Образовательные отношения

Природа образовательных правоотношений при действующем законодательстве весьма неоднозначна. Действующее законодательство не содержит легального определения образовательных правоотношений. В литературе различаются следующие основные мнения.

1. Образовательное право является самостоятельной отраслью права, предметом которого являются образовательные правоотношения. При этом под образовательными правоотношениями понимаются отношения, возникающие между обучающимися, образовательным учреждением, педагогическими работниками, иными лицами в процессе получения обучающимися общего или профессионального образования, подтвержденного специальным документом о соответствующем образовании или квалификации. Предметом образовательных отношений являются системные, многообразные по содержанию знания, умения, навыки, приобретенные обучающимися в ходе обучения и воспитания, уровень которых соответствует требованиям государственных образовательных стандартов. Такой точки зрения придерживается руководитель отдела теории права, государства и судебной власти Российской академии правосудия, доктор юридических наук, профессор В.М. Сырых. В настоящее время большинство правоведов в основном согласны с этими определениями, внося в них отдельные дополнения. Так, В.В. Спасская предлагает иметь в виду, что предметом образовательных отношений могут выступать не только определенные знания, умения и навыки, но и такие необходимые для современного человека качества, как самостоятельность, личная ответственность, инициативность, творческий подход, гибкость мышления, толерантность, способность общаться, принимать решения, делать выбор, убеждать, изменять собственную позицию, осваивать новые виды деятельности, адаптироваться к любым ситуациям, способность эффективной работы с информацией, которые в педагогической литературе принято называть «ключевыми компетенциями».

2. Образовательное право является комплексной отраслью законодательства, регулирующей образовательные правоотношения, включающие в себя педагогические, трудовые, имущественные, финансовые, социальные и иные правоотношения. Эту позицию отстаивает В.И.Шкатулла, который указывает, что образовательные правоотношения по сферам действия подразделяются на отношения по обучению и воспитанию (педагогические отношения), а также трудовые, управленческие, имущественные, финансовые и др. Педагогические отношения возникают в области высшего и послевузовского профессионального образования и включают: отношения по поводу заключения, изменения и расторжения договора образовательного учреждения и обучающегося; отношения по поводу времени обучения, включая время отдыха; отношения по оплате обучения; дисциплинарные отношения; отношения по поводу содержания, в том числе качества образования; отношения по поводу исполнения государственных образовательных стандартов; отношения по поводу воспитания обучающихся.

Таким образом, отношения по обучению и воспитанию первая группа авторов называет образовательными правоотношениями, а вторая – педагогическими отношениями.

Анализируя действующее законодательство, авторы склонны согласиться с мнением первой группы ученых. Такой вывод обосновывается на основании следующих доводов.

Трудовые отношения педагогических работников являются предметом правового регулирования самостоятельной отрасли права – Трудового права, которое наряду с трудовыми отношениями педагогических работников регулирует трудовые отношения иных категорий работников, например, работников транспорта. Вряд ли можно отнести указанные отношения к категории транспортных отношений.

То же самое можно сказать об имущественных, финансовых, земельных отношениях, которые являются предметом правового регулирования соответственно гражданского, финансового и земельного законодательства. Тот факт, что указанные отношения так или иначе касаются образовательных учреждений, не позволяет вывести их из действия специальных отраслей права, предметом регулирования которых они являются. Более того, образовательные учреждения, вступая в какие-либо отношения, обязаны подчиняться правилам их организации, предусмотренным иными отраслями права. Необходимо лишь отметить, что в связи со спецификой деятельности образовательных учреждений, заключающихся в осуществлении образовательного процесса, действующее законодательство стремится защитить субъектов образовательных отношений путем введения определенных ограничений. Так, например, учредитель образовательного учреждения вправе запретить ему заниматься предпринимательской деятельностью, если занятие такой деятельностью может нанести вред образовательному процессу.

Таким образом, образовательные учреждения при реализации образовательных программ вступают в образовательные правоотношения с другими участниками образовательных правоотношений (обучающимися, воспитанниками, их законными представителями). В целях организации образовательного процесса, они (как все юридические лица) также вступают в трудовые (для обеспечения кадрами), имущественные, земельные, финансовые (для обеспечения материально-технической базой) и другие правоотношения.  


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: