Тема 1. Предмет анатомии центральной нервной системы. Место этой дисциплины в системе естественных и психологических наук

ЧАСТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

РУССКАЯ ХРИСТИАНСКАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ

 

УММ ДИСЦИПЛИНЫ

АНАТОМИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ

Основная образовательная программа

По направлению подготовки

030300 «Психология»

 

Квалификация (степень) выпускника ___бакалавр___

 

 

Утверждено на заседании  кафедры психологии Протокол № ­­____от_____2012 г.   Зав. кафедрой ____________ Руднева М.В. (подпись)     Утверждено на заседании УМО факультета психологии и философии человека Протокол № ­­____от_____2012 г.   Председатель Совета ____________ Нетужилов К.Е. (подпись)    

 

 

Санкт-Петербург

2012


ДИСЦИПЛИНА: Анатомия центральной нервной системы


Пояснительная записка

Форма обучения:       очная

Семестры: 1

Объем трудоемкости дисциплины:

3  кредита – 108 часов, из них: 48 часов аудиторная нагрузка, 60 часов  самостоятельная работа:

Место дисциплины в структуре ООП: математический, естественно-научный и программно-информационный цикл

 

 

Структура дисциплины:

№ п/п Дисциплина/Курсы Семестр Форма итоговой аттестации
1. Анатомия центральной нервной системы 1 зачет

 

 

Цели освоения дисциплины.

Целями освоения дисциплины «Анатомия ЦНС» является введение студентов в систему понятий о строении и развитии центральной нервной системы, ее основных отделах, их структурных особенностях, а также анатомической номенклатуры, широко используемой в психологических исследованиях и практике. Научить студентов использовать анатомические данные о структурных особенностях различных отделов нервной системы, которые тесно связаны с процессами созревания, развития и функционирования нервной системы, и определяются филогенезом и онтогенезом организма. Помочь студенту выработать осознанное понятие об органичной и неразрывной связи между строением и функциями изучаемых анатомических структур. Сформировать у студентов понима­ние естественного происхождения психических процессов, неразрывного единства структуры и функции мозга.

Место дисциплины в структуре ООП.

Для успешного усвоения дисциплины необходимы знания по анатомии человека и общей биологии в пределах школьной программы. Освоение дисциплины необходимо для изучения курсов по физиологии, психофизиологии, нейропсихологии, психологии ощущения и восприятия, внимания, памяти, эмоций, психологии развития.

Требования к результатам освоения дисциплины.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

способность и готовность к:

§ использованию системы категорий и методов, необходимых для решения типовых задач в различных областях профессиональной практики (ОК-4);

§ выявлению специфики психического функционирования человека с учётом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам (ПК-5);

§ прогнозированию изменений и динамики уровня развития и функционирования познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях (ПК-7);

§ реализации базовых процедур анализа проблем человека, социализации индивида, профессиональной и образовательной деятельности, функционированию людей с ограниченными возможностями, в том числе и при различных заболеваниях (ПК-13).

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать: строение отделов центральной нервной системы, их структурные особенности; связи между частями нервной системы и с эффекторами организма. Строение основных компонентов нервной ткани и процесс формирования нервной системы в онтогенезе организма 

Уметь: пользоваться анатомическими атласами нервной системы и ориентироваться в анатомической номенклатуре структур мозга; самостоятельно работать с изображениями структур головного и спинного мозга, их взаимным расположением и связями между анатомическими структурами их функционированием и психическими функциями

Владеть: системой понятий о строении и развитии центральной нервной системы, ее основных отделах, структурных особенностях, а также анатомической номенклатурой, широко используемой в психологических исследованиях.     

Материально-техническое обеспечение курса

- учебная литература как основное средство обучения;

- компьютер, проектор и экран;

- нетехнические вспомогательные средства (рисунки из анатомического атласа на электронном носителе в виде Презентаций к каждой теме, схемы, таблицы, муляжи).

 

 

Формы проведения занятий

Лекции, практические занятия, самостоятельная работа.

 

 

Формы промежуточного и итогового контроля и система оценки

Форма промежуточного контроля – контрольная работа на заданную тему.

Форма итогового контроля – зачет.

 

Система оценивания

Зачет  состоит из 2 частей:

1. устный ответ (30%)

2. тест (30%)

 

Помимо этих составляющих, при выставлении зачета учитывается:

Работа на практических занятиях – 10%.

Посещаемость лекций – 5%

Конспект лекций – 5%

Самостоятельная работа – 20% (контрольная работа).

 

Зачет выставляется по следующим показателям:

0-50% - не зачет

50 – 100% - зачет

 

Тематический план дисциплины

Название темы

Всего/

часов

Виды учебной работы (в часах)

Форма промежуточной аттестации

Лекции Семинары Самост. работа
1. Тема 1.  Предмет анатомии центральной нервной системы. Место этой дисциплины в системе естественных и психологических наук.   2   2  
2. Тема 2. Общий план строения нервной системы.   2      
3. Тема 3.   Развитие нервной системы в онтогенезе   2 2 4  
4. Тема 4.  Микроструктура нервной ткани. Нейрон, его структурные компоненты. Синапсы.  Глиальные клетки.     4 2 4  
5. Тема 5. Спинной мозг:строение и функции. Серое вещество спинного мозга. Белое вещество и проводящие пути спинного мозга.   4 2 4 Контрольная работа
6. Тема 6. Головной мозг, общий обзор. Строение и функции ствола мозга и мозжечка.   4 4 4 Контрольная работа
7. Тема 7.  Основные структуры промежуточного мозга. Таламус. Гипоталамус, его составные части. Эпиталамус, эпифиз.   4 2 4  
8. Тема 8.  Структуры конечного мозга. Борозды и извилины долей полушарий. Классификация слоев коры.   4 2 4 Контрольная работа
9. Тема 9. Черепные нервы, особенности строения, области иннервации, сходство и различие со спинномозговыми нервами.   2   4  
10. Тема 10. Проводящие пути центральной нервной системы.   2   2  
11. Тема 11.Вегетативная невная система. Отделы вегетативной нервной системы, особенности их строения.   4   2  
  Всего 108 34 14 60  

Содержание курса.

Тема 1. Предмет анатомии центральной нервной системы. Место этой дисциплины в системе естественных и психологических наук.

Предмет, задачи анатомии ЦНС, ее связь с другими науками. Предмет анатомии центральной нервной системы – строение нервной системы. Роль нервной системы в жизнедеятельности человека. Значение анатомии ЦНС для психологов. Методы изучения микро- и макроструктуры нервной системы. Анатомические плоскости. Анатомическая терминология. Принципы классификации нервной системы. Топографический принцип деления нервной системы на части, выделение центральной и периферической нервной системы. Функциональный принцип деления нервной системы, выделение соматического и вегетативного отделов. Общий обзор НС. Основные отделы ЦНС.

Тема 2. Общий план строения ЦНС человека.           

Общий план строения нервной системы человека. Оболочки мозга. Строение мягкой и паутинной оболочек. Строение твердой оболочки. Особенности строения оболочек спинного и головного мозга. Межоболочечные пространства.
Полости мозга. Строение первого и второго (боковых) желудочков больших полушарий. Строение третьего желудочка промежуточного мозга. Сильвиев водопровод как полость среднего мозга. Строение четвертого или ромбовидного желудочка заднего мозга. Спинномозговой канал. Сообщение полостей мозга и межоболочечного пространства. Образование ликвора и ликворообращение. Гематоэнцефалический барьер.
Кровоснабжение мозга. Система сонных артерий. Система позвоночных артерий. Веллизиев артериальный круг. Вены мозга, их особенности. Синусы твердой мозговой оболочки как магистральные вены мозга.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: