Влияние идей французского Просвещения
С XVII в. влияние религиозного мировоззрения на развитие политической мысли постепенно ослабевает, она становится более самостоятельной. На этом процессе сказалось известное влияние идей французского Просвещения, хотя оно и не было абсолютным. Многие идеи Просвещения, я прежде всего такие, как идеи разделения властей, общественного договора, естественных прав личности и т. д., не смогли укорениться в российском общественном сознании. Однако рационализация политической мысли, сближение ее с наукой становилось все более заметной тенденцией ее развития. Прежде всего, это нашло свое отражение в том, что власть перестала рассматриваться исключительно как Божественный дар.
С точки зрения сторонников идеи просвещенного Абсолютизма В. Н. Татищева (1686—1750), И. Т. Посошкова (1652—1726) и других, государство есть средство обеспечения общего блага, главное условие сохранения жизни и продолжения человеческого рода. Государство внимает разуму подданных, правит, опираясь на хорошо разработанный и строго соблю-
|
|
[69]
даемый свод законов. Правда, верховного носителя власти (монарха) они по-прежнему ставили над гражданами и сословиями, оправдывая любые его действия. Однако такое оправдание объяснялось ими тем, что сам правитель является просвещенным монархом, правителем-мудрецом.
Сподвижник Петра I, видный церковный деятель Феофан Прокопович (1681—1737) пытался соединить божественную сущность власти с ее разумным использованием по реализации естественных прав народа. По его мнению, государство — результат сознательного объединения людей: по внушению Бога народ сам передал власть монарху. А коль Бог поставил монарха выше народа и закона, то никто не вправе ограничить его власть или расторгнуть договор между монархом и народом. Лучшей формой правления Ф. Прокопович считал абсолютную монархию, которая может быть либо наследственной, либо выборной. Более эффективна, по его мнению, наследственная форма, поскольку правящий монарх стремится передать своему наследнику процветающее государство.
Однако не без очевидного влияния идей Просвещения нарастала критика концепции просвещенного абсолютизма. Она сопровождалась появлением идей ограничения абсолютной власти, введения принципов конституционализма, парламентаризма. Поэтому в развитии политической мысли России можно выделить три направления: либеральное, консервативное и радикальное.
Либеральная политическая мысль
Либерализм как политическая идеология исходил из верховенства прав и свобод личности над интересами государства и общества. В Россииже социально-экономические (наличие самостоятельного индивида, среднего класса) и политико-правовые (гражданское общество, верховенство права и закона) условия для развития либерализма в рассматриваемый период отсутствовали. Это объясняет специфические формы его эволюции и ограниченный характер влияния на политичес-
|
|
[70]
кую мысль и практику российской государственности.
Многие идеи и теоретические положения классического западного либерализма нашли отклик в сознании представителей разных сословий, организаций, движений российского общества сравнительно поздно. До отмены крепостного права использование либеральных идей о свободе личности неизбежно приводило в России к вооруженным конфликтам с самодержавием.
Так, дворянские революционеры (декабристы) в обосновании своего протеста против самодержавия исходили из теории естественного права, главными ценностями в которой признавались права каждого человека на жизнь, свободу, собственность, равенство всех перед законом.
Кроме того, в борьбе против неограниченной, абсолютной власти российского монарха они опирались на идею разделения властей при формировании институтов государственной власти.
Лишь после отмены крепостного права ориентация на западные ценности приобрела масштаб широкого идейно-политического и общественного движения, которое, как уже отмечалось, получили название «западники». Сторонники этого течения политической мысли исходили из идеи общности исторических судеб России и Запада.
Либерализм в России был представлен различными направлениями.
Основателем охранительного либерализма был профессор права Борис Николаевич Чичерин (1828—1904).
Активно развивая либеральную идею правового государства, он выступал за верховенство закона, которое ограничивает всякую власть. Однако Б. Н. Чичерин не разделял идеи о естественных и неотчуждаемых правах, поскольку, как ему представлялось, это может привести к анархии. Он полагал, что права даются государством. Его политическим идеалом была
[71]
конституционная монархия, созданная путем заимствования принципов и форм политических институтов на Западе.
Несколько дальше в своих размышлениях шел профессор Московского университета Павел Иванович Новгородцев (1866—1924).
Он развил идею социального государства, так как был убежден, что право на достойное человеческое существование должно быть гарантировано государством. По мнению ученого, свобода возможна лишь при наличии материальных условий для ее фактического осуществления. П. И. Новгородцев был одним из основателей конституционно-демократической партии России (кадеты).
Русский консерватизм
Ориентация на западные ценности, стремление к реформам передовой части российского общества (предпринимателей, интеллигенции) породили и противоположную тенденцию — усиление консерватизма. Это была реакция значительной массы аграрного и городского населения страны навозможные изменения, разрушение привычного уклада жизни, которые происходили под влиянием промышленной революции на Западе. Консерватизм отражал их стремление к сохранению своих традиций, обычаев, самобытности. Идейно-политическое течение, участники которого старались обосновать принципиальные различия в развитии России и Запада, получило, как уже упоминалось, название «славянофилы». Представители и сторонники этого течения идеализировали историческое прошлое страны, русский национальный характер, неповторимость исторического пути российского общества, которую они объясняли наличием общей идеи (русской идеи), наиболее точно выражавшей своеобразие народа. Но содержание русской идеи различными ее приверженцами трактовалось по-
|
|
[72]
разному. Соответственно можно выделить два направления в славянофильстве: 1) ортодоксально-реакционное и 2) реформаторски-ориентированное.
Представителями первого направления были министр просвещения граф Сергей Семенович Уваров (1786—1855), историк Николай Михайлович Карамзин (1766—1826), обер-прокурор Синода Константин Петрович Победоносцев (1827—1905).
Заслуга определения принципов концепции славянофильства принадлежит графу С. С. Уварову, который выразил смысл славянофильства формулой «православие, самодержавие, народность». Свою уверенность в том, что невозможно перенести в Россию западные политические институты, осуществить реформы, славянофилы обосновывали глубокой религиозностью народа, моральным единством, преданностью самодержавию. Порядок в стране, считали они, держится на вере во власть. Если исчезнет вера, то исчезнет и государство. Именно поэтому необходимо сохранение самодержавия.
Главным идеологом второго, реформаторски-ориентированного направления в славянофильстве был Алексей Степанович Хомяков (1804—1860).
Представители этого направления (И. В. и П. В. Киреевские, К. С. и И. С. Аксаковы, Ж. Ф. Самарин, А. И. Кошелев) не отрицали необходимости реформ, выступали за отмену крепостничества, предоставления гражданам России некоторых свобод, в частности свободного выражения общественного мнения, и некоторых других. Однако европейский путь преобразования общества они считали губительным для России, поскольку, как они утверждали, он разрушит духовное единство ее народа. А. С. Хомяков связывал самобытность русского народа с соборностью, которая, по его мнению, обеспечивает духовную целостность российского государства, внутреннее согласие и единомыслие в нем, любовь людей друг к другу. В дальней-
[73]
шем писатель Федор Михайлович Достоевский (1821—1881) среди отличительных черт русского народа отметил всепрощение, аскетизм, всеобщую любовь, покорность.