Показания. Обследованию подлежат: 1) больные острой кишечной инфекцией (ОКИ) или с подозрением на нее; 2) реконвалесценты ОКИ; 3) бактерионосители после санации; 4) дети, бывшие в контакте с источником ОКИ; 5) госпитализируемые дети до 2 лет; 6) дети, поступающие в детские дома, школы-интернаты, специализированные учреждения для детей с поражением ЦНС, туберкулезом и другие учреждения закрытого типа.
Общие сведения. Существует два основных метода взятия материала на ПКФ: с помощью ректального тампона и нативного материала.|Кал для бактериологического исследования собирают из обеззараженного и тщательно отмытого от дезинфектанта горшка, у детей младшего возраста — с пеленки. Для повышения высеваемости возбудителей кишечных инфекций кал на посев рекомендуется брать до начала этиотропной терапии, лучше в первые часы заболевания. Взятие материала производят из свежевыделенных испражнений, выбирая слизь, фибринные пленки, гнойные комочки, прожилки крови, содержащие наибольшее количество возбудителя, но без сгустков крови, так как кровь бактерицидна и задерживает рост микробов.
|
|
Забор кала производят в стерильные флаконы (пробирки) с консервантом (раствор глицерина 30% в растворе натрия хлорида 0,9%) и до отправки в лабораторию хранят в холодильнике.
Срок доставки материала в лабораторию — не позднее 2 ч после забора. При невозможности своевременной доставки он помещается в холодильник при температуре +4 °С и направляется на исследование не позднее 12 ч после забора. Окончательный результат посева получают на 4—5-е сутки.
Оснащение рабочего места: 1) стерильные пробирки с ватными тампонами на деревянном (металлическом) стержне в биксе или крафт-пакетах; 2) флакон или пробирка со стерильным консервантом (раствор хлорида натрия 0,9% или раствор глицерина 30% в растворе хлорида натрия 0,9%); 3) стерильный флакон с крышкой; 4) стерильные стержни (шпатели, колпачки от игл, деревянные или стеклянные палочки) в крафт-пакете; 5) бикс для транспортировки, штатив, пеленка; 6) маркер по стеклу; 7) перчатки медицинские; 8) инструментальный столик; 9) бланк-направление; 10) емкость-дозатор с антисептическим средством для обработки рук.
Подготовительный этап выполнения манипуляции. 1.Информировать больного (близких родственников) о необходимости выполнения и сущности процедуры.
2. Получить согласие больного (близких родственников) на выполнение процедуры.
3. Проверить оформление направления, указать номер, соответствующий номеру в журнале.
4. Вымыть и просушить руки, надеть перчатки.
5. Поставить на предварительно обеззараженный инструментальный столик необходимое оснащение.
|
|
6. Написать маркером по стеклу номер на пробирке (флаконе), соответствующий номеру в направлении и журнале.
Основной этап выполнения манипуляции. Взятие материала методом ректального тампона (1-й метод).
7. Извлечь из пробирки стерильный тампон. Соблюдая условия стерильности, ввести тампон в пробирку (флакон) с консервантом и смочить его.
8. Уложить ребенка раннего возраста на спину, старшего - на левый бок. Пальцами левой руки раздвинуть ягодицы, правой рукой осторожно, без насилия, вращательно-поступательными движениями ввести тампон в прямую кишку, детям раннего возраста на глубину 3—4 см, старшим детям на глубину 6—8 см.
9. Извлечь тампон и вернуть в стерильную пробирку, не касаясь ее краев. Пробирку поставить в штатив для исследуемого материала.
Взятие нативного материала (2-й метод). 7. Открыть стерильный флакон, оставив резиновую (пластмассовую) пробку внутри колпачка из крафт-бумаги.
8. Взять кал стерильным стержнем (шпателем, колпачком от игл, деревянной или стеклянной палочкой). Поместить их в стерильный флакон.
9. Залить кал во флаконе консервантом в объеме, в 2 — 3 раза превышающем объем кала. Закрыть флакон стерильной пробкой и колпачком.
Заключительный этап выполнения манипуляции.
10. Вымыть и обработать антисептическим раствором руки в перчатках, снять перчатки. Вымыть и просушить руки, обработать кремом при необходимости.
11. Поставить в бикс на пеленку, смоченную дезинфицирующим раствором, штатив с пробирками и флаконы с исследуемым материалом. Бланк-направление положить в полиэтиленовый (клеенчатый) пакет.
12. Временно, до отправки в лабораторию, поместить бикс в холодильник.
13. Транспортировать взятый материал в биксе в бактериологическую лабораторию.
Приложение
к Инструкции по технике выполнения
лечебных и диагностических процедур и манипуляций по дисциплинам
«Сестринское дело в терапии»,
«Терапия» по специальностям
2-79 01 31 «Сестринское дело»
2-79 01 01 «Лечебное дело»
Оценка тяжести состояния больного
Тяжесть состояния больного оценивается по алгоритму:
1. Оценка состояния сознания.
2. Оценка положения в постели.
3. Оценка выражения лица.
4. Оценка выраженности симптомов заболевания.
Различают:
удовлетворительное состояние
состояние средней тяжести
тяжелое состояние
Удовлетворительное состояние:
1. Сознание ясное.
2. Может обслуживать себя, активно беседует с медицинским персоналом.
3. Выражение лица без особенностей.
4. Могут выявляться многие симптомы болезни, но их наличие не мешает больному проявлять свою активность.
Состояние средней тяжести:
1. Сознание пациента, как правило, ясное.
2. Пациент предпочитает большую часть времени находиться в постели, так как активные действия усиливают общую слабость и болезненные симптомы, нередко занимает вынужденное положение.
3. Выражение лица болезненное.
4. При непосредственном обследовании пациента выраженность патологических изменений со стороны внутренних органов и систем.
Тяжелое состояние:
1. Сознание может отсутствовать, быть спутанным, однако нередко остается ясным.
2. Пациент практически постоянно находится в постели, активные действия совершает с трудом.
3. Выражение лица страдальческое.
4. Жалобы и симптомы болезни выражены значительно.
Приложение
к Инструкции по технике выполнения
лечебных и диагностических процедур и манипуляций по дисциплинам
«Сестринское дело в терапии»,
«Терапия» по специальностям
2-79 01 31 «Сестринское дело»
2-79 01 01 «Лечебное дело»