1. На контурной карте древней Италии нанесите основные области Италии, Рим, обозначьте моря, горы, реки, проливы.
2. Конспективно воспроизведите легенду о возникновении Рима, биографию его основателя – Ромула (по “Сравнительным жизнеописаниям” Плутарха).
Что общего и особенного в образовании Древней Греции и Древнего Рима?
Какие факторы способствовали превращению римской гражданской общины в крупнейшую державу Средиземноморья?
3. Выполните задания для самостоятельной работы по книге О.И.Бахтиной (с.70-78, задания с № 1 по 53).
4. Внимательно изучите документальные материалы по хрестоматиям и практикумам и выполните письменный анализ приведенных в них исторических источников в соответствиями с пунктами плана занятий.
5. Законспектируйте историографические материалы по пунктам плана из работ историков, приведенных в списке рекомендованной литературы.
Список рекомендуемой литературы
А) у ч е б н о - м е т о д и ч е с к а я
1. История Древнего Рима: Учебник для вузов / В.И.Кузищин, И.Л.Маяк, И.А.Гвоздева и др.; Под ред. В.И.Кузищина. – 4-е изд. – М.: Высш. шк., 2001. – Гл. 5-6. – С.50-72.
|
|
2. Немировский А.И. История Древнего мира: Античность: Учебник для студентов вузов: В 2-х ч. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – Ч.I. – Гл.13. – С. 241-250.
3. Немировский А.И. История Древнего мира: Античность: Учебник для студентов вузов: В 2-х ч. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – Ч.II. – Гл.27. – С. 39-50.
4. История древнего мира. / Под ред. И.М.Дьяконова, В.Д.Нероновой, И.С.Свенцицкой. – Изд. 3-е. – Расцвет древних обществ. – М.: Наука, 1989. – Кн. 2-я. – Лекции 23-24. – С.413-451.
5. История древнего мира / Под ред. И.М.Дьяконова, В.Д.Нероновой, И.С.Свенцицкой. – Изд.3-е. – Упадок древних обществ. – М.: Наука, 1989. – Кн. 3-я. – Лекция 2. – С.22-48.
6. Сергеев В.С. Очерки по истории Древнего Рима. – Ч. I. – М.: ОГИЗ, Соцэкгиз, 1938. – Гл.II. – С.56-80.
7. История Древнего мира. Древний Рим / А.Н.Бадак, И.Е.Войнич, Н.М.Волчек и др. – Минск: Харвест, 1998. – С. 50-55.
8. Практикум по истории древнего мира / Под ред.И.С.Свенцицкой. – М.: изд-во МГЗПИ, “Просвещение”, 1981. – Вып. 2. – Тема 7. – С.84-92.
9. Хрестоматия по истории Древнего Рима / Под ред. В.И.Кузищина. – М., 1987. – Раздел 1.
10. Хрестоматия по истории древнего мира. Т.III. Рим / Под ред. В.В.Струве. – М., 1953. – Гл. I-II.
11. Хрестоматия по истории древнего мира. – Пособие для преподавателей. – Под ред. акад. В.В.Струве. – М.: Учпедгиз, 1956. – С. 250-270.
12. История древнего мира в художественно-исторических образах: Хрестоматия: Пособие для учителя / Сост. О.В.Волобуев, А.В.Шестаков. – Изд.2. – М., 1981. – С.168-180.
13. Книга для чтения по истории древнего мира: Пособие для учащихся / Под ред. А.И.Немировского. – М., 1981. – С.208 и след.
|
|
14. История древнего мира: Ч.II. Греция и Рим. Учеб. пособие для студентов / Бокщанин А.Г., Дворецкая И.А., Крушкол Ю.С. и др.: Под ред. А.Г.Бокщанина. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1981. – Гл. IV. – C.226-237.
15. Бокщанин А.Г. Источниковедение Древнего Рима: Учеб. пособие. – М., 1981.
16. Историография античной истории / Под ред. В.И.Кузищина. – М., 1980.
17. Виппер Р.Ю. Лекции по истории Греции. Очерки по истории Римской империи (начало). Избранное сочинение в 2-х томах. – Т.I. – Ростов-на-Дону: Изд-во “Феникс”, 1995.
18. Виппер Р.Ю. Очерки по истории Римской империи (окончание). Избранное сочинение в 2-х томах. – Т.II. – Ростов-на-Дону: Изд-во “Феникс”, 1995.
19. Беккер Карл Фридрих. История Древнего мира: Древний Рим. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001.
20. Ковалев С.И. История Рима / Под общ. ред. проф. Э.Д.Фролова. – Новое изд., испр. и доп. – СПб.: Издательство “Полигон”, 2003.
21. Новиков С.В., Маныкин А.С., Дмитриева О.В. Всеобщая история. Высшее образование / Новиков С.В. и др. - М.: Филол. о-во “Слово”, Изд-во Эксмо, 2004.
22. Ладынин И.А., Немировский А.А., Новиков С.В., Никитин В.О. История древнего мира: Восток, Греция, Рим. / И.А.Ладынин и др. – М.: “Слово”, изд-во Эксмо, 2004.
23. Древний Рим: Книга для чтения. / Под ред. В.В.Струве. – М.: Учпедгиз, 1956.
24. Ковалев С.И., Штаерман Е.М. Очерки истории древнего Рима: Пособие для учителей. – М.: Учпедгиз, 1956. –С.20-50.
25. Бахтина О.И. Задания для самостоятельной работы по истории древнего мира: Пособие для учителя. – М., 1988. – С.69-78 (№ 1-53).
26. Годер Г.И. Методическое пособие по истории древнего мира: Пособие для учителя. – М., 1988. – Темы 12-13.
27. История древнего мира: Учебно-методическое пособие для студентов-заочников / Под ред. Л.М.Глускиной, И.С.Свенцицкой. – М., 1988. – 2-е изд.
28. Немировский А.И., Ильинская Л.С., Уколова В.И. История Древнего мира. Греция и Рим: Пособие для уч-ся 10-11 классов школ, гимназий, лицеев: В 2-х т. – Т.II. – М.: Дрофа, 1996. – Гл.XXVII. – С. 94-112.
Б) д о п о л н и т е л ь н а я
1. Ельницкий Л.А. Возникновение и развитие рабства в Риме в VIII-III вв. до н.э. – М., 1964.
2. Моммзен Т. История Рима в 5 томах. – Т.I. – М., 1941.
3. Немировский А.И. История Рима и Италии. – Воронеж, 1962.
4. Немировский А.И. Идеология и культура раннего Рима. – Воронеж, 1964.
5. Немировский А.И. У истоков исторической мысли. – Воронеж, 1979.
6. Нечай Ф.М. Образование Римского государства. – Минск, 1972.
7. Кнабе Г.С. Корнелий Тацит. – М., 1980.
8. Кнабе Г.С. Древний Рим – история и повседневность: Очерки. – М., 1986.
9. Маяк И.Л. Рим первых царей. Генезис римского полиса. – М., 1983.
10. Утченко С.Л. Политические учения Древнего Рима. – М., 1977. – Гл. I, VII, VIII.
11. Общественно-политические и философские учения Древней Греции и Рима / Сост. И.С.Свенцицкая. – М., 1976. – Тема 2. – С.50 – 82.
12. Штаерман Е.М. Кризис античной культуры. – М., 1975. – С. 11–17, 44–57.
13. Вейс Герман. История цивилизации: архитектура, вооружение, одежда, утварь: Иллюстрированная энциклопедия в 3-х томах. – Т.I. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. – Гл. IV. – C.543-736.
14. Гладкий В.Д. Древний мир: Энциклопедический словарь. – М.: ЗАО Изд-во Центрполиграф, 2001.
15. Быт и история в античности. / Отв. Ред. Г.С.Кнабе. – М., 1988.
16. Винничук Л. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима. – М., 1988.
17. Трухина Н.Н. История Древнего Рима: Экспериментальный учебник для VI класса средних учебных заведений. – 2-е изд. – М.: МИРОС – Междунар. отношения, 1995. – Часть II. – С. 38-96.
ТЕМА 6. РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКОЕ ХОЗЯЙСТВО ИТАЛИИ
II – I веков до новой эры
ВОССТАНИЯ РАБОВ В РИМСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ
З а н я т и е 1
1. Обзор и общая характеристика исторических источников: их происхождение, авторство, датировка, степень достоверности, политические позиции авторов.
2. Организация рабовладельческого хозяйства в Италии во II-I веках до новой эры: а) по сочинению Катона; б) по сочинению Варрона; в) сравнительный анализ обоих авторов.
|
|
З а н я т и е 2
1. Образ раба в римской литературе II-I вв. до н.э.
2. Причины и особенности первого и второго сицилийских восстаний рабов.
З а н я т и е 3
1. Восстание Спартака в изображении античных авторов:
а) предпосылки восстания;
б) ход восстания;
в) особенности восстания;
г) причины поражения восстания;
д) оценка личности Спартака.
2. Вопрос б историческом месте и значении восстаний рабов в отечественной и зарубежной историографии.