Классификация изданий

Для печати в Федеративной Республики характерны следующие структурные признаки:

- частная собственность,

-большое число названий газет,

- локальная привязка многих ежедневных газет,

-сильные позиции региональных газет,

- небольшое число надрегиональных газет,

- богатый выбор журналов,

- слаборазвитая партийная печать,

- зависимость от рекламных объявлений,

- концентрация.

 

Газетные и журнальные издательства в Федеративной Республике - это, как правило, частные предприятия. В бывшей ГДР дело обстояло по- другому. Там все, что было связано с печатью (начиная от печатных станков и кончая названием газет) принадлежало партиям и общественным организациям, прежде всего СЕПГ.

 

В 1990-91 гг. частная печать имеет двоякий характер. Газеты и журналы предлагаются и продаются на двух различных рынках: на читательском рынке как публицистический продукт и на рынке рекламных объявлений в качестве носителей рекламы[10].

 

М. Хермайн выделяет следующие виды изданий:

1.Местные издания. К ним относятся газеты, которые готовят своими силами лишь местный раздел, а все остальные материалы получают от головного издания. Головное и дочернее издание в экономическом и правовом плане находятся в одних руках, а в редакционном плане иногда в разных. Отдельные газетные издательства являются самостоятельными только в экономическом и правовом, но не в редакционом плане: дело в том, что они публикуют собственные материалы и комментарии только по местной тематике, а все общеполитические материалы получают от центральной редакции.

 

К местным газетам относятся:

А)Альтернативные газеты

Появились с середины семидесятых годов. Пытались заполнить информационные бреши, оставленные на местном рынке традиционной прессой. Тиражи этих газет делались, сделанные не профессиональными журналистами, а гражданами с различными профессиями и из различных социальных слоев, колебались от нескольких сотен до нескольких тысяч экземпляров. Эти газеты считали себя форумом для„альтернативной" общественности, освещающим проблемы, от которых традиционные СМИ отделываются несколькими словами, либо вовсе их замалчивают или подают с точки зрения преуспевающих. В основном там писали заинтересованные для заинтересованных, освещались события снизу для «низов».

Б) Городские журналы

Работают на более коммерческой и профессиональной основе. Такие журналы, как „Цитти" и „Тип" (оба издаются в Берлине),"Плеррер" (Нюрнберг), „Шеделыппальтер" (Ганновер), „Журналь Франкфурт", „Принц" (с местными изданиями) и другие, порой богато нашпигованные рекламой и издающиеся на хорошей глянцевой бумаге в цвете, предлагают: широкий обзор программ телевидения, радио и кинотеатров, пеструю смесь информации (в том числе и политической) местного характера, преимущественно из сферы культуры и субкультуры[11].

В)Бесплатные рекламные издания

В1998 г. их насчитывалось около 1.300 общим тиражом 84 млн. экземпляров. Более 70 проц. этих изданий принадлежат издателям ежедневных газет[12]. Финансируются исключительно за счет рекламы. Газеты затрагивают в своей редакционной части: местную тематику, публикуют объявления о мероприятиях, программы радио и телевидения, а также сообщения партий и союзов.

Г)Платные рекламные издания.

Живут за счет продажной цены, помещая рекламные объявления бесплатно.

Д)Приложения.

Издатели ежедневных газет выпускают цветные иллюстрированные приложения к своим газетам, в которых публикуются программы радио и ТВ. Первым таким изданием в 1962 году стало РТФ.

Е)Официальные бюллетени.

В них наряду софициальными объявлениями публикуются сообщения из жизни общины, союзов и церквей. В общем они держат граждан в курсе новостей местной жизни.

 

2.Региональные газеты

Федеративная структура Германии находит отражение и в печати. В землях, в их столицах и крупных городах, издаются около 60 ежедневных газет тиражом более 100.000 экземпляров. Четверть редакционных материалов посвящена, как правило, региональной и местной тематике. Это относится как к „Штутгартер цайтунг", так и к „Хамбургер абендблат", „Оснабрюккер цайтунг", „Вестдойче альгемайне" (Эссен). Благодаря своим тиражам и доходам от рекламы они занимают порой первое место на региональном рынке и принадлежат, как правило, мощным в финансовом отношении

издательствам.

 

Печать СЕПГ

В восточной части Германии на окружном уровне десятилетиями доминировали печатные органы СЕПГ. После 1989 г. именно на эти региональные издательства, которые зачастую издавали более десятка районных газет, и обратили внимание западногерманские издательства[13]. Еще до того, как старые издательства, принадлежавшие СЕПГ, заключили договоры о кооперации с западногерманскими партнерами, многие их газеты сменили название.

Перенятие западной модели не обошлось без некоторого разочарования и раздражения. Восточным немцам был чужд продукт, который должен был финансироваться только за счет сбыта и доходов от рекламы. В свою очередь западным немцам газета на 16 полосах и почти без рекламы казалась неконкурентоспособной на свободном рынке.

 

3. Надрегиональные ежедневные газеты

Сегодня в Федеративной Республике выходит относительно мало надрегиональных газет по сравнению с периодом до первой мировой войны и временами Веймарской республики.

Надрегиональные издания отличают:

-распространенность,

-объем освещаемых событий и

-число иностранных корреспондентов.

 

„Зюддойче цайтунг"

Тираж около 425.000 экземпляров. Издающаяся с 1945 г. в Мюнхене, выделяется большим объемом надрегиональных новостей и комментариев и широким освещением событий за рубежом. Линия газеты закреплена в редакционном уставе: „Она защищает свободные, демократические общественные формы согласно либеральным и социальным принципам и стремится к их укреплению" [14]. Многие хвалят блестящее качество ее материалов (прежде всего, это колонка „Streiflicht" на первой полосе и репортажи), жесткую реакцию на все попытки выхолостить суть правового государства и критический подход к совещению событий.

 

„Франкфуртер альгемайне"

Тираж около 400.000 экземпляров. Издается с 1949 г. во Франкфурте-на-Майне. Ее сильная сторона - мощная корреспондентская сеть во всем мире, что позволяет ей освещать международные события, почти не прибегая к помощи информационных агентств. Кроме того, газета издает специальное подписное приложение„Блик дурх ди виртшафт". Ее читатели - это в основном, по ее же данным, ответственные работники госаппарата и предприятий, а также лица, имеющие собственное дело. В политике она скорее симпатизирует ХДС/ХСС, в экономике отстаивает интересы предпринимателей, а в разделе культурной жизни представляет широкий спектр мнений. Она больше, чем другие газеты уделяет внимание письмам читателей, которые публикуются каждый день.

 

„Вельт"

Тираж около 220.000 экземпляров. Издается с 1946 г. Это - публицистический флагман концерна Шпрингера Главная редакция газеты расположена в Берлине. Ее читатели - в основном ответственные работники госаппарата и предприятий. Согласно редакционным директивам, закрепленным в уставе предприятия, она придерживается скорее консервативных позиций.

 

„Франкфуртер рундшау"

Тираж около 190.000 экземпляров. Издается с 1945 г. „Газета занимает социально-

либеральную (леволиберальную) позицию", - говорится в приложении к трудовому договору, который заключают, прийдя на работу, новые редакторы. Она выступает за права человека, за „постоянный процесс реформ в нашем обществе", за права меньшинств, против насилия, за мир, за контроль властей посредством участия граждан в принятии решений и пытается „побудить людей к формированию собственного мнения". Характерной чертой газеты является наличие большого количества документальных материалов.

 

Помимо вышеперечисленных, выделяют следующие виды газет:

Воскресные газеты

Обе крупнейшие воскресные газеты „Бильд ам зонтаг" (около 2,5 млн. экземпляров) и „Вельт ам зонтаг" (около 380.000 экземпляров) выпускаются издательством „Шпрингер-ферлаг"[15]. По воскресеньям они публикуют оперативную информацию, а своими эксклюзивными интервью с политиками часто вызывают в выходные дни оживленные

дискусии. Уже многие годы они закрывают таким образом брешь, оставленную им ежедневными газетами.

 

Бульварные газеты

 Из примерно 25 млн. экземпляров газет, продаваемых ежедневно в розницу, около 6 млн. приходится на бульварную прессу. Это - те газеты, которые продаются исключительно в розницу. Их нельзя недооценивать, поскольку они затрагивают не только популярные темы, обсуждаемые за кружкой нива, но и формируют политическое мнение о тех или иных политиках. Для этих газет характерно броское оформление: огромные заголовки, крупные фотоснимки, скандальные истории, связанные с сексом, ужасами или известными людьми

 

„Бильд"

Из-за своего необычайно крупного тиража (более 4,5 млн. экземпляров

газета „Бильд" (издательство „Ширингер-ферлаг") занимает особое положение.

Наряду с „Бильд" и другие газеты пытаются привлечь читалей броским оформлением, например, „Экспресс" (издается в Кельне и Дюссельдорфе), „Моргенпост" (Гамбург, Дрезден), „Абендцайтунг"(Мюнхен), „БЦ" (Берлин) и „Берлинер курир". С помощью скандальных историй, связанных с сексом, и сенсаций с „Бильд" пыталась конкурировать газета „Супер-цайтунг", специально приспособленная к потребностям восточногерманского рынка и принадлежавшая западногерманскому журнальному издателю Хуберту Бурде и австрало- американскому магнату Мэрдоку. „Супер-цайтунг" на свой лад раздувала ненависть восточных немцев к западным.

 

Еженедельные газеты и журналы

К ним относятся газеты „Цайт", „Зонтагсблат" и „Рейнишер меркур". В отличие от

ежедневной прессы они предлагают:

-меньше новостей,

-больше аналитических материалов и комментариев, показывая тем

самым актуальные события в более крупных взаимосвязях.

Благодаря более высокому уровню своих материалов и распространению по всей стране еженедельные газеты вносят весомый вклад в обсуждение политических, экономических и культурных проблем в Федеративной Республике[16].

 

„Цайт"

Тираж около 460.000 экземпляров. Приобретена весной 1996 г. издательской группой Георга фон Хольцбринка, считает себя либеральной газетой.

 

„Шпигель"

Информационно-политический журнал „Шпигель" (первый тираж в 1947 г.

- 15.000 экземпляров, в 1998 г. - уже более 1 млн.) не имел аналогов в истории германской печати. „Шпигель", созданный по образцу американского журнала „Тайм", стремится:

 

- перерабатывать новости в аналитические материалы,

-по возможности выдвигать в центр внимания человека.

Партийная печать

По сравнению с Веймарской республикой партийная печать в Федеративной Республике играет весьма незначительную роль. За некоторым исключением, партии в Федеративной Республике ограничиваются изданием пресс-бюллетеней и информационных служб. Партийные ежедневные и еженедельные газеты стали редкостью.

 

Печать для иностранцев

У живущих в Германии иностранцев сформировались свои органы печати. У турков на выбор три германских издания турецких газет на турецком языке, редактируемых во Франкфурте-на-Майне: „Хюрриет", в значительной мере аполитичная газета, „Тюркие" и „Миллиет", либеральная газета, предназначенная для хорошо обеспеченных и образованных слоев. Все три газеты посвящают свои материалы преимущественно германской политике и жизни в Германии. Для итальянцев, в частности, издаются газета

„Коррьере д'Италия" и ежемесячный журнал „Ольтре-конфине". Для греков - „Акрополис" и „Македония".

 

Журналы

Палитра предлагаемых в Германии журналов очень широка. По некоторым оценкам (точная статистика отсутствует), общее число изданий составляет около 20.000. Совокупный тираж превышает 200 млн. экземпляров. На германском журнальном рынке сегодня господствуют (доля – свыше 60 проц.) четыре крупных издательства, а именно „Бауэр", „Шпрингср- ферлаг", „Бурда" и „Грунср унд Яр"[17].

 

К категории популярных журналов относятся, прежде всего:

• иллюстрированные журналы,

• журналы для женщин.

• журналы-программы ТВ,

• бульварная пресса.

 

Женские журналы

Многие предпогагают, что успех этих журналов связан с тем, что они:

- делают упор на женскую точку зрения и женский опыт

- укрепляют в женщине чувство собственного достоинства.

При всех различиях у женских журналов есть одна общая черта. Вызвать у женщины желание что-нибудь купить - эта цель реализуется любыми средствами, в том числе и сомнительными с точки зрения пубицистики.

Журнал «Эмма». Пишут в нем исключительно женщины. Журнал был основан активистской феминистского движения, популярной писательницей Алисой Шварцер, которая считается героиней германского женского движения.

 

Журналы для мужчин

Что касается тиража, то периодические издания, ориентированные на читательские потребности мужчин, никак не могут тягаться с женскими журналами. Наиболее известным журналом для мужчин по-прежнему является „Плейбой" (230.000), умело сочетающий текстуальную и фотоэротику со взыскательными репортажами. На мужчину нового типа ориентируются журналы типа „Фит фор фан" и „Менз хелс".

 

Журналы для хобби

Многие журналы с большим успехом обращаются к мужчинам и женщинам, имеющим особые интересы: ремесленникам, любителям серфинга, горных лыж, парусного спорта, компьютеров и садоводам. Их общая черта - подача материалов в максимально развлекательной форме.

 

Специализированные журналы

Информацию для специалистов поставляют, прежде всего, специализированные журналы ("Публицистик", „Медицинише клиник",„Швайсен унд Шнайден"). Эти журналы, издаваемые преимущественно маленькими издательствами и редакциями, состоящими из трех человек, стали сегодня для почти каждого второго работающего - в условиях общества с очень высокой степенью разделения труда – важным средством для профессиональной подготовки и повышения квалификации.

 

Церковная печать

Миллионные тиражи имеет и церковная печать. Для поддержания

контакта с верующими:

-католическая церковь издает журналы в отдельных епископствах и орденах, воскресные, семейные, миссионерские и прочие журналы, а также информационный журнал „Вельтбильд", бульварную еженедельную газету „Бильдпост" и ежедневную газету „Дойче тагеспост" (Вюрцбург). Евангелическая церковь проявляет заботу о своей пастве, выпуская общинные пресс-бюллетени (тираж - 14 млн. экземпляров) и воскресные газеты.

Выделяют десять крупных издательских концернов[18].                                                    1 .«Аксель Шпрингер ферлаг АГ», Гамбург

2. «ВАЦ»

3. «Штуттгартер цайтунг»

4. «Мюнхенер цайтунгсферлаг»

5. «ДуМонт/Шауберг» 

6. «Фон Хольтцбринк»

7.«ФАЦ» (Франкфуртер альгемайне цайтунг)

8. «Зюддойчер ферлаг»

9 «Мадзак»

10.Гамбургская «ДДФГ»

 

«Аксель Шпрингер ферлаг АГ», Гамбург

Крупнейшее газетное издательство на европейском континенте (доля на рынке ежедневных газет в Германии - 23,7 проц.). Оно издает:

-крупнейшую по тиражу надрегиональную еждневную газету„Бильд",                                                    -вечернюю газету „Хамбургер абендблат",

- воскресные газеты „Бильд ам зонтаг" и „Вельт ам зонтаг",                                                                            -журнал-программу ТВ „Хёрцу".

 

Кроме того, ему принадлежат:

- ежедневные газеты „Вельт", „БЦ", Берлинер моргенпост",„Бергедорфер цайтунг", „Эльмсхорнер нахрихтен",

-журналы „Функ ур", „Бильд дер фрау", „Ауто бильд", „Шпорт бильд", „Бильдвохе", „Журналь фюр ди фрау", „Аллегра" и „Компьютер-бильд",- рекламные издания.

 

 «ВАЦ»

Ей принадлежат:

-„Вестдойче альгемайне",

-„Вестфелише рундшау" (86,9 проц.),

-„Нойе Рур-цайтунг" (89,4 проц.),

-„Вестфаленпост",

-„Изерлонер крайсанцайгер" (24,8 проц.),

-свыше 50 рекламных изданий, специализированных („Фото ревю") и

женских журналов (в частности, „Эхо дер фрау"),

Группа Георга фон Хольцбринка

Крупным концерном является также группа Георга фон Хольцбринка из Штутгарта (оборот в 1997 г. - 3,5 млрд. марок). Ей принадлежат наряду с издательствами „Фишер", „Киндлер" (49 проц.), „Кнаур"(46 проц.), „Ровольт" (67 проц.), „Макмиллан" в Лондоне (70 проц.) ежедневные газеты „Хандельсблат", „Лаузицер рундшау", „Майн-пост",

„Саарбрюккер цайтунг" (52,3 проц.), „Тагесшпигель" (51 проц.), „Зюдкурир" (Констанц), еженедельники „Виртшафтсвохе" и „Цайт", а также доли в различных телекомпаниях, телепродюсерских фирмах и в радиокомпаниях, прежде всего, на востоке Германии[19].

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: