Анализ рентабельности

Важнейшим показателем, отражающим конечные финансовые результаты деятельности предприятия, является рентабельность.

Рентабельность характеризует прибыль, получаемую с каждого рубля средств, вложенных в предприятие или финансовые операции.

Исходя из состава имущества предприятия, в которое вкладывают капиталы, и проводимых предпринимателем хозяйственных и финансовых операций существует система показателей рентабельности.

Общая рентабельность предприятия

валовая (балансовая) прибыль

R1 = ------------------------------------------------------------ * 100%

средняя стоимость имущества

Чистая рентабельность предприятия

чистая прибыль предприятия

R2 = --------------------------------------------- * 100 %

средняя стоимость имущества

Данный показатель характеризует экономическую рентабельность всего используемого капитала (собственного и заемного).

 

Чистая рентабельность собственного капитала

чистая прибыль предприятия

R3 = ------------------------------------------------------------- * 100 %

средняя величина собственного капитала

Данный показатель характеризует финансовую рентабельность, то есть рентабельность собственного капитала.

Рентабельность заемного капитала

чистая прибыль предприятия

R4 = -------------------------------------------------------* 100 %

средняя величина заемного капитала

 

 

Анализ микросреды

Микросреду образуют те явления, процессы и институты среды, с которыми фирма непосредственно взаимодействует, находится под их влиянием или сама может оказывать влияние на них (например, поставщики, потребители, посредники, конкуренты, местные власти и пр.). Оно постоянно меняется, причем не только само по себе, но и при изменении направлений и форм деятельности компании. Фирма должна учитывать противоречивость интересов отдельных групп в окружении, которые при неудовлетворенности могут оказывать на нее давление с целью изменения ситуации (табл. 1).

Таблица 1

Критерии оценки деятельности фирмы со стороны заинтересованных субъектов

 

Субъекты Критерии оценки
Покупатели Соотношение потребительских свойств и цены, доступность товара, сервис
Акционеры Рыночная стоимость акций, уровень дивидендов
Правительство Исполнение законов, уплата налогов, поддержка правительственных программ
Профсоюзы Уровень заработной платы, занятость, профессиональный рост работающих
Кредиторы Возврат ссуд
Поставщики Получение постоянных заказов, своевременность их оплаты
Конкуренты Скорость проникновения на отраслевые рынки инноваций, укрепление конкурентных преимуществ фирмы
Общественность Вклад в развитие общества, создание рабочих мест, охрану окружающей среды

 

Анализ отрасли

Конструкция отраслевого анализа должна позволить получить характеристику следующих аспектов:

а)    доминирующие в отрасли экономические характеристики;

б)   основные движущие силы, вызывающие изменения в отрасли;

в)   анализ конкурентных сил, действующих на фирму;

г)    оценка конкурентных позиций и возможных действий соперничающих компаний (см. раздел 4);

д)   определение ключевых факторов конкурентного успеха (см. раздел 4).

Доминирующие в отрасли экономические характеристики:

§ размеры рынка;

§ области конкурентного соперничества (локальная, региональная, национальная, глобальная);

§ скорость роста рынка и стадия жизненного цикла отрасли;

§ число соперников и их относительные размеры, степень концентрации;

§ число покупателей и их относительные размеры;

§ превалирование передней или задней интеграции;

§ легкость входа и выхода;

§ степень дифференциации продуктов/услуг соперничающих фирм;

§ уровень технологических изменений в процессе производства и в новых продуктах;

§ влияние экономики на масштабы производства, транспортировку, маркетинг;

§ является ли степень использования производственных мощностей критичной в достижении низкоценовой эффективности производства;

§ наблюдается ли в отрасли сильная зависимость стоимости единицы продукции от кумулятивной величины объема производства;

§ требования к капиталу;

§ прибыльность в отрасли выше или ниже средней в экономике.

Целесообразно составить «портрет» отрасли по этим характеристикам и затем его проанализировать. Для этого в табл. 2 приведены данные по стратегической важности отдельных экономических характеристик.

 

 

Таблица 2   




double arrow
Сейчас читают про: