Землеустройство. Гос устройство. Земельный контроль

Землеустройство.

Регулируется специальным законом «о землеустройстве» 2001 года. В законе содержится определение понятию землеустройства через перечень мероприятий. Совокупность меропринятий проводимых специально уполномоченными органами, гражданами и юридическими лицами, которые направлены на обеспечение рационального использования и охрану земель.

Ø Изучение состава земель.

Ø Планирование.

Ø Установление объектов границ землеустройства.

Ø Определение действий по застройке.

По большому счету, к землеустроительным мероприятиям относятся действия любого правообладателя. Само по себе землеустройств – это категория экономическая. А т.к. землеустроительные мероприятия организационные и организационно-технические, то при проведении землеустроительных действий применяются различные технические средства и методы.

Участниками являются исполнительные органы государственной власти и МСУ, юридические лица и граждане. Для исполнительных органов их права и обязанности как участников землеустроительных отношений регулируется законодательством (свободы волеусмотрения нет никакой). Реализуется в форме реализации государственных услуг или государственных функций, но в любом случае регулируется административным регламентом.

Землеустроительные отношения являются инструментом для реализации других земельных отношений. Прежде чем выставить на торги, нужно провести изучение земель, сформировать участок.

Если говорить о специфике юридических лиц и граждан как субъектов, то следует отметить, что граждане являются участниками землеустроительных отношений, как обладатели прав на данный участок. Они являются участниками при изучении (предоставляют документы о земельных участках; имеют право знакомиться с материалами, составленными по результату)[1]. Их статус двойственен: могут быть лицами заинтересованными в проведении землеустройства либо быть лицами, чьи права затрагиваются при проведении землеустройства. В принципе, гражданин может заказать проведение изучения состояния земель, заказать работы по проведению границ.

Юридические лица так же как и граждане являются участниками данных правоотношений. Статус более расширен, т.к. юридические лица могут проводить большее количество различных видов изучения.

Ст.69 ЗК в прежней редакции содержала указание на полномочия субъектов землеустройства граждан.

Землеустроительный процесс.

Когда говорят о процессе, то предполгаюат наличие определенной последовательности и взаимодействия действий. У каждого действия есть последствия, есть правовая форма, в которую облекается данное действие.

Существуют этапы процесса:

1. Подготовительный этап. Осуществляется разработка проекта землеустройства. При изучении состояния земель проводиться анализ информации о правовом статусе участка, зоны. Решение может быть принято исполнительным органом или лицом, заинтересованном в проведении землеустройства. На данном подготовительном этапе проект разрабатывается подрядной организацией, действующей в соответствии с подрядным договором.

2. Согласование проекта землеустройства с заинтересованными лицами (стадия публичного обсуждения). Т.к. земля – это основной компонент окружающей среды, пространственно-территориальная основа, любое использование земли в той или иной мере затрагивает права других лиц. Однако данной стадии может и не быть в тех ситуациях, когда права других лиц не затрагиваются. Действующие лица имеют на данной стадии двойственную функцию: участвуют лица, которые заказали данные лица, участвуют лица, чьи права могут быть затронуты.

3. Утверждение проекта землеустройства. Кроме заказчика результаты работ утверждает еще и специально уполномоченный орган в рамках контроля за проведением землеустройства. Проверяется, насколько подрядчик исполнил требования технических правил и технических регламентов.

4. Реализация проекта землеустройства. Любая землеустроительная деятельность, проводимая в соответствии с законодательством, на основании договора, касается все-таки земли, и материалы, получаемые при проведении землеустройства, вносятся в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства. Ст.24 ФЗ о землеустройстве. На этом же этапе непосредственно на местности определяются границы землеустройства (вынесение границ в натуру).

 

Земельно-кадастровые отношения.

Это вид земельных отношений по государственному учету земель. Государственный учет земель и земельных участков представляет собой совокупность последовательных действий специально уполномоченных исполнительных органов государственной власти по выявлению и описанию сведений о категориях земель, земельных участках, пригодных для использования в соответствии с законодательством РФ юридическими лицами и гражданами, а так же необходимых для подготовки и принятия решений о планировке в сфере использовании и охраны земель, осуществлении государственного контроля за использованием земель и земельных участков.

Два форма учета:

Ø Инвентаризация.

Ø Государственный кадастровый учет.

Земельно-кадастровые отношения – урегулированные нормами земельного законодательства общественные отношения, возникающие в связи с проведением государственного кадастрового учета земельных участков, зон с особыми условиями использования, границ РФ, субъектов РФ, МО, других административно-территориальных единиц.

Инвентаризация – деятельность носящая исключительно административный характер. инвентаризация представляет собой сбор информации с составлением описи.

Пост. правительства об инвентаризации земель 93 года.

Именно по материалам инвентаризации на территории РФ производился сбор информации о земельных участках.

На основании акта инвентаризации производится разграничение государственной собственности. Акт – это основание для принятия решения о привлечении к ответственности.

Государственный кадастровый учет на сегодняшний день регулируется законом о государственном кадастре недвижимости. До 2008 года осуществлялось ведение государственного кадастра, в который включались сведения, указанные в определении земельно-кадастрового отношения, вносились сведения о категориях земель, а сведения о состоянии земельного участка не вносились.

На сегодняшний день государственный кадастр недвижимости эти сведения не содержат. Он содержит сведения о земельных участках (о границах информация присутствует, но как определяющая правовой режим земельного участка). Регистрация участка проводится только как объекта недвижимости.

Кадастровая выписка, кадастровый паспорт, кадастровый план, кадастровая справка.

Существует преемственность ЕГРЗ и документов государственного кадастра недвижимости. В случае если сведения о земельном участке внесены в ЕГРЗ, участок имеет номер, границы установлены на местности и согласованы с соседями (есть документ подтверждающий это), орган кадастра выдавая кадастровый паспорт или выписку, делая запись о том, что границы не установлены нарушает права владельца участка (но это на случай, если лицо не меняет площадь участка).

Участниками отношений являются росреестр, специализированные учреждения (земельные кадастровые палаты), специальные организации (картографо-кадастровые) либо кадастровые инженеры (ИП, сдавший экзамен, включенные в реестр).

Между гражданами и юридическими лицами и инженерами заключается договор на проведение кадастровых работ. Результат утверждается земельной кадастровой палатой (государственный орган проверяет соответствие требованиям законодательства). Данные нормы носят технических характер и орган, осуществляющий кадастровый учет, может возвратить эти материалы кадастровому инженеру на доработку.

Кадастровые работы, применительно к земельному участку – это работы по межеванию. В результате проводимых кадастровым инженером кадастровых работ составляется межевой план земельного участка. По большому счету результат деятельности кадастрового инженера – это составление межевого плана. План становится юридически значимым документом, когда он утвержден земельно-кадастровой палатой.

Правообладатель заключает гражданско-правовой договор с кадастровым инженером, который проводит работы по межеванию, устанавливает на местно, закрепляет, предоставляет межевой план.

После утверждения сведения об участке вносятся в государственный кадастр недвижимости, и оформляется кадастровый паспорт земельного участка. Есть перечень оснований для отказа в проведении кадастрового учета. Они касаются нарушения порядка образования земельного участка:

Ø несоответствие размера земельного участка (максимальные и минимальные размеры).

Ø Не обеспечен доступ к земельным участкам общего пользования.

Ø Отступления от правила, что земельный участок может находиться только в одной категории земель.

Ст.38, 39, 40 закона о государственном кадастре недвижимости – знать надо «на все 100».

 

Земельный контроль.

Законодательство выделяет четыре вида контроля. Имеет значение различие в объектах земельного контроля.

a) Все земельные участки вне зависимости от категории и вида прав на эту землю – государственный контроль.

b) Муниципальный: объекты в границах МО: абсолютно все категории участков, абсолютно всех форм, но в границах МО.

c) Общественный: земельные участки, предоставленные на определенном праве определенной общественной организации или гражданам.

d) Производственный: относительно конкретного земельного участка конкретного лица. Данный вид применяется с/х организациями, организациями, осуществляющими строительную деятельность. Организациями, осуществляющими ведение лесного хозяйства.

Применению мер ответственности предшествуют отношения по контролю. В первую очередь по государственному контролю. Пост. правительства 15.11.2006 №698.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: