Основные цели и функции предприятия в условиях рынка

 

Во многих учебниках и учебных пособиях указывается, что ос­новной целью предприятия в условиях рынка является получение прибыли. Не менее важной задачей любого предприятия в условиях рынка признается обеспечение стабильной финансовой устойчивости в работе. Видный немецкий экономист Г. Шмален выделяет следую­щие «краеугольные камни» управления предприятием: эконо­мичность, финансовая устойчивость, прибыль.

Принцип экономичности требует, чтобы достигался:

  • определенный результат при наименьших затратах - прин­цип минимизации;
  • при заданном объеме затрат наибольший результат — прин­цип максимизации.

Следовательно, в основе своей принцип экономичности предъявляет свойственное всем предприятиям само собой разу­меющееся требование — не тратить даром производственные факторы (ресурсы), т.е. работать «экономично».

Принцип финансовой устойчивости означает такую деятель­ность предприятия, при которой оно могло в любой момент вре­мени расплатиться по своим долгам или собственными средства­ми, или путем отсрочки, или за счет получения кредита.

Высшая цель предпринимательской деятельности — превыше­ние результатов над затратами, т.е. достижение возможно боль­шей прибыли или возможно высокой рентабельности. Идеаль­ным является такое положение, когда получение максимальной прибыли обеспечивает и более высокую рентабельность

Для достижения поставленной цели предприятия должны:

  1. выпускать высококачественную продукцию, систематичес­ки ее обновлять и оказывать услуги в соответствии со спросом и имеющимися производственными возможностями;
  2. рационально использовать производственные ресурсы с учетом их взаимозаменяемости;
  3. разрабатывать стратегию и тактику поведения предприятия и корректировать их в соответствии с изменяющимися обстоятельствами;
  4. систематически внедрять все новое и передовое в производство, в организацию труда и управление;
  5. заботиться о своих работниках, росте их квалификации и большей содержательности труда, повышении их жизненного уровня, создании благоприятного социально-психологического климата в трудовом коллективе;
  6. обеспечивать конкурентоспособность предприятия и про­дукции, поддерживать высокий имидж предприятия;
  7. проводить гибкую ценовую политику и осуществлять дру­гие функции

Но при этом очень важно, чтобы все функции предприятия были направлены на реализацию выработанной стратегии и на достижение поставленной цели. А целью предприятия может быть не только получение максимальной прибыли, но и возрас­тание стоимости фирмы.

Выработка успешной стратегии начинается с определения «миссии» фирмы, общей цели функционирования коллектива. При этом цели предприятия могут меняться. Все зависит от конкретных обязательств. Например, главной целью предприя­тия на определенном этапе может быть не получение максималь­ной прибыли, а завоевание рынка. Тогда получение максималь­ной прибыли отодвигается как бы на второй план, но в будущем, в случае завоевания рынка, предприятие может с лихвой возмес­тить недополученную прибыль.

И в современных условиях перед многими отечественными предприятиями стоят совершенно иные цели и задачи, а получе­ние прибыли находится далеко не на первом месте. Руководите­ли многих предприятий считают, что для них наиважнейшей за­дачей на данном этапе являются реализация продукции, возмож­ность выплаты заработной платы работникам предприятия и быть «на плаву». Остается надеяться, что этот тяжелый период для российской экономики скоро пройдет, предприятия начнут нормально работать, решать задачи и достигать цели, свойствен­ные рыночной экономике

Таблица №1. Расчет технико-экономических показателей

 

Показатель Код строки 2007 2006
Чистая прибыль 1 1018829 1477148
Балансовая прибыль 2 1389547 1820094
Объем товарного выпуска 3 7594300 9496200
Баланс актива + пассив 4 7614796 16423688
Оборотные активы 6 5511929 12615069
Краткосрочные обязательства 7 7675821 15940700
Долгосрочные обязательства 8 903897 2466739
Чистые денежные средства от текущей деятельности 9 3528709 2496448
Среднегодовая стоимость основных фондов 10 5511929 12615069
Затраты на производство и реализацию 11 8998009 17935965
Расчет показателей      
1 2 3 4
Рентабельность продаж 2/3 18,3       19,2
Рентабельность авансированного капитала 1/4 13,4 9,0
Коэффициент 6/7 1,48 1,67
ликвидности      
Коэффициент 9/(7+8) 1,10 1,30
платежеспособности      
1 2 3 4
Фондоотдача (%) 3/10 1,38 1,06
Фондоемкость (%) 10/3 0,75 0,94
Коэффициент оборачиваемости 11/10 1,63 1,42

 

Анализ производственно - хозяйственной деятельности с помощью показателей представленных в таблице 1.6 Данные горизонтального анализа показывают, что в отчетном 2007 году, произошел спад в объеме реализованной продукции на 79,9 %.Одновременно с этим и затраты на производство продукции на 50,2% практически в двое по сравнению с 2006 годом, сопоставление этих темпов спада в объеме произведенной продукции и затратах на его производство указывает на не эффективность затратных процессов, поскольку затраты снижались медленнее, чем объем производства, т.е резкое сокращение в 2007 году объема товарного выпуска, не повлекло за собой резкого снижения затрат, а на оборот использовались достаточно эффективно. Спад в объеме реализованной продукции сопровождался снижением среднегодой авансированной стоимости на 43,7%. При этом изменилась структура среднегодой авансированной стоимости основных средств она возросли на 24,5% по сравнению с 2006 годом. При проведении расчета аналитических показателей позволяет сделать вывод, что предприятие в 2006 году использовала авансированную стоимость более эффективно, чем в отчетном году.

Проведем анализ показателей показывающих эффективность деятельность предприятия. Такой показатель как рентабельность продаж при расчетах показывает снижение на 9,5%, что свидетельствует о снижении полученной прибыли, при неизменившихся затратах. Рентабельность авансированного капитала возросла по сравнению с предыдущим годом на 4,4% это говорит о том, что получаемая предприятием часть прибыли происходит в процессе вложения собственных средств, без привлечения средств со стороны. При расчете коэффициента ликвидности, для которого оптимальным состоянием является 2-2,5, проанализировав полученные данные при расчетах видно, что предприятие ограниченно в кредитоспособности, это свидетельствует о том, что общая обеспеченность предприятия оборотными средствами для ведения хозяйственной деятельности и своевременного погашения срочных обязательств снижена до

минимума, последствием этого может быть не возможность в получение долгосрочных кредитов и займов, что может быть вызвано в первую очередь не своевременной оплатой заказчиков своих проектов.

При анализе расчета коэффициента платежеспособности снижение не значительно по сравнению с 2006 годом, что свидетельствует о возможности предприятия своевременно и полностью выполнять свои обязательства, вытекающие из торговых, кредитных и других операций.

Показатель фондоотдачи возрос по сравнению с предыдущим годом на 1,30%, что показывает наиболее эффективное использования основных средств, чем в 2006 году на предприятия. Полученное значение показателя при расчете на 2007 год показывает, что на рубль вложенных основных фондов выходит продукции на 1,38 рубля. Показатель фондоемкости является обратным показателем фондоотдачи и при расчетах, ввдно снижение его на 7,9 %, что показывает снижение потребности в основных фондах в 2007 году для заданного объема продукции. Найденное значение в таблице показывает, что для выпуска 1 рубля продукции необходимо 75 копейки стоимости основных фондов, что значительно меньше, чем в 2006 году. Известно, чем он меньше, тем эффективнее использование оборотных средств и тем быстрее оборачиваются оборотные средства в процессе производства продукции

Существенно возрос на 1,15% по сравнению спредыдущем годом коэффициент оборачиваемости, что свидетельствует о повышение деловой активности, связанной с относительной экономией на авансированной стоимости и что подтверждает эффективность проведение преобразований на предприятии.

 

                                      

Эффективность производства складывается из эффективности всех действующих предприятий. Эффективность предприятия характеризуется производством товара или услуги с наименьшими издержками. Она выражается в его способности производить максимальный объем продукции приемлемого качества с минимальными затратами и продавать эту продукцию с наименьшими издержками. Экономическая эффективность предприятия, в отличие от его технической эффективности, зависит от того, насколько его продукция соответствует требованиям рынка, запросам потребителей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: