Важнейшим показателем, отражающим конечные финансовые результаты деятельности предприятия, является рентабельность.
Рентабельность характеризует прибыль, получаемую с каждого рубля средств, вложенных в предприятие или финансовые операции.
Исходя из состава имущества предприятия, в которое вкладывают капиталы, и проводимых предпринимателем хозяйственных и финансовых операций существует система показателей рентабельности.
Общая рентабельность предприятия
валовая (балансовая) прибыль
R1 = ------------------------------------------------------------ * 100%
средняя стоимость имущества
Чистая рентабельность предприятия
чистая прибыль предприятия
R2 = --------------------------------------------- * 100 %
средняя стоимость имущества
Данный показатель характеризует экономическую рентабельность всего используемого капитала (собственного и заемного).
Чистая рентабельность собственного капитала
чистая прибыль предприятия
R3 = ------------------------------------------------------------- * 100 %
средняя величина собственного капитала
Данный показатель характеризует финансовую рентабельность, то есть рентабельность собственного капитала.
Рентабельность заемного капитала
чистая прибыль предприятия
R4 = -------------------------------------------------------* 100 %
средняя величина заемного капитала
Анализ микросреды
Микросреду образуют те явления, процессы и институты среды, с которыми фирма непосредственно взаимодействует, находится под их влиянием или сама может оказывать влияние на них (например, поставщики, потребители, посредники, конкуренты, местные власти и пр.). Оно постоянно меняется, причем не только само по себе, но и при изменении направлений и форм деятельности компании. Фирма должна учитывать противоречивость интересов отдельных групп в окружении, которые при неудовлетворенности могут оказывать на нее давление с целью изменения ситуации (табл. 1).
Таблица 1
Критерии оценки деятельности фирмы со стороны заинтересованных субъектов
| Субъекты | Критерии оценки |
| Покупатели | Соотношение потребительских свойств и цены, доступность товара, сервис |
| Акционеры | Рыночная стоимость акций, уровень дивидендов |
| Правительство | Исполнение законов, уплата налогов, поддержка правительственных программ |
| Профсоюзы | Уровень заработной платы, занятость, профессиональный рост работающих |
| Кредиторы | Возврат ссуд |
| Поставщики | Получение постоянных заказов, своевременность их оплаты |
| Конкуренты | Скорость проникновения на отраслевые рынки инноваций, укрепление конкурентных преимуществ фирмы |
| Общественность | Вклад в развитие общества, создание рабочих мест, охрану окружающей среды |
Анализ отрасли
Конструкция отраслевого анализа должна позволить получить характеристику следующих аспектов:
а) доминирующие в отрасли экономические характеристики;
б) основные движущие силы, вызывающие изменения в отрасли;
в) анализ конкурентных сил, действующих на фирму;
г) оценка конкурентных позиций и возможных действий соперничающих компаний (см. раздел 4);
д) определение ключевых факторов конкурентного успеха (см. раздел 4).
Доминирующие в отрасли экономические характеристики:
§ размеры рынка;
§ области конкурентного соперничества (локальная, региональная, национальная, глобальная);
§ скорость роста рынка и стадия жизненного цикла отрасли;
§ число соперников и их относительные размеры, степень концентрации;
§ число покупателей и их относительные размеры;
§ превалирование передней или задней интеграции;
§ легкость входа и выхода;
§ степень дифференциации продуктов/услуг соперничающих фирм;
§ уровень технологических изменений в процессе производства и в новых продуктах;
§ влияние экономики на масштабы производства, транспортировку, маркетинг;
§ является ли степень использования производственных мощностей критичной в достижении низкоценовой эффективности производства;
§ наблюдается ли в отрасли сильная зависимость стоимости единицы продукции от кумулятивной величины объема производства;
§ требования к капиталу;
§ прибыльность в отрасли выше или ниже средней в экономике.
Целесообразно составить «портрет» отрасли по этим характеристикам и затем его проанализировать. Для этого в табл. 2 приведены данные по стратегической важности отдельных экономических характеристик.
Таблица 2






