Индивидуальный подход к собаке при дрессировке

Для успешной дрессировки очень важно знать и учитывать индивидуальность каждой собаки в отдельности. Она обусловливается наследственностью, индивидуально приобретенным опытом в определенных условиях жизни и воспитанием. Индивидуальность проявляется в чертах темперамента, прежде всего, в энергетическом уровне поведения - интенсивности, скорости, темпе, а также эмоциональных особенностях. Холерикам свойственна высокая активность, энергетичность, яркая эмоциональность (преимущественно агрессивность, злоба); меланхоликам - низкая активность, высокая эмоциональная реактивность с преобладанием пассивности, страха; сангвиникам - высокая эмоциональная (положительная) активность, подвижность, а флегматикам - медлительность, низкая активность и эмоциональность. В соответствии с этим следует умело подбирать методические приемы для выработки тех или иных навыков у собаки. Необходимо также учитывать возраст животного, наличие приобретенных навыков (положительных и отрицательных), преобладающую реакцию поведения, пол животного, естественные повадки и т.п. Разные потребности порождают у животного разные эмоции, но проявится в каждом конкретном случае та потребность, которая вызовет более сильную (доминирующую) эмоцию. Характер проявления эмоций собаки обусловливается как нервно-гормональными изменениями, так и условиями воспитания, которые иногда оказываются даже наиболее значимыми в становлении типов эмоционального реагирования. Эмоции также подвержены тренировке и изменениям. Примером тому является злобность бит-булей и их трусость при “оранжерейном” воспитании щенков.

Внешнее проявление эмоций у собаки выражается в форме повышенного тонуса мимической и скелетной мускулатуры, сопровождающегося изменениями движений и поз, определенной мимикой морды, оскалом зубов, постановкой ушей, хвоста и шерсти на загривке, звуковыми сигналами (лай, рычание, визг и т.п.). Например, внешний вид собаки различен, когда она проявляет злобу к врагу, ласку к хозяину, пассивность и страх.

Учет индивидуальности поведения собаки практически необходим при дрессировке и ее применении в работе.

 

Правила дрессировки

 

Дрессировщик должен строго придерживаться следующих правил:

1) начиная дрессировку, нужно внимательно изучить особенности поведения собаки (тип высшей нервной деятельности, преобладающую реакцию), приучить животное к себе и лишь после этого приступать к работе;

2) на каждом занятии необходимо ставить определенную задачу и добиваться ее выполнения;

3) строго соблюдать основное правило выработки условного рефлекса: условный раздражитель (команду, жест) применять несколько раньше безусловного, в крайнем случае - одновременно;

4) команды не изменять, но использовать соответствующую интонацию и внимательно следить за правильностью и четкостью подачи команд и жестов;

5) не нервничать, не допускать грубости и излишней ласки, быть требовательным и настойчивым, не забывать поощрять каждое правильное действие собаки;

6) дрессировку следует проводить по принципу: от простого к сложному;

7) не утомлять собаку однообразием упражнений, разнообразить занятия, стремясь сохранить заинтересованность собаки в выполнении различных действий;

8) внимательно следить за физическим состоянием животного.

 

 5.6. Приучение собак к различным действиям и состояниям

 

Контакт с дрессировщиком отрабатывается путем частых личных общений человека с собакой (участие в содержании, кормлении и т.д.).

Приучение к кличке. Называют кличку при даче пищи, лакомства и подзыве собаки.

Приучение к снаряжению. Одевают собаке снаряжение при каждом выгуливании. Так формируется навык доброжелательного, спокойного отношения к наморднику, ошейнику, шлейке, поводку, бахилам и т.д.

Хождение рядом с дрессировщиком (команда «Рядом!»). Отрабатывают движение собаки на поводке, длина которого исключает его воздействие на тело животного. Можно использовать рывки поводка назад, в сторону, вперед, либо привлекать собаку лакомством, игрушкой и т.д.

Замедление темпа движения. Этот навык позволяет управлять движением собаки с поводком или без него во время преодоления сложных препятствий. Условным раздражителем является команда «Тише!», безусловным – натягивание или рывок поводка.

Собаку берут на короткий поводок, подают команду «Рядом!» и начинают двигаться в быстром темпе. Затем темп изменяют, то замедляя, то ускоряя. Когда темп движения замедляется, подают команду «Тише!» и делают рывок поводком назад. В начале отработки навыка не рекомендуется делать слишком сильные рывки. Когда собака по команде замедляет темп движения, ее поощряют.

Упражнение постепенно усложняют, чаще изменяя темп движения, используя удлиненный поводок и отказавшись от поводка. Навык совершенствуется при замедленном темпе движения во время преодоления бума, лестницы.

Навык считается выработанным, если собака на поводке или без него по первой команде четко и безотказно замедляет темп движения.

Подход собаки к дрессировщику (команда «Ко мне!»). Используется многократный подзыв собаки с дачей лакомства при подходе, можно использовать апортировочный предмет и также отдавать его при подходе.

Отработка команд («Сидеть!», «Лежать!», «Стоять!»). Многократное повторение перевода собаки из одного положения в другое, применяя механическое воздействие и дачу лакомства после выполнения приема. После усвоения команд проводится отработка их выполнения вблизи дрессировщика, без механического воздействия, а в последующем и на расстоянии. Рекомендуется расстояние увеличивать постепенно.

Отработка укладки (команда «Место!»). Работа с собакой с помощью апортировочного предмета, подстилки для собаки, лакомства, которые остаются на обозначенном месте. Можно применять механическое воздействие.

Подача голоса. Лай собаки можно вызвать демонстрацией лакомства или привлекательного для нее предмета вне пределов досягаемости, а после подачи голоса отдать ей этот предмет. Следует использовать подражательный метод, т.е. отработку подачи голоса данной собакой вести одновременно с другими умеющими лаять собаками. Отработке данного навыка необходимо уделять особое внимание.

Отработка приема «прекращение нежелательных действий» (команда «Фу!»). Отрабатывается путем механического воздействия на собаку.

Собаку приучают также к преодолению различных сложных препятствий, плаванию путем механического воздействия на собаку, использования подражательного метода, воздействия апортировки или с помощью лакомства (перечень снарядов учебной площадки приведен в Приложении 4).

Приучение к выстрелам. Для приучения собаки безбоязненно относиться к сильным и необычным раздражителям (выстрелам) используют стартовый пистолет.

Вначале выстрел производят на расстоянии 40-50 м от собаки, в то время когда собака увлечена игрой с хозяином, апортом или игрушкой. Если она проявляет трусость, ее успокаивают, отвлекают игрой, лакомством и прогулкой. По мере привыкания выстрелы производят все ближе.

Когда собака привыкнет к звуку стартового пистолета, ее приучают к выстрелам из ружья холостыми патронами. Первые выстрелы производят на расстоянии 200-250 м и по мере привыкания к ним постепенно приближаются к месту занятия с собакой.

Навык можно считать выработанным, если собака спокойно и безбоязненно относится к выстрелам, не отвлекаясь от выполнения работы. Она должна спокойно относиться к выстрелам стартового пистолета на расстоянии 15 м.

Приучение к плаванию. Этот навык необходим для использования собак в различных ситуациях. Он способствует ее физическому развитию и укреплению здоровья. Условными раздражителями являются команда «Вперед!» и жест (быстро поднимают правую руку ладонью вниз в направлении воды и опускают к бедру с небольшим наклоном корпуса вперед), безусловными – лакомство и поглаживание.

Навык плавания отрабатывают после выработки навыка преодоления препятствий. Собаку приучают к воде в летнее время. Для этого выбирают мелкий водоем с отлогими берегами, где нет сильного течения. Собаку берут на короткий поводок и пробегают с ней 10-15 шагов вдоль берега. Затем забегают в воду и игрой увлекают за собой. Когда собака пройдет по воде 1-2 м, ее поощряют лакомством и идут дальше.

Если собака отказывается идти в воду, ее подзывают командой «Ко мне!» и поощряют. Если это не помогает, собаку берут на руки и ставят в воду около берега на глубину 10-15 см (в зависимости от ее размеров), успокаивая и поощряя, чтобы она постепенно привыкала к воде.

Собаку подзывают, заходя в воду все глубже, пока она не будет вынуждена плыть. Если собака, оказавшись в глубоком месте, начала беспорядочно бить по воде передними лапами, ей помогают, слегка поддерживая под живот. Движения собаки должны быть бесшумными и плавными. Расстояние, которое должна проплыть собака, постепенно увеличивают.

Нельзя применять метод принуждения или бросать собаку в воду. После занятий ей нужно дать возможность высохнуть.

Навык считается выработанным, если собака смело входит в воду, продолжительное время находится там, хорошо плавает с дрессировщиком и без него на расстояния до 50 м.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: