Закон информированности и упорядоченности

Закон информированности и упорядоченности означает, что любая социальная организация способна к выживанию только в том случае, если она обеспечена полной достоверной и упорядоченной информацией.

В современных условиях любой организации доступны очень большие объемы информации.

Полнота информации определяется возможностями доступа к ресурсам информационного пространства, в котором действует организация, а также состоянием внешних и внутренних коммуникационных связей. На предприятие ОАО «Балтийский завод» внедрена информационная система управления (ИСУ) BOAN, благодаря, разветвленной сети и высокому быстродействию современных информационных систем, процесс поиска нужной информациисократился в несколько раз. Базой данных материально-технических ценностей пользуются все структуры завода: плановый отдел, отдел материально - технического снабжения (о номенклатуре потребляемых МТЦ, ПРБ цехов– логисты, технологи, бухгалтерия и т.д.).

 В условиях рынка и острой конкурентной борьбы часть информации о деятельности организаций переводится в разряд строго конфиденциальной, становясь при этом недоступной не только для членов других организаций, но и для большинства членов своей организации.

Достоверность информации – необходимое условие использования полученных данных в деятельности предприятия. Источники информации должны быть надежными и не вызывать сомнений. Упорядоченность информации подразумевает структурирование или распределение информации по степени ее важности для решения задач управления организацией. Сложной и ответственной задачей в формировании внутренней информационной системы является сбор и систематизация информации, полученной из различных подразделений организации. Рекомендуется разработать единую систему информационных запросов, которая обеспечила бы своевременную и оперативную передачу информации, накопившейся в подразделениях, в центральную базу данных. Основным потребителем информации является система управления организацией. Однако владение большими объемами информации еще не означает, что она будет эффективно использована в деятельности организации.

В современной перенасыщенной информационной среде любому человеку доступны огромные объемы информации, но далеко не все, что он может узнать, доходит до его сознания, а тем более используется в жизни. Из несметного количества обрушивающейся информации мы стараемся выбрать те сведения, которые нам нужны или могут понадобиться в дальнейшем. Такой же подход справедлив и для организации. Из общего потока система управления воспринимает и отбирает только ту информацию, которая соответствует поставленным целям и может быть использована в процедурах управления. Поэтому вся доступная информация должна быть упорядочена по целевому признаку.

 

 

           РОЛЬ ИНФОРМАЦИИ В ПРОЦЕССЕ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ

Во множестве функций, которые выполняет информация в процессе жизнедеятельности организации, следует подчеркнуть два основных фактора. Первый из них обусловлен тем, что информация, используемая в производственном процессе, носит производительный характер и, следовательно, играет роль ресурса, необходимого для выпуска конечного продукта. Особенно наглядно это свойство проявляется в деятельности фирм, для которых информация является предметом и продуктом труда. К ним следует отнести государственные и частные организации, занимающиеся координацией и управлением деятельностью других организаций, в том числе и маркетинговые агентства. Предметом деятельности последних является информация о состоянии рынка и действиях его субъектов, а результатом труда является информация, используемая в системах управления организаций. Вторая особенность воздействия информатизации на жизнедеятельность организаций заключается в том, что развитие подхода к информации как к самостоятельному объекту привело к созданию нового научного направления– информационной экономики.

Развитие и успешное внедрение в практическую деятельность научных разработок в этой области, которое началось с 90 х г г. XX в., было обусловлено следующими причинами: возрастающим влиянием научно-технического прогресса на деятельность организаций; определяющим влиянием уровня информационного обеспечения; революционным характером темпов развития информатизации; переходом к межгосударственным формам экономической деятельности.

Факт зависимости организаций (как общественных, так и хозяйственных) от полноты, достоверности, надежности и оперативности используемой информации вынудил рассматривать ее как объективный ресурс обеспечения жизнедеятельности. В информационной экономике информация рассматривается как результат интеллектуального труда всех членов общества. С этой точки зрения она превращается в товар, т. е. предмет куплипродажи, имеющий своиспецифические особенности по сравнению с традиционными товарами и услугами. Классический подход к оценке целесообразности использования информационных ресурсов с помощью получаемого экономического эффекта оказался малопродуктивным. Это связано с тем, что многие достижения составляют коммерческую тайну. Для получения содержательных оценок в этой области следует развивать государственные системы статистического анализа деятельности организаций. Параллельно необходима государственная поддержка независимых маркетинговых агентств, занимающихся сравнительной оценкой деятельности различных организаций.

 

4. Структура управления предприятием: отразить отраслевые особенности.

В рамках достижения единой цели необходимо выбрать оптимальную структуру и создать благоприятную среду обитания.

 

Линейно-функциональная структура управления предприятия состоит из:

линейных подразделений, осуществляющих в организации основную работу;

специализированных обслуживающих функциональных подразделений.

Линейные звенья принимают решения, а функциональные подразделения информируют и помогают линейному руководителю в разработке конкретных вопросов и подготовке соответствующих решений, программ, планов для принятия конкретных решений.

Функциональные службы доводят свои решения до исполнителей либо через высшего руководителя, либо (в пределах специальных полномочий) прямо.

Как правило, функциональные службы не имеют права самостоятельно отдавать распоряжения производственным подразделениям.

Роль и полномочия функциональных подразделений зависит от масштабов хозяйственной деятельности и структуры управления фирмы в целом.

Функциональные службы осуществляют всю техническую подготовку производства; готовят варианты решения вопросов, связанных с руководством процессом производства; освобождают линейных руководителей от планирования, финансовых расчетов, материально-технического обеспечения производства и т. д.

Чем крупнее фирма и сложнее ее управляющая система, тем разветвленней ее функциональный аппарат.

Линейно-функциональная структура управления обладает целым рядом преимуществ:

- быстрое осуществление действий по распоряжениям и указаниям, отдающимся вышестоящими руководителями нижестоящим,

- рациональное сочетание линейных и функциональных взаимосвязей;

- стабильность полномочий и ответственности за персоналом.

- единство и четкость распорядительства;

- более высокая, чем в линейной структуре, оперативность принятия и выполнение решений;

-личная ответственность каждого руководителя за результаты де­ятельности;

- профессиональное решение задач специалистами функциональ­ных служб

Наряду с линейными руководителями (директорами, начальниками филиалов и цехов) существуют руководители функциональных подразделений (планового, технического, финансового отделов, бухгалтерии), подготавливающие проекты планов, отчетов, которые превращаются в официальные документы после подписания линейными руководителями.

 

  Цеховая структура управления, характеризующуюся созданием при начальнике цеха функциональных подразделений по важнейшим функциям производства, и безцеховую структуру управления, применяющуюся на небольших предприятиях и характеризующуюся делением не на цехи, а на участки.

Основным достоинством линейно-функциональная структура управления является то, что она, сохраняя целенаправленность линейной структуры, дает возможность специализировать выполнение отдельных функций и тем самым повысить компетентность управленияв целом. К преимуществам функциональной структуры можно отнести то, что она стимулирует деловую и профессиональную специализацию, уменьшает дублирование усилий и потребление материальных ресурсов в функциональных областях, улучшает координацию деятельности.

Результаты работы каждой службы оцениваются показателями, характеризующими выполнение ими своих целей и задач. Например, работа служб, управляющих производством - показателями выполнения графика выпуска продукции, затрат ресурсов, производительности труда, качества, использования производственных мощностей. Для оценки служб, осуществляющих управление персоналам, используются такие параметры, как теку-честь кадров, дисциплина труда и другие. Соответственно строится и система мотивации и поощрения работников, ориентированная, прежде всего, на дос-тижение высоких показателей каждой службой. При этом конечный резуль-fат (эффективность и качество работы организации в целом) становится как бы второстепенным, ибо считается, что все службы в той или иной мере работают на его достижение [50,с.31

 

 

Цех Всего работников
1 50
3 180
6 163
7 213
8 129
11 77
12 362
13 257
14 235
26 224
27 62
35 128
39 65
52 + 84 185
74 17
82 109
100 94
109+113 19
118 60
120 17
128 11
132 67
142 65
160 69
181 25
185 36

 

 

В зависимости от сложности судна длительность производственного цикла исчисля­ется месяцами, а при постройке уникальных судов и военных кораблей превышает год и даже несколько лет. В связи с этим производствен­ный цикл строительства судна разделяют на пять периодов: заготови­тельный, блочный, стапельный, достроечный и сдаточный.

При строительстве металлических судов под длительностью производственного цикла понимают время от момента запуска металла в обработку до передачи готового судна заказчику, т. е. время производства за исключением времени нахождения предметов труда в производственных запасах (на складах, в пути и т. п.).

 

Проектирование производственного цикла, строительства судна, — сложная задача. Ее решение предусматривает разбивку производственного цикла на отдельные пе­риоды, их совмещение во времени для параллельного изготовления элементов изделия, определение количества рабочих мест и численностирабочих, осуществляющих процесс, разработку маршрутов объектовтруда, точное определение длительности рабочего периода, т. е. трудового процесса, с учетом численности работников на каждом ра­бочем месте. Вторым комплексом задач при разработке производствен­ного цикла является координация по времени выполнения основного и вспомогательного производственных процессов между цехами пред­приятия с целью сокращения перерывов в процессе труда.

 Технологический и трудовой процессы при воздействии на предмет труда неотделимы друг от друга. Их измеряют затратами труда, т.е. длительностью действий работников. Применительно к технологическому процессу затраты труда измеряют произведением числа основных производственных рабочих на суммарное время их работы. Показатель, характеризующий затраты труда основных производственных рабочих на производство продукции, называют ее технологической трудоемкостью где численность основных производственных рабочих; t – время их работы.

Большое значение имеет рационализация технологических процессов для сокра­щения рабочего периода производственного цикла с целью увеличе­ния выпуска продукции, а также роль технологической трудоемкости продукции в проектировании технологических процессов.

Второй составляющей длительности производственного цикла является время перерывов в процессе труда. К этим перерывам отно­сят прежде всего перерывы в основном производственном процессе, свя­занные с его обслуживанием, т. е. с выполнением вспомогательного про­изводственного процесса (контроль режимов работы, настройка и мелкий ремонт машин и оборудования, уборка производственных помещений, ожидание заготовок, материалов, комплектующих деталей и узлов и т. п.). Время перерывов включает также время ожидания осво­бождения рабочего места для выполнения операций технологического процесса (межоперационные перерывы), а также время перерывов между сменами, на выходные и праздничные дни.

Третьей составляющей длительности производственного цикла являются естественные процессы, влияющие на предмет труда без непосредственного участия работника, например, естественное высыхание окрашенных поверхностей. Такие процессы увеличивают длительность производственного цикла, но не увеличивают длительность процесса труда. Именно поэтому они отнесены к отдельной составляющей производственного цикла.

При создании такой сложной продукции, как современное судно, общий производственный процесс делят на составные части, т.е. на отдельные производственные процессы. В основе такого деления находиться разбивка корпуса судна на законченные составные части, по мере изготовления которых становится возможным продолжение производственного процесса до его полного завершения.

Специализированные части основного производственного процесса составляют технологические этапы, совокупность которых называют судостроительным производством, а отдельные технологические этапы видами судостроительного производства. Общий производственный процесс постройки металлического судна состоит из 11 видов судостроительного производства. Их перечень и краткая характеристика входящих в них работ приведены в таблице.

                                        Виды судостроительного производства            таблица

Вид производства Содержание производственного процесса
Корпусообрабатывающее Изготовление деталей корпуса, начиная от получения и складирование материала до комплектации и складирования готовых деталей
Сборочно-сварочное Сборка и сварка узлов, секций и блоков секций корпуса судна с их насыщением
Корпусостроительное Формирование корпуса судна на построечном месте до спуска на воду, включая изготовление блоков судна
Трубообрабатывающее Изготовление труб, определение конфигурации предварительный монтаж судовых трубопроводов на судне
Механомонтажное Сборка агрегатов в цехе, монтаж главных и вспомогательных механизмов, устройств, теплообменных аппаратов, валопроводов, тяжеловесного оборудования, окончательный монтаж и испытание трубопроводов
Электромонтажное Монтаж кабельных сетей, установка, включение, регулировка и сдача электрооборудования систем, систем автоматики и специальной техники
Производство изделий корпусодостроечной номенклатуры Изготовление в цехах судостроительного завода изделий корпусодостроечной номенклатуры
Производство по монтажу слесарно – корпусного насыщения, изготовлению и монтажу труб судовой вентиляции Монтаж обрешетников, каркасов для формирования помещений, других металлических конструкций (доизоляционных и послеизоляционных), креплений дельных вещей, бытового оборудования и мебели, изготовление и монтаж труб судовой вентиляции
Производство и монтаж изделий отделки и оборудования судовых помещений Изготовление в цехах судостроительного завода неметаллических и композитных деталей, узлов, предназначенных для оборудования судовых помещений; изготовление и подготовка в цеховых условиях элементов отделки судовых помещений, монтаж деталей и изделий, предназначенных для отделки и оборудования судовых помещений
Производство по изготовлению и монтажу изоляции и лакокрасочным покрытиям Подготовка поверхности конструкций, изготовление и монтаж изоляции, нанесение антикоррозионных и декоративных покрытий
Производство по испытаниям и сдаче судов   Испытания и сдача судов

 

Судостроительное предприятие ОАО «Балтийский завод» состоит из основных и вспомогательных цехов, в которых осуществляют, соответственно, основную и вспомогательную части производственного процесса. В состав судостроительного предприятия также входят инженерные службы (конструкторские, технологические, метрологические), службы управления предприятием (планово - диспетчерская, экономические, автоматизации управления и др.) и обслуживания (административно-хозяйственные подразделения). В состав основного производства входит собственное машиностроительное производство. Судостроительный завод выпускает механизмы и оборудование как для нужд своего производства, так и для других предприятий.

Особенности судостроительного производства обусловливают существенные отличия технологической подготовки производства (ТПП) завода от аналогичной подготовки в другихотраслях машиностроения:

—технологическая готовность в судостроении основана на поэтапной передаче в производство конструкторских и технологических до­кументов (в машиностроении установлено единовременное комплек­тование такой документацией);

—значительное число технологических и организационно - технологических документов разрабатывается на стадиях эскизного и технического проектирования судна; поэтому в ходе рабочего проектирования и постройки головного и даже серийных судов возникают изменения проекта, требующие корректировки уже существующих документов;

—функции ТПП судостроительного завода шире функции ТПП в других отраслях машиностроения и дополнительно включают работы по обеспечению тех­нологичности конструкций, типизации технологических процессов и их автоматизированного проектирования, проектирования и изготовления СТО, испытаний механизмов, устройств и судна в целом.

Таким образом, проекты судов являются сложными, ресурсо- и тру­доемкими объектами производства с длительным циклом проектиро­вания и строительства. Поэтому разработка принципиальных тех­нологии и организации постройки судов уже на ранних стадиях проектирования является производственной необходимостью. В рам­ках создания принципиальной технологии выполняют расчеты трудо­емкости и продолжительности постройки головного и серийных судов, разрабатывают схемы размещения производства, основные положения по технологии и организации постройки головного и серийных судов и по технологии электромонтажных работ.

Расчеты трудоемкости и продолжительности постройки головно­го и серийных судов в современных условиях выполняют обычно в два этапа:

—на стадии предконтрактной проработки производится укрупнен­ный расчет трудоемкости постройки на основе известных из практи­ки удельных значений по видам производств верфи и МСЧ. Данны­ми для расчета являются тип судна, его дедвейт или водоизмещение порожнем, представленные проектантом или заказчиком судна. Цель расчета — оперативное определение собственных затрат в себестои­мости судна;

—на стадии технического проекта определяют уточненную (плано­вую) трудоемкость отдельных производств с целью определения зат­рат труда основных производственных рабочих. Данными для расчета плановой трудоемкости являются основные конструктивно-техноло­гические данные судна, сведения о массе судна по статьям нагрузки. Могут быть также использованы статистические данные о трудоемко­сти постройки судна-аналога. В плановую трудоемкость постройки го­ловного судна входит трудоемкость проектирования и изготовления средств технологического оснащения.

 

На стадии технического проекта разрабатывают генеральные гра­фики постройки головного и серийных судов; график подготовки про­изводства для обеспечения постройки головного судна; техноло­гический график постройки судна; предварительные ведомости технологических комплектов; график проектирования и изготовления специальной технологической оснастки и др.

Основные положения по технологии и организации постройки со­держат конструктивно-технологические особенности судна; характе­ристики производственных условий предприятия-строителя; органи­зационно-технические мероприятия по подготовке производства к постройке головного и последующих судов; организационно-техноло­гическую схему постройки судов; перечень подлежащих освоению но­вых технологических процессов, средств механизации и автоматиза­ции по видам производств.

  Сложность судостроительного производства, одновременно строящих несколько разнотипных судов, затруд­няет организацию ТПП из-за большого количества технологических документов (в практике судостроения на 1 конструкторский документ приходится 8-10 технологических документов). Поэтому разработка, учет, контроль движения, корректировка технологических документом в связи с изменениями проектантом рабочих чертежей становятся слож­ной задачей.

Учитывая, что одна из основных задач ТПП состоит в сокращении затрат и сроков постройки судна, можно выделить главное направление совершенствования ТПП — внедрение отраслевых стандартов системы технологической документации (ОСТД).

Стандарты содержат типовые требования и правила разработки и оформления документов для каждого из видов производств с учетом унификации методов проектирования и постройки судов, методов автоматизированного технологического проектирования и управления процессом ТПП.

 

5.финансовые коэффициенты с учетом отраслевой принадлежности предприятия. Динамика.

В Отраслевом исследовании "Судостроительная промышленность России. 2010-2012 гг.": проанализировано текущее состояние российской судостроительной отрасли, охарактеризованы основные потребители продукции судостроения в России (военно-морской флот, морские пароходства, компании, осуществляющие перевозки грузов речным транспортом, рыболовецкие компании).

         Используем отчет о прибыли и убытках ОАО «Балтийский завод».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: