Во многих учебниках и учебных пособиях указывается, что основной целью предприятия в условиях рынка является получение прибыли. Не менее важной задачей любого предприятия в условиях рынка признается обеспечение стабильной финансовой устойчивости в работе. Видный немецкий экономист Г. Шмален выделяет следующие «краеугольные камни» управления предприятием: экономичность, финансовая устойчивость, прибыль.
Принцип экономичности требует, чтобы достигался:
- определенный результат при наименьших затратах - принцип минимизации;
- при заданном объеме затрат наибольший результат — принцип максимизации.
Следовательно, в основе своей принцип экономичности предъявляет свойственное всем предприятиям само собой разумеющееся требование — не тратить даром производственные факторы (ресурсы), т.е. работать «экономично».
Принцип финансовой устойчивости означает такую деятельность предприятия, при которой оно могло в любой момент времени расплатиться по своим долгам или собственными средствами, или путем отсрочки, или за счет получения кредита.
|
|
Высшая цель предпринимательской деятельности — превышение результатов над затратами, т.е. достижение возможно большей прибыли или возможно высокой рентабельности. Идеальным является такое положение, когда получение максимальной прибыли обеспечивает и более высокую рентабельность
Для достижения поставленной цели предприятия должны:
- выпускать высококачественную продукцию, систематически ее обновлять и оказывать услуги в соответствии со спросом и имеющимися производственными возможностями;
- рационально использовать производственные ресурсы с учетом их взаимозаменяемости;
- разрабатывать стратегию и тактику поведения предприятия и корректировать их в соответствии с изменяющимися обстоятельствами;
- систематически внедрять все новое и передовое в производство, в организацию труда и управление;
- заботиться о своих работниках, росте их квалификации и большей содержательности труда, повышении их жизненного уровня, создании благоприятного социально-психологического климата в трудовом коллективе;
- обеспечивать конкурентоспособность предприятия и продукции, поддерживать высокий имидж предприятия;
- проводить гибкую ценовую политику и осуществлять другие функции
Но при этом очень важно, чтобы все функции предприятия были направлены на реализацию выработанной стратегии и на достижение поставленной цели. А целью предприятия может быть не только получение максимальной прибыли, но и возрастание стоимости фирмы.
Выработка успешной стратегии начинается с определения «миссии» фирмы, общей цели функционирования коллектива. При этом цели предприятия могут меняться. Все зависит от конкретных обязательств. Например, главной целью предприятия на определенном этапе может быть не получение максимальной прибыли, а завоевание рынка. Тогда получение максимальной прибыли отодвигается как бы на второй план, но в будущем, в случае завоевания рынка, предприятие может с лихвой возместить недополученную прибыль.
|
|
И в современных условиях перед многими отечественными предприятиями стоят совершенно иные цели и задачи, а получение прибыли находится далеко не на первом месте. Руководители многих предприятий считают, что для них наиважнейшей задачей на данном этапе являются реализация продукции, возможность выплаты заработной платы работникам предприятия и быть «на плаву». Остается надеяться, что этот тяжелый период для российской экономики скоро пройдет, предприятия начнут нормально работать, решать задачи и достигать цели, свойственные рыночной экономике
Таблица №1. Расчет технико-экономических показателей
Показатель | Код строки | 2007 | 2006 |
Чистая прибыль | 1 | 1018829 | 1477148 |
Балансовая прибыль | 2 | 1389547 | 1820094 |
Объем товарного выпуска | 3 | 7594300 | 9496200 |
Баланс актива + пассив | 4 | 7614796 | 16423688 |
Оборотные активы | 6 | 5511929 | 12615069 |
Краткосрочные обязательства | 7 | 7675821 | 15940700 |
Долгосрочные обязательства | 8 | 903897 | 2466739 |
Чистые денежные средства от текущей деятельности | 9 | 3528709 | 2496448 |
Среднегодовая стоимость основных фондов | 10 | 5511929 | 12615069 |
Затраты на производство и реализацию | 11 | 8998009 | 17935965 |
Расчет показателей | |||
1 | 2 | 3 | 4 |
Рентабельность продаж | 2/3 | 18,3 | 19,2 |
Рентабельность авансированного капитала | 1/4 | 13,4 | 9,0 |
Коэффициент | 6/7 | 1,48 | 1,67 |
ликвидности | |||
Коэффициент | 9/(7+8) | 1,10 | 1,30 |
платежеспособности | |||
1 | 2 | 3 | 4 |
Фондоотдача (%) | 3/10 | 1,38 | 1,06 |
Фондоемкость (%) | 10/3 | 0,75 | 0,94 |
Коэффициент оборачиваемости | 11/10 | 1,63 | 1,42 |
Анализ производственно - хозяйственной деятельности с помощью показателей представленных в таблице 1.6 Данные горизонтального анализа показывают, что в отчетном 2007 году, произошел спад в объеме реализованной продукции на 79,9 %.Одновременно с этим и затраты на производство продукции на 50,2% практически в двое по сравнению с 2006 годом, сопоставление этих темпов спада в объеме произведенной продукции и затратах на его производство указывает на не эффективность затратных процессов, поскольку затраты снижались медленнее, чем объем производства, т.е резкое сокращение в 2007 году объема товарного выпуска, не повлекло за собой резкого снижения затрат, а на оборот использовались достаточно эффективно. Спад в объеме реализованной продукции сопровождался снижением среднегодой авансированной стоимости на 43,7%. При этом изменилась структура среднегодой авансированной стоимости основных средств она возросли на 24,5% по сравнению с 2006 годом. При проведении расчета аналитических показателей позволяет сделать вывод, что предприятие в 2006 году использовала авансированную стоимость более эффективно, чем в отчетном году.
Проведем анализ показателей показывающих эффективность деятельность предприятия. Такой показатель как рентабельность продаж при расчетах показывает снижение на 9,5%, что свидетельствует о снижении полученной прибыли, при неизменившихся затратах. Рентабельность авансированного капитала возросла по сравнению с предыдущим годом на 4,4% это говорит о том, что получаемая предприятием часть прибыли происходит в процессе вложения собственных средств, без привлечения средств со стороны. При расчете коэффициента ликвидности, для которого оптимальным состоянием является 2-2,5, проанализировав полученные данные при расчетах видно, что предприятие ограниченно в кредитоспособности, это свидетельствует о том, что общая обеспеченность предприятия оборотными средствами для ведения хозяйственной деятельности и своевременного погашения срочных обязательств снижена до
|
|
минимума, последствием этого может быть не возможность в получение долгосрочных кредитов и займов, что может быть вызвано в первую очередь не своевременной оплатой заказчиков своих проектов.
При анализе расчета коэффициента платежеспособности снижение не значительно по сравнению с 2006 годом, что свидетельствует о возможности предприятия своевременно и полностью выполнять свои обязательства, вытекающие из торговых, кредитных и других операций.
Показатель фондоотдачи возрос по сравнению с предыдущим годом на 1,30%, что показывает наиболее эффективное использования основных средств, чем в 2006 году на предприятия. Полученное значение показателя при расчете на 2007 год показывает, что на рубль вложенных основных фондов выходит продукции на 1,38 рубля. Показатель фондоемкости является обратным показателем фондоотдачи и при расчетах, ввдно снижение его на 7,9 %, что показывает снижение потребности в основных фондах в 2007 году для заданного объема продукции. Найденное значение в таблице показывает, что для выпуска 1 рубля продукции необходимо 75 копейки стоимости основных фондов, что значительно меньше, чем в 2006 году. Известно, чем он меньше, тем эффективнее использование оборотных средств и тем быстрее оборачиваются оборотные средства в процессе производства продукции
Существенно возрос на 1,15% по сравнению спредыдущем годом коэффициент оборачиваемости, что свидетельствует о повышение деловой активности, связанной с относительной экономией на авансированной стоимости и что подтверждает эффективность проведение преобразований на предприятии.
Эффективность производства складывается из эффективности всех действующих предприятий. Эффективность предприятия характеризуется производством товара или услуги с наименьшими издержками. Она выражается в его способности производить максимальный объем продукции приемлемого качества с минимальными затратами и продавать эту продукцию с наименьшими издержками. Экономическая эффективность предприятия, в отличие от его технической эффективности, зависит от того, насколько его продукция соответствует требованиям рынка, запросам потребителей.
|
|