Тема: Образовательные стандарты и программы

Содержание образования. Образовательная программа: понятие и виды: Общеобразовательные и профессиональные образовательные программы

 Понятие государственного образовательного стандарта. Порядок разработки, утверждения и введения в действие государственных образовательных стандартов. Образовательные стандарты первого, второго поколения. Федеральные государственные образовательные стандарты.

Порядок формирования основных образовательных программ. Академические свободы вуза при реализации основных образовательных программ.

Общие требования к содержанию образования. Содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на:

- обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации;

- развитие общества;

- укрепление и совершенствование правового государства.

 Содержание образования должно обеспечивать:

- адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества;

- формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира;

- интеграцию личности в национальную и мировую культуру;

- формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;

- воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества.

Профессиональное образование любого уровня должно обеспечивать получение обучающимся профессии и соответствующей квалификации.

Содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой, разрабатываемой, принимаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно.

Образовательная программа определяет содержание образования определенных уровней и направленности. В Российской Федерации реализуются образовательные программы, которые подразделяются на:

общеобразовательные. Общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ. К общеобразовательным относятся программы:

1) дошкольного образования;

2) начального общего образования;

3) основного общего образования;

4) среднего (полного) общего образования. Обучающиеся, не освоившие образовательную программу предыдущего уровня, не допускаются к обучению на следующей ступени общего образования.

профессиональные. Профессиональные образовательные программы направлены на решение задач последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровней, подготовку специалистов соответствующей квалификации. К профессиональным относятся программы:

1) начального профессионального образования;

2) среднего профессионального образования;

3) высшего профессионального образования;

4) послевузовского профессионального образования.

Обязательный минимум содержания каждой основной общеобразовательной программы или основной профессиональной образовательной программы (по конкретной профессии, специальности) устанавливается соответствующим государственным образовательным стандартом. Нормативные сроки освоения основных образовательных программ в государственных и муниципальных образовательных учреждениях определяются Законом и типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов или соответствующим государственным образовательным стандартом. Для всех форм получения образования в пределах конкретной основной общеобразовательной или основной профессиональной образовательной программы действует единый государственный образовательный стандарт.

Государственный образовательный стандарт ( далее ГОС) - социальная норма образования и образованности, разрабатываемая и вводимая в соответствии с Конституцией РФ. Государственный образовательный стандарт как документ, регламентирующий формирование основных образовательных программ, введен Законом об образовании в 1992 году (ст 7). В соответствие с указанным законом в период с 1994 по 1996 год было разработано и введено в действие первое поколение государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (далее ГОС ВПО), федеральные компоненты которых включали в себя:

- обязательный минимум содержания основных образовательных программ;

- максимальный объем учебной нагрузки обучающихся;

- требования к уровню подготовки выпускников.

Стандарты первого поколения разрабатывались для программ подготовки бакалавра и специалиста в разные периоды и зачастую с разными подходами, что очень осложнило технологию организации учебного процесса в вузах, реализующих широкую номенклатуру лицензированных образовательных программ. При этом стандарты подготовки бакалавров формировались на широкой фундаментальной и гуманитарной основе.

Подготовка магистров регламентировалась Положением о магистратуре без разработки государственных образовательных стандартов. Подготовка бакалавров и магистров в 1994 году была нормативно закреплена постановлением Правительства Российской Федерации № 940 от 12 августа 1994 г. «Об утверждении государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования», которым устанавливалось, что основные образовательные программы магистров и специалистов являются программами одного уровня. Модели бакалавриата и магистратуры предполагали подготовку выпускников только к научной и научно-педагогической работе. Перечень высшего профессионального образования в первом поколении насчитывал 92 направления подготовки и 422 специальности.

В 1996 году был принят Закон о высшем и послевузовском профессиональном образовании», согласно ст. 5 которого федеральные компоненты ГОС ВПО должны были включать:

- общие требования к основным образовательным программам (далее ООП);

- требования к обязательному минимуму содержания ООП, к условиям их реализации, в том числе к учебной и производственной практике, к итоговой аттестации выпускников, уровню подготовки выпускников;

- сроки освоения ООП;

- максимальный объем учебной нагрузки студентов.

В соответствии с данным законом в 2000 году были ведены в действие ГОС ВПО следующего поколения. К позитивным особенностям ГОСов второго поколения необходимо отнести:

- согласованность с тарифно-квалифицированными характеристиками Минтруда России;

- согласование требований к выпускникам и содержанию образования с федеральными органами исполнительной власти, выполняющими роль работодателей;

- одновременная разработка ГОСов для всех ступеней ВПО, включая магистратуру, что повысило технологичность документов и введения их в практику;

- разработка стандартов по направлениям подготовки для специальностей в области техники и технологии.

В соответствии с действующим Перечнем в системе ВПО в настоящий период действуют 240 стандартов подготовки бакалавров и магистров, по 120 направлениям подготовки, 215 стандартов специалистов и 88 стандартов по направлениям подготовки дипломированных специалистов (для 320 специальностей).

Необходимо отметить, что большую роль в своевременном и достаточно качественном учебно-методическом обеспечении ВПО сыграли Учебно-методические объединения вузов Российской Федерации и Научно-методические советы по дисциплинам федерального компонента, которые разрабатывали не только проекты государственных образовательных стандартов, но и примерных учебных планов и программ дисциплин.

Была проделана большая работа, направленная на правовую регламентацию изменения подхода к сущности и структуре государственного образовательного стандарта. Соответственно федеральному Закону «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “Об образовании” и федеральный Закон “О высшем и послевузовском профессиональном образовании”» в Российской Федерации были установлены государственные образовательные стандарты, включающие в себя федеральный и региональный (национально-региональный) компоненты, а также компонент образовательного учреждения». Например: если в 1992 году в Российской Федерации устанавливались государственные образовательные стандарты как совокупность нескольких компонентов: федерального, регионального (национально-регионального), то с 2000 года - и компонента образовательного учреждения.

Структура федерального государственного образовательного стандарта включает в себя:

"требования к результатам освоения основных образовательных программ" (требования к общим, социальным, профессиональным компетенциям, а также знаниям, умениям и развитию личностных качеств обучающихся, обеспечивающим реализацию соответствующих компетенций);

"требования к структуре основных образовательных программ" (требования к соотношению (объемам) составляющих программы (гуманитарная, естественнонаучная, математическая и др.) и требования к соотношению обязательной части программы и части, которая формируется участниками образовательного процесса);

"требования к условиям реализации основных образовательных программ" (требования к материально-техническому, учебно-методическому и кадровому обеспечению реализации основной образовательной программы);

Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования предназначены для обеспечения:

1) качества высшего профессионального образования;

2) единства образовательного пространства Российской Федерации;

3) основы для объективной оценки деятельности образовательных учреждений, реализующих образовательные программы высшего профессионального образования;

4) признания и установления эквивалентности документов иностранных государств о высшем профессиональном образовании.

Как уже было сказано государственные образовательные стандарты высшего образования состоят из федеральных, национально-региональных компонентов, дисциплин и курсов по выбору студента, устанавливаемые вузом и факультативных дисциплин.

Введение федерального государственного образовательного стандарта позволило обеспечить единство федеральных требований к образовательным программам и условиям их реализации на всей территории Российской Федерации, преемственность образовательных программ различных уровней образования и преемственность в исторически сложившейся культуре формирования образовательных программ. При этом сохранилось установленная действующим законодательством об образовании свобода образовательного учреждения в формировании образовательной программы, а также возможность органов управления образованием влиять на содержание образования с учетом региональных и национальных особенностей.

Федеральный компонент государственного образовательного стандарта включают в себя:

1) общие требования к основным образовательным программам высшего профессионального образования;

2) требования к обязательному минимуму содержания основных образовательных программ высшего профессионального образования, к условиям их реализации, в том числе к учебной и производственной практике и итоговой аттестации выпускников, уровню подготовки выпускников по каждому направлению подготовки (специальности);

3) сроки освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, не противоречащие срокам, установленным законодательством Российской Федерации и положениями о высших учебных заведениях соответствующих видов;

4) максимальный объем учебной нагрузки обучающихся.

Национально-региональные компоненты государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования отражают национально - региональные особенности подготовки специалистов по соответствующим направлениям подготовки (специальностям). Национально-региональные компоненты государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования определяются высшим учебным заведением по инициативе органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и реализуются высшим учебным заведением на договорной основе с соответствующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Дисциплины и курсы по выбору студента устанавливаются вузом в объеме до 15% от трудоемкости цикла (до 240 часов). Учебное заведение совершенно свободна в выборе установлении этих дисциплин и может руководствоваться, например, интересами сложившихся в вузе научных школ, рекомендациями местных органов управления образованием, пожеланиями студентов и т.п. Не запрещается также в качестве дисциплин по выбору студента устанавливать курсы, отражающие и развивающие содержание базовых дисциплин цикла. Дисциплины по выбору студента являются обязательными.

Факультативные дисциплины, предусматриваемые планом высшего учебного заведения в объеме 450 часов, не являются обязательными для изучения студентом.

Особо следует остановится на проблеме обновления ГОС ВПО. В соответствии со ст. 7 Закона об образовании государственные образовательные стандарты пересматриваются уточняются и утверждаются не реже одного раза в десять лет. В 2006 году Министерство развернуло работу по подготовке законопроекта, вводящего в соответствии с Конституцией РФ понятие «федеральный государственный образовательный стандарт» (далее ФГОС). В целях обобщения полученных результатов и разработки проектов нормативных и методических документов, обеспечивающих формирование ГОС ВПО третьего поколения Департаментом государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования была создана рабочая группа, в работе которой принимали участие специалисты среднего профессионального образования, ведущие эксперты в системе образования, представляющие: Минобрнауки России (эксперты по разным уровням образования для обеспечении преемственности методологических подходов), Рособрнадзора, ведущие университеты, Федеральный институт развития образования, Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов Московского государственного института стали и сплавов (технического университета), Институт содержания образования Государственного университета – Высшей школы экономики, представители учебно-методических объединений (далее УМО). Работа велась в открытом режиме, в заседании могли принять участие эксперты, мнение которых внимательно заслушивалось. Согласованные решения прошли апробацию на секциях VII-го Съезда ректоров России, на конференции «Актуальные проблемы качества образования и пути их решения в контексте европейских и мировых тенденций» (Уфа-Москва), на заседаниях Координационных советов УМО, на семинаре в Исследовательском центре проблем качества подготовки специалистов, на курсах повышения квалификации в Национальном аккредитационном агентстве, на пленумах и советах УМО.

Итогом исследовательской работы явились проект макета ФГОС ВПО и подходы к формированию проекта перечня направлений и специальностей высшего профессионального образования, которые одобрены Советом Минобрнауки РФ по государственным образовательным стандартам профессионального образования, состоявшимся 2 октября 2006 года.

В настоящее время наиболее активно ведется работа по созданию ГОС ВПО третьего поколения по следующим направлениям:

- проектирование Перечня направлений (специальностей) высшего профессионального образования;

- разработка модели подготовки бакалавров, специалистов и магистров на основе компетентностного подхода;

- переход к двухуровневой системе высшего профессионального образования в России;

- развитие системы обеспечения и контроля качества высшего профессионального образования;

- переход расчета учебной нагрузки студентов и преподавателей в зачетные единицы по типу ECTS;

- предлагает изменение приложения к диплому о высшем образовании по типу европейского Diploma Supplement.

При построении ГОС ВПО третьего поколения рассматриваются два подхода специалиста: квалификационный (ориентирован на получение квалификации и идет в тесной связке с магистерскими программами) и компетентностный (предполагает включение широких базовых требований к подготовке выпускника, а также требований к его социально – личностным характеристикам)

В то же время, впереди стоят сложнейшие задачи по: формированию проектов ФГОС совместно с работодателями; созданию методологии механизма экспертизы перед их утверждением; совершенствованию системы контроля качества основных образовательных программ в условиях расширения академических свобод высших учебных заведений; разработке механизмов планирования и финансирования подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием различного уровня; разработке Положения о реализации уровневых образовательных программ высшего профессионального образования.

ГОС ВПО, образовательные программы должны проектироваться с учетом процессов глобализации профессий и профессионалов, а также параметров профессий. Включение компетенций в разработке новых образовательных стандартов, как неотъемлемого требования к выпускникам, очевидно, должно составлять часть более масштабного процесса обновления высшего профессионального образования. Внесение соответствующих изменений в политику и формирование нормативного и методического сопровождения для каждой ступени ВПО, разработка программы инициирования и реализации изменений.

Ключевые и общепрофессиональные компетенции более автономны по отношению к рынкам труда. Национально-региональный (региональный) и вузовский компоненты наиболее «чувствительны» к сигналам рынка труда, допускают оперативное реагирование на запросы работодателей посредством систематического обновления ГОС ВПО (компетенция вуза).

Ключевые компетенции по определению (по сути) как правило имеют свою «собирательную» терминологическую специфику (например, коммуникативные навыки и способности; творчество; способность к критическому мышлению; адаптируемость; способность работать в команде; способность работать самостоятельно; самосознание и самооценка). Компетенции имеют два типа: универсальные (инструментальные; межличностные, систематические), а также компетенции определенной предметной области (знания и навыки). Компетенции, ориентированные на предмет, – знания и навыки (связанные с предметом навыки). Это: соответствующие методы и технически приемы, свойственные различным предметным областям (химический анализ, анализ древних рукописей, выборочные методы и т.п.).

Обобщенно можно сказать, что компетенции могут быть встроены в различные элементы образовательного процесса, а именно:

- в результаты обучения, достижение которых ожидается от студентов;

- в процесс обучения, в течение которого они получают необходимые компетенции;

- в процесс оценки, призванный подтвердить то, что они овладели необходимыми компетенциями.

Проект нового стандарта высшего профессионального образования разрабатывается как федеральный образовательный стандарт, который впитывает в себя весь положительный опыт, накопленный при разработке стандартов первых двух поколений. При этом принимается во внимание требования Президента Российской Федерации Путина В.В., высказанное в Посланиях Федеральному собранию Российской Федерации: о внедрении в практику адекватных времени образовательных стандартов, учитывая, что содержание образования должно соответствовать самым высоким мировым стандартам, не забывая и о накопленных отечественных преимуществах; создание конкурентоспособной образовательной системы, на основе пересмотра содержания образовательных программ профессионального образования, совместно с представителями бизнеса и социальных отраслей и создания системы объективного, независимого внешнего контроля за качеством получаемых знаний.

Порядок формирования основных образовательных программ вуза на основе ГОС ВПО. Основные образовательные программы ( далее ООП) высшего профессионального образования разрабатываются федеральными государственными органами, осуществляющими государственное управление в сфере образования, и в части, выходящей за пределы соответствующих государственных образовательных стандартов, выполняют функции примерных образовательных программ высшего профессионального образования.

Перечень направлений подготовки (специальностей) высшего профессионального образования устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Сегодня исторически в России сложилась система высшего профессионального образования, которая состоит из двух образовательных подсистем: включающая как непрерывную подготовку дипломированных специалистов по 500 специальностям высшего профессионального образования (срок обучения, как правило, 5 лет), так и ступенчатой, обеспечивающей реализацию образовательных программ по ступеням высшего профессионального образования с присвоением выпускнику степени (квалификации) «бакалавра» (срок обучения 4 года) и «магистра» (срок обучения 6 лет) по 120 направлениям подготовки высшего профессионального образования. Лицензии на подготовку бакалавров имеют более 50% вузов.

Практическая реализация этих подсистем в России осуществляется по разным схемам: независимые траектории обучения по подсистемам бакалавров и специалистов не имеют общих частей; совмещенные траектории обучения на первых курсах (с 1 по 2 или 3 курс) с последующим разведением потоков специалистов и бакалавров на старших, чему способствуют государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования, введенные в 2000 году.

В настоящее время подготовка бакалавров и магистров предусмотрена во всех образовательных областях высшего профессионального образования, за исключением медицины и информационной безопасности.

С целью дальнейшего развития уровневого высшего профессионального образования Министерством предпринят ряд целенаправленных шагов: издан приказ Минобрнауки России №62 от 22 марта 2006 г. «Об образовательной программе высшего профессионального образования специализированной подготовки магистров», обеспечивающий академические свободы вузов при формировании образовательных программ специализированной подготовки магистра как вида программ, направленных на формирование высококвалифицированных специалистов, подготовленных к различным видам инновационной деятельности; развитие уровневого высшего профессионального образования Министерством зафиксировано как важнейший показатель инновационного потенциала вуза при оценке инновационных образовательных программ, реализуемых в рамках приоритетного национального проекта «Образование».

Можно считать, что таким образом формируются условия для дальнейшего развития уровневого высшего профессионального образования.

В структуру ООП входят: перечень специализаций профессиональной подготовки, согласованный с соответствующим учебно – методическим объединением; цели ООП; учебный план вуза по направлению подготовки или по специальности; совокупность вузовских программ учебных дисциплин и практик, определяющих полное содержание ООП; материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения промежуточных аттестации (в соответствии с требованиями к итоговой аттестации ГОС).

Таким образом, при проектировании ООП на первом этапе определяются конечные цели, которые должны быть достигнуты в ходе обучения и воспитания. Основанием для этого являются социальные ожидания общества к интеллектуальным, личностным и поведенческим качествам и умениям выпускника, определяющих его готовность к самостоятельной жизни, продуктивной профессиональной деятельности в современном обществе.

Цели обучения при этом формируются на основании требований к уровню подготовки выпускника, содержащихся в ГОС, конкретизированных и дополнительных, исходя из того, к каким из указанных в ГОС видах деятельности будет в основном готовится выпускник данного вуза, что он должен приобрести из профессионального опыта в результате освоения вузовского компонента ГОС. Установленные цели должны стать основой для всей многогранной деятельности по реализации ООП. Вуз самостоятельно должен разрабатывать и утверждать ООП на основе ГОС ВПО. На втором этапе проектированияООП в вузе разрабатывается ее содержательная часть и порядок реализации, которые в совокупности составляют программу действий по достижению установленных целей.

На этом этапе необходимо решать следующие задачи:

- определить полный перечень дисциплин ОПП (дисциплины национально-регионального компонента, специализации, по выбору студента);

- обеспечить необходимую целостность образовательной программы, сочетающую фундаментальность подготовки с междисциплинарным характером профессиональной деятельности специалиста;

- определить соотношение между аудиторной нагрузкой и самостоятельной работой студента;

- установить целесообразное соотношение между теоретической и практической составляющими содержания образования;

- найти наиболее эффективные с точки зрения вуза достижения поставленных целей виды учебных занятий, образовательных технологии и др.

Академические свободы вуза при реализации ООП обеспечиваются предоставлением вузу ряда прав при разработке и реализации ООП. В частности в ГОС ВПО отмечается, что вуз имеет право:

- изменять объем часов, отводимых на освоение учебного материала для циклов дисциплин, в пределах 5%;

- формировать цикл гуманитарных и социально-экономических дисциплин, который должен включать в себя не менее пяти обязательных дисциплин из одиннадцати, приведенных в государственном стандарте из них 4 обязательные: физическая культура, иностранный язык, философия и история отечества. Занятия по дисциплине «Физическая культура» при очно-заочной (вечерней), заочной формах обучения и экстернате могут предусматриваться с учетом пожелания студентов;

- осуществлять преподавание гуманитарных и социально-экономических дисциплин в форме авторских лекционных курсов и разнообразных видов коллективных и индивидуальных практических занятий, заданий и семинаров по программам, разработанным в самом вузе и учитывающим региональную специфику, а также научно-исследовательские предпочтения преподавателей, обеспечивающих квалифицированное освещение тематики дисциплин цикла;

- установить необходимую глубину преподавания отдельных разделов дисциплин, входящих в циклы общих гуманитарных и социально-экономических, математических и естественно научных дисциплин, в соответствии с профилем цикла специальных дисциплин. Содержание дисциплин указанных циклов должно быть профессионально ориентировано с учетом профиля подготовки выпускников и содействовать реализации задач в их профессиональной деятельности;

- реализовать основную образовательную программу в сокращенные сроки для студентов высшего учебного заведения, имеющих среднее профессиональное образование соответствующего профиля;

- академическая свобода вузам дана и в решении проблем, связанных ведением образовательной деятельности по тем или иным специальностям (направлениям) и специализациям и т.д.

ГОС ВПО первого и второго поколения значительно расширили академическую свободу вузов в формировании образовательных программ с 10% в 1988 году до 30-40% в 2000 году. Издан также приказ Минобрнауки РФ № 62 от 22.03.2006 г., обеспечивающий академические свободы вузов при формировании программ подготовки и магистров. Этим приказом вузам предоставлено право формировать междисциплинарные и практико-ориентированные программы с целью подготовки высококвалифицированных специалистов, готовых к различным видам инновационной деятельности.

 

Лекция №7


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: