Лоббизм – политическое давление, оказываемое на органы власти и их руководителей с целью продвижения особых интересов различных экономических, социальных, культурных, политических групп.
Если лоббизм преобладает в деятельности какой-либо группы, то ее скорее всего можно назвать группой давления.
Термин «лоббист» употребляется в 2ух значениях:
• В широком смысле он применяется равнозначно с термином «группа давления».
• В более узком смысле лоббистом считается любая организация (юридическое агенство, служба полит. консалдинга), оказывающая, обычно за плату, воздействие на законодательный процесс в пользу какого-либо лица или группы лиц посредством прямого обращения к членам парламента.
Для обозначения сил, стоящих за лоббисткими организациями существуют понятия «заинтересованная группа» («группа интересов») и «группа давления».
Заинтересованная группа – группировка, преследующая интересы в той или иной деятельности правительства и готовая оказать на него давление в случае необходимости.
Группа давления – по существу, та же заинтересованная группа, но приступившая к активным практическим действиям.
Таким образом, группа интересов – это потенциальная группа давления.
Группа давления – организация, которая осуществляет давление на органы гос. власти, с целью законодательного или административного обеспечения и защиты своих материальных, социальных, духовных и др. интересов.
Таким образом, выстраивается цепочка:
Заинтересованная группа – группа давления – лоббисткая организация
Группа давления может быть одновременно собственным лоббистом, если сама осуществляет давление.
Т.о. лоббизм – явление полит. жизни, при котором заинтересованные экономические, политические, религиозные, этнические и т.д. группировки прямо или косвенно оказывают на парламент и правительство давление с целью как можно выгоднее отразить свои интересы в законодательных актах и конкретных мероприятиях гос. исполнительных органов.
Функции лоббистких группировок:
• Сбор информации. Задача лоббиста – организовать постоянный поток информации о всей соответствующей применительно к интересам группы, деятельности органов гос. власти.
• Обеспечение информацией внешних потребителей. Т.о. 1ая и 2ая функции обеспечивают того, что между гражданским обществом и государством происходит непрерывный коммуникационный обмен.
• Связь с законодательными и исполнительными органами (т.е. собственно лоббизм).
• Функция продажи правительству своей продукции (это относится к торговым и предпринимательским корпорациям).
Ресурсы (средства, которые позволяют влиять на процесс принятия полит. решений):
• Утилитарные ресурсы (знаменитые три «Б» - банкноты, банкеты, блондинки)
• Ресурсы силы (шантаж, физическая расправа, использование «темных» страниц биографии)
• Ресурсы убеждения (воздействие на эмоции)
Прямой вид лоббизма – непосредственный личный контактлоббистов с законодателем.
Косвенный вид лоббизма – через общественное мнение.
Васильев Т.В. Лоббизм как форма политической деятельности: природа, функции современные виды // Вестник Московского ун-та. Сер.12. 2004. №4
Полит. коммуникация
Теория полит. коммуникации складывается в середине 20 в.
Полит. коммуникация – процесс передачи информации между элементами полит. системы и между системой и обществом.
Г. Ласлоу полит. коммуникацию рассматривал через такие вопросы:
• Кто говорит?
• Что говорит?
• Кому говорит?
• По какому каналу?
• С каким эффектом?
Дж. Томсон выделял три уровня полит. коммуникации:
1. Семантический – зависимость процесса коммуникации от употребления знаково-звуковых форм. Официальные структуры должны использовать такие формы, которые бы позволяли понимать суть высказываний.
2. Технический – кадровые центры, базы данных, технологии хранения информации.
3. Инфлуентальный – на этом уровне достигается определенная степень влияния информации на сознание и поведение. (Источники, способ подачи информации)
3 способа полит. коммуникации:
1. Через СМИ
2. Через организации
3. Неформальная полит. коммуникация (слухи, сплетни – негативная оценка)
Решающую роль играет СМИ:
• Образовательная функция
• Социализация
• Контрольная функция
• Артикуляция интересов
• Мобилизация интересов
Ребят, вопрос по теме из лекции, семинаров по ней не было, поэтому без источников. Если что, тема лекции: полит. субпроцессы.