Первые центры цивилизации на территории Италии. Греческие колонии и этруски. Их влияние на древнеримскую цивилизацию

В становлении и развитии цивилизации на территории Италии большую роль сыграли колонизовавшие Южную Италию и Сицилию греки.

Первые поселения греков в Сицилии, на Липарских островах и, возможно, в Кампании относятся еще к микенскому периоду (вторая половина II тысячелетия), однако особой интенсивности освоение благодатных мест достигло ко времени так называемой Великой греческой колонизации VIII—VI вв. до н. э.

Одной из первых греческих колоний в Италии был город Кумы, основанный жителями Эвбейской Халкиды в Кампании около 750 г. до н. э.; первой колонией в Сицилии был город Наксос (734 г. до н. э.). В конце VIII и VII в. до н. э. одно за другим выводятся поселения, которые густо заполняют прибрежную полосу Италии от Кум на юг вдоль Тирренского и Ионического побережий до Брундизия и всей Сицилии. Наиболее крупными из них, сыгравшими большую роль в истории юга Италии, были города Сиракузы (основан коринфянами в 733 г. до н. э.), Сибарис (основан ахейцами в 720 г. до н. э.), Тарент (единственная колония Спарты, 706 г. до н. э.), Гела (основана родосцами и критянами в 688 г. до н. э.).

Этруски - это древние народности, существовавшие в первом тысячелетии до нашей эры на территории Апеннинского полуострова, в его северо-западной части (современная Тоскана на территории Италии). Этруски - народ во многом загадочный: точно не установлено ни их происхождение, ни их языковые корни, ни их исчезновение.

Существует две основные гипотезы происхождения этрусков. Согласно одной из них, эти народности появились из первобытных племен Апеннин. Согласно другой, этруски пришли из Средиземноморья или же Малой Азии. Письменность появилась у этрусков в VII веке до нашей эры.

Развитие культуры этрусков происходило на фоне развития древнегреческих цивилизаций начиная с гомеровского периода, и влияние греческой культуры оказывалось достаточно существенным. Тем не менее искусство этрусков настолько отличается от древнегреческого, что дает основания полагать наличие других, более древних, корней.

Этруски славились прежде всего как опытные инженеры и земледельцы. Именно они, впервые в истории человечества, сумели организовать крупные компанию по изменению природных территорий - осушению болот, организации искусственного орошения и др. Этруски были и морским народом, установившим прочные торговые связи с древними цивилизациями античности: Египтом, Финикией, Карфагеном, Грецией, Сицилией.

В VII-VI веках до нашей эры этруски починили своему влиянию практически все западное Средиземноморье и построили такие города, как Цере, Тарквиний, Клузий. Эти города были окружены массивными крепостными стенами, а внутри содержали развитую сеть мостов, каналов и дорог.

Этрурия того времени представляла собой сеть независимых городов-государств, управляемых царями. Среди наиболее близкого окружения владык были и жрецы, и богатые рабовладельцы, составляющие этрусскую аристократию. В VI-V веках 12 самых крупных этрусских городов образуют союз, во главе которого стоял храм Вольтумны.

С VI века до н.э. на цивилизацию этрусков все большее воздействие оказывает через греческие колонии на юге Италии эллинская культура, греческое искусство. Этруски заимствовали греческий алфавит, театральное искусство и мифологические представления Древней Эллады. По греческому образцу стали чеканить золотые монеты. Аристократы Этрурии увлекались чернофигурными и краснофигурными вазами, и не случайно именно в этрусских гробницах обнаружены многие великолепные произведения греческой керамики.

  1. Царский период в истории Рима. Реформы Сервия Туллия и их место в становлении древнеримского государства.

Царский период: население города составили две основные группы: собственно римские граждане (патриции), и их антагонисты — плебеи. Римские граждане были полноправными гражданами. Они распадались на три племени. Каждое племя состояло из 100 родов. Каждые 10 родов образовывали курию (то же самое, что греки называли фратрией). Курии образовывали общее народное собрание римской общины (куриатные комиссии). Оно принимало или отвергало предложенные ему законопроекты, избирало всех высших должностных лиц, выступало в качестве высшей апелляционной инстанции при решении вопроса о смертной казни, объявляло войну. Дела непосредственного управления, выработка законопроектов, заключение мира входили в компетенцию римского совета старейшин — сената. Он состоял из старейшин всех 300 родов и потому так назывался. Старейшины эти составляли потомственную аристократию римской общины, поскольку укоренился обычай, согласно которому их избирали из одной и той же семьи каждого рода.

Военное предводительство, верховные жреческие и некоторые судебные функции принадлежали избираемому собранием курий «царю», которого называли рексом.

Плебеи были лично свободны, несли военную службу наравне с патрициями, платили налоги. Торговое и промышленное богатство было сосредоточено главным образом в их руках. Когда Рим обратился к политике завоеваний, плебеи не были допущены к дележу захваченной территории. Земельный вопрос переплелся с вопросом о политических правах плебеев. Последовали острые конфликты, приведшие к коренным реформам.

Реформа рекса Сервия Туллия 6 век до н.э. — в основу общественной организации Рима легли имущественный и территориальный принципы. Все свободное население Рима (члены римских родов и плебеи) — было разделено на пять имущественных разрядов. В основу деления был положен размер земельного надела, которым владел человек (позднее, с появлением в IV в. до н.э. денег, была введена денежная оценка имущества). Обладавшие полным наделом входили в первый разряд, тремя четвертями надела — во второй и т.д. Кроме того, из первого разряда была выделена особая группа граждан — всадники, а безземельные — пролетарии обособлялись в отдельный, шестой разряд. Каждый разряд выставлял определенное число вооруженных единиц — центурий (сотен). Всадники составляли центурии конницы, 1-3 разряды — тяжеловооруженной пехоты, 4-5 разряды — легковооруженной пехоты. Пролетарии выставляли одну невооруженную центурию.

Центурии стали не только военной, но и политической единицей. Со времени реформ наряду с куриатными народными собраниями стали созываться народные собрания по центуриям (центуриатные собрания), где каждая центурия имела один голос и голосование по традиции начиналось с центурий всадников, а при их единогласии и заканчивалось этим. Решение народного собрания по центуриям получало силу закона, и это собрание оттесняло на вторые роли народное собрание по куриям.

Деление свободного населения по территориальному принципу: было образовано 4 городских и 17 сельских территориальных округов, за которыми сохранили старое название племен — трибы. В трибу входили и патриции, и плебеи, жившие в ней, подчинявшиеся ее старосте. Он же собирал с них налоги. Несколько позднее по территориальным трибам также стали созываться свои собрания (трибутные собрания), в которых каждая триба имела один голос.

Включив плебеев в состав «римского народа», допустив их к участию в центуриатном и трибутном народных собраниях, реформы Сервия Туллия способствовали консолидации свободных, обеспечивали их господство над рабами.

 

  1. Социально-экономическое и политическое развитие Италии в период ранней республики. Борьба патрициев и плебеев.

В Римской республике сочетались аристократические и демократические черты, при существенном преобладании первых, обеспечивавших привилегированное положение знатной богатой верхушки рабовладельцев. Высшие государственные органы — народные собрания, сенат и магистратуры. Хотя народные собрания считались органами власти римского народа и были олицетворением свойственной полису демократии, преимущественно управляли государством сенат и магистратыорганы реальной власти нобилитета (высший класс).

В Римской республике существовали три вида народных собраний — центуриатные, трибутные и куриатные. Главную роль играли центуриатные собрания — принятие законов, избрание высших должностных лиц республики (консулов, преторов, цензоров).

Трибутные собрания — избирали низших должностных лиц и рассматривали жалобы на приговоры о взыскании штрафа.

Куриатные собрания — лишь формально вводили в должность лиц, избранных другими собраниями, и в конце концов были заменены собранием тридцати представителей курии — ликторов.

Сенат — сенаторы не избирались; назначались цензорами раз в пять лет. Формально сенат был совещательным органом, и его постановления назывались сенатус-консульты. Но компетенция сената была обширной: контролировал законодательную деятельность центуриатных собраний, утверждая их решения, а впоследствии предварительно рассматривая (и отвергая) законопроекты; устанавливал налоги и определял необходимые финансовые расходы.

Магистратурами в Риме именовались государственные должности. Принципы замещения магистратур: выборность, срочность, коллегиальность, безвозмездность и ответственность. Все магистраты (кроме диктатора) избирались центуриатными или трибутными собраниями на один год. Власть магистратов подразделялась на высшую (imperium — высшая военная власть и право заключать перемирие, право созывать сенат и народные собрания и председательствовать в них, право издавать приказы и принуждать к их исполнению, право суда и назначения наказания — принадлежала диктатору, консулам и преторам) и общую (potestas — принадлежала всем магистратам и включала в себя право отдавать распоряжения и налагать штрафы за их невыполнение). Магистратуры делились на ординарные (обычные — консулы, преторы, цензоры и др.) и экстраординарные, (чрезвычайные — создавались в чрезвычайных обстоятельствах).

Коллегии «26 мужей» состояли из 26 человек, входивших в пять коллегий, ведавших надзором за тюрьмами, чеканкой монеты, очисткой дорог и некоторыми судебными делами.

Основным содержанием внутренней истории раннереспубликанского Рима была борьба между патрипиями и плебеями. Эта борьба развернулась вокруг двух жизненно важных вопросов: аграрного (и связанного с ним долгового вопроса)и вопроса о политических правах. Плебеи первоначально владели очень небольшими земельными участками на правах частной собственности. У патрициев же долго сохранялись стойкие пережитки общинного землевладения. Поэтому основная масса земли считалась принадлежащей всей патрицианской общине. «Это был так называемый ager publicus (общественное поле). Патриции имели право занимать (оккупировать) для себя и своих клиентов из этого земельного фонда такое количество земли, какое они могли использовать не только для земледелия, но и для скотоводства. Фонд общественного поля непрерывно увеличивался, так как по римскому обычаю часть захваченных во время войн земель (одна треть, а иногда и две трети) конфисковалась и превращалась в общественное поле. Таким образом, использование общественного поля становится в скором времени основным источником обогащения патрициев. Плебеи к эксплуатации общественного поля не допускались; естественно, что именно вопрос о земле стал центральным пунктом борьбы патрициев и плебеев. Но для того, чтобы добиться доступа к общественному полю, необходимо было вырвать политическую власть из рук патрициев. Борьба мелкого землевладения с крупным, осложнённая ростом задолженности и обнищания мелких землевладельцев — плебеев, тесно переплеталась с борьбой за политическое полноправие, к которому стремилась в первую очередь плебейская верхушка. Сочетание этих двух линий борьбы является основным содержанием всей ранней истории Римской республики.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: