Разрешение земельных споров

Современная Гуманитарная Академия

Современная Гуманитарная Академия

Правовая охрана земель

ЮРИДИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ В СФЕРЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ЗЕМЕЛЬ

Охрана земель включает систему правовых организационных, экономических мероприятий, направленных на их рациональное использование, предотвращение необоснованного оборота изъятия земель из сельскохозяйственного оборота, защиту от вредных воздействий, а также восстановление продуктивных земель, в том числе лесного фонда, и на воспроизводство и повышение плодородия почвы.

Ст. 1 п. 2 ЗК РФ устанавливает приоритет охраны земли (почв) как компонента окружающей природной среды перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, согласно которому собственники земельных участков осуществляют свои правомочия свободно, но при условии ненанесения ущерба окружающей природной среде.

Цели охраны земель согласно ст. 12 ЗК РФ:

1) предотвращение негативного воздействия на земельные участки
(предотвращение деградации, загрязнения и захламления, нарушения
земель, других неблагоприятных последствий хозяйственной
деятельности);.

2) обязательное оперативное устранение последствий негативного
воздействия в случае, когда такое воздействие было произведено
(обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся
деградации, загрязнению, захламлению, нарушению и другим вредным
воздействиям хозяйственной деятельности).

В целях охраны земель разрабатываются федеральные, региональные и местные программы по охране земель, включающие перечень обязательных мероприятий по охране земель с учетом специфики хозяйственной деятельности, природных и других условий. В результате конституционных норм (ст. 9 Конституции РФ), устанавливающих, что земли и другие природные ресурсы используются и охраняются в России как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, новый ЗК РФ не только четко определяет цели (ст. 12), но и содержание охраны земли (ст. 13).

Содержание охраны земель включает в себя обязанность собственников, а также лиц, не являющихся собственниками земель, проводить мероприятия по:

1) сохранению почв и их плодородию;

2) защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления,
иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и бытовыми
отходами, загрязнения, в том числе биогенного, и других процессов,
ведущих к деградации земель;

3) защите от заражения сельскохозяйственных угодий и других


земель бактериально-паразитическими и карантинными вредителями и болезнями растений, иных видов ухудшения состояние земель;

4) ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного,
и захламления земель;

5) сохранению достигнутого уровня мелиорации;

6) рекультивации нарушенных земель, восстановлению их
плодородия; своевременному восстановлению земель, плодородного
слоя почвы при проведении работ, связанных с нарушением земель.

Помимо указанных мероприятий, законодательством установлен общий приоритет перед другими категориями земель, а также ограничение или запрещение изъятия (выкупа) некоторых земель для государственных или муниципальных нужд.

Впервые новый Земельный кодекс РФ регулирует использование
земель, подвергшихся радиоактивному и химическому заражению. В
этом случае земельные участки, которые подверглись радиоактивному
и химическому заражению и на которых не обеспечивается получение
продукции, отвечающей установленным требованиям (нормам,
правилам, нормативам),, подлежат ограничению в использовании и
исключению из сельскохозяйственного оборота и могут переводиться
в земли запаса для их консервации. На таких землях запрещается
производство и реализация сельскохозяйственной продукции. Под
консервацией деградированных и загрязненных токсичными
отходами земель
понимается вывод их из хозяйственного оборота с
целью сохранения и восстановления плодородия почвы и улучшения
состояния окружающей природной среды...'..',

Деградированными признаются земли, на которых в результате антропогенных или природных факторов происходят устойчивые негативные процессы изменения качественного состояния поч,в.

Консервации подлежат:

1.Сельскохозяйственные угодья с сильно эродированными, сильно засоленными, сильно заболоченными (в результате подтопления или нарушения экологических требований) лочвами, подверженные опустыниванию, имеющие подсадки поверхности вследствие добычи полезных ископаемых, в,случаях, когда дальнейшее использование этих земель по целевому назначению приводит ^.развитию негативных процессов^ ухудшению почв и экологической обстановки.

2. Земли, зараженные.токсическими промышленными отходами свыше предельно допустимых концентраций или радиоактивными веществами свыше предельно допустимых уровней. Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2002 №8.30, утверждено "Положение о порядке консервации земель, с изъятием их из оборота"1. Оно устанавливает порядок консервации земель с изъятием их из оборота в целях предотвращения деградации земель.,, восстановления плодородия почв и загрязненных территорий.

1 СЗ РФ, 2002г., № 47, ст 4676. " ~.


Консервация допускается к землям, подвергшимся негативным (вредным) воздействиям, в результате которых происходят деградация,, земель и ухудшение экологической обстановки, а также к землям, использование которых приводит к негативному воздействию на здоровье человека:

а) земли подвергшихся водной и ветровой эрозии, воздействию
селей, вторичному засолению, иссушению, уплотнению, а также земель
в районах Крайнего Севера, занятых оленьими пастбищами, с сильно
нарушенным почвенно-растительным покровом;

б) земли, имеющие просадки поверхности вследствие
использования недр или естественных геологических процессов^

в) земли, загрязненные радиоактивными веществами, нефтью
и нефтепродуктами, тяжелыми металлами и другими токсичными
химическими веществами, биологическими веществами и
микроорганизмами свыше предельно допустимых концентраций
вредных веществ (микроорганизмов), включая земли, на которых в
результате радиоактивного, химического или биогенного загрязнения
не обеспечивается производство продукции, соответствующей
требованиям, установленным законодательством Российской
Федерации. ' ;

Юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями
проводятся специальные (почвенные, геоботанические, агрохи­
мические и др.) обследования по утверждаемым соответствующими
федеральными органами исполнительной власти методикам для
выявления подлежащих консервации земель, определения их
местоположения, площади, динамики изменения качества земель и
причин, приводящих к деградации земель.,

Предложения по консервации земель должны включать:

а) заключение об оценке состояния земель и их дальнейшем
использовании;

б) карты с нанесенными границами земельных участков и частей
земельных участков, подлежащих консервации (с указанием типов и
степени деградации или загрязнения земель, собственников
земельных участков, землевладельцев, землепользователей и
арендаторов земельных участков);

в) предложения об участии правообладателей земельных участков;
собственников земельных участков, землевладельцев, землепользо­
вателей и арендаторов земельных участков в осуществлении
мероприятий по предотвращению деградации земель, восстановлению
плодородия почв и загрязненных территорий;

г) расчеты убытков и потерь сельскохозяйственного и
лесохозяйственного производства, понесенных в результате деградации
земель.

Предложения по консервации земель, находящихся в федеральной собственности, рассматриваются уполномоченными федеральными


органами исполнительной власти; земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, - органами, исполнительной власти субъектов Российской Федерации; земель, находящихся в муниципальной собственности, - органами местного самоуправления, которые принимают решения о консервации земель в пределах своей компетенции.

Решения о консервации земель, находящихся в частной собственности, принимаются в отношении земель сельскохозяйствен­ного назначения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а в отношении земель иного целевого назначения - органами местного самоуправления.

На основании принятого решения о консервации земель разрабатывается проект землеустройства, в котором определяются сроки консервации земель, мероприятия по предотвращению деградации земель, восстановлению плодородия почв и загрязненных территорий, очередность их проведения и стоимость, а также предложения по использованию земель после завершения указанных мероприятий.

Земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с принятым решением об их консервации, сохраняются за собственниками земельных участков, землевладельцами, землепользователями и арендаторами земельных участков либо переводятся в земли запаса в случаях, установленных законодательством Российской Федерации.

Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, принявшие решение о консервации земель, информируют о принятом решении органы, осуществляющие ведение государственного земельного кадастра и государственную регистрацию прав на недвижимость, имущество и сделок с ними.

Земельные споры - это разрешаемые в установленном порядке разногласия, возникающие между участниками земельных правоотношений по поводу реализации имеющихся у них субъективных прав и (или) исполнения соответствующих обязанностей.

В зависимости от порядка рассмотрения, земельные споры подразделяются на споры:

- рассматриваемые с обязательным соблюдением предваритель­
ной (преюдиционной) несудебной процедуры;

- рассматриваемые непосредственно в судебных органах;

- переданные сторонами на разрешение в третейский суд.

По общему правилу земельные споры рассматриваются в судебном порядке в порядке искового производства (ст. 64 ЗК РФ). Однако не исключается действие ранее установленного обязательного




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: