Задания для самостоятельной работы

1. Охарактеризуйте первый этап  укрепления афинской рабовладельческой демократии (490-470 гг. до н.э.) – период деятельности Фемистокла, выясните причины поражения Фемистокла в борьбе с аристократией и факторы, приведшие к усилению аристократии во главе с Кимоном.

2. Рассмотрите основное содержание второго этапа укрепления афинской рабовладельческой демократии (470-462 гг. до н.э.), связанного с деятельностью Кимона. Выясните причины ослабления аристократии во главе с Кимоном.

3. Проанализируйте третий этап усиления рабовладельческой демократии в Афинах (462-454 гг. до н.э.), обратите внимание на реформы Эфиальта и деятельность Перикла. Изучите конституцию Перикла, вскройте ее политическое содержание и определите ее значение и место в политической системе рабовладельческой демократии. Как оценивается “век Перикла” в трудах античных авторов (Фукидида и Псевдоксенофонта)?

4. Выясните причины обострения внутриполитической борьбы в Афинах в 440-х годах до н.э., приведшие к возникновению олигархического движения.

5. Чем характеризуется культурная жизнь Афин “века Перикла”? Опишите быт, занятия, традиции древних греков; состояние школьного дела и просвещения; порядок проведения Олимпийских игр; роль и место театра в общественно-политической жизни греков; жанры театрального искусства и любимых драматургов афинян, их произведения; назовите крупнейших архитекторов, скульпторов Афин и их произведения (в каких стилях они исполнены?). Каковы ценности и критерии древнегреческой философии, почему именно в Греции зародился материализм (в рамках каких философских школ?).

Список рекомендуемой литературы

А) у ч е б н о - м е т о д и ч е с к а я

1. История Древней Греции: Учебник / Ю.В.Андреев, Г.А.Кошеленко, В.И.Кузищин, Л.П.Маринович; Под ред. В.И.Кузищина. – 2-е изд. – М.: Высшая школа, 1996. – Гл. XIII. – С.168-179.

2. Немировский А.И. История Древнего мира: Античность: Учебник для студентов вузов: В 2-х ч. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – Ч.I. – Гл.12. – С. 225-236. – Гл. 14. – С.251-269.

3. История древнего мира / Под ред. И.М.Дьяконова, В.Д.Нероновой, И.С.Свенцицкой. – Изд. 3-е. – Кн. 2. Раcцвет древних обществ. – М.: Наука, 1989. – Лекция 9. – С. 168-182.

4. Древняя Греция / Отв. ред. В.В.Струве, Д.П.Каллистов. – М.: Изд-во АН СССР, 1956. – С.209-233.

5. История Европы. – Т.I. – Древняя Европа. – М.: Наука, 1988. – Гл.6. – С. 259-311.

6. Практикум по истории древнего мира / Под ред. И.С.Свенцицкой. – М.: изд-во МГЗПИ, “Просвещение”, 1981. – Вып. 2. – Тема 4. – С. 42-60.

7. Хрестоматия по истории древнего мира: Пособие для преподавателей средней школы / Под ред. акад. В.В.Струве. – М.: Учпедгиз, 1956. – С.122-137.

8. Хрестоматия по истории древнего мира: Пособие для учителей / Сост. Ю.С.Крушкол, Н.Ф.Мурыгина, Е.А.Черкасова. – М.: Просвещение, 1975. – С. 129-140.

9. История Древнего мира. Древняя Греция / А.Н.Бадак, И.Е.Войнич, Н.М.Волчек и др. – Минск: Харвест, 1999. – Ч.III. – Гл. 2. – С. 293-328.

10. История древнего мира: Ч.II. Греция и Рим. Учеб. пособие для студ. пединститутов / Бокщанин А.Г., Дворецкая И.А., Крушкол Ю.С. и др.: Под ред. А.Г.Бокщанина. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1981. – Гл. XI. – C.87-93.

11. История Древней Греции / Под ред. В.И.Авдиева, А.Г.Бокщанина и Н.Н.Пикуса. – Учебник. – М.: Высш. шк., 1972.  

12. Виппер Р.Ю. Лекции по истории Греции. Очерки по истории Римской империи (начало). Избранное сочинение в 2-х томах. – Т.I. – Ростов-на-Дону: Изд-во “Феникс”, 1995.

13. Беккер Карл Фридрих. История Древнего мира: Восток. Греция. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001.

14. Сергеев В.С. История Древней Греции / Под общ. ред. проф. Э.Д.Фролова. – Изд. испр. и доп. – СПб.: Издательство “Полигон”, 2002.

15. Новиков С.В., Маныкин А.С., Дмитриева О.В. Всеобщая история. Высшее образование / Новиков С.В. и др. – М.: Филол. о-во “Слово”, Изд-во Эксмо, 2004.

16. Ладынин И.А., Немировский А.А., Новиков С.В., Никитин В.О. История древнего мира: Восток, Греция, Рим / И.А.Ладынин и др. – М.: Филол. о-во “Слово”, Изд-во Эксмо, 2004.   

17. История древнего мира: Учебно-методическое пособие для студентов-заочников / Под ред. Л.М.Глускиной, И.С.Свенцицкой. – М., 1988. – 2-е изд.

18. Бахтина О.И. Задания для самостоятельной работы по истории древнего мира: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1988. – С.52-59, 60-65. 

19. Годер Г.И. Методическое пособие по истории древнего мира: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1988. – С.182-190, 190-208.

20. Немировский А.И., Ильинская Л.С., Уколова В.И. История Древнего мира. Греция и Рим: Пособие для уч-ся 10-11 классов школ, гимназий, лицеев: В 2-х т. – Т.I. – М.: Дрофа, 1996.

Б) д о п о л н и т е л ь н а я

1. Ботвинник М.Н., Рабинович М.Б., Стратановский Г.А. Жизнеописания знаменитых греков и римлян: Книга для учащихся. – М.: Просвещение, 1987. – С.26-59.

2.Арский Ф.Н.Перикл. – М.: Молодая гвардия, 1971 (серия “ЖЗЛ”).

3. Вейс Герман. История цивилизации: архитектура, вооружение, одежда, утварь: Иллюстрированная энциклопедия в 3-х томах. – Т.I. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. – Гл. III – C.417-542.

4. Гладкий В.Д. Древний мир: Энциклопедический словарь. – М.: ЗАО Изд-во Центрполиграф, 2001. 

5. Быт и история в античности. / Отв. Ред. Г.С.Кнабе. – М., 1988.

6. Винничук Л. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима. – М., 1988.

7. Герои Греции в войне и мире. / История Греции в биографиях Г.В.Штолля. – Пер. с нем. – “Скорина”, 1992. – C.76-82, 97-111, 123-162, 179-228.

ТЕМА 5. РИМ КАК АНТИЧНАЯ ГРАЖДАНСКАЯ ОБЩИНА

З а н я т и е 1

1. Обзор и характеристика исторических источников. Отечественная и зарубежная историография проблемы.

2. Основные этапы и результаты борьбы патрициев и плебеев.

3. Экономический базис и социальная структура римской цивитас (общины).

З а н я т и е 2

1. Государственный строй Римской республики в III-I веках до н.э.

2. Система моральных ценностей и идеология цивитас (по историческим и философским сочинениям, раннеримской художественной литературе, данным эпиграфики):

а) представления об идеальных общественных отношениях (идеал цивитас);

б) нормативная система жизненных ценностей;

в) “римский миф”;

г) идеал гражданина и история в лицах;

д) идеализация древности.

З а н я т и е 3

1. Идеология “римского империализма”.

2. Цивитас: историческая реальность;

             утопия эпохи кризиса Римской республики;

             важнейший элемент современного научного понимания специфики         

             античного общества.     

3. Выводы и обобщения по теме.

Темы для рефератов и докладов

 

1. Проблема античной собственности в трудах отечественных и зарубежных антиковедов.

2. Сравнительно-исторический анализ особенностей и признаков древнегреческих полисов и римской цивитас.

3. Быт и культура римлян эпохи Республики.

4. Религия и мифология древних римлян.

5. Военное искусство древних римлян.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: