Этрусская скульптура (основные виды, стилистическая эволюция) (?)

(бронзовое литье, терракотовая пластика в храмах, на саркофагах, каменная скульптура)

 

этрусская скульптура — смешение заимствованных и национальных черт. В период Вилланова (культура железного века) преобладали повторяющиеся геометрические узоры, которые помещались на терракотовые и бронзовые изделия. Ориентализирующий период, начавшийся в VII веке до н. э., принес в Этрурию широкое разнообразие изделий Греции и восточного Средиземноморья. Воздействие было очень сильным. Этруски копировали, усваивали, смешивали орнаменты, пока эта смесь сама не стала стилем. Но одна форма скульптуры VII века до н. э. была достижением местных мастеров — это погребальная урна из глины или бронзы с крышкой в виде человеческой головы, или канопа. Приблизительно в это же время появились скульптурные изваяния. Около 600 года до н. э. в Этрурии начался архаический период, продолжавшийся до 475 года до н. э.. Архитектура этрусков дала своеобразный толчок развитию всех ведущих средиземноморских цивилизаций. Каменные скульптуры создавались как надгробные памятники. Качественного мрамора в то время не было, использовалось в основном терракота и бронза. В течение VI века до н. э. этруски усвоили дух греческой вазописи, однако искусство городов Этрурии оставалось индивидуальным, в особенности это касалось каменных барельефов. Наибольших успехов этруски достигли в работе с бронзой. В Кампании делались бронзовые урны, украшенные фигурками. Бронзу использовали при изготовлении мебели и колесниц, ларцов, зеркал. Терракотовые изделия этрусков также были на высоком уровне. Примечателен саркофаг из Черветери 520 года до н. э., украшенный изваянием супружеской пары. Настоящим шедевром является группа из четырех статуй в Вейях, датируемая 500 годом до н. э. Скульптуры в этрусских храмах ваяли чаще всего из терракоты. Этот материал гораздо легче бронзы или камня и хорошо удерживается на сырцовых стенах. Поверхности балок покрывались терракотовыми фризами. Таким же образом декорировались культовые изображения антефиксов, статуи божеств. В Пирге сохранился терракотовый фронтон с изображением гигантомахи. В храме, расположенном в Вейях нашли антефикс, изображающий голову Медузы Горгоны со змеями, извивающимися вокруг ее лика и выпученными глазами. Антефиксы служили иногда водоотводами, по которым стекала дождевая вода, а также выполняли различные культовые задачи. В качестве апотропеев антефиксы защищали храмы от воздействия злых духов. Издалека же они воспринимались как декоративные элементы, оживляющие плоские стены. Этрусский царь Тарквиний в 6-ом веке до н.э. построил на Капитолийском холме огромный храм с тремя рядами колонн. Он был сооружен ранее знаменитого афинского Парфенона. Значение культурного наследия этрусков очень велико. Их достижения использовались на протяжении многих веков Широкое распространение получили в пластике этрусков большие терракотовые саркофаги со скульптурными фигурами покойных на крышках. Так, на саркофаге второй половины VI века до н. э. из Цере мастер изобразил семейную пару знатных этрусков. Опираясь на подушки, они возлежат на пиршественном ложе. Рука мужчины покоится на плече женщины. Торжественные позы лежащих и условные жесты сообщают им своеобразную значительность. Их торсы переданы объемно, тогда как нижняя половина фигуры, скрытая одеждой, выглядит совсем плоской. Образы, созданные ваятелем, привлекают изысканной декоративностью и тщательной отделкой деталей. Мягкой пластичной лепкой переданы лица умерших, оживленные легкой улыбкой. При всей их обобщенности можно заметить и некоторые индивидуальные признаки. Длинные волосы падают на плечи, изящно вылеплены тонкие ступни ног. Художественные приемы, которыми пользуется скульптор, явно говорят о его знакомстве с произведениями. Ведь скульптуры чаще всего украшают урны и саркофаги. Этруски издавна стремились подчеркнуть индивидуальность человека. Замечательные изделия этрусских мастеров, так называемые антропоморфные канопы, в большом количестве найдены в окрестностях древнего Клузия (некоторые из них относятся к VII веку до н. э.). Это овальные урны, стилизованные под человеческое тело, с ручками в виде человеческих рук. Урна закрывалась крышкой с изображением головы умершего. При изготовлении крышек проявилось умение этрусков передать портретное сходство. Создателей саркофагов обвиняют в том, что, стараясь подчеркнуть особенности модели, они впадали в грубый реализм и даже натурализм. Действительно, этрусским скульпторам нельзя отказать в желании точно отобразить действительность в любом ее виде. Показывая стариков, этруски не скрывали морщин, толстяки не становились на их скульптурных портретах стройнее. В этом, вероятно, секрет своеобразия этрусских надгробных скульптур и производимого ими впечатления. Вулка прославился терракотовыми скульптурами, предназначавшимися как для Вей, так и для Рима, которым тогда правили этрусские цари. Техника бронзовой отливки достигла здесь высокого уровня: отдельно создавались туловище, голова, шлем, руки, ноги. Некоторые детали – шлем, копье и вставки инкрустированных глаз утеряны. Изваяние несколько меньше натуральной величины. Тенденция уменьшать размеры фигуры, свойственная этрусской посвятительной скульптуре. Тематика этрусской скульптуры не исчерпывается изображением человека. Здесь, как и в живописи, проявилось увлечение этрусков изображениями животных. Скульпторы не отступили даже перед нелегкой задачей воспроизвести мифологическое чудовище химеру. Художественные произведения из камня, созданные этрусскими мастерами, столь же совершенны, как и изделия из металла и обожженной глины. поддававшийся обработке. Не лишено интереса, что знаменитые в римский период залежи высококачественного мрамора вблизи от Лэны, на севере Этрурии, не были известны этрускам. Камень служил этрускам для создания надгробных стел с изображением фигур умерших. Стелы относятся к ранней эпохе – VII веку до н. э. Из камня ваялись саркофаги, барельефы урн, скульптуры мужчин, женщин, животных и мифологических существ. Лучшими этрусскими скульптурами, пожалуй, следует считать те, что выполнены из металла, преимущественно из бронзы. Рельефное изображение оживленной схватки (вероятно, с фронтона) было обнаружено в 1957-1958 в Пиргах, порту Черветери. По стилю оно перекликается с греческими композициями эпохи ранней классики (480-470 до н.э.). Великолепная упряжка крылатых коней найдена близ храма 4 в. до н.э. в Тарквиниях. Каменная этрусская скульптура обнаруживает больше местного своеобразия, чем металлическая. Первые опыты создания скульптур из камня представляют столпообразные фигуры мужчин и женщин из гробницы Пьетрера в Ветулонии. Они подражают греческим статуям середины 7 в. до н.э. Архаические гробницы в Вульчи и Кьюзи украшены фигурой кентавра и разнообразными каменными бюстами. Изображения сражений, празднеств, игр, похорон и сцен женского быта обнаружены на надгробиях 6 в. до н.э. из Кьюзи и Фьезоле.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: