Общество и государство в древней Спарте

История Древнего мира

ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ И РИМ

 

Методические рекомендации

к практическим и семинарским занятиям   

для студентов, обучающихся по специальности «История»

 

 

Тамбов

2005

 

 

Методические рекомендации к практическим и семинарским занятиям для студентов, обучающихся по специальности «История». Часть II. Древняя Греция и Рим. Тамбов, 2005. с.

 

Автор-составитель: кандидат исторических наук, доцент И. Р. Блохина.

 

 

Рецензент: доктор исторических наук, профессор кафедры всеобщей истории Петрозаводского государственного университета Г. С. Самохина
ТЕМЫ ЗАНЯТИЙ

ПО ИСТОРИИ  ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ И РИМА

 

 

№ п/п Название темы
1* Греческое общество в XI-IX вв. до н.э. по данным гомеровских поэм
2* Общество и государство в древней Спарте  
3* Афинская рабовладельческая демократия  
4 Кризис греческого полиса и политическая литература IV в. до н.э.
5* Римское общество по Законам XII таблиц  
6* Аграрно-демократическое движение в Риме во II в. до н.э.  
7* Восстания рабов в Римской республике во II-I в. до н.э.  
8 Политическая борьба в Риме в I в. до н.э. и диктатура Цезаря
9* Принципат Августа  
10 Зарождение и развитие христианства в Римской империи  

 

 




ТЕМА 1

Греческое общество в XI - IX вв. до н.э.

 по данным гомеровских поэм

План:

Занятие 1

1. Поэмы Гомера как памятник литературы и исторический источник.

2. Хозяйственная жизнь греков гомеровской эпохи:

а) состояние сельского хозяйства;

б) уровень развития ремесла;

в) торговля или натуральный обмен?

 

 

Занятие 2

3. Сословная и классовая структура, общественные отношения, человек в гомеровском обществе.

4. Организация управления.

5. На пути к государству: разложение родовых отношений и формирование раннего греческого полиса.

 

Источники:

Гомер. Илиада. Одиссея (Любое издание).

Дератани Н. Ф., Тимофеева Н. А. Хрестоматия по античной литературе для высших учебных заведений. Т. I. М., 1947.

Практикум по истории древнего мира /Под ред. И. С. Свенцицкой. М., 1988. Вып. II. Тема 1.

 

Литература:

Андреев Ю. В. Об историзме гомеровского эпоса

//ВДИ. 1984. № 4.

Андреев Ю. В. Поэзия мифа и проза истории. Л., 1990.

Андреев Ю. В. Раннегреческий полис (гомеровский

период). Избранные статьи. СПб., 2003.

История древнего мира /Под ред. И. М. Дьяконова и

др. Ранняя древность. М., 1982. Лекция 16.

Ленцман Я. А. Рабство в микенской и гомеровской

Греции. М., 1963.

Лосев А. Ф. Гомер. М., 1996.

Маркиш С. П. Гомер и его поэмы. М., 1962.

Полякова Т. Ф. От микенских дворцов к полису.

//Античная Греция (становление и развитие полиса).

М., 1983. Т. I.

Свенцицкая И. С. Некоторые проблемы землевладения

по «Илиаде» и «Одиссее» //ВДИ. 1976. № 1.

Сахарный Н. Л. Гомеровский эпос. М., 1976.

Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной

собственности и государства (Любое издание).       

 

    Подготовка к занятию по этой теме позволит познакомиться с греческим обществом эпохи разложения первобытнообщинного строя и зарождения элементов полиса. «Тёмные века» были переходным периодом от племени и союза племён к государству. «Энциклопедией раннегреческой жизни», ярко отразившей это время, называют поэмы Гомера «Илиаду» и «Одиссею». Необходимо поэтому внимательно прочитать их, чтобы свободно ориентироваться в событиях и именах, понять не только содержание, но и смысл поэм, уметь дать оценку художественным и историческим достоинствам произведений. Следует также знать историю создания и изучения поэм, выяснить, что нам известно о личности Гомера, в чём суть «гомеровского вопроса» и каковы мнения историков на этот счёт.   

    Готовя второй вопрос, следует подобрать фрагменты поэм, характеризующие хозяйственную жизнь греков – охоту, сельское хозяйство, ремесло, уровень развития торговли. Выделите ведущие отрасли хозяйства. Обратите внимание на формы землевладения, на то, кем и как обрабатывалась земля. Было ли вполне отделено ремесло от сельского хозяйства в этот период? Важно определить степень разделения труда в ремесле, значение использования железа (насколько широко?), социальное положение ремесленников, а также характер обмена (с кем, какими товарами, насколько регулярно?). Сделайте вывод об уровне развития производительных сил в гомеровском обществе.

    Третий вопрос важен для понимания исторического процесса формирования античного общества. Какие классы и социальные слои уже существовали в изучаемое время (басилеи, жрецы, воины, общинники, рабы), какими были  отношения между этими категориями населения? Какое место в социуме занимала женщина? Особое внимание обратите на растущие противоречия между знатью и народом. Рассматривая вопрос о рабстве, выясните, каковы были источники рабства, сферы применения рабского труда, что можно сказать о положении рабов. Определите характер рабовладения в гомеровском обществе (патриархальный или классический?), сравните его с рабовладельческим строем древневосточных государств. Обратите внимание на внешний облик, характер, поведение главных героев гомеровских поэм. Какими вам представляются эллины раннего периода греческой истории?

    Становление греческого полиса можно проследить по эволюции управления в гомеровском обществе. Охарактеризуйте, отметив черты старого и нового, роль царской власти, совета старейшин, народного собрания. Почему Ф. Энгельс определил этот строй как «военную демократию»? Какие черты организации свидетельствуют о рождении государства? Ваши наблюдения по всем вопросам непременно должны быть подтверждены ссылками на текст поэм с его активным использованием. В заключение следует, опираясь на оценки историков, сделать общий вывод об особенностях разложения родового строя и формирования классового общества и государства в Греции.

 

 Термины и понятия:

басилей

«военная демократия»

герусия

демос

клер

эвпатриды

 

 

ТЕМА 2

Общество и государство в древней Спарте

План:

1. Характеристика источников.

2. Формирование государства и общественный строй Спарты

а) «община равных»;

б) положение периэков;

в) эксплуатация илотов.

3. Политическая организация спартанского государства.

4. Особенности Спарты как типа полиса.

 

Источники:

Трухина Н. Н., Смышляев А. Л. Хрестоматия по истории

Древней Греции. М., 2000. Разд. III «Древняя Спарта».

Практикум по истории Древнего мира. Выпуск 2. Древняя

Греция и Рим /Под ред. И. С. Свенцицкой. М., 1988. Тема 2.

Хрестоматия по истории древней Греции /Под ред. Д. П.

Каллистова. М., 1964. Разд. IV.

 

Литература:

Андреев Ю. В. Архаическая Спарта: культура и политика

//ВДИ. 1987. № 4. С. 72-76.

Андреев Ю. В. Спарта как тип полиса //Античная Греция. М.,

1983. Т. I. C. 194-216.

Бергер А. К. Социальные движения в древней Спарте. М.,

1936.

Дьяконов И. М. Рабы, илоты и крепостные в ранней древности 

//ВДИ. 1973. № 4. С. 8-29.

Зайков А. В. К вопросу о специфике спартанской экономики

//Из истории античного общества. Новгород, 1991. С. 5-14.

Зайков А. В. Периэки в структуре спартанского полиса

//Античная древность и средние века. Свердловск, 1988. С. 19-

29.

Колобова К. М. Древняя Спарта (X-VI вв. до н.э.). Л. 1957.

Лурье С. Я. О фашистской идеализации полицейского режима

древней Спарты //ВДИ. 1939. № 1. С. 98-106.

Печатнова Л. Г. История Спарты. Период архаики и классики.

СПб., 2001.

Печатнова Л. Г. Кризис спартанского полиса (конец V –

начало IV в. до н.э.). СПб., 1998.

Печатнова Л. Г. Формирование спартанского государства

(VIII-VI вв. до н.э.). СПб., 1998.

Пикус Н. Н. Характерные черты истории спартанского

общества и государства XII-IV вв. до н.э. //ПИШ. 1953. № 5.

 

    Спарта – самое необычное из греческих государств. Уже античные авторы по-разному оценивали её строй, законы и традиции. Интересно, работая над темой, сравнить мнения о Спарте Ксенофонта, Аристотеля, Плутарха, которые можно дополнить оценками Фукидида, Платона, Страбона и др. авторов. Насколько объективны наши источники?

Чтобы понять характер государства, прежде всего следует выяснить, какие исторические условия определили своеобразие Спартанского полиса. При этом учтите такие факторы, как этнический (основное население – дорийцы с их особенным историческим опытом и национальными чертами), географический (природная изолированность Спарты), военный (наличие постоянной угрозы со стороны завоёванных мессенцев и илотов). Какую роль в формировании полиса сыграла деятельность Ликурга? Возможно ли особый строй Спарты считать итогом реформ законодателя или он сложился в результате определённой эволюции государства?

    Давая определение социальным группам, обратите внимание на их историческое происхождение. Определите, опираясь на источники, хозяйственные и социальные функции каждой группы: владение (или пользование) землёй и средствами производства, принципы распределения материальных благ, защита государства. Какую роль в «общине равных» играла система общественного воспитания? Раскройте значение сиситий для спартанских граждан. Почему  жизнь спартанцев была строго регламентирована? Какие права и обязанности отличали статус периэков? Институт илотии необходимо сравнить с рабством в других греческих городах (в Афинах, к примеру). Чем отличались спартанские рабы от прочих? Зачем государство предпринимало против них карательные экспедиции?

    Подумайте, почему государственному строю Спарты был присущ консерватизм? Охарактеризуйте органы управления (при этом отметьте усиление эфората). Как следует объяснить на уроке истории в школе военный характер спартанского государства?

    Завершая работу, определите специфику спартанского полиса как олигархического государства и роль Спарты в жизни греков. Аргументируйте свои выводы. Приведите примеры различных оценок спартанского строя учёными-историками. Как объясняют они «феномен Спарты»?

 

Термины и понятия:

апелла

гоплит

илоты (илотия)

криптии

«община равных»

олигархия

периэки

полис

ретра

сиситии

стратег

фила

эфоры (эфорат)

 

 

ТЕМА 3


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: