МВД России
Санкт-Петербургский университет
Общая психология
Хрестоматия
Санкт-Петербург
2011
МВД России
Санкт-Петербургский университет
ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Хрестоматия
Кафедра педагогики и общей психологии
Санкт-Петербург
2011
Арбузова Е.Н.
Общая психология. Хрестоматия. Санкт-Петербургский университет МВД России, 2011. 145 с.
Хрестоматия предназначена для подготовки курсантов 1-2 курса по дисциплине «Общая психология». В хрестоматию, с учетом современных требований к содержанию, включены общие вопросы, касающиеся детерминации психических явлений, некоторые процессуальные характеристики, а также общие представления о личности в психологии. Здесь же с позиций отечественной и зарубежной психологии, отражены различные направления исследования личности. Дисциплина «Общая психология» рассчитана на 4 семестра и занимает 270 учебных часов.
Рецензенты:
В.А.Якунин, академик, доктор психологических наук, профессор (Санкт-Петербургский государственный университет);
|
|
Л.Г.Почебут, доктор психологических наук, профессор (Санкт-Петербургский государственный университет).
© Санкт-Петербургский университет
МВД России. 2011
СОДЕРЖАНИЕ стр.
ВВЕДЕНИЕ | 5 |
1. ЭМОЦИИ, ВОЛЯ, МОТИВАЦИЯ | 6 |
Куликов Л.Е. Настроение | 6 |
Ильин Е.П. Границы и структура мотива | 14 |
Ильин Е.П. Проблема полимотивации поведения и деятельности | 19 |
Лурия А.Р. Проблема овладения поведением | 24 |
Узнадзе Д. Воля | 46 |
2. ЛИЧНОСТЬ | 64 |
Мерлин В.С. Отличительные признаки темперамента | 64 |
Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков | 74 |
Гальтон Ф. Наследственность таланта (сравнение результатов) | 99 |
3. ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СЛОЖНЫХ ПСИХИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ | 113 |
Лурия А.Р. О функциональных системах мозговой коры | 113 |
Бернштейн Н.А. О построении движений | 121 |
Список литературы | 146 |
ВВЕДЕНИЕ
Учебная деятельность на современном этапе является многоуровневой, требующей большого количества не только знаний современных теоретических источников, но и классических представлений в области исследований той или иной проблемы. Значительную роль при этом должен сыграть формат хрестоматийных сборников, которые позволяют включить в процесс обучения не обязательные, однако, рекомендуемые для изучения статьи различных авторов – наиболее известных в той или иной области.
Выпуск хрестоматии в структуре курса «Общая психология» является одним из способов интегрировать классические представления психологической науки в структуру современного психологического знания. Хрестоматия по общей психологии рассчитана на курсантов 2 курса и призвана сформировать не только представления о некоторых сторонах психологических явлений, но и способствовать формированию представлений в области поэтапного формирования психологического знания в целом.
|
|
ЭМОЦИИ. ВОЛЯ. МОТИВАЦИЯ.
Куликов Л.В.
НАСТРОЕНИЕ
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАСТРОЕНИЯ
Понятие «настроение» широко употребляется, причем в обыденной речи чаще, чем в языке психологов. Очень часто и в разных контекстах мы встречаем выражения «душевный, внутренний настрой», «настроенность на дело, успех, на победу...». Трудно перечислить все определения, которые присоединяются к слову «настроение». Иногда его относят исключительно к обыденному сознанию. Это неправомерно — достаточно вспомнить, что это понятие входит в тезаурус практически всех психологических словарей. В психиатрии этот термин употребляется чаще, чем в психологии <...>
Согласно взглядам С.Л.Рубинштейна, настроение в отличие от других эмоциональных образований личностно. Эмоции, чувства связаны с каким-нибудь объектом и направлены на него: мы радуемся чему-то, огорчаемся чем-то... «Настроение — не специальное переживание, приуроченное к какому-то частному событию, а разлитое общее, состояние. Настроение отчасти более сложно и, главное, более переливчато-многообразно и по большей части расплывчато, более богато мало уловимыми оттенками, чем четко очерченное чувство» (Рубинштейн, 1989, с. 176).
Н.Д.Левитов понимал настроение как общее эмоциональное состояние, которое в течение известного времени окрашивает переживания и деятельность человека; причина такого состояния человеком не всегда сознается, и в этих случаях настроение переживается как «безотчетное». «Для понимания специфичности настроения его полезно сравнить с музыкой. Именно настроение дает душевной жизни мелодию, гармонию и тембр» (Левитов, 1964, с. 106). Настроение имеет тенденцию иррадиировать: человеку, переживающему радостное настроение в связи с какой-то жизненной удачей, все кажется милым и приятным. Левитов уточнял, что настроения, как и все психические состояния, обусловлены и личностью, и ситуацией. В одних случаях они более предметны, в других — беспредметны; в одних случаях они более личностны, в других — менее личностны.
Под настроениями часто понимают сравнительно продолжительные, устойчивые психические состояния умеренной или слабой интенсивности, проявляющиеся в качестве положительного или отрицательного эмоционального фона психической жизни индивида (Педагогическая..., 1966; Психологический..., 1983; Платонов, 1984; Киршбаум, Еремеева, 1990; Психология..., 1990); Они придают определенную окраску всем другим переживаниям. Сформировавшиеся настроения, в свою очередь, способны влиять на непосредственные эмоциональные реакции по поводу происходящих событий, изменяя соответственно направление мыслей, восприятие и поведение человека.
Настроение влияет на все психические процессы. Будучи вызванным определенной причиной, конкретным поводом, оно проявляется в особенностях эмоционального отклика человека на воздействия любого характера. Настроение может осознаваться как нерасчлененный общий эмоциональный, фон либо как четко идентифицируемое состояние (скука, тоска, печаль, радость, восторг...). Н.Д.Левитов отмечал, что человек часто не замечает своего настроения в течение длительного времени потому, что нет причин и поводов для отклонения настроения от обычного. Эти отклонения чаще всего возникают под воздействием впечатляющих жизненных фактов.
|
|
В.А.Ганзен и В.Н.Юрченко (1981) рассматривают настроение наряду с психическими функциями как две основные составляющие состояний человека на его психологическом структурном уровне. Детерминантами настроения являются интероцептивные ощущения («смутное валовое чувство общего благополучия или недомогания», по И.М.Сеченову) и отношения человека к окружающей действительности, к самому себе и так далее в каждый момент времени.
В предыдущей главе было отмечено, что для обозначения относительно устойчивых эмоциональных фоновых состояний в психологии утвердилось понятие «настроение». Термин «фоновые состояния» нередко употребляется в психологии и физиологии, однако чаще, всего в значении обычных для данного индивида, то есть наиболее частых для протяженного интервала настоящего времени состояний. На наш взгляд, такое понимание настроений требует некоторых уточнений. Слово «фон» имеет корни в латинском языке, в нем «fondus» означает дно, основание. В русском языке «фон» имеет целый ряд значений, поэтому его использование в качестве научного термина без уточнения невозможно и непродуктивно.
Если под фоновым понимать состояние — исходное для большинства актуальных состояний личности, то в термине «фоновый» отражена основная функция настроения. Если же понимать «фоновое состояние» как слабо выраженное, то в этой трактовке настроения принижается его значение в психической регуляции состояний. В подтверждение этому можно привести иную точку зрения на роль настроений, представленную, в частности, в психологических словарях. В одном из них сказано: «Настроение выступает общим смысловым контекстом всей духовной жизни и деятельности человека, оно связано со всеми переживаниями и поступками личности» (Человек..., 1982, с. 77). В другом отмечено: «В отличие от эмоций, чувств, аффектов настроение является эмоциональной реакцией не на ближайшие, непосредственные события и ситуации, а на внутреннюю, интегральную оценку их значимости для личности в контексте ее общих жизненных планов и интересов, целей и ожиданий» (Коллектив..., 1987, с. 51).
|
|
Таким образом, к настоящему времени в исследованиях психологов выявлены многие функции настроения, во взглядах различных авторов на сущность настроения можно обнаружить немалое сходство. Однако место настроения во всей психической регуляции и в регуляции состояний, на наш взгляд, определено недостаточно отчетливо. Психика целостна, в ней есть звенья (части), реализующие целостность ее организации (строения) — временной, пространственной, функциональной и т.д. Личностные структуры и психические состояния относятся к психическим явлениям различного временного масштаба. Существуют звенья, которые их связывают, сохраняя целостность психики. Роль такого звена, реализующего постоянное влияние личности на психические состояния, выполняет настроение. Попытаемся дать такое определение понятию «настроение», в котором будет отражена роль личности как основного интегратора психики человека.
Настроение является относительно устойчивым компонентом психических состояний, основным звеном взаимосвязи структур личности с различными компонентами психических состояний — отдельными эмоциями и чувствами, переживаниями событий, происходящих в духовной, социальной и физической жизни личности, психическим и физическим тонусом индивида.