А5. Синтаксические нормы (нормы согласования, управления, построение предложений с однородными членами, построение сложноподчиненных предложений)

Справочник для самоподготовки к  ЕГЭ

 

А1. Орфоэпические нормы. См.: Приложение 2 «Орфоэпический минимум»

А2. Лексические нормы (употребление слова в соответствии с точным лексическим значением и требованием лексической сочетаемости, паронимы).

Объяснить лексическое значение паронимов. Заменить один пароним другим и выбрать вариант с правильным словосочетанием.

А3. Морфологические нормы (образование форм слова).

Знать типы ошибок:

· Ошибки при образовании степеней сравнения:

более (менее) светл ЕЕ (норма: более (менее) светлый), наиболее светл ЕЕ (норма: наиболее светлый), самый светл ЕЙШ ий (норма: самый светлый);

· Ошибки в склонении числительных:

нет шестьсот рублей (норма: шестисот. Сотни склоняем по типу словосочетания «пять нот»); тремя тысячами пяти стами восьми десятью семью (норма: тремя тысячами пятьюстами восемьюдесятью семью. В сложных числительных, обозначающих десятки, оба корня должны заканчиваться одинаково); полторами стаканами, полутораста м друзьям (норма: полутора стаканами, полутораста друзьям. Числительные «полтора, полтораста» имеют две формы: И,В падежи – полтора, полтораста; Р,Д,Т,П падежи – полутора, полутораста;);   девяностам тетрадям; о сороках событиях; к стам книгам (норма: девяноста тетрадям, о сорока событиях, к ста книгам. Числительные «сорок, девяносто, сто» имеют две формы: И,В падежи – сорок, девяносто, сто; Р,Д,Т,П падежи – сорока, девяноста, ста); двое девчонок; семеро женщин, трое кошек ( норма: двух девчонок, семи женщин, трех кошек. Собирательные числительные «двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро, восьмеро, девятеро, десятеро» нельзя сочетать с существительными, обозначающими лицо женского пола,  а также с названиями взрослых особей животных); к обоим старушкам, у обеих мальчиков (норма: к обеим старушкам, у обоих мальчиков).

· Неправильное образование глагольных форм:

поклади в сумку (норма: положи, положите, клади, кладите. Нельзя: ложи, ложите!); ехай быстрее (норма: поезжай, поезжайте), пробежи сто метров (норма: пробеги), жгёт костер (норма: разжигает), давай попробоваем (норма: попробуем), оденьтеся теплее (норма: оденьтесь), прочитая рассказ (норма: прочитав), пиша рассказ (данная деепричастная форма в литературном языке отсутствует), я победю его (норма: одержу победу, смогу победить).

· Неправильное образование местоименных форм:

посреди его ( норма: посреди него), вокруг их ( норма: вокруг них), ближе её ( норма: ближе неё), ихняя судьба (норма: их судьба).

· Нарушения в употреблении форм существительных:

двое сапог ов ( норма: двое сапог), несколько румын ов ( норма: несколько румын), взвод солдат ов  (норма: взвод солдат), пять ампер ов ( норма: пять ампер), красивых полотенцев ( норма: красивых полотенец), молодые инженерА ( норма: молодые инженеры), кусок сырА ( норма: кусок сыру), пять апельсин, помидор, мандарин, баклажан, килограмм, грамм ( норма: пять апельсинов, помидоров, мандаринов, баклажанов, килограммов, граммов), в кусных яблоков ( норма: вкусных яблок), вкусные торта (норма: торты), пирожки с повидлой (норма: с повидлом), новый туфель (норма: туфля), у новых туфлей (норма: у новых туфель), в аэропорте (норма: в аэропорту).

А4. Синтаксические нормы (построение  предложения с деепричастием).

Деепричастие  преобразовать в глагол-сказуемое, поставить между ним и глаголом-сказуемым из варианта предложения союз И, подумать над смыслом получившегося предложения. Выбрать вариант с подлежащим, которое может выполнять оба действия: глагола-сказуемого и деепричастия.

Помни:

 деепричастный оборот не может быть употреблен

1) в безличном предложении (кроме тех, что начинаются словами  «можно, невозможно, нельзя, необходимо, нужно» + инфинитив);

2) в предложении,  выраженном   конструкцией со страдательным причастием.

А5. Синтаксические нормы (нормы согласования, управления, построение предложений с однородными членами, построение сложноподчиненных предложений).

Знать типы ошибок:

• Во время войны народ надеялся и верил в победу. (Если однородные сказуемые имеют одно и то же зависимое слово, следует проверить, могут ли они управлять им. Норма: Во время войны народ надеялся (на кого? на что?) на победу и верил (в кого? во что?) в неё).

• На земле, воде и воздухе – всюду мы защищены! (Перед словом «воздухе» необходимо добавить предлог «в», так как это слово в данном предложении не употребляется с предлогом «на». Норма: На земле, воде и в воздухе – всюду мы защищены!)

• В лодке лежали караси, сазаны, лещи, рыба. («Караси, сазаны, лещи» – это вид рыбы, поэтому не могут стоять с этим словом в одном ряду однородных членов. Норма: В лодке лежала рыба: караси, лещи, сазаны).

• На собрание пришли жильцы дома, бабушки и дети. (Бабушки и дети – тоже жильцы дома. Норма: На собрание пришли жильцы дома).

• Иван Петрович пришел с женой и плохим настроением. (Здесь логически несовместимые понятия. Норма: Иван Петрович, когда пришел с женой, был в плохом настроении).

• Мы любим футбол и стрелять. (Не могут быть однородными существительное и инфинитив. Норма: Мы любим футбол и стрельбу).

• Посетители музея любовались картинами великих художников: Суриков, Репин, Айвазовский. (Все однородные члены должны стоять в том же падеже, в котором стоит обобщающее слово. Норма: Посетители музея любовались картинами великих художников: Сурикова, Репина, Айвазовского).

• Хорошо отвечали на экзаменах как одиннадцатиклассники, а также учащиеся девятых классов. (Нельзя нарушать парность двойных союзов: части двойного союза как…, так и являются постоянными, поэтому союзы а также в данном предложении употреблены неправильно. Норма: Хорошо отвечали на экзаменах как одиннадцатиклассники, так и учащиеся девятых классов).

• Книга не только имеет познавательную ценность, но и большое воспитательное значение. (При двойных союзах один из однородных членов предложения ставится при первой части союза, а другой – при второй. Норма: Книга имеет не только познавательную ценность, но и большое воспитательное значение).

• Много критических замечаний и ценных предложений было внесено в ходе обсуждения вопроса. (Нельзя «внести замечание». Норма: Много ценных предложений было внесено в ходе обсуждения вопроса, много было высказано критических замечаний).

• Приготовленные оладьи мамой были необыкновенно вкусны. (Определяемое слово не должно разрывать причастный оборот, оно может стоять только перед ним или после. Норма: Оладьи, приготовленные мамой, были необыкновенно вкусны. Приготовленные мамой оладьи были необыкновенно вкусны).

• Задание, выполняющееся нами, не вызывает особых затруднений. (Действительные причастия

на – ся следует заменять на страдательные. Норма: Задание, выполняемое нами, не вызывает особых затруднений).

• Дождь, ливший с утра и который напоил землю, очень выручил хлеборобов. Не могут быть однородными причастный оборот и придаточная часть сложноподчиненного предложения. Норма: Дождь, ливший с утра и напоивший землю, очень выручил хлеборобов).

• Лошади казаков, которые были покрыты пеной, с трудом взбирались по горной тропе.

(Неправильный порядок слов. Норма: Казачьи лошади, которые были покрыты пеной, с трудом взбирались по горной тропе).

• Те, кто бывали в Геленджике, не могли не любоваться красотой набережной. (Союзное слово «кто» употребляется с глаголами только в форме ед.ч. Норма: Те, кто бывал в Геленджике, не могли не любоваться красотой набережной).

• Выступавшие заметили о том, что Сочи готов принять Олимпиаду в 2014 году. (Нарушена норма управления: заметить можно что? Норма: Выступавшие заметили, что Сочи готов принять Олимпиаду в 2014 году).

• Студент грустно сказал, что я ещё пока не готов отвечать. (Нельзя использовать в придаточной части косвенной речи местоимений 1 и 2 лица. Норма: Студент грустно сказал, что он еще не готов отвечать).

• Благодаря доктора, больной поправился. Поезд прибыл согласно расписания. Вопреки прогноза погода была прекрасной. (Существительные после предлогов «благодаря, согласно, вопреки» всегда стоят в Д.п. Норма: Благодаря доктору больной поправился. Поезд прибыл согласно расписанию. Вопреки прогнозу погода была прекрасной).

• По завершениЮ учебного года мы поедем в Крым. По приезду в санаторий нужно проконсультироваться у врача. (Если предлог «по» имеет значение «после чего-либо», слово необходимо поставить в П.п. Норма: По завершениИ учебного года мы поедем в Крым. По приездЕ в санаторий нужно проконсультироваться у врача).

• В кинофильме «ВойнЕ и мирЕ» С.Бондарчук прекрасно сыграл Пьера Безухова. (Названия, заключенные в кавычки, не изменяются, если возле них стоит нарицательное существительное – жанровое обозначение. В остальных случаях изменяется имя собственное. Норма: В кинофильме «Война и мир» С.Бондарчук прекрасно сыграл Пьера Безухова. В «Войне и мире» С.Бондарчук прекрасно сыграл Пьера Безухова).

• Ученый оперировал С точными фактами. (Ученый оперировал не с чем?, а чем? Норма: Ученый оперировал точными фактами).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: