ЧАСТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
РУССКАЯ ХРИСТИАНСКАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ
УММ ДИСЦИПЛИНЫ
АНАТОМИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ
Основная образовательная программа
По направлению подготовки
030300 «Психология»
Квалификация (степень) выпускника ___бакалавр___
Утверждено на заседании кафедры психологии Протокол № ____от_____2012 г. Зав. кафедрой ____________ Руднева М.В. (подпись) | Утверждено на заседании УМО факультета психологии и философии человека Протокол № ____от_____2012 г. Председатель Совета ____________ Нетужилов К.Е. (подпись) |
Санкт-Петербург
2012
ДИСЦИПЛИНА: Анатомия центральной нервной системы
Пояснительная записка
Форма обучения: очная
Семестры: 1
Объем трудоемкости дисциплины:
3 кредита – 108 часов, из них: 48 часов аудиторная нагрузка, 60 часов самостоятельная работа:
Место дисциплины в структуре ООП: математический, естественно-научный и программно-информационный цикл
|
|
Структура дисциплины:
№ п/п | Дисциплина/Курсы | Семестр | Форма итоговой аттестации |
1. | Анатомия центральной нервной системы | 1 | зачет |
Цели освоения дисциплины.
Целями освоения дисциплины «Анатомия ЦНС» является введение студентов в систему понятий о строении и развитии центральной нервной системы, ее основных отделах, их структурных особенностях, а также анатомической номенклатуры, широко используемой в психологических исследованиях и практике. Научить студентов использовать анатомические данные о структурных особенностях различных отделов нервной системы, которые тесно связаны с процессами созревания, развития и функционирования нервной системы, и определяются филогенезом и онтогенезом организма. Помочь студенту выработать осознанное понятие об органичной и неразрывной связи между строением и функциями изучаемых анатомических структур. Сформировать у студентов понимание естественного происхождения психических процессов, неразрывного единства структуры и функции мозга.
Место дисциплины в структуре ООП.
Для успешного усвоения дисциплины необходимы знания по анатомии человека и общей биологии в пределах школьной программы. Освоение дисциплины необходимо для изучения курсов по физиологии, психофизиологии, нейропсихологии, психологии ощущения и восприятия, внимания, памяти, эмоций, психологии развития.
Требования к результатам освоения дисциплины.
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
способность и готовность к:
|
|
§ использованию системы категорий и методов, необходимых для решения типовых задач в различных областях профессиональной практики (ОК-4);
§ выявлению специфики психического функционирования человека с учётом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам (ПК-5);
§ прогнозированию изменений и динамики уровня развития и функционирования познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях (ПК-7);
§ реализации базовых процедур анализа проблем человека, социализации индивида, профессиональной и образовательной деятельности, функционированию людей с ограниченными возможностями, в том числе и при различных заболеваниях (ПК-13).
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать: строение отделов центральной нервной системы, их структурные особенности; связи между частями нервной системы и с эффекторами организма. Строение основных компонентов нервной ткани и процесс формирования нервной системы в онтогенезе организма
Уметь: пользоваться анатомическими атласами нервной системы и ориентироваться в анатомической номенклатуре структур мозга; самостоятельно работать с изображениями структур головного и спинного мозга, их взаимным расположением и связями между анатомическими структурами их функционированием и психическими функциями
Владеть: системой понятий о строении и развитии центральной нервной системы, ее основных отделах, структурных особенностях, а также анатомической номенклатурой, широко используемой в психологических исследованиях.
Материально-техническое обеспечение курса
- учебная литература как основное средство обучения;
- компьютер, проектор и экран;
- нетехнические вспомогательные средства (рисунки из анатомического атласа на электронном носителе в виде Презентаций к каждой теме, схемы, таблицы, муляжи).
Формы проведения занятий
Лекции, практические занятия, самостоятельная работа.
Формы промежуточного и итогового контроля и система оценки
Форма промежуточного контроля – контрольная работа на заданную тему.
Форма итогового контроля – зачет.
Система оценивания
Зачет состоит из 2 частей:
1. устный ответ (30%)
2. тест (30%)
Помимо этих составляющих, при выставлении зачета учитывается:
Работа на практических занятиях – 10%.
Посещаемость лекций – 5%
Конспект лекций – 5%
Самостоятельная работа – 20% (контрольная работа).
Зачет выставляется по следующим показателям:
0-50% - не зачет
50 – 100% - зачет
Тематический план дисциплины
№ | Название темы | Всего/ часов | Виды учебной работы (в часах) | Форма промежуточной аттестации | ||
Лекции | Семинары | Самост. работа | ||||
1. | Тема 1. Предмет анатомии центральной нервной системы. Место этой дисциплины в системе естественных и психологических наук. | 2 | 2 | |||
2. | Тема 2. Общий план строения нервной системы. | 2 | ||||
3. | Тема 3. Развитие нервной системы в онтогенезе | 2 | 2 | 4 | ||
4. | Тема 4. Микроструктура нервной ткани. Нейрон, его структурные компоненты. Синапсы. Глиальные клетки. | 4 | 2 | 4 | ||
5. | Тема 5. Спинной мозг:строение и функции. Серое вещество спинного мозга. Белое вещество и проводящие пути спинного мозга. | 4 | 2 | 4 | Контрольная работа | |
6. | Тема 6. Головной мозг, общий обзор. Строение и функции ствола мозга и мозжечка. | 4 | 4 | 4 | Контрольная работа | |
7. | Тема 7. Основные структуры промежуточного мозга. Таламус. Гипоталамус, его составные части. Эпиталамус, эпифиз. | 4 | 2 | 4 | ||
8. | Тема 8. Структуры конечного мозга. Борозды и извилины долей полушарий. Классификация слоев коры. | 4 | 2 | 4 | Контрольная работа | |
9. | Тема 9. Черепные нервы, особенности строения, области иннервации, сходство и различие со спинномозговыми нервами. | 2 | 4 | |||
10. | Тема 10. Проводящие пути центральной нервной системы. | 2 | 2 | |||
11. | Тема 11.Вегетативная невная система. Отделы вегетативной нервной системы, особенности их строения. | 4 | 2 | |||
Всего | 108 | 34 | 14 | 60 |
Содержание курса.
|
|
Тема 1. Предмет анатомии центральной нервной системы. Место этой дисциплины в системе естественных и психологических наук.
Предмет, задачи анатомии ЦНС, ее связь с другими науками. Предмет анатомии центральной нервной системы – строение нервной системы. Роль нервной системы в жизнедеятельности человека. Значение анатомии ЦНС для психологов. Методы изучения микро- и макроструктуры нервной системы. Анатомические плоскости. Анатомическая терминология. Принципы классификации нервной системы. Топографический принцип деления нервной системы на части, выделение центральной и периферической нервной системы. Функциональный принцип деления нервной системы, выделение соматического и вегетативного отделов. Общий обзор НС. Основные отделы ЦНС.
Тема 2. Общий план строения ЦНС человека.
Общий план строения нервной системы человека. Оболочки мозга. Строение мягкой и паутинной оболочек. Строение твердой оболочки. Особенности строения оболочек спинного и головного мозга. Межоболочечные пространства.
Полости мозга. Строение первого и второго (боковых) желудочков больших полушарий. Строение третьего желудочка промежуточного мозга. Сильвиев водопровод как полость среднего мозга. Строение четвертого или ромбовидного желудочка заднего мозга. Спинномозговой канал. Сообщение полостей мозга и межоболочечного пространства. Образование ликвора и ликворообращение. Гематоэнцефалический барьер.
Кровоснабжение мозга. Система сонных артерий. Система позвоночных артерий. Веллизиев артериальный круг. Вены мозга, их особенности. Синусы твердой мозговой оболочки как магистральные вены мозга.
|
|