В Федеративной Республике насчитывает около 60.000 профессиональных журналистов. Существует Германский союз журналистов (ГСЖ), насчитывающий свыше 32.000 членов, и профсоюз работников СМИ (свыше 25.000 членов)[35]. В Германии, как и во многих других странах, нет профессии „журналист", характеристика которой была бы закреплена в законе. В Федеративной Республике это обосновывается положениями статьи 5, пункт 1Основного закона, где говорится, что „каждый имеет право свободно выражать и распространять свое мнение устно, письменно и
посредством изображения".
Есть характеристика ГСЖ, которая находит широкое признание. Согласно ей журналистом является тот, кто:
-работает как таковой свое основное время,
-в продуктивном или распределительном плане,
-собирает, оценивает, проверяет информацию, готовит новости в развлекательном, аналитическом или комментирующем планах,
-доводит их до сведения общественности посредством слова, изображения или звука
-или предоставляет их СМИ в этих же целях.
Долгое время в вузах практически не готовили к практической деятельности. С 1998 г. специализироанный вуз в Бремене предлагает„Международный курс обучения в области профессиональной журналистики", по окончании которого выдается диплом. Сегодня каждый желающий стать редактором, как правило, проходит двухгодичную стажировку в редакции (у лиц с высшим образованием она иногда короче)[36]. После долгой борьбы ГСЖ и профсоюз работников СМИ добились от работодателей заключения коллективного договора о профессиональной подготовке, который предусматривает профобучение в нескольких отделах, учебные мероприятия в редакциях и за их пределами, а также наличие редактора-наставника. Учебными заведениями для будущих журналистов являются, в частности, Германская школа журналистики в Мюнхене, Берлинская школа журналистики, Школа им. Генри Наннена в Гамбурге, Школа им. Хольцбринка (для экономических журналистов) в Дюссельдорфе, Школа журналистики концерна „Бурда" в Мюнхене, Евангелическая школа журналистики в Бурлине, Рурская школа журналистики в Эссене, Школа журналистики им. Акселя Шпрингера в Гамбурге/Берлине, Баварская академия телевидения в Мюнхене, Германская академия кино и телевидения в Берлине, Германская академия радио в Дортмунде и Кельнская школа/институт публицистики. Каждый журналист может повысить свою квалификацию, пройдя соответствующие курс.
До мирной революции в ГДР двое из каждых троих журналистов начинали спою профессиональную карьеру с учебы на факультете журналистики (с 1969 г. отделение журналистики) в Лсйпцигском университете им. Карла Маркса. Эта кузница журналистских кадров, которую назыали еще „красным монастырем", принимала на учебу
только тех, кто еще в школе проявил себя как активист-общественник в духе СЕПГ. Знания марксизма-ленинизма ценились в Лейпциге выше, чем профессиональная квалификация. В разные времена и в различных формах здесь пытались также связать учебу с практикой.
Пути в журналистику
Журнал „Заге унд шрайбе" (4/1993) определил, что в журналистику можно попасть в основном четырьмя путями[37].
- Получив аттестат зрелости, поработав внештатным сотрудником, пройдя практику и двухгодичную стажировку в редакции (около 15 проц., тенденция снижается).
-Получив аттестат зрелости, пройдя обучение в школе журналистики или на различных курсах до принятия на работу в редакцию (около 10 проц.),
-«Получив аттестат зрелости и высшее.образование в университете, пройдя зачастую сокращенную стажировку в редакции
- Получив аттестат зрелости и профессиональное журналистское образование (15-20 проц., тенденция неизвестна).
Численность персонала в редакциях германских газет и журналов весьма различна и зависит от тиража и важности того или иного издания. В местных газетах или специализированных изданиях это могут быть всего несколько человек. В крупных органах печати это может быть целая армия журналистов, разбитых на различные отделы.
Список литературы:
1.Майн, Х. Средства Массовой Информации в Германии. –Берлин: Земельный центр политического просвещения, 2000. 2. Вороненкова, Г.Ф. Газетно-журнальные группы Германии: завоевание информационного пространства//Медиаскоп, 2007. №7. – URL: http://www.mediascope.ru/node/79
3.Орлова, М.И. Веймарская республика. – Бийск, 1995. 4.Орехова О.Е. Печатные СМИ Германии в условиях социально расколотого общества. –М.: МГИМО-Университет, 2008. 5. Дедюхина, А.Экономический кризис 2001-2003 гг. в Германии и его влияние на развитие немецких газет//Медиаскоп,2004. №1. – URL: http://www.mediascope.ru/node/138
6.Данилин, П.В. Политическая пропаганда: новые технологии. цикл лекций/ EVARTIST. Москва. – URL: http://evartist.narod.ru/text28/0001.htm 7.Вороненкова,Г.Ф.Специфика развития современной немецкой печати.Путь длиною в пять столетий: от рукописного листа до информационного общества (национальное своеобразие СМИ Германии). – М.: Издательство Московского университета, 2011. 8.Назайкин А.Н. Таблоиды наступают. И не выигрывают?//Медиаскоп, 2007.№1. URL:http://www.mediascope.ru/node/193
[1] Орлова, М.И. Веймарская республика. – Бийск, 1995.
[2] Там же.
[3] Данилин, П.В. Политическая пропаганда: новые технологии. Цикл лекций/EVARTIST. Москва. – URL: http://evartist.narod.ru/text28/0001.htm
[4] Орехова О.Е. Печатные СМИ Германии в условиях социально расколотого общества –М.: МГИМО-Университет, 2008.
[5] Майн, Х. Средства Массовой Информации в Германии. –Берлин: Земельный центр политического просвещения, 2000.
[6] Майн, Х. Средства Массовой Информации в Германии. –Берлин: Земельный центр политического просвещения, 2000.
[7] Там же.
[8] Там же.
[9] Там же.
[10] Майн, Х. Средства Массовой Информации в Германии. –Берлин: Земельный центр политического просвещения, 2000.
[11] Майн, Х. Средства Массовой Информации в Германии. –Берлин: Земельный центр политического просвещения, 2000.
[12] Там же.
[13] Майн, Х. Средства Массовой Информации в Германии. –Берлин: Земельный центр политического просвещения, 2000.
[14] Там же.
[15] Майн, Х. Средства Массовой Информации в Германии. –Берлин: Земельный центр политического просвещения, 2000.
[16] Майн, Х. Средства Массовой Информации в Германии. –Берлин: Земельный центр политического просвещения, 2000.
[17] Там же.
[18] Орехова, О.Е. Печатные СМИ Германии в условиях социально расколотого общества. –М.: МГИМО-Университет, 2008.
[19] Майн, Х. Средства Массовой Информации в Германии. –Берлин: Земельный центр политического просвещения, 2000.
[20] Орехова О.Е. Печатные СМИ Германии в условиях социально расколотого общества.–М.: МГИМО-Университет, 2008.
[21] Орехова, О.Е. Печатные СМИ Германии в условиях социально расколотого общества. –М.: МГИМО-Университет, 2008.
[22] Дедюхина, А.Экономический кризис 2001-2003 гг. в Германии и его влияние на развитие немецких газет// Медиаскоп,2004. №1. - URL: http://www.mediascope.ru/node/138
[23] Там же.
[24] Там же.
[25] Дедюхина, А.Экономический кризис 2001-2003 гг. в Германии и его влияние на развитие немецких газет// Медиаскоп,2004. №1. - URL: http://www.mediascope.ru/node/138
[26] Вороненкова, Г.Ф. СМИ Германии//Медиаскоп, 2005.№5. -URL: http://www.mediascope.ru/node/140
[27] Вороненкова, Г.Ф. Газетно-журнальные группы Германии: завоевание информационного пространства//Медиаскоп,2007. №7. - URL: http://www.mediascope.ru/node/79
[28] Там же.
[29] Там же.
[30] Вороненкова, Г.Ф. Газетно-журнальные группы Германии: завоевание информационного пространства//Медиаскоп, 2007.№7. - URL: http://www.mediascope.ru/node/79
[31] Вороненкова, Г.Ф. СМИ Германии//Медиаскоп, 2005.№5. -URL: http://www.mediascope.ru/node/140
[32] Назайкин А.Н. Таблоиды наступают. И не выигрывают?//Медиаскоп, 2007.№1. –URL: http://www.mediascope.ru/node/193
[33] Вороненкова, Г.Ф. Газетно-журнальные группы Германии: завоевание информационного пространства//Медиаскоп, 2007.№7. - URL: http://www.mediascope.ru/node/79
[34] Майн, Х. Средства Массовой Информации в Германии. –Берлин: Земельный центр политического просвещения, 2000.
[35] Там же.
[36] Там же.
[37] Майн, Х. Средства Массовой Информации в Германии. –Берлин: Земельный центр политического просвещения, 2000.