Тема: Образовательные правоотношения в системе непрерывного образования

Понятие и правовая регламентация непрерывного образования.

Образовательные правоотношения в узком и широком смыслах. Педагогические отношения и их особенности Структура образовательных правоотношений: субъекты, объекты и содержание. Юридические факты в образовательном праве. Ответственность в образовательном праве.

Трудовые отношения в сфере образования: особенности приема на работу, рабочее время и время отдыха педагогических работников, дополнительные основания для увольнения педагогических работников.

Финансовые и хозяйственные отношения в системе непрерывного образования.

Управленческие отношения в системе непрерывного образования.

Понятие непрерывного образования в Российском законодательстве появилось впервые с принятием Федерального закона №125-ФЗ от 22.08.1996 г. «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (в ред. от 13.07.07 г.) (далее Закон о высшем образовании), статья 2 которого установила в качестве одного из принципов государственной политики в области образования непрерывность и преемственность образования[1]. До принятия указанного закона, понятие непрерывного образования встречалось в международном праве: в различных конвенциях и соглашениях, в большинстве из которых Россия не участвовала. В 1975 Россия выступила одним из участников совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, проходившего в г. Хельсинки, в котором в числе множества вопросов обсуждались вопросы сотрудничества в области образования. Так, в соответствии с Заключительным актом Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, подписанном 01.08.1975 года в г. Хельсинки, государства участники обязаны «содействовать на двусторонней или многосторонней основе обмену опытом относительно методов обучения, применяемых на всех уровнях образования, в том числе тех, которые используются в непрерывном образовании…»[2].

Также СССР была ратифицирована Конвенция ООН по вопросам образования, науки и культуры «О признании учебных курсов, дипломов о высшем образовании и ученых степеней в государствах региона Европы», принятый в Париже 21 декабря 1979 года, в соответствии с которым государства-участники Конвенции обязаны были «обеспечить широкое признание курсов обучения, свидетельств, дипломов и степеней с учетом принципов содействия развитию непрерывного образования…»[3].

Следует отметить, что до недавнего времени принцип «непрерывности образования» носил лишь декларативный характер.

В связи с научно-техническим прогрессом, широким применением инновационных технологий возникла необходимость обеспечения гражданам условий постоянного профессионального, карьерного и личностного роста в течение всей жизни. Это стало возможным путем непосредственного внедрения и совершенствования системы непрерывного образования. 

Законодательной основой системы непрерывного образования стал Федеральный Закон РФ 51-ФЗ от 10 апреля 2000 года «Об утверждении федеральной программы развития образования», который определил в качестве одного из основных мероприятий Программы совершенствование системы непрерывного образования. Однако данный закон не предлагает ни легального определения «непрерывного образования», ни каких-либо механизмов создания системы непрерывного образования.

Указанный пробел восполнен Концепцией Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 сентября 2005 г. № 1340-р.

В Концепции дается целый ряд определений непрерывного образования:

«непрерывное образование» - процесс роста образовательного (общего и профессионального) потенциала личности в течение всей жизни на основе использования системы государственных и общественных институтов и в соответствии с потребностями личности и общества. Необходимость непрерывного образования обусловлена прогрессом науки и техники, широким применением инновационных технологий. По некоторым оценкам, среднегодовой темп прироста новых знаний составляет 4 - 6 процентов. Это означает, что около 50 процентов профессиональных знаний специалист должен получить после окончания учебного заведения. Объем времени, необходимый для обновления профессиональных знаний для специалистов с высшим образованием, составляет 28 процентов общего объема времени, которым работник располагает в течение всего трудоспособного периода;

«непрерывное профессиональное образование» - понятие «непрерывное образование», используемое применительно к сфере профессионального образования и профессиональной подготовки. Непрерывное профессиональное образование лиц старшего школьного возраста и взрослых создает условия постоянного профессионального, карьерного и личностного роста в течение всей жизни[4];

Кроме того, Концепция предлагает механизмы развития российской системы образования, путем выявления причин, сдерживающих ее развитие и внесения путей их устранения.

Так, согласно Концепции, основными причинами, негативно влияющими на развитие образовательной системы России, являются: 

несоответствие действующего законодательства целям интенсивного развития системы образования;

чрезмерное государственное регламентирование финансово-хозяйственной деятельности и трудовых отношений в сфере образования при нехватке средств, недостаточной свободе их использования и при формальном расширении возможностей привлечения ресурсов в сферу образования;

отсутствие требований к содержанию и качеству образования;

несоответствие ресурсного обеспечения сферы образования задачам социально-экономического развития страны.

В Концепции определены задачи, необходимые для устранения вышеуказанных причин: 

приведение содержания образования, технологий обучения и методов оценки качества образования в соответствие с требованиями современного общества;

разработка механизмов управления, адекватных задачам развития системы образования;

создание экономических механизмов, обеспечивающих инвестиционную привлекательность образования.

Решение указанных задач Концепция ставит в зависимость от совершенствования нормативной правовой базы, кадрового, информационного и материально-технического обеспечения сферы образования.

Исходя из поставленных задач следует, что для дальнейшего развития российской образовательной системы, развития непрерывного образования необходимо выявить особенности отношений, возникающих в сфере образования, к которым относятся, прежде всего, образовательные отношения, а также определить особенности трудовых, финансовых и иных отношений в сфере образования с тем, чтобы предложить пути совершенствования их законодательного регулирования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: