М.А. Шолохов «Донские рассказы», «Судьба человека»

6.3.1. Шолоховская концепция мира и человека ХХ века.

6.3.2. «Чудовищная нелепица войны» в «Донских рассказах».

6.3.3. Художественное решение темы судьбы в рассказе «Судьба человека».

6.4. «Тихий Дон» - роман-эпопея о всенародной трагедии.

  6.4.1. Идея дома, святого домашнего очага Пантелея Прокофьевича Мелехова.

6.4.2.Трагическая судьба Григория Мелехова. Женские образы в романе: Наталья и Аксинья.

6.4.3. Художественное своеобразие романа «Тихий Дон».

Основные понятия: новаторство, реализм

6.4.1. Литературный процесс. Термин «социалистический реализм».

6.4.2.Сатира: вид сатиры, средства сатиры.

6.4.3. Разнообразие типов романа в литературе. Христианские мотивы и символы в романе. Роль пейзажа. Языковая стихия.

Неделя

ТЕМА СТАЛИНСКИХ РЕПРЕССИЙ, ГУЛАГа и социальных деформаций.

Произведения Ю.Домбровского. Очерк жизни и творчества.

7.1.1. Дилогия «Хранитель древностей», «Факультет ненужных вещей». Широкие художественные обобщения на основе биографического материала

7.1.2. Типы поведения людей в критических ситуациях 1930-х годов. Нравственно-философские проблемы. Алматинские реалии в произведениях писателя.

7.2.3.Подмена правовых отношений классовыми понятиями. Мотив сумасшествия времени, системы: борьба живого и «нежити». Символика в дилогии. Тема палачей и жертв.

Документально-философская проза В.Т.Шаламова.

7.2.1. Проблематика и поэтика документально-философской прозы «Колымские рассказы».

7.2.2. Композиция, идейное содержание, система образов. Особенности изображения лагерного быта. Типы зеков. Судьба интеллигенции в книге.

7.2.3. Автобиографизм темы репрессий в творчестве В.Т.Шаламова.

Масштаб личности и общественной и литературной деятельности А.И. Солженицына.

7.3.1. Драматизм судьбы. Публикация первого произведения в журнале «Новый мир». Роль А.Т. Твардовского в творческой судьбе А.И. Солженицына. «Архипелаг ГУЛАГ».

7.3.2. Повесть «Один день Ивана Денисовича» (1962) как произведение о сохранении человеческой души в условиях тоталитаризма.

7.3.1. Образ праведницы в рассказе «Матренин двор»

Основные понятия: документальные факты, биографический материал

7.4.1. Социальные деформации общества.

7.4.2. Документально-философская проза.

Неделя

Тема 8 Военная тема в литературе XX века.

Публицистика и поэзия о Великой Отечественной войне.

8.1.1. Особенности развития литературы периода Великой Отечественной войны и послевоенных десятилетий.

8.1.2. Публицистика – один из оперативных жанров военных лет.

8.1.3.Патриотическая тема в поэзии. Песенная лирика.

8.2. Проза и драматургия о Великой Отечественной войне

8.2.1. Человек на войне (Ю.Бондарев «Горячий снег», В. Быков «Обелиск», «Сотников, Б.Васильев «А зори здесь тихие» и др.).

8.2.2. Патриотические мотивы и сила патриотического чувства в драматургии: К. Симонов «Русские люди», А. Корнейчук «Фронт», Л.Леонов «Нашествие» и др.

А.Т. Твардовский. Лирика. Поэмы «Василий Теркин», «По праву памяти».

8.3.1. Личность поэта, анализ его стихотворений о войне.

8.3.2. Поэмы «Василий Теркин», «По праву памяти» Утверждение нравственных ценностей, чувства сопричастности к истории страны.

8.4 Основные понятия:

8.4.1. Публицистика.

8.4.2. Системы стихосложения. Силлабо-тоническое стихосложение.

8.4.3. Патриотические мотивы в произведении.

Неделя

Тема 9.   Литература 50-90-х годов.

Художественные поиски и традиции в современной прозе.

9.1.1.Творчество Ф.Абрамова, В.Астафьева, Ю.Трифонова, В.Шукшина.

9.1.2. Творчество В.Распутина, Ч.Айтматова.

Художественные поиски и традиции в современной поэзии.

9.2.1. Жизнь и творчество Л. Мартынова, Н.Рубцова, И.Бродского.

9.2.2. Творчество А.Вознесенского, Е.Евтушенко.

Социально-психологическая драматургия.

9.3.1. Творчество А.Вампилова. Стечение обстоятельств в пьесе «Старший сын».

9.3.2. Нравственный дискомфорт героя в пьесе «Утиная охота».

9.4. Основные понятия:

9.4.1. Период «оттепели» в литературе 60-х годов.

9.4.2. Лагерная проза. Мифологическая проза.

9.4.3. Социально-психологическая драматургия.

Неделя

Тема 10. Постмодернизм.

Литература русского зарубежья.

10.1.1. Неприятии советской власти и советского государства в произведениях В.Войновича и В.Аксенова.

10.1.2. «Новый автобиографизм» Сергея Довлатова.

Русская поэзия и проза Казахстана.

10.2.1.Тема братства народов. Творчество Д.Снегина, М. Зверева.

10.2.2. Документальные факты истории в творчестве И.Шухова и В.Михайлова.

10.3. Творчество В.Пелевина.

10.3.1. Творческий путь писателя. Основная тематика произведений

10.3.2. Фантомность реальности в повести В.Пелевина «Омон Ра».

10.3.3. Особенности произведений В.Пелевина.

10.4.Основные понятия:

10.4.1 Понятие о постмодернизме.

10.4.2. Эмигрантское творчество.

10.4.3. Жанровые ориентации: анекдот, роман индивидуальной судьбы.

 



Тематический план выполнения и сдачи заданий СРС и СРСП

Тема задания Содержание задания Форма контроля Срок сдачи (неделя) Макс. оцен. балл Рекомендуемая литература

Модуль 1. Русская литература второй половины XIX века.

1 Тема. Поэзия второй половины XIX века. Творчество А.Фета, И.Тютчева. Пьесы А.Н.Островского «Гроза», «Бесприданница». Изучить творчество поэтов «чистого искусства». Подготовить выразительное чтение и анализ стихотворения (по выбору). Чтение пьес А.Н.Островского «Гроза», «Бесприданница». Анализ пьес, характеристика героев, тема, идея пьес. Конспект статьи Добролюбова Н.А. «Луч света в темном царстве», Писарев Д.И.   «Мотивы русской драмы». Григорьев А. «После «Грозы» Островского». Составление глоссария, кроссворда по теме № 1. Проверка на занятии. Письменный анализ стихотворения. Анализ пьес, тестовые задания, Работа по конспектам статей.     Проверка на занятии. 1 4 1. Лукпанова Г.Г., Савельева В.В. и др. Русская классическая литература и современность: учебник – Алматы: Жазушы. – 2006. – 416с. 2. Кулешов В.И. История русской литературы XIX века: Учебное пособие для вузов – 800 с. – М: Академический проект /Трикста, 2004. 3. Скатов Н.Н. История русской литературы XIX века (вторая половина) / Н.Н. Скатов. – М., 1991. 4. Сборники стихов А.Фета, И.Тютчева. 5. Пьесы А.Н.Островского. 6. Критические статьи.
2  Н.А.Некрасов. Лирика. Поэма «Кому на Руси жить хорошо». М.Е. Салтыков-Щедрин. Сказки. Ф.М. Достоевский. «Преступление и наказание» Изучить биографию Некрасова, составить обзор его жизни, используя строки его стихов; сообщения: «Образ русской женщины в поэмах Некрасова», «Тема любви. Панаевский цикл», «Идеал революционера-борца в лирике Некрасова», «Я лиру посвятил народу своему…», «Новаторский характер поэзии Некрасова». Прочитать поэму «Кому на Руси жить хорошо» тема, идея, герои поэмы, нравственный идеал счастья в поэме. Подготовиться к семинарскому занятию. В чем особенности сатиры М.Е.Салтыкова-Щедрина? Прочитать сказки, подготовить одну для анализа. Прочитать роман «Преступление и наказание» - образ Петербурга, теория Раскольникова, сопоставительная характеристика Раскольникова с Лужиным, Свидригайловым, Соней. Автор и герой романа. Подготовить вопросы к семинарск. занятию. Составление глоссария, кроссворда по теме № 2. Проверка чтения и анализа стихов, Индивид. сообщения, анализ поэмы, самост. работа, комментированное чтение поэмы. Семинарск. занятие   Письмен. анализ сказки. Проверка заданий на занятии, тестовые задания, контрольные работы, сочинение. Семинарск. занятие. 2 4 1.Лукпанова Г.Г., Савельева В.В. и др. Русская классическая литература и современность: учебник – Алматы: Жазушы. – 2006. – 416с. 2.Кулешов В.И. История русской литературы XIX века: Учебное пособие для вузов – 800 с. – М: Академический проект /Трикста, 2004. 3.Скатов Н.Н. История русской литературы XIX века (вторая половина) / Н.Н. Скатов. – М., 1991. 4.Сборник произведений Н.А.Некрасова. 5.М.Е.Салтыков-Щедрин. Сказки. 6.Ф.М.Достоевский. Роман «Преступление и наказание»  
3 Л.Н. Толстой «Севастопольские рассказы», «Война и мир». А.П.Чехов. Рассказы. «Вишневый сад». Позиция автора по отношению к военным действиям. Составить литературный монтаж «Севастопольских рассказов». Чтение романа «Война и мир» - нравственный идеал героев и пути их достижения, патриотизм в романе, образы полководцев, мысль народная. Подготовиться к сочинению, семинарскому занятию Чтение рассказов Чехова – образы людей, которые «проглядели жизнь», пьеса «Вишневый сад» - действующие лица и автор, образ сада - образ Родины, характеристика Лопахина, создать коллаж или эскиз афиши к пьесе. Контрольная работа. Тесты. Составление глоссария, кроссворда по теме № 3. Презентация литер. монтажа. Работа по вопросам. Анализ романа, составление схем, сочинение, тесты. Семинарское занятие. Рецензия на рассказ. Анализ пьесы, контрольн.работа, тесты, защита эскизов. 3 4 1.Лукпанова Г.Г., Савельева В.В. и др. Русская классическая литература и современность: учебник – Алматы: Жазушы. – 2006. – 416с. 2.Кулешов В.И. История русской литературы XIX века: Учебное пособие для вузов – 800 с. – М: Академический проект /Трикста, 2004. 3.Скатов Н.Н. История русской литературы XIX века (вторая половина) / Н.Н. Скатов. – М., 1991. 4.Л.Н.Толстой. «Севастопольские рассказы». 5.Л.Н.Толстой. Роман «Война и мир» 6.А.П.Чехов. Рассказы. 7. А.П.Чехов. Пьеса «Вишневый сад».
4  Литературный процесс конца XIX – начала XX вв. Русская литература XX века. Литература послеоктябрьского периода. Серебряный век русской поэзии. А.А Блок. Лирика. Поэма «Двенадцать». В.В. Маяковский. Лирика. «Клоп», «Баня», «Во весь голос». С.Е. Есенин. Лирика. Поэма «Анна Снегина». Творчество М.Цветаевой, А.Ахматовой, Н.Гумилева, О.Мандельштама. А.М.Горький. «Старуха Изергиль», «Макар Чудра», «На дне», «Несвоевременные мысли».   Подготовить сообщения «Историко-культурная ситуация начала XX века», «Русская литература на рубеже веков», «Серебряный век русской поэзии». Подготовить чтение и анализ стихов, анализ поэм. Подготовиться к практикуму и тестированию по творчеству поэтов. Конспект статьи А.Блока «Интеллигенция и революция», статьи М. Горького «Несвоевременные мысли». Чтение и анализ ранних рассказов Горького. Чтение пьесы «На дне» Подготовиться к сочинению, контрольной работе. Составление глоссария, кроссворда по теме № 4. Индивидуальные задания, проверка выразительного чтения и анализа стихов, тестовые задания. Проверка конспектов статей. Анализ рассказов и пьес Горького. Сочинения, контрольная работа. 4 4 1.Бадиков В.В., Сафронова Л.В. и др. Русская литература ХХ века: Писатель и эпоха.: Учебник – Алматы: Жазушы. – 2007. – 416с. 2.Русская литература ХХ века: В 2 томах. Т. 2 (1940–1990-е годы) / Под ред. Л.П. Кременцова. 3.Избранные имена. Русские поэты ХХ века: учебное пособие / под ред. Н.М. Малыгиной. М., 2006. 4. А.Блока «Интеллигенция и революция» 5. М. Горького «Несвоевременные мысли». 6.Произведения поэтов начала 20 века. 7.А.М.Горький. Рассказы. Пьесы.  
5 Литература русского зарубежья первой волны (обзор) И.А.Бунин. Лирика. «Господин из Сан-Франциско». А.И.Куприн. «Гранатовый браслет». В.В.Набоков. «Другие берега», «Машенька», «Дар» (обзор) Изучить жизнь и творчество Бунина, Куприна, Набокова, причина их эмиграции. Чтение произведений, анализ, подготовка к сочинению. Составление глоссария, кроссворда по теме № 5. Индивидуальные задания по творчеству писателей, анализ произведений. Сочинение, тестовые задания. 5 4 1.Бадиков В.В., Сафронова Л.В. и др. Русская литература ХХ века: Писатель и эпоха.: Учебник – Алматы: Жазушы. – 2007. – 416с. 2.Русская литература ХХ века: В 2 томах. Т. 2 (1940–1990-е годы) / Под ред. Л.П. Кременцова. 3.История русской литературы XX века: В 4-х книгах: Учебное пособие под ред. Л.Ф. Алексеевой. М., 2005. 4.И.А.Бунин. Поэзия. Рассказы. 5.А.И.Куприн. Рассказы и повести. 6.В.Набоков. Избранные произведения.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: