Принципы отбора содержания и организации учебного материала

Содержание программного материала обусловлено его целью и включает рассмотрение основных задач безопасности жизнедеятельности в условиях рекреационного туризма.

Исходя из цели и дидактических единиц стандарта образования, построение программы осуществлялось на принципах:

· целостности процесса обучения, предполагающего интеграцию основного и дополнительного образования;

· непрерывности процесса обучения, который обеспечивается механизмами преемственности между технологиями обучения физической культуре в системе образования;

· адекватности содержания требованиям стандарта, учета региональных особенностей;

· преемственности обучения, реализуемого посредством взаимосвязи с другими предметами блока дисциплин, посвященных вопросам туристической деятельности.

Содержание дисциплины распределяется между лекционными и практическими занятиями и самостоятельной работой студентов. Лекционный курс охватывает теоретические вопросы организации туристических походов, их нормативно-правовое обеспечение, а также вопросы организации туристических походов в общеобразовательных учреждениях. На практических занятиях приобретаются умения и навыки студентов в организации туристических походов, организации безопасности участников походов, оказания первой доврачебной помощи при травмировании участников походов. Самостоятельная работа предусматривает закрепление ранее приобретенных знаний, умений и навыков, а также овладение новыми, без непосредственного участия преподавателя. Это работа с методическими пособиями, конспектирование прочитанного материала, изучение дополнительной литературы и периодических изданий.

 

 

Учебно-тематический план

Дневное отделение

Срок изучения - 2 семестр

Трудоемкость - 5 з.е. – 180 часов

Число часов в неделю (23 недели) – 2,5 часа

Аудиторные занятия - 56 час.

Лекции- 22 час.

Практические занятия - 34 час.

Самостоятельная работа - 124 час.

Форма отчетности – дифференцированный зачет (9 часов или 0,25 зачетной единицы).

 

 

Наименование раздела, темы

Распределение часов

Трудо-емкость

Аудит. занят.

 

Виды занятий

 
Лекции Сем. и/ или практ. Лабора - торн. Самостоят. работа
1 2 3 4 5 6 7 8

1 курс, 2 семестр

1 Туризм в системе общественного воспитания. Виды туризма. 16 4 2 2   12
2 Подготовка туристического похода 20 8 4 4   12
3 Элементы топографии и ориентирования 18 6 2 4   12
4 Обеспечение безопасности в походе. Первая доврачебная помощь 30 10 4 6   20
5 Проведение туристического похода 44 12 4 8   32
6 Организация соревнований по туризму 22 10 4 6   12
7 Туристские возможности края 21 6 2 4   15
8 Зачет 9/ 5 з.е.         9
  Всего в часах: 180 56 22 34   124

Заочное  отделение

Срок изучения - 3 семестр

Трудоемкость - 5 з.е. – 180 часов

Аудиторные занятия - 16 час.

Лекции- 8 час.

Практические занятия - 8 час.

Самостоятельная работа - 164 час.

Форма отчетности – дифференцированный зачет (9 часов или 0,25 зачетной единицы).

 

 

Наименование раздела, темы

Распределение часов

Трудо-емкость

Аудит. занят.

 

Виды занятий

 
Лекции Сем. и/ или практ. Лабора - торн. Самостоят. работа
1 2 3 4 5 6 7 8

2 курс, 3 семестр

1 Туризм в системе общественного воспитания. Виды туризма. 20 4 2 2   16
2 Подготовка туристического похода 60 4 2 2   56
3 Обеспечение безопасности в походе. Первая доврачебная помощь 60 4 2 2   56
4 Организация соревнований по туризму 31 4 2 2   27
5 Зачет 9         9
  Всего в часах: 180/ 5 з.е. 16 8 8   164

Содержание курса

Туризм в системе общественного воспитания. Виды туризма.

Понятие о туризме. Факторы привлекательности туризма. Потребность человека в путешествиях. Необходимость специальной подготовки. Виды туризма: плановый, самодеятельный, неорганизованный. Международный туризм. Взаимодействие человека и природы.

Туризм как вид спорта. Спортивные классификации туризма.

Педагогическое значение туризма. Организационные формы туристской работы с учащимися в общеобразовательных учреждениях.

Нормативно-правовая база по организации туристических походов.

 

Вопросы семинаров:

1. Климато-географические условия Земли

2. Пеший туризм. Краткая характеристика.

3. Водный туризм. Краткая характеристика.

4. Автомобильный туризм. Краткая характеристика.

5. Велотуризм. Краткая характеристика.

6. Экскурсии. Краткая характеристика.

 

Подготовка туристического похода.

Планирование туристического похода как основное требование к безопасности. Цели походов. Выбор маршрута, оценка рельефа, протяженность, продолжительность похода, транспортное обеспечение, организация стоянок. Калорийность продуктов. Меню похода. Достопримечательности.

Вопросы практических занятий:

1. Выбор маршрута. Картирование туристического похода.

2. Составление программы похода: однодневного, похода выходного дня, многодневного.

3. Снаряжение в походе. Составление перечня необходимого оборудования.

4. Питание в походе. Составление меню и перечня необходимых продуктов (групповая работа, решение ситуационных задач).

 

Элементы топографии и ориентирования

Значение топографии и ориентирования для туриста. Топографическая карта, туристские схемы. Математические элементы: масштаб, азимут, магнитный азимут, рельеф. Топознаки: масштабные, линейные, внемасштабные.

Компас: устройство, приемы работы с ним. Определение азимута. Движение по азимуту. Ориентирование на местности и по топографической карте.

 

Вопросы практических занятий:

1. Работа с топографической картой. Ориентирование карты по сторонам горизонта. Определение местоположения.

2. Работа с компасом и картой. Решение ситуационных задач по ориентированию.

3. Ориентирование на местности. Движение по азимутам.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: