дальнего зарубежья, со всеми суверенными государствами СНГ.

 Становление страны как самостоятельного государства поставило на повестку дня принятие новых государственных актов и законов. После широкого обсуждения 28 января 1993 г. была принята первая Конституция Республики Казахстан. Конституция сыграла исключительную роль. Она законодательно закрепила суверенитет республики, определила государственное устройство, закрепила юридические права и свободы граждан, проживающих на территории края. Конституция торжественно провозгласила, что молодое суверенное государство строит светское, демократическое, правовое общество, то есть гражданское общество.

 Большую роль в укреплении политического суверенитета в консолидации народов республики сыграла работа Н. А. Назарбаева «Идейная консолидация общества — как условие прогресса Казахстана», вышедшая в ноябре 1993 г. В этой работе Президент Н. А. Назарбаев показывает, что возврат к тоталитарной, командно-административной системе уже невозможен. Народ Казахстана твердо избрал путь самостоятельного развития. А для этого альтернативой является необходимое условие — идейная консолидация общества. Н. А. Назарбаев справедливо замечает: «Совершенно очевидно, что в условиях многонационального Казахстана существует лишь один путь реализации общенациональных интересов, который заключается в обеспечении равенства всех народов… Любой другой — чреват губительными конфликтами, остановкой демократических реформ. В этой связи ключевой идеологической задачей для нас является обеспечение межнационального согласия». (См.: Н. А. Назарбаев. Идейная консолидация общества — как условие прогресса Казахстана. Алматы, 1993. С. 22—23).

 Годы развития политической системы суверенного Казахстана до первой половины 1993 г. показали, что в этом направлении было сделано очень многое. Однако в самой политической системе существовало множество остаточных элементов советской политической системы, которые тормозили становление Казахстана на демократический путь развития. Таким тормозом являлся Верховный Совет Казахской ССР, избранный во времена Союза ССР. По содержанию и по названию он уже не мог решать задачи суверенного Государства. Понимая это, депутаты Верховного Совета Казахской ССР весной 1993 г. объявили о своем самороспуске. Эта акция позволила провести и реформирование Советов на местах. Вместо них с новыми функциями были созданы городские, районные, сельские маслихаты, избираемые население ем: на альтернативной основе сроком на пять лет.

 В соответствии с Конституцией Республики Казахстан по вертикали был создан новый институт политической власти; главы местных областных исполнительных органов, назначаемые Президентом республики. В областях главы исполнительных органов от имени Президента назначают глав городских, районных исполнительных органов. В декабре 1993 г. был создан однопалатный Верховный Совет.

 Однако, как показала жизнь, в 1993 и 1994 гг. в реформировании политической системы Казахстана были допущены серьезные упущения. Не совершенен был Закон о выборах в Верховный Совет. Более того, при выборах депутатов в 1993 г. в Верховный Совет были допущены нарушения демократических принципов выборности, а в некоторых округах пошли дальше; к фальсификации итогов выборов. Как следствие, Конституционный суд республики в начале 1995 г. признал Верховный Совет нелегитимным и Указом Президента был распущен. Не отвечали интересам народа некоторые статьи Конституции Республики Казахстан, конкретно «О гражданстве и языках». Все это привело к определенной напряженности среди русскоязычного населения. Требовали изменения и некоторые статьи Конституции по приведению политической системы к международным демократическим стандартам, четкое разделение законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти.

 Требовалось и укрепление президентской власти на переходный период как гаранта демократии, реформирования политических, экономических реформ. Ассамблея народов Казахстана в 1994 г. выступила с предложением о продлении полномочий Президенту Республики Казахстан Н. А. Назарбаеву до 2000 года. Данная’инициатива была поддержана многими коллективами республики. Такое доверие о продлении полномочий на следующий пятилетний срок, на 1996—2000 годы, Н. А. Назарбаев получил от народа Казахстана на республиканском референдуме в мае 1995 г.

 30 августа 1995 г. на всенародном референдуме была принята вторая Конституция Республики Казахстан. Конституция сняла многие противоречия в развитии Казахстана как суверенного государства. Одним из таких сложных противоречий был вопрос о языках. Так, в первой Конституции было зафиксировано, что русский язык является языком межнационального общения. Второй же Конституцией признается, что наравне с казахским официально употребляется русский язык. Более понятными стали народу республики многие положения статей Конституции. Четче в Конституции определены параметры законодательной, исполнительной и судебной властей. Определен статус государственности; президентская республика с ее двухпалатным парламентом.

 Следующим этапом реформирования политической системы стали выборы в высший законодательный орган страны — Парламент Республики Казахстан, которые состоялись в декабре 1995 г. В результате выборов был сформирован высший законодательный орган страны Парламент из двух палат: Сената и Мажилиса, действующих на. постоянной основе.

 Пройденный Казахстаном путь с 1991 по 1997 годы был непростым — с методом проб, ошибок и достижений. Реформирование политической системы объективно способствовало становлению реальной политической независимости, укреплению авторитета республики на международной арене. Казахстан сегодня безоговорочно встал на путь демократических перемен. За короткий период удалось укрепить и развить политическую, экономическую системы, государственность республики, добиться признания на международной арене.

 

3) Казахстанская модель экономического развития независимого казахстана

За 23 года независимости экономика Казахстана претерпела ряд глобальных структурных изменений. Постепенный и поэтапный переход к формированию казахстанской модели экономического развития повлек за собой рост макроэкономических показателей республики и, как следствие, повышение благосостояния граждан, обеспечение занятости и высокий уровень социального самочувствия казахстанцев. Сегодня, демонстрируя опережающие темпы, всестороннее развитие, страна опирается на заложенный в первые годы независимости прочный экономический фундамент, способный выдержать любые внешнеэкономические колебания. На пути к устойчивому развитию На первом этапе, который длился с 1991 по 1997 годы, происходил процесс перехода казахстанского общества от административно-командной системы отношений к рыночной, а в последующие годы благодаря принятию и реализации Стратегии развития «Казахстан-2030» обеспечен процесс достижения долгосрочных целей и приоритетов развития по построению устойчиво развивающейся экономики. На этом этапе социально-экономических преобразований экономика находилась в стадии глубокого производственно-финансового кризиса, что негативно сказалось на всех направлениях развития и требовало принятия быстрых решений. Принятие неотложных антикризисных мер вкупе с проводимыми социально-экономическими реформами в первые годы независимости, а позже создание стимулов для роста инвестиционной активности и притока прямых инвестиций в высокоэффективные конкурентоспособные производства, усиление государственной политики поддержки предпринимательства – результаты всех этих мер за короткий по историческим меркам период дают возможность новому поколению казахстанцев чувствовать себя экономически защищенными. Сравнивая макроэкономические показатели первых лет Независимости с нынешними, трудно представить, что разница между ними всего чуть больше 20 лет. К примеру, валовый внутренний продукт в 1993 году составил 29,4 миллиарда тенге, а через 20 лет в 2013 году вырос более чем в 1000 раз и составил 35,2 триллиона тенге. По данным Комитета по статистике Министерства национальной экономики, уровень ВВП на душу населения составил 1796 тенге в 1993 году, тогда как по итогам прошлого года этот показатель превысил 2 миллиона тенге, в два раза увеличившись по сравнению с 2009 годом. Что касается реального сектора экономики, то объем промышленного производства за годы Независимости вырос со 172 миллионов тенге в 1991 году до 17,8 триллиона тенге по итогам 2013 года. Огромный скачок наблюдается в горнодобывающей промышленности – с 18 миллионов тенге до 10,7 триллиона тенге за тот же период. Стабильную динамику роста без колебаний демонстрирует и обрабатывающая промышленность, объем которой вырос с 143 миллионов тенге (1991 год)до 5,8 триллиона по результатам прошлого года. Колоссальный рост наблюдается и во внешнеторговом обороте страны: если в 1995 году этот показатель составлял 9 миллиардов долларов, из которых 5,2 миллиарда - экспорт и 3,8 миллиарда - импорт, то сегодня только за первый квартал текущего года оборот составил 26,9 миллиарда долларов. И это без учета торговли внутри стран-участниц ЕАЭС. Стремительная динамика наблюдается и в инвестициях в основной капитал - 47 миллионов в 1991 году, спустя три года - уже 113,2 миллиарда. В 2002 году инвестиции превысили планку в 1 триллион тенге, а в конце прошлого года показатель достиг 6 триллионов тенге. Ретроспективный анализ развития строительства в Казахстане показывает, что на протяжении десятилетий становления строительная сфера не оставалась статичной, была подвержена постоянным изменениям. В прошлом году было введено 6,8 миллиона квадратных метров жилья. Для сравнения: в 1996 году этот показатель равнялся 1,4 миллиона. Что касется этого года, то общая площадь введенного жилья в январе-сентябре составила 5,095 миллиона квадратных метров (в том числе 2,939 миллиона квадратных метров построено индивидуальными застройщиками), что на 11,8% больше, чем за аналогичный период 2013 года.

 

 

4) Послание президента

Послания Главы государства — традиция, которая берет свое начало с 1997 года. За этот период (1997-2015 гг.) вышло в свет 20 посланий. В результате контент анализа текста посланий, особо следует отметить следующие: - Послание Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана (сентябрь 1999 г.) — «Стабильность и безопасность страны в новом столетии». В сравнении с Посланиями, вышедшими до и после, в Послании 1999 года значительное место уделено истории страны. Первый параграф Послания называется «История и независимость», в котором кратко повествуется об истории страны: от возникновения на просторах Евразии государств древних тюрков завершая исторической значимостью первого десятилетия независимости страны. - Послание Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана (апрель 2003 г.) — «Основные направления внутренней и внешней политики». Во время Послания, Президентом было объявлено о начале программы «Культурное наследие» и об ее целях. Программа «Культурное наследие», направленная на изучение, восстановление и сохранение историко-культурного наследия страны, возрождение историко-культурных традиций, пропаганду культурного наследия Казахстана за рубежом является одной из самых масштабных, не имеющая аналогов на всем постсоветском пространстве. - Послание Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана (14 декабря 2012 г.) — «Стратегия „Казахстан-2050“: Новый политический курс состоявшегося государства» подчеркнуло о необходимости работы по формированию исторического сознания нации. - В Послании Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана (11 ноября 2014 г.) — «Нұрлыжол — путь в будущее» раскрывается национальная идея «Мәңгілік Ел».

5) Послание 2050

В Послании народу Казахстана Глава государства Нурсултан Абишевич Назарбаев выступил с масштабными инициативами, открывающими новый этап в развитии республики и озвучил Программный план действий на период до 2050 года. Новая стратегия Президента – это, с одной стороны, продолжение курса реформ, которые проводились в рамках Программы развития-2030, с другой – совершенно самостоятельный документ. В его основе лежит глубокий анализ процессов, которые происходят в глобальной политике и экономике.

В своем Послании президент подвел итоги реализации основных приоритетов Стратегии-2030 и поставил новую задачу – сохраняя все, чего мы достигли за годы суверенитета, продолжить устойчивое развитие в XXI веке.

Послание Президента является гармоничным развитием Стратегии «Казахстан-2030» на новом этапе и включает в себя 7 основополагающих принципов, реализация которых позволит Казахстану к 2050 году войти в число 30-ти самых развитых государств мира.

1. Экономическая политика нового курса - всеобъемлющий экономический прагматизм на принципах прибыльности, возврата от инвестиций и конкурентоспособности.

Суть экономической политики нового курса - всеобъемлющий экономический прагматизм, то есть, во-первых- принятие всех без исключения экономических и управленческих решений с точки зрения экономической целесообразности и долгосрочных интересов. Во- вторых, определение новых рыночных ниш, где Казахстан может участвовать как равноправный бизнес-партнер, создание новых точек экономического роста. В-третьих, создание благоприятного инвестиционного климата с целью наращивания экономического потенциала, а также прибыльность и возврат от инвестиций. Необходимо создание эффективного частного сектора экономики и развитие государственно-частного партнерства.

Ключевое условие успеха новой экономической политики должно быть подкреплено кадрами, это – задача новой кадровой политики.

В сфере бюджетной политики Глава Государства призвал вооружиться принципом – тратить только в пределах своих возможностей.

В Послании народу Президент страны поставил задачу внедрения принципиально новой системы управления природными ресурсами, нацелил все добывающие предприятия на внедрение только экологически безвредных производств.

Нурсултан Абишевич особо отметил необходимость масштабной модернизации сельского хозяйства в условиях растущего спроса на продукты питания.

Президент страны отметил, что мы имеем большой потенциал для создания кормовой базы животноводства и поставил задачу стать глобальным игроком в области экологически чистого производства. Наши национальные бренды - это продукция овцеводства и коневодства, которые развиваются только в отгонных условиях, а наши степи способствуют производству качественной и экологически чистой продукции.

Глава государства назвал ключевой задачей развитие фермерства и малого и среднего бизнеса в сельхозпереработке и указал на необходимость определения видов продукции, на массовое производство которых будет сделана ставка для экспортного производства.

В Послании Президент поднял вопрос о необходимости выработки новой политики в отношении водных ресурсов, так как для сельскохозяйственных нужд нужны колоссальные объемы воды.

2. Всесторонняя поддержка предпринимательства – ведущей силы национальной экономики.

Отечественное предпринимательство является движущей силой нового экономического курса.

Во-первых, должны быть созданы условия, чтобы человек смог попробовать себя в бизнесе, стать полноценным участником проводимых в стране экономических преобразований, а не ждать, что государство решит за него все проблемы. Важно поднять общий уровень деловой культуры и стимулировать предпринимательскую инициативу.

Задача сегодняшнего дня – создание необходимых условий и предпосылок для перехода мелких предприятий и индивидуальных предпринимателей в разряд средних.

Во-вторых, для построения надежного диалога на принципах государственно-частного партнерства необходимо продолжить консолидацию бизнеса, что решает задачу широкого охвата и вовлеченности всех предпринимателей в реализацию этой новой стратегии.

В-третьих, государство должно изменить свою роль. Необходима вторая волна широкомасштабной приватизации. Это непростой шаг будет означать перераспределение ответственности между государством и рынком. Это необходимо для сохранения высоких темпов экономического роста. Частный бизнес всегда и повсюду действует эффективнее государства. Поэтому необходимо передать в частные руки предприятия и услуги нестратегического характера. Это принципиально важный шаг для укрепления отечественного предпринимательства.

3. Новые принципы социальной политики – социальные гарантии и личная ответственность.

Наша главная цель – социальная безопасность и благополучие граждан. Это лучшая гарантия стабильности в обществе.

Государство, особенно в условиях глобального кризиса, должно гарантировать гражданам минимальный социальный стандарт. Главная задача – не допустить роста бедности. Бедность не должна стать социальной перспективой ни для одного казахстанца.

В настоящее время разрабатывается законопроект, предусматривающий для граждан минимальные социальные стандарты, которые будут прямо зависеть от роста экономики и бюджета.

Соблюдение этих стандартов будет определять объемы бюджетного финансирования всей социальной сферы, что повысит прозрачность бюджетных процессов и усилит адресность выделяемых средств.

Государство должно оказывать социальную поддержку только тем группам, которые в этом нуждаются: нести полную ответственность за адресную поддержку социально уязвимых слоев общества – пенсионеров, инвалидов, нетрудоспособных, больных детей и др.; постоянно совершенствовать систему социального и пенсионного обеспечения; всемерно защищать материнство и детство; оказывать социальную поддержку безработным при условии, что человек, попавший в эту категорию, осваивает новую профессию и идет переучиваться.

Президент призвал сосредоточиться на решении проблем социальных дисбалансов в развитии регионов. Поставлена задача – синхронизировать выполнение всех государственных и отраслевых программ с решением приоритетных задач развития регионов.

Важнейшей составной частью социальной политики на новом этапе Президент объявил защиту материнства и детства.

Какой наша страна будет в будущем напрямую зависит от того, что мы сегодня воспитываем в наших детях. Президент подчеркнул, что прежде всего необходимо уделять большое внимание воспитанию дочерей. Именно они – будущие жены, будущие матери, хранительницы домашнего очага.

Казахстан – светское государство. Обеспечивая гражданам свободу совести, государство тем не менее будет очень жестко противостоять самодеятельным попыткам навязывать обществу какие-либо общественные нормы, идущие вразрез с нашими традициями и законодательством.

Дети – наиболее уязвимая и самая незащищенная часть нашего общества, и они не должны быть бесправными. «Любой ребенок, который родился на нашей земле, – казахстанец. И государство должно заботиться о нем. Лозунг «Все лучшее – детям» должен стать принципом для всех родителей» - сказал Президент.

Здоровье нации – это основа нашего успешного будущего.

В рамках долгосрочной модернизации национальной системы здравоохранения на всей территории страны будут внедряться единые стандарты качества медицинских услуг, улучшено материально-техническое оснащение медицинских учреждений, обеспечено предоставление качественных и доступных медицинских услуг, особенно для сельского населения.

Президент поручил проработать вопрос введения новых подходов к обеспечению здоровья детей. Все дети в возрасте до 16 лет должны быть обеспечены всем спектром медицинского обслуживания.

Физическая культура и спорт должны стать особой заботой государства, ежедневной потребностью каждого казахстанца, основой активного досуга.

4. Знания и профессиональные навыки – ключевые ориентиры современной системы образования, подготовки и переподготовки кадров.

Президент подчеркнул, чтобы стать развитым конкурентоспособным государством, мы должны стать высокообразованной нацией.

 Приоритеты в сфере образования: новые методы дошкольного образования, продление программы «Балапан» до 2020 года, развитие системы инженерного образования и современных технических специальностей, максимальное удовлетворение текущих и перспективных потребностей национальной экономики в специалистах.

Лидер нации отметил, что двигателем нового курса должно стать молодое поколение казахстанцев.

 

5. Дальнейшее укрепление государственности и развитие казахстанской демократии.

В своем Послании Глава государства ставит задачу по децентрализации управления. Ее суть заключается в разграничении ответственности и полномочий между центром и регионами, усилении роли местных исполнительных органов.

В ноябре текущего года Президент страны своим Указом утвердил Концепцию развития местного самоуправления, которая позволит повысить качество управления на сельском уровне и расширит участие граждан в вопросах местного значения.

Акимы сельских уровней будут наделены дополнительными полномочиями, что позволит усилить их влияние на ситуацию и даст возможность решать вопросы, касающиеся их региона через сходы и собрания граждан.

Однако вместе с новыми изменениями в полномочиях усиливается и общественный контроль. С этой целью Президент страны принял решение ввести выборность сельских акимов, согласно которому выборы в стране начнутся уже в 2013 году.

Новая кадровая политика.

Глава государства отметил, что предстоит сформировать профессиональный государственный аппарат, для которого служение народу и государству - превыше всего.

Как вам известно, подписан Закон о новой системе государственной службы, обеспечивающий усиление антикоррупционных мер, повышение прозрачности отбора госслужащих, внедрение принципа меритократии, то есть продвижения лучших кадров.

Все направления проводимой административной реформы нацелены на повышение уровня доверия населения к государственной власти.

Как отметил Президент страны, чтобы сформировать новый тип государственного управления, «нам нужно дальнейшее совершенствование Системы государственного планирования и прогнозирования».

Борьба с преступностью и коррупцией

В своем Послании народу Глава государства осветил целый блок вопросов, касающихся борьбы с преступностью и коррупцией.

Сегодня требуется изменение идеологии борьбы с преступностью и коррупцией. Как указал Елбасы, мы не должны мириться даже с самыми малыми правонарушениями, хулиганством, бескультурьем.

Нужно установить жесткий социальный контроль с привлечением всех слоев гражданского общества.

Все общество должно включиться в дело охраны общественного порядка.

7. Новый казахстанский патриотизм – основа успеха нашего многонационального и многоконфессионального общества.

Фундаментом казахстанского патриотизма является равноправие всех граждан и их общая ответственность за честь Родины.

В своем Послании Глава государства называет сохранение и укрепление общественного согласия главным условием нашего существования как государства, как общества, как нации.

В новом Послании подчеркнута важность осуществления гармоничной языковой политики, обеспечивающей полномасштабное функционирование государственного языка как важнейшего фактора укрепления национального единства при сохранении языков всех этносов, живущих в нашей стране.

Одной из важнейших составляющих национального единства Казахстана выступает межконфессиональное согласие.

Сегодня в обществе актуальными становятся вопросы распространения нетрадиционных и псевдорелигиозных течений. Среди молодежи наметилась тенденция к восприятию чуждых для нашего народа религиозных верований и традиций.

Лидером нации поставлена задача выступить всем фронтом против проявлений религиозного экстремизма и терроризма. Нельзя допустить, чтобы искренняя вера подменялась агрессивным и разрушительным фанатизмом. Псевдоидеологи нетрадиционного Ислама, прикрываясь религией, занимаются преступной деятельностью, внося серьезный раскол в обществе.

Необходимо активизировать работу по профилактике религиозного экстремизма, предотвращению распространения нетрадиционного ислама.

Уникальность и масштабность Послания Президента Республики Казахстан народу Казахстана «Стратегия Казахстан - 2050» - налицо. Его историческую роль оценит не одно поколение казахстанцев. И сегодняшнюю задачу мы видим, прежде всего, в разъяснении его основных положений, в том, чтобы каждый понял его сущность и содержание.

Новая стратегия Президента – это четко продуманная стратегия, обеспечивающая не только преемственность ранее поставленных целей и задач, но и преемственность поколений. Нурсултан Назарбаев в связи с этим обратился к старшему поколению, чтобы мудрость аксакалов помогала идти по верному пути, любить Родину. К среднему – чтобы мудро распорядилось опытом, при­обретенным в суровых буднях становления суверенного Казахстана, к молодежи – воплощению всех наших надежд на будущее, чтобы сумела привести страну к новым целям, которые кажутся нам сегодня далекими и недосягаемыми.

По сути, мы живем в переломный период, о чем свидетельствует и само название стратегии, определяющей новый политический курс состоявшегося государства. Как метко определил зарождающийся на наших глазах тренд развития сам Президент – XXI век будет для Казахстана золотым веком мира, стабильности и процветания.

 

6) Молодежная политика

Молодежь – это «вечный двигатель» будущего. Поэтому с уровнем развития, возможностями, ценностными ориентациями, степенью участия в экономической, политической и общественной жизни казахстанской молодежи связан путь Казахстана в будущее. Основы этого будущего закладываются в настоящем.

Поддержка молодежи – это инвестиции в прогресс страны. С первых лет Независимости вопросы образования, здоровья, доступа к новым информационным технологиям, профессиональной и личностной конкурентоспособности, патриотического воспитания, успешной социализации молодого поколения были и остаются в центре внимания Главы государства Н.А. Назарбаева.В целом, на улучшение социально-экономических условий становления и всестороннего развития будущих поколений казахстанцев направлены не только специальные молодежные, но и реализуемые сегодня в стране масштабные государственные программы развития образования, здравоохранения, языков, форсированного индустриально-инновационного развития; отраслевые программы «100 школ, 100 больниц», «Балапан», «Занятость-2020», «Дорожная карта бизнеса – 2020», «Доступное жилье – 2020».      Всё, что делается сегодня в стране для дальнейшего развития и роста конкурентоспособности экономики, повышения благосостояния граждан, развития человеческих ресурсов, формирования общества всеобщего труда, укрепления казахстанских ценностей и морально-нравственных идеалов – это долгосрочные инвестиции в будущее казахстанской молодежи.

Важнейшим условием успешного развития и становления молодого поколения является качественное образование. За годы Независимости в этой сфере достигнуты определенные результаты.

Отправными точками роста в процессе модернизации образовательных процессов стали инициируемые и патронируемые Главой государства образовательные проекты «Болашак», «Назарбаев – Интеллектуальные школы», «Назарбаев-Университет».

Важная роль в реализации молодежной политики принадлежит молодежным организациям. За последнее десятилетие их количество в стране увеличилось более чем в семь раз.

Продолжается процесс консолидации молодежи в таких массовых организациях как Конгресс молодежи Казахстана (2002г.), Молодежное крыло «ЖасОтан» при НДП «НұрОтан» (2008г.). В 2005 году было создано неофициальное объединение студенческой молодежи «Альянс студентов Казахстана», который на сегодня принимает активное участие в решении проблем студенческой молодежи.

С 2005 года действует «Молодежный парламент Казахстана», а в шестнадцати регионах республики – молодежные маслихаты. В 2011 году появились новые организации для детей и юношества - «ЖасКыран» и «Жас Улан», приоритетной задачей которых является патриотическое воспитание. В 2008 году создан Совет по молодежной политике при Президенте Республики Казахстан. По поручению Главы государства в 2012 году создан Комитет по делам молодежи с территориальными подразделениями по всей стране.     В Казахстане реализуется целый ряд молодежных программ и инициатив: «Молодежная практика», «Жасыл ел», «С дипломом в село!», «Молодежный кадровый резерв»,«Школа государственной службы», «Жастар - Отанға!», которые получают широкий позитивный общественный резонанс. Финансирование проектов в сфере молодежной политики за прошедшие семь лет возросло более чем в 10 раз.

Необходимо отметить, что проводимая с первых лет Независимости государственная молодежная политика сыграла стабилизирующую роль в жизни общества, так как позволила смягчить трудности жизненного старта, с которыми неизбежно сталкиваются молодые люди, обеспечила участие молодежи в различных областях жизни общества.

Сегодня социально активная молодежь имеет реальную возможность поступать и продвигаться на государственной службе, открыть и вести свое дело, успешно заниматься самообразованием, наукой, спортом, творчеством и многими другими видами деятельности.

Молодежь независимого Казахстана - это люди новой формации, в полной мере ощутившие незыблемость государственности и независимости своей страны. Это люди, умеющие свободно мыслить и ответственно действовать, быстро и рационально реагировать на меняющиеся социально-экономические условия, люди, стремящиеся к постоянному самосовершенствованию и улучшению стандартов жизни.

Модернизация государственной молодежной политики, проводимая в рамках социальной модернизации страны, предоставит молодым людям более широкие возможности реализации своих талантов и способностей, позволит приблизить жизненный уровень казахстанского молодого поколения к высоким мировым стандартам.

Молодежь – это жизненная сила и концентрированная энергия нации. Как социально-демографическая группа она является главным стратегическим ресурсом страны и занимает особое место в социальной структуре общества. [1]

Молодежь Казахстана в возрасте от 14 до 29 лет – это 27% населения страны, ее численность сегодня составляет 4,5 миллиона человек. Кроме того, 24% населения Казахстана – это дети в возрасте от 1 года до 14 лет. По прогнозам, начавшийся в 2005 году «бум рождаемости» продолжится до 2016 года, и детей станет на 1,2 миллиона больше, чем в предыдущие годы. Последующие демографические тренды будут соответствовать сегодняшней ситуации: казахстанцы в долгосрочной перспективе будут оставаться наиболее динамичной и молодой нацией.[2]

В ХХI веке молодежь – особая социальная группа, которая в условиях трансформации общества всегда оказывается наиболее уязвимой. Процесс глобализации открывают экономические и информационные границы национальных государств, создавая целый комплекс правовых, религиозных, культурных проблем, сопровождающий современное мировое сообщество, ставит вопросы о пересмотре ключевых мировоззренческих позиций. Сегодня во всем мире государства стараются предложить молодому поколению проверенный и убедительный набор ценностей. В условиях быстро меняющегося мира молодежи стало сложнее определиться со своими ценностными ориентациями, что характерно для всех государств:

1. Глобализация и размытость системы ценностей. Глобальные вызовы современности, интеграция и противостояние культур, расслоение и противостояние богатых и бедных стран и граждан внутри государств — комплекс проблем, сопровождающий современное мировое сообщество, ставит вопросы о пересмотре ключевых мировоззренческих позиций.

2. Культ потребления – одно из проявлений мировоззренческого кризиса молодежи. Потребительские практики стали значимой частью повседневности молодежи, приобрели характерные черты и особенности стилей жизни.

3. Недоминантный статус ценностей труда. В молодежной среде в настоящее время усиливается прагматическая ориентация, в ряду жизненных ценностей наиболее значимым становится стремление к материальному достатку. При этом, зачастую жизненный успех, достижение высокого социального статуса не связываются с умением упорно и результативно трудиться, последовательно добиваться поставленных целей.

4. Патерналистские настроения и социальный инфантилизм. Мировая практика показывает, что рост экономики государства повышает рост социальных ожиданий общества, что в свою очередь увеличивает градус патерналистских настроений среди молодежи. Социологические исследования свидетельствуют, что 58% молодежи Казахстана полностью рассчитывает на помощь со стороны государства в решении собственных проблем, 92,5% юношей и девушек ждут прямого содействия в трудоустройстве.К тому же в отличие от старших поколений молодежь ожидает быстрого улучшения своего положения.

5. Недостаток ярких молодежных лидеров (отсутствие желания выделяться из толпы, из общей массы). В молодежной среде недостаточно ярких лидеров, способных увлечь юношей и девушек своими инициативами. Социологические опросы показываю что, более половины юношей и девушек не видит никого из своих сверстников в качестве подлинных лидеров. Это серьезный вызов для многочисленных политических объединений и молодежных неправительственных организаций.

6. Риск радикализации молодежной среды. Не имеющая жизненного опыта и знаний, молодежь может попасть под влияние деструктивных идеологий. Проникновение в молодежную среду экстремистских взглядов и идей приводит к возникновению условий для применения насилия, роста радикального национализма, расовой и национальной нетерпимости. Данная угроза носит глобальный характер.

7. Разобщенность молодежи, обусловленная тенденцией возрастающего плюрализма в культуре, индивидуализацией образа жизни, обособления интересов и социальных ценностей молодых людей, имеющей место во всем мире. Между тем, молодое поколение больше чем кто-либо должно быть заинтересовано в утверждении принципов коллективизма и солидарности.

8.«Трудная» молодежь, «Трудные дети» были во всех обществах на самых разных этапах исторического развития. Работу с ними важно начинать не на этапе социальной реабилитации подростков, а когда личность формируется в определенной микросреде и конкретной ситуации, то есть с воспитательных процессов в семье. [1]

На эти мировоззренческие вызовы времени молодежные организации и молодежные лидеры должны предложить адекватные меры реагирования.Процесс социализации молодежи - это главный механизм включения молодых людей в общественно-полезную жизнь. Объективно, вопрос участия молодых поколений в общественном развитии — это вопрос темпов, характера и качества развития страны.Как и во все времена в любом обществе наиболее актуальными проблемами казахстанской молодежи являются вопросы получения качественного образования, устройства на работу, приобретения собственного жилья, занятия бизнесом.В этой связи большое значение приобретает общественно-государственный характер работы с молодежью.

Полнокровная интеграция молодежи в социально-экономические и политические процессы возможна только на основе широкого взаимодействия государства, молодежных объединений, всех институтов гражданского общества, бизнес-сообщества в решении проблем молодежи. В то же время, государство и общество должны давать молодым людям шанс, всемерно поддерживать их, но воздерживаться от чрезмерной опеки, которая подрывает стимул самостоятельной активности.

 

7) Политика формирования нового исторического сознания и мировоззрения народа Великой степи

1. Формирование нового исторического мировоззрения. Назарбаев Н.А. «В потоке истории»

Одна из актуальных задач воспитания молодого поколения выражена в формировании патриотизма. Этому способствует разработка специальной программы исторических исследований под названием «Народ в потоке истории», и приоритетным направлением этой программы является расширение горизонтов национальной истории, формирование нового исторического мировоззрения нации. Реализация данной программы вносит большой вклад в формирование национального исторического сознания молодежи. В послании Президента Республики Казахстан «Стратегия «Казахстан – 2050»: новый политический курс состоявшегося государства», были сказано, что государство делает все для того, чтобы открыть перед молодежью новые возможности.

Под историческим сознанием в науке понимается система знаний, совокупность представлений, взглядов, традиций, обрядов, обычаев, идей, концепций, посредством которых у индивидов, социальных групп, народов, формируется представление о своем происхождении, важнейших событиях в своей истории, о соотношении своей истории с историей других общностей людей и всего человеческого сообщества. Следова-тельно, историческое сознание - это оценка прошлого во всем его многообразии, характерном как для общества в целом, так и для различных социально-демографических, социально-профессиональных и этносоциальных групп, а также отдельных людей. Молодое поколение, ос-мысливая свое прошлое, может воспроизвести его в пространстве и времени во всех его трех состояниях - прошлом, настоящем и будущем, способствуя тем самым связи времен и поколений, осознанию человеком его принадлежности к определенной общности людей - народу или нации.

Целью программы «Народ в потоке истории» является воссоздание на базе передовой методологии и методики объективной истории казахского этноса и ее исторических предшественников с древности до современности, истории сложения этнической и государственной территории, этапов фомированияполиэтничности населения Казахстана.

Задачи программы:

1. Расширение горизонтов национальной истории путем введения нового корпуса источников, углубленных исследований как тероетико-метологического, так и практического характера;

2. Формирование нового исторического мировоззрения нации путем пропаганды национальной истории, подготовки учебников и учебных пособий нового поколения.

 

8) НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ «МӘҢГІЛІК ЕЛ»

В Послании народу Казахстана от 17 января 2014 года «Казахстанский путь -2050: единая цель, единые интересы, единое будущее» Президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев предложил разработать и принять Патриотический акт «Мәңгілік Ел».

«Мәңгілік Ел» - это национальная идея нашего общеказахстанского дома, мечта наших предков. За 22 года суверенного развития созданы главные ценности, которые объединяют всех казахстанцев и составляют фундамент будущего нашей страны. Они взяты не из заоблачных теорий. Эти ценности - опыт Казахстанского Пути, выдержавший испытание временем».

 Все достижения совершенные за эти годы - заслуга казахстанского мирного народа, который благодаря дальновидной политике нашего ел басы-Нурсултана Абишевича Назарбаева, создал единую страну –миролюбивую, устремленную в светлое будущее. Национальная идея должна объединить наши стремления, мировоззрения, духовные ценности, общегосударственные приоритетные направления экономики..

Все это воплощено в идее «Мәңгілік Ел».

Идея «Мәңгілік Ел» - это национальное единство, мир и согласие в нашем обществе. Во-вторых, это светское общество и высокая духовность. Это экономический рост на основе индустриализации и инноваций. Это Общество Всеобщего Труда., общность истории, культуры и языка, это национальная безопасность и глобальное участие нашей страны в решении общемировых и региональных проблем. Благодаря этим ценностям, мы всегда побеждали, укрепляли нашу страну, множили наши великие успехи. В этих государствообразующих, общенациональных ценностях заключается идейная основа Нового Казахстанского Патриотизма».

Научные, культурные деятели, интеллигенция нашей страны рассматривают и создают различные направления в реализации национальной идеи «Мәңгілік Ел». И основным направлением я считаю- это современное образование.

С 2017 года в стране будет предоставлено гарантированное бесплатное техническое образование для молодых людей, развивается система дуального технического и профессионального образования. Кроме того, подтвержден приоритет трехязычия, то есть изучения казахского, английского и русского языков.

 Как подчеркнул Лидер нации, средние общеобразовательные школы должны подтягиваться по уровню преподавания к Назарбаев Интеллектуальным школам.

Образование современного подрастающего поколения зависит во многом от общественного устройства государства. В нашей стране делается много во благо завтрашнего будущего.

В современной школе стало больше техники - компьютеры, интерактивные доски, интернет, мультимедийные классы, что положительно сказывается на качестве проведении уроков и различных

мероприятий, дает положительные сдвиги в процессе преподавания предмета. Еще одним новшеством в образовании является то, что уделяется внимание малокомплектным школам, создаются ресурсные центры, идет большая работа по предпрофильному и профильному обучению учащихся. В условиях перехода на 12-летнее обучение распространение инновационного педагогического опыта приобрело новое качество и рассматривается как одна из возможных форм обучения педагогов. Идея «Мәңгілік Ел» может прослеживаться в обучении и воспитании подрастающего поколения, начиная с дошкольного образования.

 

В «Плане нации - 100 шагов по реализации пяти институциональных реформ», 85 и 89 шаги посвящены идее Мәңгілік Ел в виде задачи по созданию проекта патриотического акта и задачи внедрения ценностей Мәңгілік Ел в действующие учебные программы школьного образования.

Учителя должны играть важную роль в реализации программы «Мәңгілік ел», озвученной Президентом, а учителя общественно-гуманитарного цикла в первую очередь ответственные за продвижение национальной идеи среди подрастающего поколения. Новый 2016-2017 учебный год во всех организациях среднего образования республики начался со Дня знаний, где проводился урок мира по теме «Ценности Мәңгілік ел»,

Данное мероприятие способствует формированию у учащихся гражданственности и патриотизма, воспитания чувства любви к своей Родине, уважения к ее истории и культуре, бережного отношения к природе родного края, гордости за достижения современного Казахстана.

В современных условиях особую значимость приобретает гражданско-патриотическое воспитание обучающихся, возрастает роль организаций образования в воспитании юных граждан Республики Казахстан. Все мероприятия организованные для реализации программы «Мәңгілік ел» будут направлены на формирование человека образованного, обладающего развитыми лидерскими качествами, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способного к сотрудничеству и межкультурному взаимодействию, обладающего чувством ответственности за судьбу страны, активно участвующего в достижении главной цели Стратегии «Казахстанский путь - 2050: единая цель, единые интересы, единое будущее».

Национальная идея «Мәңгілік ел» - это вектор развития казахстанского общества, которым должен руководствоваться современный учитель..

Педагогические усилия должны быть направлены на то, чтобы вырастить человека творческого и талантливого, любящего родных и близких, свой народ, свою Родину, настоящего гражданина своей страны

 

9) Казахстан в мировом сообществе


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: