Трудовые отношения в сфере образования

Трудовые отношения в сфере образования имеют свою специфику.

Правовое регулирование трудовых отношений осуществляется 

 

Закон об образовании устанавливает определенные требования к лицам, занимающимся педагогической деятельностью.

Во-первых, необходимо наличие образовательного ценза, который определяется Типовыми Положениями.

Во-вторых, к педагогической деятельности не допускаются лица, которым она запрещена приговором суда или по медицинским показаниям, а также лица, имеющие неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления, предусмотренные Уголовным кодексом Российской Федерации и Уголовным кодексом РСФСР.

Особенностью правового статуса педагогических работников высших учебных заведений является их обязанность заключать трудовой договор по результатам избрания по конкурсу. Такое требование предусмотрено действующим Трудовым Кодексом Российской Федерации, Законом о высшем и послевузовском профессиональном образовании порядок и условия проведения конкурса на замещение научно-педагогической должности предусмотрены Положением, утвержденным Правительством РФ.

Права и обязанности научно-педагогических работников подробно регламентируются ст. 20 Закона о высшем и послевузовском образовании, в соответствии с которым основными их правами являются:

-избирать и быть избранными в ученый совет высшего учебного заведения; участвовать в обсуждении и решении вопросов, относящихся к деятельности высшего учебного заведения;

-пользоваться бесплатно услугами библиотек, информационных фондов, учебных и научных подразделений, а также услугами социально-бытовых и других структурных подразделений высшего учебного заведения в соответствии с его уставом и коллективным договором; определять содержание учебных курсов в соответствии с государственными образовательными стандартами высшего и послевузовского профессионального образования;

-выбирать методы и средства обучения, наиболее полно отвечающие их индивидуальным особенностям и обеспечивающие высокое качество учебного процесса;

-обжаловать приказы и распоряжения администрации высшего учебного заведения в установленном законодательством порядке;

-на организационное и материально-техническое обеспечение своей профессиональной деятельности.

К обязанностям научно-педагогических работников высшего учебного заведения относятся обязанность:

-обеспечивать высокую эффективность педагогического и научного процессов; 

-соблюдать устав высшего учебного заведения;

-формировать у обучающихся профессиональные качества по избранному направлению подготовки (специальности), гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современной цивилизации и демократии;

-развивать у обучающихся самостоятельность, инициативу, творческие способности;

-систематически заниматься повышением своей квалификации.

Обеспечение государством установленных законом прав и неукоснительное исполнение научно-педагогическими работниками своих обязанностей являются важным условием развития системы непрерывного образования. В этой связи важное значение имеет обязанность научно-педагогического работника систематически заниматься повышением своей квалификации. Как было указано ранее, непрерывное образование – это процесс роста образовательного (общего и профессионального) потенциала личности в течение всей жизни. Наиболее эффективно это достигается при реализации дополнительного образования. Поэтому для того, чтобы иметь возможность заниматься непрерывным повышением образовательного (особенно профессионального) потенциала обучающихся, учреждения, реализующие дополнительные образовательные услуги, должны быть обеспечены квалифицированными педагогическими работниками, которые и сами непрерывно занимаются повышением своей квалификации.

Трудовые отношения педагогического работника с образовательным учреждением регулируются трудовым договором, порядок и условия заключения, содержание и порядок расторжения которого определяется Трудовым кодексом РФ. Необходимо отметить, что в Трудовом кодексе РФ, наряду с основаниями расторжения трудового договора, предусмотренными для всех работников, имеются дополнительные основания прекращения трудовым отношений с педагогическими работниками, такие как: повторное в течение одного года грубое нарушение устава образовательного учреждения; применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим или психическим насилием над личностью обучающегося, воспитанника.

Таким образом, возлагая на педагогических работников ответственность за обучение и воспитание обучающихся, действующее законодательство более жесткие требования при регулировании с ними трудовых отношений.

В то же время, существуют определенные гарантии защиты трудовых прав педагогических работников. Так, для указанной категории работников установлены сокращенная продолжительность рабочего времени (36-часовая рабочая неделя при нормальной продолжительности рабочего времени – 40 часов в неделю), удлиненный основной ежегодный оплачиваемый отпуск (56 календарных дней), право на назначение пенсии за выслугу лет при наличии определенного стажа работы в установленных законом должностях. Необходимо отметить, что государством стимулируется повышение уровня образования, путем введения системы доплат за наличие ученых степеней кандидата и доктора наук, за должности доцента и профессора для работников высших учебных заведений.

В теории права под объектом правоотношений понимается то, по поводу чего возникают указанные отношения. В.М. Сырых под объектом образовательного отношения понимает знания, навыки и умения, уровень которых соответствует государственному стандарту. Он также считает, что государственный стандарт определяет лишь обязательный минимум содержания основных образовательных программ, а содержание же образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой, разрабатываемой, принимаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно. Действительно, исходя из определения образовательного правоотношения, данного нами выше, можно определить, что они возникают по поводу реализации образовательными учреждениями образовательных программ путем организации образовательного процесса, с одной стороны и овладения обучающимися знаниями, выполнения ими в установленные сроки всех видов заданий, предусмотренных образовательными программами, с другой. 

Таким образом, ключевым понятием в определении объекта образовательных правоотношений являются образовательные программы. Как известно, Закон об образовании различает общеобразовательные и профессиональные образовательные программы, которые разрабатываются на основании соответствующих стандартов. Исходя из вышеизложенного, автор считает, что совершенствование системы непрерывного образования находится в прямой зависимости от согласованности образовательных стандартов общего и профессионального образования и уровня применения интегрированных программ в системах общего и профессионального образования.

Вопросы взаимодействия общего и профессионального образования  должны занимать ключевое место в создании конкретных механизмов развития и совершенствования системы непрерывного образования в свете вхождения России в мировое образовательное пространство.

Действующее законодательство на недостаточном уровне регулирует указанный вопрос.

Приказом Министерства общего и профессионального образования РФ №990 от 23 мая 1997 г. была утверждена целевая комплексная программа «Государственный стандарт в системе непрерывного образования», в соответствии с которой одним из направлений данной программы явилось исследование проблемы согласованности образовательных стандартов. Реализация данной подпрограммы должна была привести к разработке:

1)методических рекомендаций по согласованию требований государственного образовательного стандарта к уровню и содержанию образования выпускников учебных заведений среднего (полного) общего образования и абитуриентов высшей школы (с примерами соответствующих согласованных требований государственного образовательного стандарта);

2) методических рекомендаций по согласованию требований государственного образовательного стандарта к уровню и содержанию профессионального образования выпускников и абитуриентов разных звеньев системы профессионального образования.

Несмотря на то, что указанная программа была рассчитана на 1997-1999 годы, желаемый результат к настоящему времени не достигнут.

Думается, что эффективность деятельности компетентных органов при разработке согласованных государственных образовательных стандартов можно достичь путем регулирования указанного вопроса на законодательном уровне. С этой целью членами Совета Федерации В.В. Сударенковым, В.А. Мироновым, депутатами Государственной Думы И.И. Мельниковым, О.Н. Смолиным 23.05.2001 г. был внесен Проект Федерального закона «О государственном образовательном стандарте основного общего образования», который был рассмотрен Советом ГД ФС РФ, а впоследствии снят с рассмотрения.

Вопрос реализации образовательными учреждениями интегрированных образовательных программ также регулируется недостаточно эффективно. Законодательством не предусмотрены конкретные механизмы разработки и внедрения таких программ. Это можно объяснить несовершенством государственных образовательных стандартов, а также иными причинами, связанными с проблемами организационного, управленческого, материально-технического и иного характера.

Между тем, Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 годы, утвержденная Постановлением Правительства РФ №803 от 23 декабря 2005 г. в качестве показателя эффективности реализации Программы предусмотрела удельный вес численности образовательных учреждений, реализующих интегрированные образовательные программы профессионального образования.

В данном направлении государством в лице его компетентных органов и образовательными учреждениями разработаны некоторые механизмы внедрения интегрированных образовательных программ.

Созданы модели интегрированных образовательных учреждений, реализующих образовательные программы различных уровней образования, способных адекватно реагировать на динамично изменяющиеся потребности личности, общества и государства.

 Действующее законодательство предусматривает возможность создания университетских комплексов путем объединения образовательных учреждений различных уровней. Так, Постановлением Правительства № 676 от 17 сентября 2001 года «Об университетских комплексах» в Типовое положение о высших учебных заведениях введены изменения следующего содержания: «с целью повышения эффективности и качества образовательного процесса, использования интеллектуальных, материальных и информационных ресурсов для подготовки специалистов и проведения научных исследований по приоритетным направлениям развития образования, науки, культуры, техники и социальной сферы на базе университета может создаваться университетский комплекс, объединяющий образовательные учреждения, которые реализуют образовательные программы различных уровней, иные учреждения и некоммерческие организации или выделенные из их состава структурные подразделения. Аналогичный комплекс может создаваться также на базе академии».

 Кроме того, действующее законодательство предусматривает право образовательных учреждений одного уровня реализовать образовательные программы другого (как правило, низшего). Такое право, в частности предоставлено вузам, которые в соответствии с Типовым положением №664 от 05.04.2001 г. вправе реализовывать помимо высшего и послевузовского профессионального образования программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального, среднего, профессионального образования. Необходимо отметить, что действующее ранее Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации, утвержденное Постановлением Совета Министров – Правительством Российской Федерации от 26 июня 1993 г. №597 определяло вузы, как образовательное учреждение, имеющее статус юридического лица и реализующее профессиональные образовательные программы лишь высшего профессионального образования.

Активно развивается деятельность образовательных учреждений по созданию совместных экспериментальных площадок. Правовой основой указанной деятельности являются федеральные и региональные образовательные программы, Приказ Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. №1123 «Об организации опытно-экспериментальной деятельности в системе образования» и др.

Большое время уделяется развитию дополнительного образования детей, которое рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе. Оно социально востребовано, требует постоянного внимания и поддержки со стороны общества и государства как образование, органично сочетающее в себе воспитание, обучение и развитие личности ребенка, что нашло отражение в Национальной доктрине образования в Российской Федерации, одобренной Постановлением Правительства РФ от 4 октября 2000 г. №751, Федеральной программе развития образования, утвержденной Федеральным законом №51-ФЗ от 10.04.2000 г. (в ред. от 26.06.2007 г.).

В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, одобренной распоряжением Правительства РФ №1756-р от 29.12.2001 г., подчеркнута важнейшая роль учреждений дополнительного образования детей как одного из определяющих факторов развития склонностей, способностей и интересов личностного, социального и профессионального самоопределения детей и молодежи. В целях развития системы дополнительного образования детей на период до 2010 года разработана также Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации, которая была одобрена решением коллегии Минобрнауки России от 6 октября 2004 г. № ПК-2.

Таким образом, в настоящее время зарождаются различные формы взаимодействия общего и профессионального образования.

Однако в условиях внедрения российской образовательной системы в мировое образовательное пространство правовое регулирование образовательных стандартов и программ нуждается в некоторых изменениях. В этой связи вполне закономерным представляется активно развивающаяся в последнее время деятельность компетентных органов государственной власти, направленная на совершенствование государственных образовательных стандартов и образовательных программ.

Заслуживает внимания Федеральный закон  от 01.12.2007 г. №309 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта», в соответствии с которым был установлен единый федеральный государственный образовательный стандарт вместо ранее действовавшей трехкомпонентной структуры образовательного стандарта. Это должно обеспечить единство федеральных требований к образовательным программам и условиям их реализации на территории РФ, преемственность образовательных программ различных уровней образования, сохранив свободу образовательных учреждений в формировании образовательной программы. Отказ от действующей в настоящее время структуры государственного образовательного стандарта представляется вполне правильным, поскольку, несмотря на принятие Закона об образовании более пятнадцати лет назад, который определял, что основные положения образовательных стандартов определяются Федеральным законом, указанный закон так и не был принят. Еще сложнее дело обстоит в субъектах РФ в обеспечении эффективности правового регулирования регионального компонента образовательного стандарта. Поэтому, в целях совершенствования системы непрерывного образования, направленного на формирование компетентностного подхода в обучении специалистов, на эффективную интеграцию России в мировое образовательное пространство в свете вхождения ее в Болонский процесс необходимо обеспечить ведение единой образовательной политики на территории РФ. Это можно обеспечить путем централизации правового регулирования содержательной подсистемы системы образования России, которая определит направление развития функциональной и организационно-управленческой подсистем, а также модель поведения непосредственных субъектов образовательных правоотношений - обучающихся.

Лекция №4


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: