Реформы в области образования. Итоги преобразовательной деятельности Петра I

Преобразования, охватившие хозяйственную жизнь страны и социальные отношения в ней, а также государственное устройство, не могли быть проведены без подъема общего культурного уровня населения. Бюрократический аппарат требовал грамотных чиновников; армии и флоту необходимы были офицеры, усвоившие военное и морское дело; на строительстве крепостей, каналов и мануфактур нужны были люди с техническими знаниями. Все это вызвало расширение сети учебных заведений и реорганизацию системы обучения.

В первый период преобразований был открыт ряд учебных заведений узкоспециализированного профиля (Навигацкая, Артиллерийская, Инженерная школы.Медицинское училище). На втором этапе в действие были введены так называемые «цифирные школы» для подготовки местных чиновников и гарнизонные школы для обучения солдатских детей. «Обмирщение» школы, преобладание среди преподаваемых дисциплин точных наук является характерной чертой образования в петровское время.

Одновременно с реформой образования бурное развитие получило издательское дело. Был введен новый гражданский шрифт, стала выходить первая русская газета, появились учебники.

Пропаганду научных знаний осуществляла открытая в 1719 г. для всеобщего обозрения Кунсткамера – первый в России естественно-исторический музей.

В отличие от литературы XVII в., проникнутой сильным влиянием церковной идеологии, литература петровского времени освобождалась от оков религиозного сознания. Чисто светский сюжет, близкий к запросам современности, пронизывает литературные произведения той эпохи.

Подводя итоги преобразовательной деятельности Петра I, следует подчеркнуть, что в это время фактически происходит революция сверху, которая определила ход русской истории примерно на полтора века вперед. Петровская эпоха – это время достижений в политической и экономической сферах, воинских побед, усиления национального самосознания, победы светского начала в культуре, время включения России в общеевропейскую семью народов. С другой стороны, петровские реформы – это развитие тоталитарного государства, время роста бюрократической системы всеобщего контроля.

Отметим, что ядро российской жизни, внутренняя суть российского общества осталась прежней – феодальной. Петр I брал у Запада и безжалостно внедрял в России лишь внешние проявления европейской цивилизации. Именно здесь заключается главный парадокс российского реформаторства. Стараясь одной рукой «подтянуть» Россию до западноевропейского уровня, он другой рукой закладывал основы еще большего отставания страны от Запада в будущем. Петр I ставил и решал задачи большого политического и общенационального характера, но на крепостнической основе и крепостническими методами. Оформление абсолютизма завершилось появлением нового титула у русского монарха: с 1721 г. он стал именоваться императором, а Россия превратилась в империю.

 

ПОНЯТИЕ ЭПОХИ ДВОРЦОВЫХ ПЕРЕВОРОТОВ. ПРАВЛЕНИЕ ЕКАТЕРИНЫ I И ПЕТРА II

Петр I скончался 28 января 1725 г. после продолжительной болезни, не успев назначить наследника. Спор о преемнике решили гвардейские полки. Дворянские по своему составу, они с этого времени превратились в основное орудие борьбы за власть между соперничавшими группировками. Военная сила гвардии, ее корпоративный дух часто использовались политическими авантюристами для захвата власти, в результате чего XVIII в. стал «веком дворцовых переворотов». Для послепетровского периода была характерна ожесточенная борьба придворных аристократических группировок за власть и право доступа к казне.

В рассматриваемое время российское государство в целом продолжало идти по пути, проложенному Петром I. Вплоть до эпохи Екатерины II все императоры и императрицы: Екатерина I (1725–1727) Петр II (1727–1730), Анна Иоанновна (1730–1740), Иван VI вместе с регентшей Анной Леопольдовной (1740–1741), Елизавета I (1741–1761), Петр III (1761–1762) – мало занимались государственными делами. Поэтому в период этих царствований для управления государством существовал особый властный орган. В него входили ближайшие советники монарха, в руках которых сходились реальные нити управления страной. Названия этих органов менялись: Верховный тайный совет (при Екатерине I), Кабинет министров (при Анне Иоанновне), Конференция при Высочайшем дворе (во времена Елизаветы), но суть оставалась той же: фактически это были правительства России, которым подчинялись все созданные в первой половине XVIII в. институты власти.

Выдвинувшиеся при Петре I представители новой знати, заручившись поддержкой гвардейских полков, возвели на престол его супругу Екатерину I. Практически власть оказалась в руках князя А.Д. Меншикова. В 1726 г. был создан Верховный тайный совет– новый высший орган власти, который оттеснил на вторые позиции Сенат. После смерти Екатерины I в 1727 г. императором согласно ее завещанию был провозглашен внук Петра IПетр II а к Верховному тайному совету (фактически к Меншикову) перешли функции регента. Борьба за власть вокруг трона закончилась падением бывшего фаворита Петра I – в сентябре 1727 г. Меншиков был арестован, сослан в город Березов, где вскоре и умер.

Добившись преобладающего влияния в Верховном тайном совете, аристократическая группировка во главе с князем Долгоруковым попыталась закрепить свое влияние на молодого императора брачным союзом. Однако незадолго до свадьбы с княжной Екатериной Долгоруковой в январе 1730 г. Петр II простудился во время охоты и скоропостижно скончался.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: