Особенности земли как правового объекта

Земля – природный ресурс. Соответственно еще и в КРФ – основа жизнидеятельности народов проживающих на соответствующей территории. Земля обладает определенными полезными свойствами. Будучи основой жизнед – земля неоднозначна: одна часть в одном назначении – выращивание другая часть – в другом. Полезность ее различается.

Первое проявление – как основа ОС. для СХ. И Второе – земля как пространственно-территориальная основа, используемая для строительства различных объектов. В этом случае нормы ГП применяются для правового регулирования.

Как природный ресурс – экологическое право. Первая ипостась.

Вторая: И кроме того – земля это территор политическое пространство. Т.е. территориально идет выделение различных территорий. Но выделить только полит пространство невозможно. Да и полит ценность – в ее свойствах, т.к. может удовлетворять разл потребности.

Т.е. при регулировании таких земельных отношений присутствует публично-правовой аспект. Т.к. террит гос-ва, соответственно адм-территориальное деление.

Земля также выступает как объект недвижимости. Третья ипостась. Земля проявляется как часть поверхности земли границы которой установлены в соответствии с требованиями зак-ва. Легальное определение земельного участка – ст. 11.1 ЗК. В данном случае он неперестает быть частью ОС. Невозможно сделать зем участок изолированным! Даже если забор. Кроме того ЗУ границы которого определены и обозначены на местности не перестает быть частью земли принадлежащего муниципального образования. Власть органов также будет распространятся несмотря на забор.

Реализация прав собственности на ЗУ. – для этого индивидуализации. Чтобы визуально любое лицо получило инф о том можно или нельзя использовать этот участок. Кроме того для реализации прав собственника необходимо чтобы все было закреплено не только на земле но и документально.

Третья наиболее оказывала влияние на регулированире.

До 17 года земля – объект гражданского оборота. Соответственно вотчинное право – право владения землей. Крестьянское право – СХ назначение. Поземельное право – отношения по использованию земли для застройки в городах.

После 17 года земля – достояние трудящихся. И исключена из оборота.

И с 17-90 года – период административног рег-я земли. Соответственно различные названия – земельное/ колхозное. И соответственно на первый план вышла первая ипостась – как природный объект. И еще полит оттенок – как достояние народа.

Нормы в основном касались отношений по использованию и отношению по предоставлению ЗУ. Действие органов публ власти по передачи полномочий на использование ЗУ явл достояние – безвозмездно.

В 90 году земельная реформа закон. Апрель 1991 года – первый земельный кодекс в котором было закреплено правило о том что ЗУ – объект гражданского оборота. Закреплено многообразие форм собственности на землю. Регламентация действий с землей – использование, передача и т.д.

В 1994 году – попытка урег более подробно приватизацию.

С 1991-1995 – развитие норм законодательства о приватизации: из гос собственности в частную.

Создание рынка земельных участков.

25 окт 2001 новый ЗК. Завершение этапа становления тройственного статуса земли с т.з. правового рег-я земельных отношений.

Самостоятельность отрасли определяется:

1. Необходимость рег-я зем отн как особых отношений.

2. Самостоятельность предмета

3. Специфика метода

4. Наличие кодифицированного акта.

Иванова считает что это отдельная отрасль. А не подотрасль ЭП, ГП. У земельных оношений куча особенностей позволяющмих выделить как отдельную отрасль.

Метод – способ воздействия на правоотношения – смешанный метод правового регулирования. В основном приоритет остается за разрешительным типом Правового регулирования ЗПО. Но и публичная часть тоже есть. В целом соотношение ГПМ и АдмПМ – в различных видах земельный правоотн различно.

Правовой режим земель.

Совокупность установленных в законодательстве правил по рациональному использованию и охране земель.

Земля как объект правового рег-я имеющая определенный правовой режим.

З-ль делит земли в зависимости от их качественных характеристик. Для застройки жильем, застройки промышл объектами, для СХ. Разные правила по управлению в сфере использвания и охраны различных видов земель.

Правовой режим состоит из определенных элементов – СЛАЙД:

1. Меры гос рег-я в сфере использования и охраны земель. (управление в сфере исп и охраны; уст целевого назначения; видов разрешенного использования; ограничений прав на землю; меры по охране земель)

2. Права и обязанности участников земельных правоотношений.

1.Целевое назначение – стратегия; виды разрешенного использования – тактика.

П. 3 ст. 11 ЗК Определение целевого назначения.

Ст. 7 – перечень категорий земель. Перечень целей для которых земли различаются по правовому режиму. И такое назначение называется категорией. Устанавливает категория – адм способом. От собственника не зависит. Может попросить изменить категорию.

Виды разрешенного использования это разрешенные правообладателю виды деятельности на земельных участках. Градостр кодекс.

В ЗАДАЧУ БУДЕТ ВКЛЮЧЕНО РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫЙ РЕГЛАМЕНТОВ. САЙТ АДМ СПБ В РАЗДЕЛЕ ПРАВИЛА ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЯ И ЗАСТРОЙКИ. ПЛЮС НА САЙТ КОМИТЕТА ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ И АРХИТЕКТУРЕ.

Градостроительный регламент – нпа в составе правил землеполльзвания и застройки органами местного самоуправления.

Ст. 11 ЗК – указание на такое полномочие органов МСУ.

Ст. 85 ЗК – посвяще6на землям населенных пунктов и в частности п. 5.

Разрешенные виды деятельности в градостр регламенте. Элемент правовго режима земель. Что может собственник/арендатор а что не может.

Ст. 56 ЗК - ограничение права на землю. Установленные НПА условия обременяющие права субъекта на землю. Например режим хозяйств деятельности. Обязанность начать осваивать зем участок и завершить строительство разрешенного объекта на земельном участке.

Меры по охране земель это уст в зак-ве обязанности проводить различные защитные работы – мелиорация рекультивация консервация. Глава 2 ЗК.

2.Права и обязанности участников ЗПО – уст в зак-ве в зависимости от видов прав. В ст. 40 – права. В ст. 42 – обязанности.

Также ст. 30-32. Регламентирующие полномочия органов публ власти по предоставлению.

Это именно совокупность правил по использованию и охране земель.

Ст. 30-32, 36, 38 ЗК – регулирующие порядок предоставления ЗУ – закрепляются права и обязанности органов публ власти по управлению в сф использования земли.

Резервирование и зонирование правила по уст целевого назначения по уст ограничений прав на земли плюс права участников.

Земельный правопорядок. – СЛАЙД.

Земельный правопорядок – основанная на праве и сложившаяся в результате осуществления идей и принципов законности такая упорядоченность отношений, которая выражается в правомерном поведении участников ЗПО.

Сейчас в ЗП существует много проблем и коллизий ГК, ЗК и др. Кроме того коллизии и в самом ЗК.

Элементы земельного правопорядка:

· Правовой режим земель

· Государственное управление земельными ресурсами

· Предоставление земель

· Землеустройство

· Гос учет земель

· Земельный котроль

· Правовая охрана земель.

Упорядоченность и регламентированность в этих элементах обеспечивает упорядоченность и регл во всем ЗП.

На след лекции: принципы ЗП. А потом ЗПО

ПРИНЦИПЫ ЗП.

Основные положения, которыми следует придерживаться и законодателю и правоприменителю.

С 1990 года. Перечень указанных принципов не исчерпывающий.

Основные принципы земельного права:

· Межотраслевые:

ü Учет значения земли как основы жизни и деятельности человека

ü Приоритет охраны земли как важнейшего компонента природной среды. И средства производства в сельском и лесном хоз-ве перед использованием земли в качестве недвижимости. Охрана приоритет над использованием, над извлечением полезных свойств земли.

ü Приоритет охраны жизни и здоровья человека. Исп-е землельного участка теми способами которе не причиняют вред здоровью людей и ОС. Испособы использования ЗУ которые соотв экологрическим методам, кроме того ГПО если возмещение вреда. Гл. 2 ЗК – там реализ через декларативные нормы.

ü другие

· отраслевые

ü многообразие форм собственности на землю. Общее направление реализ земельной реформы. Закреплен и в КРФ и в ЗК и в законе о земельной реформе. А)Связан это принцип со стратегией реформы зем отн – включение ЗУ в гражд оборот. Б) связан с блоком зак-ва о приватизации. Т.е.. реализуя этот принцип зак-ль определял какими способами будет создано это многообразие форм собственности на землю.

ü множественность прав на землю. Правило закр незыблемость существующих прав. Например ЗУ на праве бессрочного постоянного пользования. И в реформу его люди не лишились т.к. реализация этого принципа. ФЗ о введении в действие – ст. 3, в п. 4, 9, 9.1. нормы закрепл реализации именно этого принципа. Основано на реформе земельного зак-ва и необходимости обеспечить преемственность прав ранее предоставленных до начала земельной реформы. Защита иных прав на землю, в т.ч. ПС.

ü принцип целевого использования земли. Центральный в ЗП. Существовал в ЗП практически всегда. Даже во времена российской империи. Предполагает что ЗУ передается для использования в определенных целях, т.е. за целевым использ стоя те нужды которые надо удовлетворить. Земля может эти нужды удовлетворить. Земля не может быть просто предоставлена. Земля д.б. использована. Требование зак-ля обязательно проводить действия по извлечению полезных свойств земли. Гл 17 ГК 284-286: если собственник не использует ЗУ или нерационально его использует. Обязательно активные действия по извлечению полезных свойств земли. Реализация в нормах ГК. Но вот механизм изъятия неиспользуемого ЗУ хромает. Ст. 42 ЗК, ст. 56 ЗК – тоже реализация этого принципа.

ü Единство судьбы ЗУ и всех расположенных на нем объектов. Ключевой. Единство судьбы а не единство земли. Параллельно но в одном направлении. Особенность его в том, что живет только с 2001 года с даты принятия второго ЗК. В ст. 1 ЗК сформ данный принцип, а в 35 и 37 развитие этого принципа через конкретные правила, а именно запрет отчуждения ЗУ и здания отдельно при условии если и ЗУ и здание в ПС у одного лица. ФЗ о регистрации недв имущества и сделок с ним развивает этот принцип и закрепляет его. До 2001 года в РФ действовало правило по которому не здание следовало на ЗУ, а ЗУ следовало судьбе здания.

ü Устойчивость землепользования. Существовал и до 1991 года. Запрет лишения правапользования минуя судебное решение. Схож с принципом защиты ПС, но действовал до появл разл видов ПС. Касался также установления границ – незыблемость границ в результате проведения кадастровым инженером работ по межеванию ЗУ (отвода земельного участка). Права закрепленные и документально подтвержденные. Во всех ЗК были требования о гос регистр документов о правах на землю. Незыблемость прав, регистрация которых проведена. Незыблемость установленных границ. Обеспечивает защиту прав на ЗУ и обеспечивает защиту установленных границ ЗУ. Реализация данного принципа п. 9 ст. 3 ФЗ о введение в действие ЗК.

ü Платность землепользования. Был закреплен зак-ом с 1 янв 1992 года в законе о плате за землю. Любое исп-е ЗУ осуществляется за плату и уст в какой форме плата за землю. Сначала 3 вида земельных платежей: а) земельны налог – НК; б) а/п – ФЗ о введ в действие ЗК, ЗК, НПА РФ, НПА суб РФ и нормами ГК в зависимости от вида права. обязательность усл о размере а/п; в) с 1992 года до 2001 – нормативная цена земли. Сегодня НЦЗ очень близко по сути к кадастровой оценке, их объединяет орг ПВ который уст размер. Либо региональный либо орган МСУ. Сейчас не применяется. Сейчас применяется кадастровая оценка. а) и б) до сих пор существуют. Реализуется как в нормах ЗП так и в нормах НП. Связан с воздм польз ЗУ.

ü Участие граждан и общественных организаций в решении вопросов, касающихся их прав на землю = принцип публичности. Закреплен как в нормах ЗК – ст. 31 ЗК. Плюс ст. 23 о сервитуте. Кроме того в градостроительном кодексе – обсуждение градостроительной документации а также участие собственников ЗУ в обсуждении проекта правил землепользования и застройки. Связан с публичным аспектом земли. Соотношение частного и публичного в ПС на землю проявляются особенно остро, т.к. ЗУ будучи объектом ПС не перестает быть частью ОС, среды обитания. Не утрачивает признаки природного ресурса. Поэтому действия правообладателя касаются 3 лиц. Кроме того насколько реализ полномочия по предост ЗУ от имени народа РФ. Большое количество декларативных норм. Это мнение спрашивается, но не обязательно учитывается. Не смотря на важность, стоит на почти последнем месте т.к. только декларативность. 3 момента в декларативности: круг лиц (только правообладатели смежных участков или все лица в квартале); объем той инф которая д.б. предоставлена заинтересованным лицам; способ участия – обычно сходы, зак-во о порядке проведения схода позволяет провести дэюрэ, а не дэфакто. Нет адресной рассылки уведомлений о проведении. В СПб сейчас в новом законе предусмотрели спец орган который будет адресно рассылать. Земельное зак-во, муниципальное, конституционное.

ü Равенство участников земельных правоотношений в защите своих прав на землю. Скорее даже межотраслевой. Любой правообладатель но дэфакто только публичный собственник.ю плюс особенности споров по границам ЗУ. Тут зак-ль несмотря на такой принцип в з о гос кадастре недвижимости, есть правило, что если есть сведения и записи то они и будут применяться. Суть в равенстве правообладателей независимо от даты возникновения прав. Ст. 9.1.

ü другие

Ст. 1 ЗК – в ней сформулированы межотраслевые принципы. Основные принципы земельного зак-ва. Все принципы на первой ипостаси земли – как природный ресурс. Реализация принципов в первую очередь через КРФ, а потом нормы ГК.

ЛЕКЦИЯ ПРОПУЩЕНА

Основные институты земельного права.

· Общая чась

· Право землепользования

· Право собственности на землю

· Управление в сфере использования м охраны земли

· Землеустройство

· Гос учет земель

· Земельный контроль

· Ответственность за нарушение земельного заква

Особенная часть:

· ПР земель разл категорий

Специфика метода земельного права: «Для регулирования земельных правоотношений характерен разрешительный тип правового регулирования с ограничивающим условием в виде установления обязываний, которые (обязывания)…» см слайд)

Особенности земельно-правовых норм. Слайд.

Позитивное обязывание – основная форма общеобязательных правил, ими они рег отношения и опопсредуются отн отношениями где одна сторона обременена обязанностью, а другая правом совершать активные действия и в случае нарушения защищать такое свое право. Например ст 30, 36 ЗК. Кроме того ст. 34. Это нормы возлагающие произвести определенные активные действия. Позитивные – это не чистые обязывания. Обычные – лицо обязанное терпит неудобства, лишения. Тут же орган никаких лишений не терпит – он исполняет свои публичные функции. Но эта ф-я не всегда ф-я рег-я отношений. Позитивные обязанности занимают значительную долю в обязанностях.

Процессуальные правонаделительные нормы. Через регулирование порядка – гос учета земель/ проведения процедуры торгов/ предост ЗУ на праве пост бессрочного пользование. Устав земельной кадастровой палаты.

Не все нормы гарантии обеспечены механизмом реализации. Например, нормы, гарантирующие права лиц заинтересованных в проведении землеустройства. При принятии решений о зонировании учитывается мнения и правообл зем участков, но характер этого учета не поределеяется.

Классификация проф. А.К. Галическовым и Волоковой Г.А. норм конституции: СЛАЙД

· Основы правового режима. Ст. 9 КРФ – земля охр как основа жизнедеятельности. В зав от этого виды разреш исп-я и т.п. ст.8 КРФ – охр и защищ все формы собственности на замелю. Ст. 34 КРФ.

· Правовой статус субъектов в частности граждан. Ст. 36, 35 КРФ. Права иностранных граждан – 64.

· Предметы ведения РФ, суб РФ в сфере рег-я земельных правоотношений.71 д) 114-г, 76 – 2,5.

Разграничение гос собств на землю ст. 3.1 ЗК. По предметам совместного ведения законы и иные НПА. Процедура разграничения. Принципы разграничения все там же ст.3.1 – критерии разграничения гос собств на землю. Т.к. вопросы принципов – вопрос РФ. А реализация – совместное. Поэтому в третьей гнруппе основные моменты рег-я земельных отношений.

ФКЗ потом ФЗ потом Законы субъектов.

ФЗ з об обороте земель с/х назнач; о переводе земель из ЗУ в другую категорию; з о землеустройстве; о гос кадастре недвижимости; о садоводнич огрод и объед граждан; о содейств разв жилищного строительства; об орг-ии и проведении 22 олимпийских игр в Сочи.

Вопросы, по которым суб РФ издает земельные НПА.

Ст. 33 Зк – для каких целей законами суб РФ уст макс и мин ЗУ в собственность. Законами субъекта м.б. опреден круг лиц кому бесплатно из земель в собственности субъекта – ст. 28 ЗК. Самис найти пример!!! Об обороте земель с/х назначения – ЛО.

Пост пр-ва 15.11.06 и вопросы резерв 22.07.08.

Также полн РФ через принятие ведомственных актов.

Вопросы ОМСУ. Слайд.

Правила землепользования и застройки – это НПА, принимаемый ОМСУ, имеющий всеобщий характер. Данный правила распр по террит признаку не зависимо от ф. собственности. На всей территории МО. Обязательны для всех правообладателей. Имеющих ЗУ в границах МО.

Легальное опред этих правил в Градостроительном кодексе.

Градостроительные регламенты – часть акта – Правил, которыесодержат перечень разрешенных видов использования ЗУ, расположенных в границах опред террит зоны.

На террит СПб правила застройки.

Цели для осуществл которых нормирование: подсобное жил хоз-во и индив подсобное строительство. Макс и мин нормы передачи зем участков собственность.

Ст. 23 ЗК – публичный сервитут.

Установление размера земельного налога – реализ принципа платности землепользования осущ ОМСУ.

Ист ЗП и НПД, межд договор (межд согл о рац использовании природных ресурсов; 2004 – модельный ЗК для гос-в участников СНГ)

Плюс правовой обычай: 1) 2)при оформлении документов на фактически используемые ЗУ. Ч. 2 п. 7 ст. 36 ЗК – указания на то что границы ЗУ по объектам недвижимости устанавливаются и с учетом границ смежных землепользований. Кроме того в ст. 38/39 – уточнение границы ЗУ. То принимается фактическое землепользование в теч 15 лет и более уст в данной местности ориентиры, обозначающие границы. Т.е. установление границ/ межевание на основании обычая. В ст. 31 используется это правило – фактическое хозяйствование.

Плюрализм мнений при регулировании зем отношений.

ПРАВА НА ЗЕМЛЮ.

1.Право землепользования.

Землепольз связ в первую очередь с извлеч полезных свойств земли. Возможное и должное поведение обесп средствами защиты. Второе понятие – землепольз это вид природопользования. В этом случае земля как природны ресурс. И земля пространственно территор база.

Рег-ся нормами экол права (природжоресурсного прва в частности), удел вним экол требова при извлеч полезных свойств земли. Нормы публ-правового рег-я. Элемент ОС.

Если говорить о теор ЗП, пр землеп – это система норм уст, осн возн, изм и прекр прав на землю, порядок права и обя правообл ЗУ в целях…..

Извлеать полезные свойства земли з-ль предпис впутем акт действий. Ст. 40 ЗК – на первом месте право на использование ЗУ.

В теории выделяют первичное и вторичное право землеп. Первичное – право землеп возн на осн акта орг ПВ о предоставлении земли, о надел правом по исп землю. Сегодня первичное право землеп  может возн на искусств созданный зем участок. Вторичное – в результате сделки. Кроме того общее и спец право землеп. Общее – на изв полейзных свойств, своб для открыт доступа. Пример – ст. 262 ГК – ЗУ общего пользования. На террит открытых для своб доступа. Специальное по видам прав землепольз-я: ПС, ПНВ, ППБП, ПБСроч ПОЛЬз, Аренда.

Объекты права землеп – ЗУ, имеющий определенный правовой режим. Элементы прав режима ЗУ (см. слайд – целевое назначение и блаблабла). Разреш исп-е в градостр регламенте. Пред параметры строительства– конктр объекты возведение которых разреш на ЗУ.

Признаки ЗУ как объекта зем прапвоотношений: инд определенность – границы и кадастр номер; целевое использование; делимость.

Признаки ЗУ как объект права землепольз, то можно добавить четвертый – оборотоспособность. Может или не может быть объектом того или иного вида землепользования.

Содержание права землепользования. – слайд. Это совок полномочий правообл по влад/поль/распор ЗУ как объектом права землепольз-я. Принцип платности. Извлеч полез свойств за плату – зем налог/ арендная плата. Условием внесение земельного налога зак-ль признал наличие док-ов о праве. Титульность землепользования. Это документ о праве на ЗУ. Документ подтверждающий право владеть, пользовать и иногда распоряжаться ЗУ – в определ случаях. Общее правило: землеполь д.б. титульным. Владение как элемент права землеполь характ через док-т об обл права на ЗУ. Поэтому полн по владению -. Польз – активные действия по извлеч полезных свойств из участка. Конкретные децйвствия обл права землепольз рег-ся и о.п. закрепляется закрепл разрешительный порядок получения разрешения на использование. Реализуется посредством получения разрешения на застройку. Осн вид исп-я – строительство. Ст.40 – перечень прав; ст. 41 – прав на исп-е ЗУ. В соотв с уст в адм порядке назн и видами разрешенного исп-я ЗУ. М. выбрать один из видов но поменять он их на неоговорены й не может. Распоряжение – изменять судьбу вещи производить отчуждение, либо уничтожать вещь. Например, объекденить ЗУ – тоже вид распоряжение. Гл. 1.1 – право объед ЗУ в один. В этом случае 2 ранее существоваших прекр свое существ и создается новый объект. Способы распоряжения обладателями права землепольз. Право объекдинять принадл 1 лицу ЗУ принадл ему на ППНВ в один. Право распорядить появилось путем закрепл за ним полном по объед ему ЗУ 2 зем уч в один, кот обладает на ППНВ. Данный вывод из ст. 11.6 п.5

Полномочия арендатора в ст. 2 ЗК. Запретитильный а не разрешительный порядок -??? уточнить!!! Но догвор в первую очередь смотреть. Но нельзя менять целевое назначение!

Безтитульное землеп – ст. 35 и 36 ЗК. Т.е. собственник здания на ЗУ имеет права на часть ЗУ необх для его использования. Ст. 36 дает право выкупить такой участок – право преимущественного приобретения. Сейчас в рамках отн по фактич землепольз. Рег получ и оформл документов таким лицом. Ст. 271 ГК закрепляет права собственника недвиж, на ЗУ принадл др лицу, право польз придолст таким лицом земельным участком. Ст. 36 закрепляет право выкупа данного ЗУ, если таковой не отн к ЗУ изъятым. ФЗ о введение в децйствие ЗК – ст. 2 и 3 рег-ет этот вопрос выкупа в чатси определения принципов выкупной цены и закрепл порядок. Это полном не отн ни к владению ни к польз ни к распоряжению. Плюс право выкупа ЗУ нахзод в гос или муниц собств. Право преим покупки такого ЗУ. Но на частные не распростр. Порядок реализ этого права в ст. 35 и 36 ЗК. В основ это нормы позитивного обязывания – рег деят спец уполн органов, закр опр обяз и предост право получить фактич землепользователю получить защиту.

Фактическое замлепольз отн к беститульному. Признаки ФЗемл – наличие ПС на недв имущ возникшее до 2001 года на законных основаниях. Это условие обесп собственнику недв статус фактического землепольз и наделяет его правом преимущ покупки но ЗУ, наход в гос и муниц собственности. На законных основаниях: права на недв д.б. оформлены в соотв с треб зак-ва на момент возн-я ПС. Док-ты о правах д.б. в соотв с законом в момент оформления а не в момент обращения. 1998 закон о гос рег прав на землю – система рег прав на недв имущ. До этого прводилась спец уполн орг – гос комитет по зем политике и земельной реформе – полн по регистрации док-тов о правах на землю. Не прав! А док-тов. До 1991 рег док-в производилась ИОВ по месту нахождения участка – п. 9 ст. 3 ЗК. Норма закрепляющая преемственность документов.

Второе услоувие наличие у такого лица док-та о правах на землю в соотв с порядком.

Сложный юр состав: подача заявл о предост+изд акта ИОВ о предоставлении+отвод ЗУ оформленный и удостоверенный док-ом. Гос актом или свидетелельством к которым прилагается план ЗУ, на котором границы ЗУ.

А вот док-ты о правах на ЗУ их может не быть но реш о предост ЗУ есть всегда. Этот док-т принятый ИОВ наделенным полномочиям пот предост ЗУ. Это правило не изменялось с 1922 г. Только изменялось название и статус органа.

Фактическое – вид землепольз, без титульное без док-в. Обладатель которого наделен правом на выкуп ЗУ под недвижимостью но при условии что если это публичные земли и если у такого лица есть докты о правах на недв имущество.

Необх для обсулуж или необх для использования – ст. 35 ЗК.                           

Вопросы уст и поределения границ п. 7 ст.36 ЗК.

Провоотн по уст границ – виж земельных правоотношений, рег которых осущ преимущественно земельными правовыми нормами носящими адм характер. Участники правоотношений: фаткич землепольз или правообл ЗУ; специализированная орг-я/ ИП, имеющий статус кадастрового инженера, спец уполн ФОВ (росреестр). Гос учреждение – земельная кадастровая палата.

Ст. 554 ГК: размер ЗУ. Как предост ЗУ – на всю территорию либьо под здание. Для опр полном землепользования. Пределы права использования ЗУ. Под самим зданием, для эксплуатирования здания. Инф о ЗУ – в спец исп органе.

На тер СПб, инф о границах ЗУ на земельном портале СПб в регион геоинф системе – РГИС.

П. 7 ст. 36 ЗК - инф о размере ЗУ о макс и мин м.б. получена из градостроительного регл соотв террит зоны. Учетом красных линиях застройки.

Суды полагают достаточным указание в договоре кадастрового номера земельного участка. Тогда инф о границах – в РГИС путем введения в поисковик кадастрового номера. Зоны особого режима использования.

Кадастровая палата. По приемке проведенных работ по уст границ и внесение сведений в кадастр. Особенностями по уст зем границ: фактич землеп вступ в отн реализуя право преим покупки под зданием. Б) вступ в правоотн заключает сделку с кадастровым инженером В) материалы провед работ провер земельной кадастровой палатой, ее ф-ии коньтрольные - проверяет на сколько кдаастр инженер провел работу по уст границ с соблюд зак-ва. Кадастровый учет. Утверждение межевого плана и выдача кадастрового паспорта ЗУ.

Ст. 36 ЗК оставляет право выбора вида права на землю за фактич землепользователем. Право самост определить прав ф. использования ЗУ. Если выберет право аренда то ОИВ будет обязан заключить договор аренды. Нет права выбора у органа. Норма позитивного обязывания. С уст сроков для составления проекта договора.

10.09.11. Особенности права собственности на землю.

А)Разъяснения положений кас защиты ПС и касс применения ГК.

Совм пост пленумов от 29.апр.2010 10/22. О некот вопросах при разр споров связ с защитой ПС.

Иль 2011 №54 – особенности применения норм о самовольной застройки. Применение норм ГК, касающихся ЗУ.

ПС – возм для правообл производить действия по вл/польз/распор ЗУ как своим собственным, своей волей, но в соотв с целевым назначением и уст в градостр регламенте видами разрешенного использования. От сюда получается что право собственника полноценное, но это господство не является абсолютным. П. 11 Ст. 1 ЗК.

Гл 17 ГК – подтверждение общедозволительного характера полномочий собственника. Целевое назн ЗУ уст в адм порядке и указывается в акте о возникновении ПС первичным способом. Акт о тпередаче ЗУ публ органом. Менять цель исп собственник не может.

Т.е. правовой статус собств-ка имеет общедозволит характер с огр усл - не может сам менять целевое назначение и запрет выходить за пределы перечня видов разрешенного использования ЗУ.

Соответственно собственник может производить любые действия по извлеч полезных свойств земли. Может любыми способами допутимыми законом пресекать проникн постронних лиц на ЗУ. Закон содержит гарантии обесп защиту таких прав собственника. Например собственник м. поставить забор по линии границы ЗУ.

Характеристика ЗУ как объекта – граница. Принцип незыблемости границы от всех 3 лиц в т.ч. от гос-ва. Ст. 7 ФЗ о гос кадастре недвижимости: граница – уникальная характеристика ЗУ как об недвиж и объекта ПС. Т.е. эта характеристика д.б. всегда. Факт завершенности индивидуализ ЗУ. Отношения по межеванию заверш кадастр учетом и присв кадастр номера и затем граница – заверш этих отн. Обозн пределы полномочий собственника. В пределах границ собств осущ свое господство и реализ свои полно.

На границе сталкив со смежным правообладателем.

ПС связ с теорией потребления.

Со 2 авг 2011 вступ в силу ФЗ – об искусственных ЗУ. На водных об наход в фед собственности.

Гос кадастр недвиж – сведения о границе подств проср присв кадастрового номера.

Толков ст. 554 гк – указыв свед о зем участке.

А если нет собственника. То можно продать дом а покупатель уже будет разрешать проблему с ЗУ не в собственности.

Образование ЗУ. ЗУ д. обл призн инд определенности. И должен быть ОБРАЗОВАН гл 1.1 ЗК посв зем уч. Содержит перечень способов образ-я ЗУ. Это первоначальное созд вещи как объекта права.

Правообладателя совок опр действий по сбору и опис хар-к описание ЗУ как инд-опр вещь. Основная хар-ка – граница образования.

Граница расширяет круг субъект рядом с правособственником. Соседи.

Граница еще одно ограничивающее условие.

Эти вопросы вообще не урегулированы сейчас в зак-ве.

Б)Владение/польз/распор носит публ характер, выр в гос рег-ии в ЕГРП на недв имущ и сделок с ним.

Особ соверш сделок с ЗУ ст.37.

ПС не замыкается на одного собственника. Гарница расщширяет круг лиц перед которыми собственник обязан. Должен информировать и т.п. а делать то вроде может.

ЗУ – часть ОС.

Исключение ст 40 и 42 – единственные средства для защиты.

Связь ПС с земельным правопорядком. Это упорядоченность отношений. Есть или нет?? Все зависит от того есть ли защита.

П. 3 ст. 37.

В теории связь пс на землю с земельным правопорядком не упорядочена. Нет встроенности. Показатель – урегулированность отношений.

Особенности реализ полн собств-ка по исп ЗУ, тут связь пс на ЗУ с землепорядком более урег т.к. есть регламенты.

Пост совм пленумов о защите прав на недвижимость – посмотреть. И суд практику арб судов с самовольной постройкой.

Ст.40 – перечень земельных прав собственника. Плюс гл.17 ГК. Ст263 ГК.

Ст.41 – перечень прав правообладателей.

Ст. 42 – перечень земельных обязанностей.

Земля исп чтобы исп ее полезные свойства. Основное направление – застройка.

Основной после ведения с/х пр-ва. Право на застройку поэтому явл одним из осн прав на землю.

Нормы земельного зак-ва, то в ст. 40 закорепляется в пп.2 п. 1 право возводить разл здания строения сооруж в соотв с целевым назн и его разрешенным исполз0ованием с собл градостроит норм и правил.

Разрешительный порядок реализации этого права, устан-я треб собл градостр нормы и правила и собл целевое назн.

Механизм реализации этого права на застройку: в ст. 51 ГСК – порядок получения разрешения на строительнство. ЗП застраивать ЗУ обеспечивается неормами ГСК регл порядок получения разрешения на строительстве в соотв с разрешительным порядком реализации этого права.

Ст. 263 ГК регулир механизм реализ права на застройку собственником ЗУ. Ч. Ст. 261 сопост с пп2 п.1 ст. 40 ЗК мы увидим различия! В Зем зак-ве четко предусм разреш порядок реализ этого права и общедозвол статус собственника четко ограничивается условиями. В 261 ст. ГК собственник может возводить здания и разрешать строительство на своем участке другим лицам. Огранич условия таких действий совп с пп. 2 п. 1 ст. 40 ЗК. Разница в том что земельные права согл ст. 40 применительно права на застройку закр право возводить. А в ГК кроме прпва возводить есть еще право давать другим лицам право застраивать. Следовательно вопрос, можно ли говорить о том что давая разрешение на застр другим лицам, собственник д. выступать как градостр орган? Для реализ права на застройку нам необх получить инф о нашем ЗУ. Д. понять что будем строить на ЗУ. Земля жто элемент ОС.а право на застройку как правило реализ в насел пунктах. А значит ЗУ – элемент среды обитания горожан. Поэтому градостр правила уст опр правила к застройке. Например градостр регл м. огр застройку только 4 этажами и 5 построить не может. Т.е. это влияет на правомочия собственника и корректирует его поведение. Виды разрешенного строительства, параметры разреш строительства и целевым назначением.

Разрешение производить застройку на своем ЗУ.

Т.е. сначала проектная документация, потом разрешение градостр органа.

Разрешения на застройку участка может быть выдано лицу обладающим участком на праве! Титул. Ст. 51 ГСК. Условие получение разрешения – наличия документа о праве.

Кроме того для получения разрешения необходим разработанный проект застройки в соотв с треб ГСК. Для получ разреш на строительство – необх инф о характеристиках ЗУ, влияющая на возм будущей деятельности. Сюда отн и документы получ в рез исследования грунта (материалы инжен изысканий) ст. 47 ГСК. Это инф которая д.б. получена перед началом любой дечятельности по строительству. Либо в спец органе либо посредством спец исслед в специализированной орг-ии на осн договора. Инф о качеств характер ЗУ влияющих на право на застройку. Расчеты, инженер обеспеч ЗУ, факторы техноген возд на ОС от будущего объекта

З-ль уст основы контроля за собств при реализ им права на застройку. Посредством разрешительного порядка реализ этого права.

Решение 2 вопр: а) насколько будет создаваемый объект опасен для жизни и здоровья людей; б) насколько будущий объект соотв ГСНормам и правилам. Например этажность здания. – публ ф-я регулир рационального использования земли. Зыбкий момент т.к. нет опасности прия вреда не имущ не гражданам. Но собственник внедр в публ сферу. Это эстетический в какой-то момент. Запрет собственнику выходить за пределы этих градостр норм и правил.

Если самовольновозвед строение – граддостр орган м требовать сноса.

Если опасно – компет органом град, метар по градостр экспертизы – чем м.б. зафиксир опасность.

Суд признает что если опасно – это однозн основание для снова объекта. А в случае если нет опасности для жизни и здоровья но не собл второе требование. То если участок в собств лица и подтвержден факт что собств предпринял де     йствия по получ разрешения на застройку а действий от ОИВ не последовало, то потом опред насколько объект соответствует. И если соотв градостр нормам и правилам, то застройщик м потребовать признать право собств на такой объект. П. 25, 26 Совместного пост Пленумов апреля 2010 №10-22. А если участок не принадлежит собств то в таком случае, объект призн самовольно возведенным. И тогда либо сам собственник заявл треб о призн своего права собств на объект. (плюс тут еще вопрос а было ли разрешение от собственника).

Ст. 263 ГК «собств может РАЗРЕШАТЬ строительство». В ГСК – разрешение на строительство. Причем разрешение на строительство в п1 ст 51 ГСК содержится определение правового статуса данного документа. И редакция ст. 51 позволяет заключить что 1) разрешение на строительство выдается если будущий объект и будущая деят соотв предельным параметрам правового режима ЗУ. П.1 ст. 51 сопоставляем со ст. 44 ГСК – собл правового режима и в частности параметров разрешенного строительства. Т.е. должны быть собл требь градостроительного регл – собл правового режима ЗУ. 2) ввод объекта в эксплуатацию ст. 55 ГСК. Проявл разреш порядка реализ права на застройку. Контроль за полномочиями собственника с начала и до конца. Сначала разреш на строительство. А после окончания разрешение на ввод объекта в эксплуатацию согласно ст. 55 ГСК. Т.е. дкументот ОИВ градостр-ва и архитектуры подтвержд эти же самые обстоятельства. Разрешение на ввод объекта – завершающий этап. Т.к. это обяз документ для проведения госуд кадастрового учета здания.

Но суды на первое место ставят первый признак! Опасен или нет. Применительно ко второму вопрос решается в каждом конретном случае. Это не очень т.к. субъективный подход.

Плюс есть проблема в том что по ЗК – собственнику принадлежит кусок поверхности! А по ГК – еще и высота надо и глубина под. А сколько это над и под? В зак-ве о недрах – 5 метров. А высота возд простр над? Аналогичной нормы в возд зак-ве нет.

Воздух это объект права? – нет. Поэтому и нормы нет.

П.3 ст. 261 ГК закрепл полном исп по своему усмотре все что над пов ЗУ? Ведь воздух не объект.

Право над – это право на преобразов простр территории! Это и есть право на застройку. У собственника есть право давать или отказывать в разреш в прокладку коммуникаций, проводов

Только для собственника!! Иных правообладателей этого не касается. Обладатель иных вещныхз прав только линейно может распоряжаться. В глубину не может.

Передача права застройки – договорная форма!

Виды ЗУ:

· Искусственный ЗУ;

· Садовый ЗУ;

· Дачный ЗУ;

· Огородный ЗУ;

· Приусадебный ЗУ;

· Полевой ЗУ.

Земельный права правообладателя ЗУ.

· Право использовать зу в соотв с целевым назн и уст видами разрешенного использования

· На застройку в соотв с выданным решением на строительство

· На приватизацию зу под зданием строением сооружением наход на ПС.

· Переоформить свои права пнв пбп на зу возникшие до 30.10.2001.

Земельные обязанности правообладателя ЗУ

· Исп ЗУ с соотв с целевым назначение и уст в градостр регламенте видами разрешенного использования (собл градостр, санит, экол требования при исп участка)

· Сохранять межевые знаки, обозначающие границы ЗУ

· Приступ к исп в установленные сроки

· Осуществлять мероприятия по охр ЗУЦ (мелиорация, рекультивация, консервация)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: