Студопедия


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

Общие положения об охране и рациональном использовании земель




Лекция 10. Охрана и рациональное использование земель

План:

1. Общие положения об охране и рациональном использовании земель

2. Мероприятия по охране и рациональному использованию земель

Земля – это поверхность, охватывающая плодородный слой почвы.

Применительно к охране земель от загрязнения и иных факторов деградации в Земельном кодексе говорится о сохранении почв и их плодородия. Почва – это плодородный поверхностный слой земли, об­разовавшийся в результате продолжительного взаимодействия органических и неорганических природных факторов. Его тол­щина колеблется от нескольких миллиметров до 2 м.

Цель правовой охраны земли - не сохранение ее общей площади (она в основном остается неизменной), а сохранение, восстановление, улучшение качественного состояния земель (актуальной является также задача охраны земель от нецелевого использования, от самовольного захвата и др.).

Земля является основным средством производства, обеспечивающим в первую очередь продовольственные потребности населе­ния, она выступает также и в качестве товара, пользующегося все более устойчивым спросом в процессе дальнейшего развития рыночных отношений в нашей стране.

Земля в РФ является составной частью окружаю­щей среды, подлежащей охране от загрязнения, истощения, деградации и иного негативного воздействия. Использование земель должно осуществ­ляться способами, обеспечивающими сохранность экологических систем, способность земли быть средством производства в сельском и лесном хозяй­стве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности.

Со­гласно ст. 9 Конституции РФ земля наравне с другими природными ре­сурсами используется и охраняется в РФ как основа жиз­ни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Непосредственными объектами земельных отношений в соответствии со ст. 6 Земельного кодекса РФ выступают: земля как природный объект и при­родный ресурс; земельные участки; части земельных участков.

Основным федеральным актов является Земельный кодекс РФ от 25.10.01 г., в котором закреплены основные принципы земельного законодательства, определены участники и объекты земельных отношений, уточнены полномочия РФ, ее субъектов и органов местного самоуправления области использования и охраны земель, раскрыто содержание государственного управления и форм контроля в рассматриваемой сфере, приведены цели содержание охраны земель и др.

В Мурманской области действует Закон Мурманской области от 31 декабря 2003 г. № 462-01-ЗМО «Об основах регулирования земельных отношений в Мурманской области» и Закон Мурманской области от 11.10.02 г. № 356-01-ЗМО «О цене земли в Мурманской области».




Приоритетными направлениями земельной политики Мурманской области являются:

· обеспечение государственного регулирования земельных отношений в целях

· сохранения особо ценных земель, земель сельскохозяйственного назначения и земель особо охраняемых природных территорий;

· реализация прав жителей Мурманской области на землю;

· сочетание интересов Мурманской области, муниципальных образований и иных участников земельных отношений при принятии решений по вопросам регулирования земельных отношений;

· сохранение земель сельскохозяйственного назначения как основного средства производства в агропромышленном комплексе;

· использование земель способами, обеспечивающими сохранение экологических систем;

· платность использования земли.

Исходя из целевого назначения все земли в РФ со­гласно ст. 7 Земельного кодекса РФ подразделяются на следующие катего­рии:

1. земли сельскохозяйственного назначения;

2. земли поселений;

3. земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;

4. земли особо охраняемых территорий и объектов;

5. земли лесного фонда;

6. земли водного фонда;

7. земли запаса.

Отнесение земель к указанным категориям и перевод их из одной категории в другую производится в связи с изменением це­левого назначения земель в случаях, предусмотренных в законо­дательстве, уполномоченными органами в соответствии с их ком­петенцией при изъятии и предоставлении земель в пользование или аренду.



При решении вопросов о предоставлении земель в пользование или аренду соответственно учитывается, к какой категории они относятся, какими качественными и другими особенностями об­ладают.

Использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.

Право­вая охрана земли -система организационно-правовых и экономических мер, направленных на сохранение земель как важнейшего объекта окружающей природной среды, включающей в ка­честве главной составной части правовое регулирование порядка земле­пользования и обеспечение публичных интересов, а также установление и применение мер юридической ответственности за нарушение обязан­ностей по рациональному использованию и охране земель.

К числу основных принципов использования и охраны земель земельное законодательство относит:

учет значения земли как основы жизни и деятельности человека;

приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве;

приоритет охраны жизни и здоровья человека;

участие граждан и общественных организаций (объединений) в решении вопросов, касающихся их прав на землю;

приоритет сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий;

целевой характер использования земель;

приоритет использования земель сельскохозяйственного назначения;

платность использования земли;

сочетание интересов общества и законных интересов граждан и некоторые другие.

Цели охраны земель:

во-первых, предотвращение дегра­дации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности,

во-вторых, обес­печение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградация, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности (ст. 12 ЗК РФ). При этом необ­ходимо иметь в виду, что эта общая цель дифференцируется примени­тельно к различным категориям земель, например земель сельскохозяй­ственного назначения и земель поселений.

Реализацию данных целей законодатель предполагает следующим образом:

Во-первых,посредством возложения на собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участ­ков обязанностей по проведению группы мероприятий, в том числе по со­хранению почв и их плодородия; по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, заболачивания, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загряз­нения и других негативных (вредных) воздействий, а также мероприятий по внедрению новых технологий и проведение восстановления нарушен­ных земель.

На органы государственной власти и местного самоуправления, в свою очередь, также возлагаются обязанности по разработке федераль­ных, региональных и местных программ охраны земель с учетом осо­бенностей хозяйственной деятельности, природных и других условий, осуществлению консервации земель и т. д. Для повышения заинтересо­ванности землепользователей в сохранении и восстановлении почв орга­нами государственной власти могут устанавливаться экономические сти­мулы в порядке, определенном бюджетным и налоговым законодательст­вом. Оценка состояния земель и эффективности предусмотренных меро­приятий по охране земель проводится с учетом экологической эксперти­зы, установленных законодательством санитарно-гигиенических и иных норм и требований.

Определенной разновидностью данного направления является закреп­ление необходимости соблюдения требований по охране земель при осуще­ствлении хозяйственной или иной деятельности. Так, при размещении ГЭС должны предусматриваться меры по сохранению земель и почв, а также приниматься меры по своевременной утилизации древесины и плодородно­го слоя почв при расчистке и затоплении ложа водохранилищ. При эксплуа­тации объектов сельскохозяйственного назначения также должны прово­диться мероприятия по охране земель и почв от негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности. Объекты сельскохозяйственного на­значения должны иметь необходимые санитарно-защитные зоны и очи­стные сооружения, исключающие загрязнение почв. Перечень таких тре­бований можно продолжить.

Во-вторых,охрана земель осуществляется посредством установления на отдельных земельных участках или территориях особого эколого-правового режима. Данный режим может включать в себя две разновидно­сти.

Первая касается земель, которые подверглись радиоактивному и хи­мическому загрязнению и на которых не обеспечивается производство продукции, соответствующей установленным законодательством требо­ваниям. Такие земли подлежат ограничению в использовании, исключе­нию их из категории земель сельскохозяйственного назначения и могут переводиться в земли запаса для их консервации. На таких землях за­прещаются производство и реализация сельскохозяйственной продукции. Порядок использования таких земель, установления охранных зон, со­хранения находящихся на этих землях жилых домов, объектов производ­ственного назначения, объектов социального и культурно-бытового об­служивания населения, проведения на этих землях мелиоративных и иных работ определяется Правительством РФ с учетом нормативов пре­делы допустимых уровней радиационного и химического воздействия.

Лица, в результате деятельности которых произошло радиоактивное и химическое загрязнение земель, повлекшее за собой невозможность их использования по целевому назначению или ухудшение их качества, полностью возмещают убытки и потери сельскохозяйственного и лесохо-зяйственного производства, а также компенсируют затраты на дезактива­цию земель, подвергшихся радиоактивному и химическому загрязнению, затраты на приведение их в состояние, пригодное для использования по целевому назначению, или возмещают собственникам земельных участ­ков в пределах таких земель их стоимость в случае перевода их в земли запаса для консервации.

Другая разновидность предпола­гает установление особого режима охраны уникальных почв посредством ведения Красной книги почв РФ и Красной книги почв субъектов РФ. Почвы, представляющие особую ценность по своим характеристикам для РФ или субъекта РФ, подлежат внесению в такие книги с установлением режима особой охраны и выведению из активно­го хозяйственного использования. При этом, обе выше­указанные меры применяются в тех случаях, когда размер территории или иные обстоятельства не влекут придания ей статуса особо охраняе­мой природной территории или зоны экологического бедствия.





Дата добавления: 2014-02-02; просмотров: 1763; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Сдача сессии и защита диплома - страшная бессонница, которая потом кажется страшным сном. 8711 - | 7129 - или читать все...

Читайте также:

 

3.228.24.192 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.003 сек.