Общая характеристика настроения

МВД России

Санкт-Петербургский университет

Общая психология

 

Хрестоматия

 

Санкт-Петербург

2011

МВД России

 

Санкт-Петербургский университет

 

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

 

Хрестоматия

 

Кафедра педагогики и общей психологии

 

Санкт-Петербург

2011

 

Арбузова Е.Н.  

Общая психология. Хрестоматия. Санкт-Петербургский университет МВД России, 2011. 145 с.

 

Хрестоматия предназначена для подготовки курсантов 1-2 курса по дисциплине «Общая психология». В хрестоматию, с учетом современных требований к содержанию, включены общие вопросы, касающиеся детерминации психических явлений, некоторые процессуальные характеристики, а также общие представления о личности в психологии. Здесь же с позиций отечественной и зарубежной психологии, отражены различные направления исследования личности. Дисциплина «Общая психология» рассчитана на 4 семестра и занимает 270 учебных часов.

 

Рецензенты:

В.А.Якунин, академик, доктор психологических наук, профессор (Санкт-Петербургский государственный университет);

Л.Г.Почебут, доктор психологических наук, профессор (Санкт-Петербургский государственный университет).

 

© Санкт-Петербургский университет

МВД России. 2011

СОДЕРЖАНИЕ                                                                                            стр.

ВВЕДЕНИЕ 5
1. ЭМОЦИИ, ВОЛЯ, МОТИВАЦИЯ 6
Куликов Л.Е. Настроение 6
Ильин Е.П. Границы и структура мотива 14
Ильин Е.П. Проблема полимотивации поведения и деятельности 19
Лурия А.Р. Проблема овладения поведением 24
Узнадзе Д. Воля 46
2. ЛИЧНОСТЬ 64
Мерлин В.С. Отличительные признаки темперамента 64
Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков 74
Гальтон Ф. Наследственность таланта (сравнение результатов) 99
3. ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СЛОЖНЫХ ПСИХИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ 113
Лурия А.Р. О функциональных системах мозговой коры 113
Бернштейн Н.А. О построении движений 121
Список литературы 146

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Учебная деятельность на современном этапе является многоуровневой, требующей большого количества не только знаний современных теоретических источников, но и классических представлений в области исследований той или иной проблемы. Значительную роль при этом должен сыграть формат хрестоматийных сборников, которые позволяют включить в процесс обучения не обязательные, однако, рекомендуемые для изучения статьи различных авторов – наиболее известных в той или иной области. 

Выпуск хрестоматии в структуре курса «Общая психология» является одним из способов интегрировать классические представления психологической науки в структуру современного психологического знания. Хрестоматия по общей психологии рассчитана на курсантов 2 курса и призвана сформировать не только представления о некоторых сторонах психологических явлений, но и способствовать формированию представлений в области поэтапного формирования психологического знания в целом.

 

ЭМОЦИИ. ВОЛЯ. МОТИВАЦИЯ.

Куликов Л.В.

 

НАСТРОЕНИЕ

 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАСТРОЕНИЯ

Понятие «настроение» широко употребляется, причем в обыденной речи чаще, чем в языке психологов. Очень часто и в разных контекстах мы встречаем выражения «душевный, внутренний настрой», «настроенность на дело, успех, на побе­ду...». Трудно перечислить все определения, которые присое­диняются к слову «настроение». Иногда его относят исключи­тельно к обыденному сознанию. Это неправомерно — достаточ­но вспомнить, что это понятие входит в тезаурус практически всех психологических словарей. В психиатрии этот термин употребляется чаще, чем в психологии <...>

Согласно взглядам С.Л.Рубинштейна, настроение в отличие от других эмоциональных образований личностно. Эмоции, чувства связаны с каким-нибудь объектом и направлены на не­го: мы радуемся чему-то, огорчаемся чем-то... «Настроение — не специальное переживание, приуроченное к какому-то част­ному событию, а разлитое общее, состояние. Настроение отчасти более сложно и, главное, более переливчато-многообразно и по большей части расплывчато, более богато мало уловимыми от­тенками, чем четко очерченное чувство» (Рубинштейн, 1989, с. 176).

Н.Д.Левитов понимал настроение как общее эмоциональное состояние, которое в течение известного времени окрашивает переживания и деятельность человека; причина такого состоя­ния человеком не всегда сознается, и в этих случаях настрое­ние переживается как «безотчетное». «Для понимания специ­фичности настроения его полезно сравнить с музыкой. Именно настроение дает душевной жизни мелодию, гармонию и тембр» (Левитов, 1964, с. 106). Настроение имеет тенденцию иррадиировать: человеку, переживающему радостное настроение в свя­зи с какой-то жизненной удачей, все кажется милым и прият­ным. Левитов уточнял, что настроения, как и все психические состояния, обусловлены и личностью, и ситуацией. В одних случаях они более предметны, в других — беспредметны; в од­них случаях они более личностны, в других — менее личностны.

Под настроениями часто понимают сравнительно продол­жительные, устойчивые психические состояния умеренной или слабой интенсивности, проявляющиеся в качестве положитель­ного или отрицательного эмоционального фона психической жизни индивида (Педагогическая..., 1966; Психологический..., 1983; Платонов, 1984; Киршбаум, Еремеева, 1990; Психоло­гия..., 1990); Они придают определенную окраску всем другим переживаниям. Сформировавшиеся настроения, в свою очередь, способны влиять на непосредственные эмоциональные реакции по поводу происходящих событий, изменяя соответственно на­правление мыслей, восприятие и поведение человека.

Настроение влияет на все психические процессы. Будучи вызванным определенной причиной, конкретным поводом, оно проявляется в особенностях эмоционального отклика человека на воздействия любого характера. Настроение может осозна­ваться как нерасчлененный общий эмоциональный, фон либо как четко идентифицируемое состояние (скука, тоска, печаль, радость, восторг...). Н.Д.Левитов отмечал, что человек часто не замечает своего настроения в течение длительного времени по­тому, что нет причин и поводов для отклонения настроения от обычного. Эти отклонения чаще всего возникают под воздейст­вием впечатляющих жизненных фактов.

В.А.Ганзен и В.Н.Юрченко (1981) рассматривают настрое­ние наряду с психическими функциями как две основные со­ставляющие состояний человека на его психологическом струк­турном уровне. Детерминантами настроения являются интероцептивные ощущения («смутное валовое чувство общего благо­получия или недомогания», по И.М.Сеченову) и отношения человека к окружающей действительности, к самому себе и так далее в каждый момент времени.

В предыдущей главе было отмечено, что для обозначения относительно устойчивых эмоциональных фоновых состояний в психологии утвердилось понятие «настроение». Термин «фоновые состояния» нередко употребляется в психологии и физиологии, однако чаще, всего в значении обычных для дан­ного индивида, то есть наиболее частых для протяженного ин­тервала настоящего времени состояний. На наш взгляд, такое понимание настроений требует некоторых уточнений. Слово «фон» имеет корни в латинском языке, в нем «fondus» означа­ет дно, основание. В русском языке «фон» имеет целый ряд значений, поэтому его использование в качестве научного тер­мина без уточнения невозможно и непродуктивно.

Если под фоновым понимать состояние — исходное для большинства актуальных состояний личности, то в термине «фоновый» отражена основная функция настроения. Если же понимать «фоновое состояние» как слабо выраженное, то в этой трактовке настроения принижается его значение в психической регуляции состояний. В подтверждение этому можно привести иную точку зрения на роль настроений, представленную, в ча­стности, в психологических словарях. В одном из них сказано: «Настроение выступает общим смысловым контекстом всей ду­ховной жизни и деятельности человека, оно связано со всеми переживаниями и поступками личности» (Человек..., 1982, с. 77). В другом отмечено: «В отличие от эмоций, чувств, аф­фектов настроение является эмоциональной реакцией не на ближайшие, непосредственные события и ситуации, а на внут­реннюю, интегральную оценку их значимости для личности в контексте ее общих жизненных планов и интересов, целей и ожиданий» (Коллектив..., 1987, с. 51).

Таким образом, к настоящему времени в исследованиях психологов выявлены многие функции настроения, во взглядах различных авторов на сущность настроения можно обнаружить немалое сходство. Однако место настроения во всей психиче­ской регуляции и в регуляции состояний, на наш взгляд, опре­делено недостаточно отчетливо. Психика целостна, в ней есть звенья (части), реализующие целостность ее организации (строения) — временной, пространственной, функциональной и т.д. Личностные структуры и психические состояния относятся к психическим явлениям различного временного масштаба. Существуют звенья, которые их связывают, сохраняя целост­ность психики. Роль такого звена, реализующего постоянное влияние личности на психические состояния, выполняет на­строение. Попытаемся дать такое определение понятию «настроение», в котором будет отражена роль личности как ос­новного интегратора психики человека.

Настроение является относительно устойчивым ком­понентом психических состояний, основным звеном взаи­мосвязи структур личности с различными компонентами психических состояний — отдельными эмоциями и чувст­вами, переживаниями событий, происходящих в духовной, социальной и физической жизни личности, психическим и физическим тонусом индивида.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: